Стипендия Erasmus Mundus для высшего образования в Европе

в 14:28, , рубрики: бизнес-процессы, обучение за рубежом, Программирование, стипендия, Учебный процесс в IT, метки: , , ,

Тема образования за границей на Хабре освещалась уже не раз, однако именно по этой стипендии упоминаний почти нет. Ее уникальная фишка состоит в том, что учеба не ограничивается одним университетом, а можно будет поучиться в 2 – 3 университетах в разных странах ЕС, получить полноценный диплом, и сумма стипендии покрывает все нужды. Кто заинтересован в учебе на магистра или PhD, найдет под катом мой личный опыт и рекомендации.

Общая информация о программах Erasmus Mundus

Итак, стипендия Erasmus Mundus существует с 2004 года и выделяется Евросоюзом для:

  1. Получения магистра за 2 года. Дабы избежать Хабраэффекта, я скопировал список специальностей категории «Science, Mathematics and Computing»
    сюда

    1. ALGANT — International integrated Master course in Algebra, Geometry and Number Theory
    2. ASTROMUNDUS — Astrophysics
    3. ATOSIM — Atomic Scale Modelling of Physical, Chemical and Bio-molecular Systems
    4. bhealth — BioHealth Computing EM
    5. ChIR — Erasmus Mundus Master in Chemical Innovation and Regulation
    6. COSSE — Computer Simulation For Science and engineering
    7. CSSM — Complex Systems Science
    8. DESEM — Erasmus Mundus MSc in Dependable Software Systems
    9. DMKM — Data Mining & Knowledge Management
    10. EM3E — Erasmus mundus Master in Membrane Engineering
    11. EMCL — European Master's Program in Computational Logic
    12. EMECS — European Master Embedded Computing Systems
    13. EMDC — European Master in Distributed Computing
    14. EMM-Nano — Erasmus Mundus Master in Nanoscience and Nanotechnology
    15. EMQAL — Erasmus Mundus Master in Quality in Analytical Laboratories
    16. EUCOMOR — European Master in Comparative Morphology
    17. EUROAQUAE — Euro Hydroinformatics and Water Management
    18. EUROPHOTONICS — Master in Photonics Engineering, Nanophotonics and Biophotonics
    19. euSYSBIO — erasmus Mundus Master's Course in euSYSBIO Systems Biology
    20. FloodR — Flood Risk Management (FloodRisk)
    21. FUSION-EP — European Master in Nuclear Fusion Science and Engineering Physics
    22. GEM — Master of Science course in Geo-Information Science and Earth Observation for Environmental Modelling and Management
    23. IMACS — International Master in Advanced Clay Science
    24. IMAE — International Master in Applied Ecology
    25. IMSE — International Master in Service Engineering
    26. IT4BI — Information Technologies for Business Intelligence
    27. M.E.S.C. — Master in Materials for Energy Storage and Conversion
    28. MATHMODS — Mathematical Modelling in Engineering: Theory, Numerics, Applications
    29. MCM — Master of Science in Computational Mechanics
    30. ME3 — European Joint Masters in Management and Engineering of Environment and Energy
    31. MEME — Erasmus Mundus Master Programme in Evolutionary Biology
    32. MEREMMC — EUROPEAN MSc in MARINE ENVIRONMENT AND RESOURCES
    33. MERIT — Master of Science in Research on Information and Communication Technologies
    34. MFSc — Master in Forensic Science
    35. MONABIP — Molecular Nano- and Biophotonics
    36. NEURASMUS — A European Master in Neuroscience: Advanced Courses and Research Training
    37. NORDSECMOB — Master's programme in Security and Mobile Computing
    38. PERCCOM — PERvasive Computing & COMmunications for sustainable development
    39. QEM — Models and Methods of Quantitative Economics
    40. SERP-Chem — International Master in Surface, Electro, Radiation, Photo — Chemistry
    41. SPACEMASTER — EMMC in Space Science and Technology
    42. SSI — Joint International Master in Smart Systems Integration
    43. TCCM — Euromaster on Theoretical Chemistry and Computational Modelling
    44. TROPIMUNDO — Erasmus Mundus Masters Course in Tropical Biodiversity and Ecosystems
    45. VIBOT — Erasmus Mundus Masters in VIsion and roBOTics
    46. WACOMA — Erasmus Mundus Master in Water and Coastal Management
    47. WOP-P — Master in Work, Organizational and Personnel Psychology

    Полный список программ находится здесь.

  2. Получения PhD. Список программ тут

Лично я учусь на магистра (на третьем семестре), потому вся дальнейшая статья будет посвящена именно этому.
Требования и сроки у каждой программы разные, но вот то, что объединяет все программы Erasmus Mundus (конкретные цифры могут немного отличаться от программы к программе):

  • Принцип мобильности – вы будете учиться как минимум в двух разных странах ЕС.
  • Различают студентов категории A и B. Категория B – это граждане ЕС, а также те, кто на протяжении последних 5 лет учился или работал в ЕС больше 1 года. Категория А – все остальные.
  • Стипендиаты категории А получают 1000 евро/месяц + 4000 евро раз в начале года + страховка. В год на каждую специальность таких стипендий выделяется около десяти.
  • Стипендиаты категории B получают 500 евро/месяц + 1500 евро раз в начале года + страховка. В год на каждую специальность таких стипендий выделяется около семи.
  • Если вы не прошли конкурс на стипендию, учиться можно и за свой счет. Для студентов категории А это стоит 8000 евро/год, для студентов категории B – 4000 евро/год.
  • В каждом университете будет координатор программы, который будет помогать со всеми административными вопросами и, при необходимости, с поиском жилья. О вас действительно будут заботиться больше, чем о других международных студентах (по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление).
  • По окончании вы получаете joint master degree от программы в целом и/или отдельные дипломы от каждого университета, где учились.
  • Подаваться можно одновременно максимум на 3 программы Erasmus Mundus.
  • Обучение практически во всех программах полностью на английском. Курсы языка той страны, где живешь, бесплатны и опциональны.
  • В каждом консорциуме есть один университет-координатор, который и принимает заявки от кандидатов.
  • Отбор состоит из двух этапов. Сначала оценивают пакет документов, и если кандидат интересен, назначают интервью по Skype.
  • Сроки подачи заявок у разных программ колеблются от декабря до февраля, начало обучения – с августа или сентября. Те, кто не претендуют на стипендию, могут прислать свои документы на несколько месяцев позже.
  • Если вы прошли отбор, то за пару месяцев до начала учебы вас пригласят на однодневный Pre-departure orientation meeting в ближайшей крупной столице (в моем случае в Киеве собирали студентов из Украины, Молдовы и Беларуси), где сперва представители разных европейских стран будут отвечать на ваши вопросы насчет получения виз и повседневной жизни, а потом выпускники Erasmus Mundus поделятся личным опытом.
  • Программа не может финансироваться от Erasmus Mundus более пяти лет. Иными словами, программа может выпустить 5 наборов студентов со стипендиями Erasmus Mundus. Если после этого программа продолжит свое существование, то новые студенты будут учиться либо за свой счет, либо, возможно, будут другие стипендии, но далеко не такие щедрые, как Erasmus Mundus (пример). Но это уже детали, потому что такие программы, конечно, уже не упоминаются по линкам выше.

Если у вас появилось ощущение, что это всё слишком круто, и где-то должен быть подвох, заверяю вас – никакого подвоха нет. По окончании программы на вас не возлагаются никакие обязательства (в отличие от, например, программы Fulbright, которая требует возвращения на родину на 2 года). Но если вы прервете обучение на полпути, возможно, придется выплачивать неустойку. Этот пункт прописан в контракте стипендии, но о случаях применения его на практике мне не приходилось слышать.
Типичный набор документов для поступления:

  • Переведенный диплом бакалавра. Если на момент подачи документов вы учитесь на последнем году бакалаврской программы, то можно просто академическую выписку.
  • TOEFL или IELTS. Если ваша прошлая учеба была на английском, то не надо.
  • Мотивационное письмо.
  • 2 рекомендательных письма.
  • CV.
  • Часто еще требуется GRE или GMAT.

Некоторые программы принимают все эти документы в электронном виде, другим надо присылать по почте.

Личный опыт поступления

В октябре 2010 года я заканчивал магистерскую программу в небольшом украинском университете, потихоньку писал дипломную работу по беспроводным сенсорным сетям, которую мне предстояло защитить через полгода, и параллельно работал в крупной аутсорсинговой компании (С++/Qt). За три года работы там я уже чувствовал, что потихоньку покрываюсь мхом, и надо искать что-то новое. Незадолго до того меня не взяли на Fulbright, но я не особо по этому поводу расстраивался, потому что это был мой первый опыт поиска стипендии для учебы за границей. Теперь, оглядываясь назад, я очень рад тому, что меня не взяли туда, потому что Erasmus Mundus, как по мне, несравненно лучше. И однажды вечером, вбив в Google что-то вроде “scholarships in Europe” я открыл для себя Erasmus Mundus. До того времени я вообще не подозревал, что можно учиться по очереди в разных университетах. Просмотрев список программ, я решил подаваться на три:

  1. International master in management of IT (IMMIT). Первый семестр – во Франции, второй – в Финляндии, третий – в Нидерландах, четвертый – стажировка и написание диплома.
  2. International master in service engineering (IMSE). Первый семестр – в Германии, второй – в Греции, третий – в Нидерландах, четвертый – стажировка и написание диплома.
  3. Data mining and knowledge management (DMKM). Первые 2 семестра – во Франции, третий и четвертый семестры – в Испании, Италии или Румынии, в зависимости от специализации.

У первых двух один и тот же координирующий университет (University of Tilburg), потому можно было подать один пакет документов сразу на обе программы, только с разными мотивационными письмами. И сами программы очень похожи по своей структуре и требованиям. Очень важная особенность – группа студентов во всех трех странах одна и та же. Полтора года учебы и путешествий вместе дают хороший шанс построить крепкую дружбу. Для четвертого семестра, увы, придется разъехаться по разным местам, в зависимости от стажировки. Далеко не все программы Erasmus Mundus так построены. Например, в DMKM такого не получится.
Все три программы требовали TOEFL, а IMMIT и IMSE еще GRE или GMAT. В Интернете хватает книг, как сдавать эти тесты, так что подробно на этом останавливаться не буду. Скажу только, что в выборе между очень похожими тестами GRE и GMAT я остановился на GMAT. Хотя он немного дороже GRE, но там, насколько я понял, больше упор на математику (в которой я себя чувствую комфортнее, чем в английском), а в GRE надо заучивать какие-то очень сложные слова. Для написания CV я использовал сайт Europass. Как правильно писать CV и мотивационное письмо – это отдельная большая история, и я никогда не спрашивал своих профессоров, почему они выбрали именно меня, так что поделюсь только некоторыми личными соображениями.

  • По TOEFL IBT достаточно иметь 90 баллов (из 120 максимальных) – такая оценка подтверждает, что у вас не будет проблем с языком. Всё, что выше 90, особо на результат отбора не влияет.
  • GRE/GMAT имеют большой вес. Если вы сдали этот тест на 90%, можете считать, что у вас хорошие шансы пройти.
  • Рейтинг вашего предыдущего университета не имеет никакого значения, а насчет оценок мне сказать сложно, потому что бакалавра я закончил с красным дипломом.
  • Информация в рекомендательных письмах, CV и мотивационном письме должна быть согласованной и дополнять друг друга. Опыт работы вовсе не обязателен, но если у вас уже он есть, то пусть одно из рекомендательных писем будет от менеджера, другое – от профессора. Моё мотивационное письмо состояло из трех частей: academic experience, professional experience и study objectives. Это письмо должно отражать то, что вы хорошо ознакомились с программой обучения, вам интересны предметы, которые там будут преподаваться, и что вы обладаете достаточным опытом для их усвоения. Еще можно показать свою заинтересованность в культуре тех стран, куда собираетесь ехать, что вы открыты для культурного обмена и готовы принять своих будущих одногруппников такими, какие они есть.

Документы надо было подать до середины января, так что я отослал свой пакет в конце декабря курьером. В таком деле нельзя тянуть до последнего – опоздал, значит опоздал. Единственный человек в моей группе, который учится за свой счет, не получил стипендию только потому, что его документы задержались в дороге и пришли слишком поздно. Кроме того, если секретарю что-то не понравится в ваших документах, у вас будет запас времени на исправление.

Учтите, что TOEFL, GRE и GMAT оставляют за собой довольно широкие временные рамки для проверки ваших тестов. Например, мой TOEFL проверили быстро (через 4 дня я увидел свой результат на сайте), но документ от TOEFL’a до университета Тилбурга шел 2 недели. В крайнем случае, консорциум может принять скриншот сайта с вашей оценкой, но только временно.

По всем трем программам я прошел во второй этап отбора, и были назначены собеседования по Skype в разные дни в начале февраля. Обычно собеседование длится 15-20 минут. Подумайте заранее, какие вопросы вам могут задать, и заучите ответы. Нужно показать, что вы свободно владеете английским, и что вы понимаете, куда проситесь. Главный вопрос, который задают всегда: «почему вы хотите учиться у нас»? Очевидно, что главная причина – стипендия, так что об этом не стоит говорить. Перескажите вкратце своё мотивационное письмо, сделав упор на каком-нибудь случае или впечатлении, которое подтолкнуло вас учиться в Европе и именно на этой специальности. Покажите, что вам интересен этот предмет, и вы примерно представляете, чем будете заниматься после окончания обучения. Единственный вопрос за три собеседования, который был для меня неожиданным, это “каким может быть ваш культурный вклад в многонациональную группу, в которой вам предстоит учиться?” Я ответил, что буду угощать одногруппников национальными украинскими блюдами. Профессору такой вариант понравился.

Примерно через неделю мне пришло два вежливых отказа от IMMIT и DMKM и одно поздравление – от IMSE. Именно туда мне хотелось попасть больше всего, так что я был безмерно счастлив. Предстояло еще получить окончательное подтверждение из Брюсселя в апреле, но это уже чисто бюрократическая процедура, и на этом этапе проблем быть не должно.

Позже я понял: так получилось потому, что IMSE более молодая программа (я попал во второй набор), и соответственно о ней меньше знают, и там был меньше конкурс. Выбрать 10 стипендиатов из 50 заявок на IMSE намного проще, чем из 800 заявок на DMKM. Поэтому если вы колеблетесь между несколькими программами, которые вам одинаково интересны, мой совет: не выбирайте программу, которая только что появилась, потому что первый набор Erasmus Mundus это всегда блин комом и множество проблем административного и учебного плана. Ко второму набору это всё будет исправлено. И не выбирайте программы, которые делают уже четвертый или пятый набор – скорее всего, там конкурс намного выше. Хотя можете поинтересоваться у секретаря, принимающего заявки, какой был конкурс в прошлом году. Некоторые программы (например, DMKM) открыто публикуют статистику на своих сайтах, так что по идее эта информация не конфиденциальная.

Учеба в Европе

Потом было еще получение немецкой визы, и 1 августа я приехал в Штутгарт. Авиабилет надо покупать самому, и по прибытию примерно месяц еще надо жить за свой счет, прежде чем придет первая стипендия. А после этого никаких проблем финансового плана уже не было. Выплачивая 250 евро/месяц за общагу, на оставшиеся 750 евро я чувствовал себя Рокфеллером при том, что Штутгарт – самый дорогой город Германии. Кроме того, в середине сентября были перечислены «подъемные» 4000 евро. Второй семестр я провел на Крите. Там цены ощутимо выше, потому что всё нужно привозить с материка. Наконец, Тилбург по стоимости жизни находится примерно посередине между Штутгартом и Критом. Но ни разу у меня не было особой необходимости экономить, я мог позволить себе путешествовать по окрестностям и соседним странам, и на каждые каникулы возвращался домой. Однако если надо будет учиться в Дании или Швеции, то там уже особо не разойдешься.

Еще один приятный момент: по приезду вы получаете вид на жительство, на основе которого можно оформить официальное приглашение (например, для мамы), которое потом подается для получения Шенгенской визы. Устроить гостя на неделю-другую в своей комнате в общежитии, как правило, не составляет проблемы.

С одногруппниками мне необычайно повезло. Они оказались открытыми, общительными людьми с очень разными характерами и жизненным опытом, и от них я учился не меньше, чем от профессоров. У нас люди из Китая, Индии, Бразилии, Молдовы, Албании и Пакистана, в возрасте от 22 до 29 лет, и самым большим «межкультурным конфликтом» за эти полтора года было то, что однажды мы никак не могли договориться, как играть в «Верю-не-верю». Вместе мы путешествовали на Октоберфест, посещали Коллайдер, забирались на горы и вулканы, кормили кроликов, поили горячим чаем при простуде, обижались и мирились и много такого, чего я тут написать не смогу. И я уже предчувствую, как тяжело мне будет расставаться с ними в декабре.

Собственно учеба оказалась несравнимо интереснее, чем в Украине. Но тут уже неважно, Erasmus Mundus или нет, ведь в каждой стране мы учились вместе с местными студентами. Далеко не полный список моих самых ярких впечатлений:

  • Лекции на проекторе, а значит, нет необходимости писать многостраничные конспекты.
  • Очень крутые преподаватели. Профессор, который вел курсы по SOAP web services и Workflow management, стоял у истоков этих технологий и является соавтором соответствующих стандартов. Профессор, который вел курс по Cloud computing, работает General manager’ом в IBM и отвечает за все (!) разработки по cloud computing в IBM. А PhD Гарварда – вообще что-то само собой разумеющееся.
  • Помимо собственно учебы, была еще пятидневная международная научная конференция по Service-oriented computing, по завершении которой еще пришлось готовить публикации для IBM Research.
  • Экскурсии в офисы крупных IT компаний, с встречами, презентациями и обедами.
  • Очень тесные связи с индустрией. Сейчас я на третьем семестре, и по одному из предметов нам предстоит разбираться с бизнес-процессами крупнейшего медицинского исследовательского центра Голландии и разработать список рекомендаций для них.

И параллельно нам надо искать компанию для стажировки в последнем, четвертом, семестре. На основе этой стажировки и будет написана дипломная работа. Так что если у кого-то есть вакантная позиция стажера в любой стране ЕС на 3-6 месяцев для работы в области business process reengineering, BPEL, BPMN, service-oriented architecture, cloud & large-scale computing или business intelligence – прошу в ПМ или email: p точка kazmirchuk улитка tilburguniversity точка edu.
Надеюсь, моё описание достаточно красочно, чтобы убедить кого-нибудь из вас подать документы на следующий год. Не откладывайте это в долгий ящик – на некоторые специальности документы надо прислать уже до конца декабря. И даже если вы окончили университет 5 лет назад – вы все еще достаточно молоды для Erasmus Mundus!

Если какие-то аспекты я недостаточно подробно рассказал – спрашивайте в комментариях, с радостью отвечу. Также напишите, если кому-то будут интересны статьи по BPEL и/или BPMN, или просто есть короткие вопросы. Остальные знания, которые у меня есть, менее специфичны, и статей на Хабре вроде хватает.

P.S. Помните, что учеба в зарубежном университете формально не дает вам отсрочки от армии, так что этот вопрос надо решать отдельно.

Автор: Radagast

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля