Дорогие мне байты прошлого тысячелетия

в 14:29, , рубрики: Программирование

Дорогие мне байты прошлого тысячелетия

Сразу оговорюсь, это моя личная история IT, история о том, как через 25 лет нашел то, что считал безнадежно потерянным.

Мое знакомство с компьютерами началось в прошлом тысячелетии. Думаю, как и у многих. Первый компьютер – Правец 8д, на Хабре о нем есть статья. В комплекте с ним шел телевизор «Садко» с впаянным в него кустарно сделанным блоком для подключения компьютера…

Немного истории из моей жизни: я учился в 7 классе в 1987-1988 г.г. Мой батя в то время фарцевал на рынке «Энергетик» в городе Самара, продавая перезаписанные кассеты на домашней двухкассетной магнитоле SHARP-800:

Дорогие мне байты прошлого тысячелетия

Потом наступила эпоха видеомагнитофонов и, благодаря нетрудовым доходам моего отца, у нас у одних из первых в нашем дворе появился видеомагнитофон ВМ 12, а затем Barco, Panasonic. Мой отец переключился на перезапись видеокассет и последующей продажей на том же рынке. В те времена уже работали видеосалоны, в которых можно было посмотреть фильмы с гнусавым переводом. Все пацаны во дворе хотели быть моим «другом», ведь можно было посмотреть на халяву пару фильмов, не платя рубль.

И вот, настал момент и я попросил отца купить мне компьютер. Цена на то время была немалой. Папа, получив от меня обещание «вести себя хорошо» купил мне первый компьютер, как я писал выше – Правец 8Д.

Дорогие мне байты прошлого тысячелетия

Тогда не было FDD и HDD, а были кассеты MK-60, на которых были записаны игры. С помощью магнитофона их загружали в память и можно было играть в несколько примитивных игр, идущим в комплекте из коробки, которые порядком надоели, да и модель компьютера была мало распространена в нашем городе. В общем, тогда я начал читать книгу – инструкцию, которая шла в комплекте, язык BASIC вполне понятно был там описан и через некоторое время первая примитивная игра была написана самостоятельно, это вдохновляло.

Но знакомство с «Правец 8д» продлилось не долго и был куплен Электроника БК10-01:

Дорогие мне байты прошлого тысячелетия

Для него можно было достать гораздо больше игр и программ. В Самаре тогда была фирма «Бит» или «Байт» — извините, точно не помню. В ней работал Лугов А.Ю., который написал «Бой Удавов» для Бк-ашки. Там можно было купить игры, записав их на кассету.

Вдохновленный успешным началом в программировании с энтузиазмом стал изучать ВИЛЬНЮС БЕЙСИК, но был сильно разочарован производительностью Бейсика на БК и начал изучать книгу, которая шла в комплекте. Там была описана мнемоника и как это выглядит в цифрах – как сейчас помню mov 100,r1 = 12701, 100 – регистр r1 получал значение 100. И проведя не одну бессонную ночь в дизассемблировании чужих программ и поняв, что к чему, я написал свою первую игру – она была достаточно продвинутой для первого опыта – суть ее такая: в низу экрана была площадка для посадки вертолета, управляя кнопками нужно было управлять вертолетом и ловить воздушные шары, пролетающие с разных сторон экрана, при этом не допускать перегруза – не более нескольких шаров необходимо приземлиться, чтобы разгрузить вертолет. Помимо шаров, с разных сторон летали ракеты, от которых нужно было уклониться. При том в игре была музыка в миди формате, написанная в каком-то миди редакторе по нотам и выковырянная и адаптированная к игре; по-моему, играла при крушении. Я не знал, как использовать мнемонику, оказывается, нужен был компилятор, а я эту игру написал в цифре, восьмеричным кодом.

После этого я показал свое творение отцу и он, видя, что сынок сделал, решил показать меня врачу специалисту – на тот момент фирма, упомянутая выше в лице Лугова. Доктор Лугов посмотрел на мое творение и спросил, «а на чем ты написал эту игру?», я описал механизм, но что он сказал, что работу, которую я сделал лопатой, можно делать экскаватором. И продал за 5 рублей Ассемблер, который позволял писать программы более удобно. Я буквально за пару дней освоил мнемонику и выдал еще пару тройку игр для БК в ближайшие несколько месяцев. Игры были незатейливые – названия, видимо, я тогда не придумывал, а брал из окружающего меня мира: «DOLBY» — такая надпись была на магнитоле JVC, которую я использовал для записи-чтения кассет. В игре был лабиринт из 3 цветов и змея, которая собирала зеленые сегменты и росла, красные сегменты лабиринта были не проходимые, враг – шарик который отскакивая от стен лабиринта был угрозой для змеи. «ZEUS» — простые пятнашки, но это уже была более продвинутая игра. Можно было использовать джойстик, все шрифты были нарисованы специально для нее, а в заставке была попытка создать белый цвет – менялся с большой частотой красный, синий зеленый, и еще в заставке программа выдавала невыносимый звук, пока не начнешь игровой процесс или не выйдешь. Уже не помню ни названий, ни геймплея…

Но эти игры фирма взяла для продажи, там стояла баночка от колы, в которую складывались заработанные деньги с продажи моих игр и иногда в ней были немного денег, но богатства тогда это не приносило…

А потом был «Спектрум» с его огромным количеством игр. Прошло время БК, стремительно приближаясь к PC, но это уже другая история…

На момент написания этого поста – мне 41 год. Не так давно я вспомнил, что в молодости писал игры и решил поискать, не найдется ли хоть какая ни будь игра, которую я написал в начале? Первые поиски окончились неудачей. Ну чего же ты хочешь, подумал я. Ведь не было тогда интернета в Самаре, да и кому интересны корявые игры 14 летного подростка? Зато, пока искал, нашел много игр, в которые играл в то время и удивился, что и сейчас в некоторые можно даже поиграть, благо полно эмуляторов и образов игр.

Честно скажу, не надеялся уже найти свои творения, но в очередной раз решил посмотреть в интернете и… к своему удивлению — нашел! Пятнашки под названием «ZEUS», РАЗМЕР: 2,47 KB (CКАЧИВАНИЙ:0) – теперь там две закачки, для PC и смартфона и обе мои, но сколько переживаний! Как наивно оформил интерфейс, придумал странный бренд, видимо под влиянием того, что увлекался игрой на гитаре. Даже таблица рекордов есть, хотя в ней только мои рекорды. Не подумал, как она будет заполняться, если перезаписывать игру приходится на магнитофонной пленке.

В тот вечер долго не смог уснуть, размышлял над тем, что прошло уже около 25 лет с того времени и что тогда молодой мозг мог так быстро осваивать неизвестные технологии по простым мануалам, даже в отсутствии интернета и учителей. Удивительно, что творит энтузиазм.

Уже ложась спать, проснувшейся от моего прихода жене рассказал, что нашел игру, которую написал 25 лет назад. Круто, сказала она — и уснула. На утро я запустил игру в эмуляторе и хотел ей показать, но было некогда. Хотелось поделиться своей радостью с людьми, но нужно отдавать себе отчет, что вряд ли кого-то впечатлил, особенно тех, кто не в теме. Интересно, подумал я, а найдутся ли люди, которые способны меня понять. Я вспомнил о Хабре и решился написать этот пост. Читаю с удовольствием комментарии практически всех постов, которые меня заинтересовали. Уверен, есть истории гораздо более интересные. Хотелось бы увидеть в комментариях ваши истории.

Хочу сказать спасибо моему отцу, хоть и его уже нет с нами, за то, что он тогда дал мне возможность познакомиться с компьютерами и позволил тогда развиваться. Благодаря ему это стало для меня основным занятием в жизни. Теперь вся жизнь связана с компьютерами и программированием.

Также хочу сказать спасибо сайту, на котором я нашел свое творение.

Конечно, эта игра, которую я нашел, не имеет никакой ценности для человечества, но лично для меня — это история IT в моей жизни и возможность буквально прикоснуться к тому, что было 25 лет назад. Что-то подобное наскальному рисунку из детства.

Интересно, сохранится ли через 25 лет то, что мы делаем сейчас?
Сможем ли мы посмотреть на плоды своих трудов через 25 лет в каком-нибудь эмуляторе?
Ценим ли мы то, что создаем сейчас, и будет это для нас ценным через 25 лет?

Начну новый отсчет истории…

Автор: antiwinlocker

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля