Что я узнал на личном опыте за годы фриланса

в 13:38, , рубрики: бизнес, Программирование, тарифная ставка, управление временем, фриланс

Первоначально опубликовано в /r/freelance на Reddit, но выкладываю здесь для потомков.

Я занимаюсь фрилансом довольно долго и могу поделиться крупицами знаний, которые я услышал или узнал сам, зачастую нелегким путём.

Типичный штатный сотрудник обходится компании в 2-3 раза дороже его номинальной зарплаты

Используй это в качестве основы для расчёта своих тарифов. $90 в час может показаться дорогой альтернативой сотруднику, который получает зарплату $30 в час, но в реальности это эквивалент $90, и расходы прекращаются сразу по окончании проекта.

Если клиент просит 6+ часов в день, ты потратишь 8 часов

Ты не сделаешь ничего полезного (читай: оплачиваемого) в оставшиеся два часа. Они отняли у тебя целый день, но заплатили только за 75%. В таких ситуациях взимай дневную ставку.

Оставляй время для простоя
Выгорание реально, и это отстой. Если сгоришь, то потеряешь недели (даже месяцы) работы, поэтому лучше планировать свободное время. Попробуй включить «ежегодный отпуск» в тарифы.

Ты бизнес, а не работник

Некоторые переговоры в порядке вещей, но в конечном счете ты участвуешь в деловой сделке, поэтому клиент не может диктовать рабочие часы, ставки и т.д. Он может предложить или спросить о них, но в конечном итоге именно ты решаешь, когда и на каких условиях работать. Что приводит к…

Необоснованные запросы заслуживают необоснованных ставок

Для меня «срочная», «немедленная», «неотложная» работа сразу добавляет 30% к тарифу с минимальной оплатой двух часов. Если я должен бросить текущий проект, чтобы «срочно» добавить строчку кода на ваш сайт, то вы платите мне минимум за два часа потери производительности и задержку другого проекта. Я считаю, что если это действительно чрезвычайная ситуация, то клиент с радостью заплатит, а если нет, то предпочтёт запланировать задачу, как все остальные.

Установи рабочие часы и придерживайся их

Я работаю довольно нерегулярно в течение дня и вечером, но для клиентов моё рабочее время с 9 до 17, со вторника по пятницу. Любые запросы в нерабочее время означают увеличение ставки на 30%. Обратите внимание, что это складывается с тарифом за срочность (решение чрезвычайной ситуации в полночь обойдётся минимум в два часа с тарифом 160%, даже если займёт у меня 15 минут). Если я сам решу работать в нерабочее время, то буду взимать стандартную ставку, но явные запросы на такую работу ведут к повышению тарифа.

Будь открытым, честным и искренним

Самое худшее для клиента — услышать о проблемах за день до (или после) сдачи. Если у тебя возникли проблемы, заранее поговори с ним и согласуй ожидания. Может та фича, на которой ты застрял, на самом деле не настолько важна, чтобы задержать проект, а может задержка — просто проблемы с общением. В любом случае, всегда лучше поговорить с клиентом раньше, чем позже. Часто они понимают и одобряют небольшую корректировку плана работ.

Голод не означает отчаяние

Не утруждай себя гонкой за контрактами, которые выглядят проблематично. Ты лишь потратишь ценное время на боль и разочарование. Не имеет значения, что у тебя закончились деньги (и они не должны закончиться, если ты выставляешь правильные тарифы, но всё же). Отсутствие клиента лучше, чем плохой клиент, потому что плохой клиент обходится дороже, чем просто ничего не делать.

Если ты не можешь справиться, пусть это сделает другой

Если ты не способен удовлетворить запрос клиента, то можешь поддержать сообщество фрилансеров — и помочь клиенту найти человека, который справится. А ещё лучше самому нанять субподрядчика. Опять же, убедись в соответствии ожиданиям клиента. Браться за работу, в которой у тебя недостаточно квалификации — бесполезное дело, а вот открытое обсуждение этого с клиентом порождает уважение и доброжелательность.

Твой проект бесконечно важнее для тебя, чем для клиента

Для истинного понимания этого нужно немного погрузиться в тему, но в конечном счёте каждый владелец бизнеса в первую очередь сосредоточен на управлении своим бизнесом в данный момент. Для тебя бизнесом является данный проект, поэтому ты сосредоточен на нём. У клиента же бизнесом является продажа виджетов или бронирование лам, или обучение кальмаров языку жестов. Каким бы ни был его бизнес, ваш проект точно к нему не относится. Вот почему клиенты иногда кажутся незаинтересованными или отвечают лишь через две недели на то, что по-твоему мнению требует срочного внимания. Клиент занят своим бизнесом, а ты — лишь рискованная статья расходов. Единственное, когда проект начнёт волновать клиента больше, чем тебя, это когда клиент станет терять деньги из-за проблем с проектом.

Хотя некоторые из этих вещей кажутся довольно очевидными, но для их понимания на своём опыте требуется на удивление много времени.

Автор: m1rko

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля