Простой пример создания ActiveX-control на Qt

в 8:02, , рубрики: qt, Qt Software, пример, Программирование, метки: ,

Введение

Мне была поставлена задача разработать некий ActiveX-control. Так как основным языком программирования для разработки у нас используется C++, то C# не рассматривался. Я решил выбрать Qt, так как он мне интересен.

Создание ActiveX объектов на Qt достаточно простой процесс, в примерах к QtCreator есть несколько вариантов, показывающих как можно использовать ActiveQt (например этот).

При написании компонента пришлось много времени потратить на поиск ответов на казалось бы простые вопросы, по крупицам их собирать. В результате я получил, что требовалось и решил написать простой пример, чтобы ускорить процесс старта разработки ActiveX-control другим.

Сразу обращу внимание, что не описываю всю технологию ActiveQt, подробную информацию можно получить в документации Qt Assistant и в интернете (например здесь), это пример и пара интересных на мой взгляд моментов.

Начало

Итак, для начала устанавливаем QtSDK (я выбрал коммерческую версию в связке с MS VisualStudio 2010).

Создаем пустой проект. В качестве примера создадим ActiveX-control с цифровыми часами (возьмем пример отсюда).

Добавляем в наш проект класс цифровых часов.
Добавляем файл main.cpp, в нем создадим класс, унаследованный от QAxFactory. Этот класс реализовывает фабрику, предоставляющую информацию об элементах управления и создает их по запросу.

#include <QAxFactory>
#include "clock.h" // заголовочный файл класса цифровых часов

class ActiveQtFactory : public QAxFactory
{
public:
    ActiveQtFactory( const QUuid &lib, const QUuid &app )
    : QAxFactory( lib, app )

    {}
    // список импортируемых классов
    QStringList featureList() const
    {
        QStringList list;
       // если классов будет несколько, то нужно будет добавить в список имя каждого
       //  в данном пример только один "Clock"
        list << "Clock";
        return list;
    }
    // создание объекта экспортируемого класса
    QObject *createObject(const QString &key)
    {
        if ( key == "Clock" )
            return new Clock();
       // аналогично для каждого класса
        return 0;
    }
    // получение мета-информации о классе
    const QMetaObject *metaObject( const QString &key ) const
    {
        if ( key == "Clock" )
            return &Clock::staticMetaObject;
       // аналогично для каждого класса
        return 0;
    }
};

// экспорт фабрики
QAXFACTORY_EXPORT( ActiveQtFactory, "{c1de5776-a143-4884-89fc-81a06d04e87d}", "{11403913-dc94-484a-af5a-521f0e93d2ee}" )

Если захотим в библиотеку добавить другие классы, то нужно подключить их заголовочные файлы и добавить описание в класс ActiveQtFactory

Теперь доработаем класс Clock для экспортирования его метаданных:
В заголовок добавим макрос для динамической библиотеки

// ...........
#include <qglobal.h>

#if defined(Clock_LIBRARY)
#  define Clock_LIBRARY Q_DECL_EXPORT
#else
#  define Clock_LIBRARY Q_DECL_IMPORT
#endif

class Clock_LIBRARY Clock : public QLCDNumber
{
// ...........

Добавим информацию о классе

   
    // ..............
    Q_OBJECT
    Q_CLASSINFO("ClassID", "{1edd41d0-e01f-445d-9b4e-78c99ab93acf}")
    Q_CLASSINFO("InterfaceID", "{8adccb5c-567e-42f6-8b81-f6634409fb1a}")
    Q_CLASSINFO("EventsID", "{f0a4474f-8c0c-4cdf-985d-8379b26bdd19}")
    // ..............

Для каждого класса необходимо указывать свои ClassID, InterfaceID, EventsID.

Заключительный момент, скорректируем файл проекта

TEMPLATE = lib
CONFIG	+= qt qaxserver dll
contains(CONFIG, static):DEFINES += QT_NODLL

SOURCES	 = main.cpp 
   clock.cpp

HEADERS +=     
   clock.h

DEF_FILE = qaxserver.def
DEFINES += clock_LIBRARY
VERSION = 0.0.0.1

# Подключаем заголовочные файлы библиотеки
INCLUDEPATH += clock
TARGET	 = clock

Компилируем, получаем библиотеку.
Это все описано в документации, теперь несколько дополнений, ради которых собственно я и решил написать статью.

Добавить свойство

Необходимо добавить экспортное свойство класса. Для примера возьмем некое name;
Доработаем класс Clock

   // .................
    Q_OBJECT
    Q_CLASSINFO("ClassID", "{1edd41d0-e01f-445d-9b4e-78c99ab93acf}")
    Q_CLASSINFO("InterfaceID", "{8adccb5c-567e-42f6-8b81-f6634409fb1a}")
    Q_CLASSINFO("EventsID", "{f0a4474f-8c0c-4cdf-985d-8379b26bdd19}")
    // добавим свойство name
    Q_PROPERTY(QString name READ getName WRITE setName)

public:
   // функция получения свойства 
    QString getName()const
    {
        if(name.isEmpty())
            return "Clock";
        else
            return name;
    }
   // функция установки свойства
    void setName(const QString &inName){name = inName;}
private:
    QString name;
// .......
Добавить метод

Методы добавляются через публичные слоты в классе Clock:

// .......
public slots:
    void function(int a);
    QString functionb(const QString &b);
// .......
Добавить событие

Событие, реакцию на которое вы хотите реализовать в алгоритме использующем AXControl, добавляется через сигналы, ниже пример, правда из другого класса:


// в классе создаем сигнал
signals:
    void mouseDbClick(int x, int y);

// переопределяем событие
protected:

    void mouseDoubleClickEvent(QMouseEvent *event) 
    {
        QPoint pos = event->pos();
        emit mouseDbClick(pos.rx(), pos.ry());
    }

Заключение

Библиотека Qt отличная вещь, может очень многое, нужно учится ее готовить.

Отдельная благодарность автору статьи о создании динамических библиотек Qt.
Полезные ресурсы, которые помогли в решении задачи doc.crossplatform.ru/qt и qt-project.org

Автор: theshadowco

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля