Это вам не настоящая работа, а лучше: как политика найма Crossover останавливает утечку мозгов из России

в 13:38, , рубрики: CrossOver, Блог компании Crossover, высокие ЗП, налоги, Программирование, работа с Crossover, регистрация, сотрудничество, удаленная работа, управление персоналом, управление проектами, управление разработкой, финансы в IT

Сейчас глобальное сообщество Crossover насчитывает уже более 4000 разработчиков и профессионалов других специальностей в 138 странах мира. Из них более 400 человек живут и работают в России. А это значит, что российская экономика благодаря Crossover получила четыре сотни индивидуальных предпринимателей (ИП). И тут вы скажете: «Стоп, а откуда взялись ИП?» Дело в том, что у Crossover в России нет ни офиса, ни даже юрлица — как и нигде в мире, за исключением штаб-квартиры в техасском Остине. Все сотрудники компании работают полностью удалённо. Поэтому с официальной точки зрения Crossover в России не нанимает сотрудников, а заключает договоры о сотрудничестве с индивидуальными предпринимателями. Звучит непривычно? Вероятно — да. Может быть, мы ещё просто не оценили всех возможностей такого формата работы, а ведь у него есть целый вагон преимуществ перед традиционным наймом. Впрочем, как и маленькая тележка недостатков, о которой мы тоже расскажем.

Это вам не настоящая работа, а лучше: как политика найма Crossover останавливает утечку мозгов из России - 1

Как организовано сотрудничество с Crossover

Представим, что один из турниров Crossover, о которых уже был подробный рассказ в прошлый раз, остался для соискателя позади: с великолепным проходным баллом он оказался на витрине Crossover — маркетплейсе, где вскоре получил конкретное предложение о работе в одной из компаний холдинга ESW Capital — Aurea, Versata, DevFactory, 3seventy, Ignite Technologies и др.

Теперь, чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, ему нужно зарегистрироваться в качестве ИП. Подобная модель взаимодействия была выбрана не случайно: вместо того, чтобы открывать сотни физических офисов и представительств по всему миру, Crossover взаимодействует с работниками полностью удалённо и имеет децентрализованную структуру. С точки зрения географии — это несомненный плюс. Разработчик может физически находиться хоть в Москве, хоть за полярным кругом: главное, чтобы у него был доступ в интернет. В остальном же на его шансы получить работу влияют только непосредственные навыки, но никак не место рождения и/или жительства. Это позволяет привлекать на проекты талантливых людей не требуя от них переезда, а также существенно сэкономить на офисах, арендах и прочих расходах, связанных с содержанием помещений.

Так что там с оформлением в качестве ИП? Так как работа в Crossover или компаниях холдинга ESW Capital с точки зрения закона — это взаимодействие между двумя юридическими лицами, то потребуется «полный набор» документов.

  1. Регистрация ИП.
  2. Постановка на учёт в налоговой инспекции.
  3. Выбор системы налогообложения.
  4. Расчётный счёт в банке.
  5. Заключённый договор с контрагентом в лице Crossover.

Вообще, в беде вы не останетесь. Даже если всегда обходили за километр свою налоговую инспекцию, ничего не знаете о налогообложении и не ориентируетесь во всех тонкостях оформления документов на стадии регистрации, компания всегда помогает каждому специалисту с оформлением в виде консультаций и памяток. Конкретно для России разработаны специальные инструкции, в которых расписан пошаговый план действий. С такой инструкцией будет легче избежать ям и выбоин на бюрократической дороге к ИП.

А теперь более подробно.

Всё начинается с регистрации в качестве ИП. Сейчас это делается очень просто, в налоговой достаточно появиться один раз, срок оформления — до 3 рабочих дней. Наша инструкция подскажет, какие подать документы и как правильно выбрать и оформить подходящую систему налогообложения (это нужно сделать сразу при регистрации). В интернете можно предварительно почитать подробные туториалы по регистрации ИП, но наша инструкция уже адаптирована к предстоящей деятельности.

Далее — оформление в банке расчётного счёта, на который будут поступать платежи. Тут всё понятно и дополнительно расписывать не имеет смысла.

Намного интереснее процесс взаимоотношений с Crossover. Вместо трудового договора вида «компания-работник» оформляется договор между двумя контрагентами — субъектами предпринимательства. Такие отношения регулируются Гражданским кодексом. В случае Crossover длительность сотрудничества в договоре не оговаривается, то есть конечной даты нет. Так как физические офисы у компании отсутствуют, то всё оформляется в электронном виде, а сам договор со стороны ИП акцептируется по принципу публичной оферты.

Хорошо. Вы открыли ИП, завели р/с в банке, заключили договор с Crossover и приступили к работе. А что там со способом получения денег за труд? Crossover — компания международная, со свободной географией. По этой причине в ней, как и в других компаниях холдинга ESW Capital, действует американская модель оплаты труда (в плане сроков). То есть, привычные для наших широт аванс и зарплата заменяются еженедельными выплатами. Вообще, вся работа будет вращаться вокруг 40-часовой рабочей недели, вместо более масштабного и изменчивого в плане продолжительности «месяца».

Чтобы получить свою еженедельную выплату придётся пользоваться платёжной системой Payoneer. Получать деньги на ЯД, QIWI или Webmoney не выйдет: Payoneer является корпоративным стандартом и альтернатив ему, к сожалению, нет. С другой стороны, эта платёжная система ориентирована именно на расчёты между заказчиками и исполнителями из разных стран. К аккаунту Payoneer можно привязать номер расчётного счёта и настроить автоматический вывод, т.е. использовать его в качестве «шлюза». Изначально выплаты происходят в долларах, но можно выбрать автоматическую конвертацию в российские рубли. За эту конвертацию, правда, придётся заплатить 2% комиссионных.

График, отпуск, больничные

Тот, кто хотя бы раз работал сам на себя (неважно, в качестве ИП или фрилансера), может подтвердить, что у этой категории работников нет отпуска, больничных, а иногда даже выходных (хотя последнее зависит исключительно от жадности). Кроме ведения бухгалтерии и самостоятельной уплаты налогов, на плечи ИП ложится ещё и нормирование собственного рабочего дня, планирование отпуска и накопление тех самых «отпускных».

В случае организации труда в Crossover чуть проще, чем на других сдельно-удалённых работах. Ожидается, что при сотрудничестве с компанией разработчик или менеджер будет отрабатывать 40 часов в календарную неделю. Если рабочий процесс не требует плотного взаимодействия с другими членами команды, то распределение этих 40 часов остаётся исключительно на усмотрение самого работника и его менеджера. Так, можно растянуть «удовольствие» на все семь календарных дней и работать вообще без выходных, а можно «сжать» рабочую неделю до четырех дней. Возможно, есть «титаны», которые работают и три дня в неделю, но это уже какой-то нон-стоп марафон на износ.

В целом, график согласуется с менеджером команды и ищется какой-то комфортный паритет для всех заинтересованных сторон. Поэтому пусть отрабатывать надо и 40 часов, это не означает труд «с 9 до 18», но есть позиции, такие как Customer Support Architect, когда придётся подстраиваться под время обязательного присутствия.

Что касается отпуска. Если обратить внимание на форму оплаты труда в разделе «Вакансии», то можно заметить, что оплата за год рассчитывается исходя из отработки 50 рабочих недель, а не 52. Это связано с тем, что в Crossover считают, что сотрудник уйдёт в минимум двухнедельный отпуск за год. На практике частоту и длительность отдыха согласуют индивидуально, и это может быть больше чем 2 недели. Существуют ситуации, когда по каким-то причинам человек теряет возможность работать оговоренные 40 часов в неделю или в его понимании отпуск — это частичная занятость. Думаем, многие из читателей согласятся, что совсем без работы на протяжении двух недель можно и зачахнуть, да и возвращаться потом в проект после такого длительного отсутствия бывает проблематично. По этим причинам с менеджером всегда можно согласовать частичную занятость на какой-то определённый промежуток времени, например, заниматься работой 10 часов в неделю вместо 40, чтобы оставаться в курсе дела, конечно же, с сохранением оплаты этих 10 часов.

Примерно тот же принцип согласования отсутствия действует в случае болезни. Тяжёлые случаи или госпитализацию мы не рассматриваем — ни о какой работе не может быть и речи. Но в большинстве своём современный человек реально нетрудоспособен по болезни в случае удалённой работы только 2–3 дня. В случаях легких болезней, которые «выбивают» из колеи на пару дней, можно договориться с менеджером на сокращение количества часов или «сдвиг» трудовой активности относительно привычного утверждённого графика (это если не хочется терять в деньгах). Здесь учитывается специфика проекта и позиция, на которой вы работаете. Тот же Customer Support Architect имеет чёткий график, ему нужна срочная замена, а там, где нет такой зависимости от часов присутствия, подход более гибкий. Если нужно больше времени на то, чтобы поправить здоровье, согласуется временный перерыв в работе (так же, как с отпуском). Справок, соответственно, тоже оформлять не нужно. Привыкших к оплачиваемому отпуску и больничному людей это может отпугнуть — но такова разница между работой по найму и предпринимательской деятельностью.

А теперь самое время перейти к тому, ради чего это всё нужно людям: поговорим о фактическом доходе.

Немного занимательной налоговой математики

Для наглядности, сравним две ситуации на примере позиции начального уровня QA Manual Tester, на которой в «Кроссовере» предлагается $20 000 в год (1 145 000₽ по сегодняшнему курсу). Согласно вакансиям на hh.ru в Москве средняя зарплата для этой позиции составляет 40-60 тысяч, по регионам — от 20 тысяч рублей в месяц.

Допустим, некое ООО «Обычная софтверная компания» выделило в своём бюджете на аналогичную должность тестировщика/специалиста по ручному тестированию те же $20 000 в год, располагая которыми оно сможет начать поиски сотрудника на зарплату не более 73400₽ в месяц, потому что 30% сверху уже заложено на обязательные страховые медицинские и пенсионные взносы за сотрудника. Заодно, бухгалтерия возьмёт на себя и хлопоты по уплате подоходного налога за сотрудника.
Итого на руки: ~64 000₽.

ИП, конечно, окружён в этом смысле куда меньшей заботой. Все заработанные средства он получает в полном объёме, отвечая за уплату налогов и взносов самостоятельно. Стоит ли оно того? Давайте посмотрим. Работающий по контракту с «Кроссовером» индивидуальный предприниматель будет получать на свой счет в банке все $20 000 в год — 1 122 000₽ в год с учётом конвертации. Добавим к банковским расходам ещё содержание самого счёта — стоимость его разнится от банка к банку, но в среднем можно ориентироваться на 12 000₽ в год. Что касается налогов и взносов, то тут у ИП может сам решать, как ему выгоднее:

Выбрав работу по упрощённой системе налогообложения (УСН) с выплатой 6% от дохода, которые в данном примере, уже с учётом страховых пенсионных и медицинских взносов составят, округлённо, 76000₽ в год. Оставляя нашему QA Manual Tester на руки ~1 034 000₽ в год.
Итого на руки: ~86 000₽.

Приобретя фиксированный патент на год. Патентная система налогообложения была введена только в 2015 году и позволяет заменить «постоплатный» порядок уплаты налогов на «предоплатный», в виде покупки патента по фиксированной на год стоимости. В этом случае, кроме самого патента, на ИП останется только итоговый пенсионный взнос в 1% от заработка свыше 300 000₽ за год.

Стоимость на патенты может меняться в десятки раз в зависимости от вида деятельности и региона, в котором ИП ведёт коммерческую деятельность. Скажем, в Санкт-Петербурге патент для тех, кто занимается разработкой компьютерного программного обеспечения, стоит 60 000₽ на 2018 год. А в Москве — уже 300 тысяч. А в Московской области — и вовсе 12500₽. Никогда жить в Химках не было так выгодно. Это по-прежнему может быть выгодно, но уже при годовых заработках от 5 млн рублей — например, в качестве QA Software Engineer Manager, которым Crossover предлагает 100 000$ (5,7 млн рублей) в год. А вот QA Manual Tester, работающий в Санкт-Петербурге по патенту, мог оставить бы себе в этом году уже 1 041 000₽.
Итого на руки: ~87 000₽.

На этом, конечно, нюансы не заканчиваются. Но среди них — масса приятных, вроде налоговых каникул для новоиспечённых ИП. Например, в Ленинградской области, где живёт Chief Software Architect Руслан Пещук, открывающиеся ИП освобождены от уплаты налога первые два года работы:

«У ИП больше возможностей управлять своими финансами, выбирать систему налогообложения. Я работаю с июля 2017 года, и у меня как раз налоговые каникулы».

Последний рубеж на пути утечки мозгов

Судя по растущему числу профессионалов, работающих с Crossover, которое удвоилось за последние два года по России и СНГ, предлагаемая схема работы вполне жизнеспособна.

Более того, для многих талантливых специалистов это последняя возможность профессионально развиваться и достойно зарабатывать, оставаясь при этом на родине.

Входной порог с точки зрения требований к профессиональному уровню в сообщество Crossover достаточно высокий, также необходимым требованием является знание английского языка. По сути, речь идёт о специалистах высокого уровня; кроме того, IT-среда — это прогрессивно мыслящие люди, не держащиеся за старые привычки. С точки зрения финансов и развития — уехать за границу для них — логичный вариант, особенно в небольших городах, где часто просто нет крутых работодателей. Crossover собирает лучшие умы, тех, кто потенциально мог бы уехать, и создает для них возможность остаться в родном городе и стране, получать значимые суммы за свой труд и тратить полученные деньги в своём регионе, что поддерживает внутреннюю экономику.
— Владимир Еронин, директор Crossover в России и СНГ

Во имя государства

Если вам до сих пор всё вышеописанное кажется каким-то подозрительным, то исполнительный директор КРОО «Союз Предпринимателей» Елена Ивановна Дугина будет с вами не согласна: система работы Crossover абсолютно законна, хотя и не очень распространена в России. Более того, повышение количества индивидуальных предпринимателей — одна из приоритетных текущих задач в развитии российской экономики. Как и в случае с приостановкой утечки мозгов, политика Crossover снова оказывается, пусть и ненамеренно, в русле самом что ни на есть государственническом.

Кто же эти люди, выбирающие Crossover?

В целом, можно сформировать портрет «среднестатистического» специалиста, сотрудничающего с Crossover. Это специалисты:

  • Самых разных профилей (инженеры, разработчики, тестировщики, менеджеры, аналитики, а также руководители высокого уровня), но всегда — высочайшего класса.
  • Без возрастных ограничений. Когда-то зрелый в среднем коллектив (senior и руководящие сотрудники в основной своей массе перешагнули отметку в 30 лет) теперь молодеет в связи с появлением новых позиций junior и middle уровня.
  • Которые попали на свою позицию одним из 2-х способов: либо успешно пройдя удалённое тестирование, как в истории VP of Engineering slavakulakov, либо набрав проходной балл на оффлайн-турнире, о принципах организации которых мы рассказывали только на прошлой неделе (кстати, 7 апреля мы проведём уже следующий турнир в Москве!).
  • Владеют английским как минимум на уровне, достаточном для взаимодействия в международной команде (intermediate и выше). Это неизбежное условие работы в международном распределённом коллективе. Два заказчика, собирающие русскоговорящие команды, – исключение; все остальные команды общаются на английском.
  • Которые отличаются высоким уровнем самоорганизации. Без этого уже просто никак — при любой удалёнке требуется самоконтроль, а ИП должен быть внимательным не только к содержанию своей работы, но и её формальной стороне (взаимодействие с госорганами, своевременная оплата налогов и взносов).
  • Которые разбросаны по разным регионам России. Только единичные вакансии бывают привязаны к определённому городу из-за специфики работы, например, недавно у нас была позиция VP of Engineering в Дубае, — но остальные 99% доступны для специалистов из любого региона России (или из любой точки мира).
  • Тем, кто твёрдо решил взять ответственность за своё рабочее время, время отдыха и болезни на себя, выбрать повышенный заработок вместо меньшей ответственности, в довесок получают ещё пару бонусов. Это улучшение собственного английского из-за постоянной работы как с иностранцами, так и с носителями языка, экономия времени, которое тратится на дорогу в офис и повышение уровня собственных профессиональных навыков.

Последние полшага «от дяди»

А ещё, как показало одно исследование карьеры тех, кто покинул Crossover, следующий этап развития — это собственный бизнес. Более половины ушедших в итоге открывают собственное дело, причем чаще всего — без релокации из своего региона. Способствует этому то, что кроме профессиональных навыков человек получает ещё и опыт взаимодействия с налоговой, ведения учёта и, конечно же, возможность накопить за несколько лет стартовый капитал (при доходе в размерах около $100 000/год и выше — задача вполне посильная). Но главное тут всё равно не это.

Главное отметил Chief Software Architect Евгений Конурбаев:

Бывало, я работал в поездках, а иногда переношу работу на выходные, если нужно что-то сделать в будни. Нужно себя организовывать, управлять своим временем. Для того, кто хочет развиваться, это плюс. Для того, кто не готов выходить из зоны комфорта, это, конечно, минус.

Для тех же, кто готов к подобным переменам — все двери открыты. И многие из них открывает Crossover.

Автор: Crossover

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js