Как мы объясняли детям, кто такой программист

в 6:21, , рубрики: Блог компании Мосигра, Блог компании Продлёнка, Бобук Норрис, дети, исходники такси, куча ссылок, морская свинка, Программирование, Продлёнка, такси, устаревший язык PHP, метки: ,

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 1
Он волосат, небрит и очень программист

bobuk показал человека-паука и сказал, что айтишники спасают человечество. Потому что помогают решать проблемы. И ещё в качестве примера привёл Леонардо да Винчи с его вертолётом. Дети вертолёт не запомнили, но прыжки человека-паука на экране оценили. И ещё все узнали Нотча, написавшего Майнкрафт практически в одну харю.

Но давайте-ка я начну сначала и расскажу, что привело нас к открытию исходников игры «Такси», пришиванию пуговиц к сосискам и рассказу целой толпе детей про сложную и опасную профессию программиста.

Осенью Юлич lesnikova, с которой мы были давно хорошо знакомы по её образовательным мероприятиям в Digital October, решила пилить детский образовательный проект. Ну и позвала нас, Мосигру, потому что у нас игры. Мне, конечно, стало дико интересно, и я немного поучаствовал в подготовке.

Идею она уже рассказывала (тут и тут). Смысл такой: хороший образовательный проект, где сначала делается урок-тизер с крутыми чуваками, которые рассказывают о своей профессии. Потом – ссылки на ближайшие кружки, книги, дидактические материалы и прочее, чтобы учиться дома самому, как ребёнка вставит стать кем-то из тизера. Чтобы он не просто мечтал, но ещё и взял паяльник в руки, например.

Сначала Юлич позвала Дурова через знакомых. Кто-то говорил, что он просто не отвечает на такие просьбы, кто-то задавал уточняющие вопросы. Но в итоге его не было. Хотя просто показать его лицо – это уже +3 к навыку разработки у ребёнка. Потом добавились все остальные (Кодабра, Яндекс, Parallels).

В итоге схема вырисовалась следующая:

  • Бобук делает страшное лицо и рассказывает, как спасать мир. Детей прёт, они тащатся.
  • Parallels в лице девушки рассказывают про то, что не обязательно быть пацаном, чтобы программировать.
  • И Кодабра добивает первым коротким уроком по детскому языку программирования, где после 5 строчек кода уже можно увидеть красивую картинку.
  • А я слежу за тем, чтобы дети не уснули, и играю с ними.

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 2
IDE: состояние игры и редактор очень высокоуровневого кода

На технических прогонах — дикий восторг. На проект встала команда Киры Тауберт. Ощущение такое, что пришла группа продуманных shadowrunner’ов, оценила все риски и закрыла их. Зал они облазили по миллиметрам. Я не знаю их специфики, но чувствовалось, что они предельно внимательны к деталям и конкретны: а это независимо от сферы всегда радует и рождает уверенность.

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 3

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 4

Из особенностей – было очень сложно прогнать игру в настолку на сцене для 6 игроков. Кира подбросла одну гоупроху на балку сверху, а мы потратили полчаса на то, чтобы наклеить на крышку сервера игровое поле. В итоге, когда нужно было выйти мне, один товарищ ставил стол на сцену под камеру, а я накрывал его лежащей за кулисами крышкой с полем. Получилось.

Сам урок

Было примерно 600 регистраций в зал (по факту пришло 350 человек из них). Я приехал за 40 минут, и на месте уже были люди. Не особо долго думая, мы стали играть с детьми в пингвинов-пиратов на желания – чаще всего на что-то вроде «проигравший делает кувырок», «проигравший стоит на руках» и так далее. Потому что ну его нафиг эти логические игры детям, пришедшим учиться кодить. У них все шансы меня обыграть. И у всех инстаграм:

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 5
На заднем плане дети собирают роботов из Лего

Потом поиграли на эрудицию в «Ответь за 5 секунд». Это было важно, дети должны были увидеть, что играть в неё просто – дело в том, что я подготовил специальные вопросы для проверки знаний после лекций коллег. Проверять знания в игре – очень круто. Ребёнок будет ещё день обдумывать, как же можно было ответить лучше, и в итоге раскопает всё по предмету.

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 6

Рядом разложились Манн, Фербер и Иванов со своей книжно-детской лавкой. Я потом увидел их продажи и пожалел, что мы не привезли свою лавку:

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 7

Потом началось. Зал был почти полный, как вдруг в него строем вошла целая группа девушек. Они всех настолько поразили своим видом, что не огладываться было невозможно. Это будущая ИБ нашей страны, профильные курсы, знакомьтесь:

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 8

Вот Бобук из Яндекса показывает обыденный случай из жизни программиста – нужно решать проблемы человечества:

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 9

Вот его доклад полностью, он крутой и очень мотивирует в любом возрасте:

Затем мы поиграли в «Такси» на сцене – это игра специально для семилетних программистов, и я про неё рассказывал. Мы в итоге подумали и решили взять и отдать все исходники в открытый доступ, чтобы можно было спокойно изготовить такую же дома. И сделали.

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 10

Потом выступала Анна Мелехова (девушка-разработчик, пишущая виртуальную машину) из Parallels:

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 11

Тут надо сказать, что в зале сидели специальные honeypot-дети разного возраста, которые оценивали понятность и интересность каждого выступающего. Вот здесь они вообще не въехали в чём проблема: до того, как началась лекция, оказывается, никто из них даже не думал, что программист – это только мужская профессия. Поэтому – это пример выступления только для родителей.

Дети к этому моменту раздухарились и начали троллить вопросами: «А что лучше: Питон или C++?», «А вы умеете писать на устаревшем языке PHP?». Вопроса про морскую свинку никто не задал, а я ждал, очень ждал.

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 12

Потом мы опять поиграли. На экране вопрос, у ребёнка 5 секунд, чтобы ответить. Всё как в настолке, только вопросы не из коробки, а специально подобранные.

Вот они, можете попробовать поиграть с ребёнком прямо сейчас

— Назови три любых интернет-сайта (ох, я тут много ждал, но ответ был простой — Гугл, Яндекс, Яху!)
— Назови три места для работы программиста (пока всё просто)
— Назови три шага, которые нужно сделать, чтобы сварить борщ (первый сложный вопрос: нужно разбивать процедуру по шагам).
— Назови три шага, чтобы положить в холодильник жирафа (здесь девочка знала всё и даже назвала четыре – открыть холодильник, вытащить слона, положить жирафа, закрыть холодильник).
— Назови трёх любых роботов (сложный вопрос, но дети справились).
— Назови три компьютерные игры (легко! Но нет, парень растерялся).
— Назови три логические игры (тоже просто)
— Простые числа — это те натуральные больше единицы, которые делятся только на себя и на 1. Назови три простых числа (этот вопрос был самым сложным).
— А теперь ещё три простых числа!
— Назови три шага, чтобы поднять слона на воздушном шаре (продолжаем алгоритмизировать процессы, пока просто)
— Назови три шага, чтобы пришить пуговицу к сосиске (поднимаем градус сложности – учим абстракции. Легко справились, мышление у детей гибче, чем у взрослых).
— Назови трёх любых компьютерщиков (Нотч, Билл Гейтс, Стив Джобс).
— Назови три модели телефонов (легко)
— Назови три компьютерных компании (легко)
— Назови три части компьютера (легко)
— Назови три дела, которые может делать домашний робот (в глазах зажглась мечта)
— Назови три вещи, которые не должен делать робот (я ждал «пить, курить и материться», но всё было проще).
— Назови три предмета, которые можно напечатать на 3D-принтере (сложный вопрос)
Ну и дальше без комментариев:
— Назови три любых места, где можно встретить программиста
— Назови три вещи, которыми можно ремонтировать робота
— Назови три игры, в которые можно играть против компьютера
— Назови три вещи, которые программист может носить с собой
— Назови три любимых школьных предмета программистов
— Назови три языка, которые может знать программист

Как мы объясняли детям, кто такой программист - 13
Прогон, мы проверяем, как младшие дети будут реагировать на игру «Такси» на экране. Маленькая Вера не может сориентироваться по вертикальной плоскости, поэтому старается встать к ней спиной (по ходу движения машины) и шагать, а потом смотреть, лево или право ей надо.

И потом Кодабра со своим практикумом кода. Вот выступление.

Всё. Дальше после урока наступает оффлайн, то есть разные ссылки и пособия. Вот что нашлось и чем помогли родители:

Плюс меня спрашивали, какие игры лучше взять для развития (я опять пожалел, что у нас не было выездной лавки), вот они. У нас ещё до марта скидка в интернет-магазине 10% по слову «Продлёнка» на все игры (даже взрослые), обратите внимание.

И, наконец, всё. Хотя нет, если вдруг вы знаете что-то крутое для детей (книгу, ссылку, курс, игрушку типа программируемого лунохода – что угодно) – пришлите их Юличу на info@prodlenka.pro или прямо сюда в комментарии, пожалуйста. Их поковыряют живыми детьми, по ним прозвонит Олег playforfoodz (именно он проверял ссылки выше), и в итоге их включат в набор ссылок для дальнейшего развития.

Кстати, Олег прозвонил все школы, где должны были быть IT-классы по плану, пробуя записать туда ребёнка – и жестоко обломался, потому что мало где было всё готово. Но, думаю, лучше он сам расскажет.

Автор: Milfgard

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля