Проблемы проектирования новой фото и видеотехники

в 9:45, , рубрики: патентное право, проектирование, Производство и разработка электроники, Фототехника

Что не могут сделать могучие корпорации с их огромными финансовыми, интеллектуальными и технологическими возможностями, то может сделать один человек. Это кажется парадоксальным, но если взглянуть ретроспективно на развитие фототехники, окажется, что многие инновационные на тот исторический период решения, были предложены энтузиастами фотографии, а вовсе не коллективом профессионалов.

Создатель фотокамеры Leica Оскар Барнак был инженером – самоучкой.

Виктор Хассельблад был в первую очередь энтузиастом, а профильное образование помогало ему в работе. Еще подростком он страстно увлекался фотографией, постоянно делал эскизы своих открытий. В его эскизах уже тогда можно было найти интересные решения по усовершенствованию фотоаппаратов. Не будь этого опыта, не было бы и славного начала компании Hasselblad.

Зензабуро Ёcино создатель линейки фотоаппаратов «Bronica» был разработчиком фототехники лишь по призванию, но никак не по образованию и специальности.

Никто из выше названых авторов не проводил так называемые маркетинговые исследования, они сами были фотографами и очень хорошо представляли, какими возможностями должна обладать и как должна выглядеть фотокамера. Они смотрели дальше профессионалов.

Сегодня время «настоящих профессионалов». Это мы слышим, видим и читаем в СМИ. Как озаглавлены статьи? «Олимпиада «Я – профессионал» станет важным социальным лифтом для студентов», «В ресторанном бизнесе сегодня время профессионалов», «Не всё определяет техника, главное – люди, настоящие профессионалы».

А кто такие профессионалы? Это специалисты в узких областях, скованные должностными инструкциями и корпоративной этикой, люди, которые не могут охватить картину широко, глобально. Руководитель отдела маркетинга, бренд менеджер, дизайнер и т.д., – их деятельность очень регламентирована и формализована, ритуал давно заменил реальную жизнь. Эта корпоративная машина может успешно работать, если не разрабатываются инновационные продукты.

Небольшая история как профессионалы из Hasselblad разрабатывали фотокамеру Lunar.
За основу Lunar специалисты из Hasselblad взяли беззеркалку – Sony NEX – 7. Само название Lunar непременно должно было подчеркивать что фотокамера Hasselblad 500 побывала на Луне и вернулась на Землю вместе с астронавтами миссии «Аполлон-15» в 1971 году.

Для создания корпуса фотокамеры пригласили, как утверждают источники в Интернете, успешного итальянского дизайнера Роберто Кавальи (Roberto Cavalli), что весьма странно, ведь он fashion – дизайнер, а не промышленный, это примерно так же, если бы «АвтоВАЗ» обратился с просьбой к Валентину Юдашкину сделать дизайн приборной панели.

Налицо попытка создания легенды. За основу берется фотоаппарат Sony NEX–7 и «одевается» в другой корпус. В некоторых экземплярах Lunar часть корпуса была выполнена из ценных пород дерева однородной светлой древесины бука, груши и красного дерева. Был вариант отделки кожей или под карбон. В паре кнопок вмонтированы рубиновые кристаллы.

Предполагалось, что счастливые обладатели Lunar могут продемонстрировать свой изысканный вкус и принадлежность к касте избранных. Почитателям марки Hasselblad предлагалось стать отъявленными фетишистами, ведь если цена на Sony NEX–7 была 1100 $, то на Hasselblad Lunar достигла 6,500 $

Проблемы проектирования новой фото и видеотехники - 1

Sony NEX–7                      Lunar

Такой подход возможен, когда создаются часы, модные штучки, предметы интерьера. Но при создании фототехники, где функциональность и эргономика на первом месте, дизайн как чистое искусство неприемлем.

Финал этой истории в ноябре 2014 Hasselblad закрыл итальянский дизайн центр в Тревизо, открытый компанией в 2012 году. Специалисты компании отказались от создания таких клонов камер Sony, как модели Lunar, Stellar, Solar и HV.

В компании Ricoh Pentax похожая история – создание камеры Pentax K-01. Здесь обошлось без древесины ценных пород дерева, но корпус фотоаппарата присутствует как чистое искусство. В результате ужасная эргономика. Корпус толстый, никак не ложится в руку, ухватиться не за что, а на задней панели нет опорной поверхности для большого пальца.

Проблемы проектирования новой фото и видеотехники - 2

Дизайн Pentax K–01 разрабатывался Марком Ньюсоном (Marc Newson), который занимался конструированием велосипедов, мебели и даже дизайном одежды для G–Star RAW.

После провала этой модели на рынке, специалисты Ricoh Pentax пришли к выводу, что людям не нужны беззеркалки, компания стала разрабатывать компактные зеркальные фотоаппараты. Произошла ошибочная интерпретация события, а проблемы с эргономикой предпочли не заметить.

В истории есть и удачные примеры сотрудничества с дизайнерами. К примеру, проектирование фотокамеры Canon T90. Работа выполнена Луиджи Колани. Canon T90, представлен в 1986 году и дальнейшее развитие всей линейки продукции Canon основывалось на стиле био–дизайна Колани. Вскоре и другие бренды: Nikon, Minolta, Yashica и др. стали подражать стилю Колани. Можно сопоставить формы Canon T90 и современной камеры Canon 5D.

Проблемы проектирования новой фото и видеотехники - 3
Canon T90 1986 г                 современная фотокамера Canon 5D

Процесс разработки нового продукта, по мнению большинства маркетологов, состоит из восьми этапов:

– генерация идей,
– отбор идей,
– разработка концепции и ее проверка,
– разработка маркетинговой стратегии,
– анализ бизнеса,
– разработка непосредственно продукта,
– пробный маркетинг,
– коммерческое производство,

Рассмотрим только трактовку первого пункта.

«Генерация идей — систематический поиск идей о новых продуктах. Поиск новых идей осуществляется главным образом на основе внутренних источников организации (в отделе новой техники, в службе НИОКР, в отделе маркетинга и сбыта и т. п.), изучения мнений потребителей, конкурентов, поставщиков и дистрибьюторов, консультационных организаций, работы выставок и различных печатных изданий, путем использования специальных методов генерации идей».
«Этапы разработки нового продукта» www.managfine.ru/mfines-603-1.html

Похоже на правду, есть только одна проблема, идеи просто некому генерировать. В организации часто нет людей способных рождать новые идеи. Почему? Это тема целого исследования, а пока только факт. Получается, нет интересных задумок, соответственно нет нового продукта и неважно насколько силен отдел маркетинга и как велики бюджеты.

Говоря о техническом творчестве, нельзя обойти две темы, это патентное право и как инновационные решения принимаются обществом.

Патентное право, какую функцию оно выполняет? Можно предположить, что это охрана интеллектуальной собственности, нематериальных активов. Но если проанализировать запатентованные изобретения, большая часть, а это около 75% не имеет практического смысла, а в некоторых патентах приводятся и вовсе не рабочие схемы. В реальности, предприятие, выпускающее высокотехнологическую продукцию, защищается не столько патентами, сколько технологическим преимуществом, недоступным конкурентам и налаженными каналами продаж. У меня создается впечатление, что основными бенефициарами являются патентные агентства и патентные поверенные. Изобретатель не может самостоятельно запатентовать изделие, потому что оно состоит из нескольких патентов и требуется «международное патентование» (патентование в национальных патентных ведомствах), а это неподъемные траты для изобретателя.

Срок действия патента на изобретение при постоянной уплате пошлин 20 лет, примерно столько лет требуется, чтобы профессиональная общественность стала признавать технические решения. Надо ли говорить, что жизнь изобретателя превращается в ад. Патентное право в той форме, в которой оно находится сегодня, является тормозом технического прогресса. Без реального производства патентование бессмысленно.

В СССР идеологически культивировалось коллективное техническое творчество, в многочисленных КБ находили инновационные решения и под созданными изобретениями подписывался целый коллектив авторов. Иногда это было справедливо, так как каждый вносил серьезный вклад в общее дело, а во многих случаях автором ключевой идеи являлся один человек, и его фамилия не стояла в первых строчках списка соавторов. Зачастую мы не знаем настоящих творцов.

В научной среде то же самое. Приведу примеры заголовков с просторов Интернета — «Как будущие профессора воруют научные работы у студентов», «Использование административного ресурса с целью овладеть чужой интеллектуальной собственностью», «Проблема плагиата в научных работах», «Присвоение материальных средств за чужой интеллектуальный труд». Не буду на этом останавливаться, но явление существует.

Такое отношение к изобретателям и к творческим личностям сильно девальвирует интеллектуальный труд.

«Новая научная истина торжествует не потому, что ее противники признают свою неправоту, просто ее оппоненты со временем вымирают, а подрастающее поколение знакомо с нею с самого начала.» (Макс Планк). Это высказывание справедливо для любых значимых новых идей.

К кому обращаются за оценкой новой идеи, изобретения, теории? К экспертам, а кого можно считать экспертами, и могут ли они ошибаться?

«В 1955 г. Министерству Авиационной Промышленности поручили сделать крылатую ракету для подводных лодок. На первом же заседании почти никому не известный молодой конструктор Владимир Челомей предложил крыло ракеты сложить, а саму ракету спрятать в контейнер. Против тут же выступили все ведущие авиационные конструкторы и ракетчики. Элита оборонной отрасли назвала молодого В. Челомея авантюристом» (Фильм «Звездные войны Владимира Челомея»). Видео. Генеральные конструкторы являлись лучшими экспертами. Так почему же они ошибались?

Я предлагаю не стилистическое изменение корпуса фотокамеры, а сделать оригинальные разработки на уровне концептов. Это исходит из недовольства существующими моделями фото и видео техники, присутствующих на рынке. Произошел технологический переход на «цифру», но концептуально по дизайну ничто не изменилось. Чем снимает профессионал? Это зеркалки Canon и Nikon, по форме – решения прошлого века. При всей революционности электронных начинок дизайн выглядит весьма архаично, а хотя мы не катаемся на автомобилях, повторяющих формы карет. Дизайн должен создаваться от функциональности изделия, поэтому не нужно впихивать в старые формы инновационное содержание.

Почему я могу это сделать?

У меня есть необходимый многолетний опыт фотографа, в моих руках побывало множество моделей фотоаппаратов, от самых простых, до форматной камеры Sinar P2. Только имея знания и опыт фотографа, причем самых разных жанров, можно браться за создание концептов фотоаппаратов. В этом мое отличие от профессиональных промышленных дизайнеров, Они всегда работают в рамках того технического задания, которое сформулировали другие специалисты.

Мне не нужно проводить маркетинговые исследования. Такие исследования внешне могут выглядеть очень солидно и основательно, а по факту содержать ошибки, как на стадии сбора данных, так и на стадии их интерпретации. Поскольку задействовано большое количество специалистов, исследование превращается подобие детской игры «испорченный телефон». Иными словами валидность исследования крайне мала.

Мои работы как дизайнера, это необходимый опыт для следующих проектов. Я делал эти концепты фотоаппаратов на энтузиазме.

Компактная беззеркальная камера формата APC-C.

Проблемы проектирования новой фото и видеотехники - 4

В компактном корпусе трудно разметить кнопки управления, а смартфонное управление через меню неудобно. Нужны кнопки быстрого вызова команд, а разместить их на компактном корпусе казалось нереально, мне удалось найти чистое и простое решение.

Дата публикации 18.01.2013 здесь. Переход формы с объектива на корпус камеры чуть в измененном виде позаимствовала компания Sony на выставке CES 2014, 5-10 января представила камеру Sony Alpha A5000.

Проблемы проектирования новой фото и видеотехники - 5

концепт камеры формата APC-C.                 Sony Alpha A5000

В той же статье предложено техническое решение — уменьшение числа мегапикселей для получения качественных изображений в условиях низкой освещенности.

Процитирую сам себя — «Night. фотоаппарат с разрешением всего 8 мегапикселей его преимущество получение чистых, с широким динамическим диапазоном изображений на светочувствительности до 6400 ISO, есть незаполненная ниша на рынке.»

Эта идея реализована в 2014 году появилась Sony A7s, позиционируется как самая высокочувствительная фотокамера, на выставке CES 2018 представлена камера Panasonic GH5s где используется все тот же принцип, увеличение светочувствительности при уменьшении количества мегапикселей.

Беззеркалка full frame с функцией tilt.

Проблемы проектирования новой фото и видеотехники - 6

Концепт среднеформатной камеры

Проблемы проектирования новой фото и видеотехники - 7

Чтобы не перегружать статью, представил только изображения, более подробно здесь и здесь.

Представленные работы демонстрируют необходимый опыт для реализации следующих проектов. Сегодня у меня есть как технические решения, так и по дизайну фото и видеотехники. Те решения, которые были невозможны в прошлом. Это дает функциональные возможности для фотографов и видеографов, которых не было раньше.

P. S.

Тему закрыл, считаю, что занятие изобретательской деятельностью роскошь, реализовать частному лицу изобретения и решения по дизайну не представляется возможным. Дизайн и изобретения будут игнорироваться поначалу, а в последующем подвергаться огульной критике и осмеянию, так в истории изобретателей было часто. Далее, через лет 15, эти идеи кто-то подхватывает, тот человек и получает все лавры. Меня совершено не привлекает такое развитие событий.

Найденные решения вероятно никогда не будут опубликованы, просто наблюдаю сколько лет понадобится профессионалам сделать нечто подобное. Самое сложное в дизайне найти чистое и простое решение при хорошей функциональности, на это уходят годы, а скопировать готовое решение очень легко. Первоначально я предполагал, что профессионалы дойдут до аналогичных решений достаточно быстро, но все не так просто. Этому мешают как психологические установки разработчиков, так и общая корпоративная культура, следование наиболее безопасным маркетинговым стратегиям.

В большинстве случаев такие безопасные маркетинговые стратегии оправданы, но наступает момент, когда нужно делать что-то принципиально новое, а следование прежним стратегиям приводит к гибели корпорации. Например, некогда могучая корпорация Kodak, где она сейчас?

Автор: Питер 360

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля