Модули вместо микросервисов

в 0:55, , рубрики: api, microservice architecture, Microservices, modules, monolith, Анализ и проектирование систем, Микросервисная архитектура, микросервисы, модули, монолит, ненормальное программирование, Программирование

Термин "модуль" (module) взят из статьи Modules vs. microservices. Так же для описания чего-то среднего между микросервисами и монолитами иногда используют термины "микролит" (microlith) или "моносервис" (monoservice). Но, не смотря на то, что термин "модуль" и так уже нагружен общеизвестным смыслом, на мой взгляд он подходит лучше других вариантов.

Монолит и микросервисы это очень разные подходы, поэтому в любой попытке взять лучшее от обоих критически важен баланс — что взять, а что нет. Иначе получится монстр вроде OSGi.

Я пишу микросервисы с 2009 года, но применять модули вместо микросервисов в реальных проектах пока не пробовал — всё описанное далее это моё предположение о том, каким должен быть вышеупомянутый баланс, и оно нуждается как в теоретической критике так и в проверке практикой.

Что такое модуль

Модуль — это что-то вроде микросервиса, только реализованного внутри единого приложения, состоящего из группы таких модулей и очень небольшой части, которая занимается инициализацией и запуском всех этих модулей.

Хотя формально такое приложение можно назвать монолитом, у этого подхода намного больше общего с микросервисами, поэтому и сравнивать его имеет смысл именно с микросервисным подходом. Как и микросервис, каждый модуль:

  • Должен иметь тщательно спроектированное и документированное API, и только оно должно быть доступно другому коду, выполняющемся в этом же приложении (контроль этого ограничения требует поддержки на уровне языка и/или инструментов разработки).
  • Должен выполняться независимо от кода других модулей и иметь возможность эффективно взаимодействовать с API других модулей без использования сетевых протоколов (это требует поддержки на уровне языка: нити/горутины/акторы, каналы/сообщения, etc.).
  • Должен использовать собственное хранилище данных (если оно ему нужно).
  • Может находиться в отдельном репо или монорепо приложения.
  • Может использоваться разными приложениями.
  • Может предоставлять доступ к своему API по сети (только модулю это делать не обязательно, да и доступ может быть не полным, как внутри приложения, а частичным).

В отличие от микросервисов, модуль:

  • Обычно нельзя деплоить независимо (если только язык не поддерживает горячую замену части кода в запущенном приложении).
  • Нельзя перезапустить независимо от всего приложения.
  • Нельзя масштабировать независимо от других модулей.
  • Не может помешать доступу к "своим" файлам из других модулей, если они решат нарушить изоляцию между модулями. Ни язык ни инструменты такое нарушение предотвратить не смогут, так что здесь придётся полагаться исключительно на дисциплину самих разработчиков и ревью кода.
  • Возможно, может без ограничений использовать библиотеки, общие с другими модулями — но тут я не уверен. Негативные последствия этого будут не такие значительные, как для обычных микросервисов, но всё-таки будут. Особенно если модуль будет в будущем запущен как полноценный микросервис (а этому, по большому счёту, пока что ничего не мешает — модули довольно легко превращаются в отдельные микросервисы при необходимости).

В отличие от обычных библиотек, модуль:

  • Не должен разделять с использующим его API кодом никаких общих данных — все данные должны передаваться через API либо в виде копии, либо, если данных очень много и к ним нужен доступ только на чтение, в виде неизменяемой (immutable) структуры данных (требует поддержки на уровне языка).
  • Не предоставляет функций, которые могут вызывать другие модули — т.е. не выполняет никакого своего кода в чужом потоке выполнения (нити, горутине, etc.), таким образом изолируя от вызывающего кода даже исключения, которые могут возникать в коде модуля.
    • У модуля есть публичная функция инициализации и запуска модуля, которая вызывается при запуске приложения, но она не предназначена для (повторного) вызова из других модулей.
  • Имеет собственные, полностью изолированные от других модулей:
    • Конфигурацию (передаваемую ему при запуске приложения).
      • Она может включать общие для всех модулей настройки логирования.
    • Хранилище данных (если оно ему нужно).
      • Поддержка версионирования схемы этих данных и миграций при обновлениях — так же ответственность модуля, хотя запуск миграций данных каждого модуля может быть частью общего для всех модулей процесса деплоя приложения.

В большинстве случаев модули не нуждаются в каком-либо реестре сервисов — вместо регистрации себя и поиска других модулей они получают необходимые им интерфейсы других модулей при запуске, когда запускающееся приложение вызывает функцию инициализации каждого модуля (в порядке, определяемом зависимостями между модулями). В качестве побочного эффекта это позволит сразу обнаружить циклические зависимости между модулями, если они появятся (и, по возможности, изменить архитектуру так, чтобы от них избавиться).

Где нужны модули

Есть константная добавленная сложность (accidental complexity), одинаковая в каждом микросервисе (регистрация/обнаружение сервисов, подключение и переподключение к ним, авторизация между сервисами, (де)маршалинг и шифрование трафика, использование прерывателей зацикленных запросов, реализация трассировки запросов, etc.). Есть аналогичная константная добавленная операционная сложность (необходимость автоматизации тестирования и выката, реализация детального мониторинга, агрегация логов, использование служебных сервисов для регистрации и поиска сервисов, для хранения конфигурации сервисов, для аудита, etc.). С этим можно смириться, потому что реализовать всё это можно один раз, по мере роста количества микросервисов эта сложность не растёт, а преимущества микросервисов с лихвой компенсируют эти затраты.

Но есть сложность, зависящая от бизнес-логики конкретного приложения и увеличивающаяся по мере развития приложения, от которой хотелось бы избавиться хотя бы в тех приложениях, которым не требуется возможность масштабирования и высокая доступность (или хотя бы той части кода таких приложений, в которой нет явной необходимости взаимодействовать с внешними сервисами):

  • Необходимость разделять идемпотентные и не идемпотентные запросы.
  • Для всех запросов на клиенте:
    • Необходимость использовать таймауты (которые могут быть разными для разных запросов).
    • Необходимость использовать больше асинхронности для ускорения работы.
    • Больше ситуаций eventual consistency и вызванных этим сложностей.
      • В т.ч. необходимость иногда кешировать данные других сервисов.
    • Необходимость повторять некоторые запросы:
      • Используя ограничение по количеству или времени повторов.
      • Используя задержки между повторами.
  • Дополнительно для не идемпотентных запросов на клиенте:
    • Необходимость реализовать возможность определения дубликатов при повторе запросов.
  • Дополнительно для не идемпотентных запросов на сервере:
    • Необходимость определять и обрабатывать дубликаты запросов (по-разному, в зависимости от бизнес-логики каждого запроса).
  • В некоторых случаях необходимость выполнять запросы в том же порядке, в
    котором они были отправлены.

Правильный модульный подход позволяет сохранить многие преимущества микросервисов (при наличии необходимой поддержки на уровне языка и/или инструментов разработки), но помимо потери ненужных в данном приложении возможностей масштабирования и высокой доступности есть и другие:

  • Падение модуля приводит к падению всего приложения.
  • Уменьшается скорость сборки и тестирования.
    • Не уверен, что скорость сборки это реальная проблема — есть много способов её ускорения.
    • В принципе возможно при тестировании ветки/PR запускать только тесты изменившегося модуля, а тесты всего проекта выполнять только перед деплоем — это в достаточной степени должно нивелировать эту проблему.
  • Уменьшается скорость запуска (разогрев кешей, etc.).
    • Здесь проблема не столько в реальном замедлении, сколько в том, что когда сервисов много время запуска "размазано" по нескольким сервисам, которые (пере)запускаются независимо друг от друга. Тем не менее, видимый эффект более медленного запуска этот факт не отменяет.

Так же у модульного подхода появляются новые достоинства:

  • Увеличивается скорость взаимодействия между модулями-сервисами, что и позволяет значительно уменьшить необходимость в асинхронности, eventual consistency и кешировании.
  • Пока у модуля нет внешнего (сетевого) API его API намного проще изменять и деплоить эти изменения атомарно с деплоем использующих этот модуль клиентов (других модулей этого же приложения).
  • Совместную работу модулей проще тестировать, чем группу микросервисов.
  • Проще использовать монорепо (если хочется), хоть это и не обязательно.
    • Монорепо упрощает рефакторинг и изменение API, по крайней мере пока есть гарантия что у модуля нет сетевого интерфейса и внешних клиентов.

Резюме

В общем и целом подход выглядит достаточно соблазнительным — мы получаем возможность писать монолитное приложение в виде кучки по-настоящему хорошо изолированных частей (причём контролировать это будет по большей части язык и/или инструменты, а не внутренняя дисциплина), разрабатываемых в микросервисном стиле (в т.ч. разными командами в разных репо), которые "лёгким движением руки" могут превратиться в настоящие микросервисы если в этом возникнет реальная необходимость… А пока её нет — мы можем использовать обмен сообщениями между модулями внутри приложения как простую и очень быструю замену настоящего RPC, избегая сложностей асинхронности, eventual consistency и обработки сетевых ошибок.

Необходимая поддержка этого подхода в данный момент есть далеко не во всех языках, но в некоторых есть: автор статьи "Modules vs. microservices" писал о поддержке модульности в Java 9, в Go уже пару лет есть поддержка internal-пакетов, в Erlang судя по статье на эту же тему Dawn of the Microlith — Monoservices with Elixir всё хорошо, для NodeJS тоже пытаются реализовать нечто подобное (micromono — впрочем я не уверен, насколько на JS возможно обеспечить реальную изоляцию модулей), …

Если у вас есть соображения по теме (а ещё лучше — опыт реального проекта на похожих принципах) или дополнительные ссылки на статьи/проекты по теме — пишите в комментариях, я постараюсь дополнять ими статью.

Автор: powerman

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля