- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Порой людям хочется верить, что в жизни действительно существуют сверхъестественные явления. Так называемая «экстрасенсорная» коммуникация, или возможность общения без использования привычной сенсорной системы человеческого организма, это как раз одно из таких явлений.
Люди так хотят верить в него, что по ТВ постоянно крутят сериалы про экстрасенсов и гадалок (и вам уже осторчертело), а в книжном, под гнётом потребительской психологии, целую полку отвели эзотерике. Об экстрасенсорике много говорят, пишут и показывают, и часто не то. Как человека из индустрии коммуникаций меня интересуют следующие вопросы:
Давайте всё это выясним, опираясь на научный подход.
Современная теория коммуникации [1] собрала множество различных моделей, описывающих структуру, характеристики, процесс и/или условия коммуникации в целом и отдельных её видов. Вот немногочисленные примеры:
Логично, что если бы Э. К. существовала, её бы сразу же стали анализировать с помощью похожих моделей. Если же заниматься этим, априорно принимая её существование, то по каждому структурному признаку найдётся не менее 1 критического возражения.
Для начала очертим предмет рассуждений, так как каждый человек имеет собственное мнение на тему экстрасенсорики.
Немногочисленные «свидетельства» и сюжетные ходы — вот и вся база, на которой мы могли бы построить хоть какую-то типологию.
Согласно социальным суевериям, экстрасенсорная коммуникация происходит тогда, когда:
Как вы заметили, в данном случае проще описать саму ситуацию, чем назвать вид. Это ещё раз указывает на статистическую малочисленность всех «свидетельств», и по каждому пункту найдётся множество «если», «но» и «в случае».
Э. К. можно было бы разбирать по каждой из представленных выше моделей коммуникации, однако на наш взгляд этого не требуется: гораздо проще и быстрее будет проиллюстрировать несколько основных аргументов против её существования, взяв наиболее частые признаки, встречающиеся во всех известных моделях:
Как показали прошлые исследования автора в сфере медиа, собственно «медиум» (единственно правильное произношение в ед. ч.) — это любое средство, посредник, канал коммуникации, как бы «встающий посередине», между отправителем и получателем сообщения (масс-медиа — лишь частное проявление).
В случае с Э. К. медиум буквально был бы таков:
Довольно непросто поверить в существование таких каналов коммуникации, ведь у нас до сих пор нет способов фиксации фактов передачи.
Но даже если предположить такие факты, коммуникационные характеристики каналов коммуникации были бы следующими:
Кто желает ненадёжный, медленный, никому не понятный и теряющий пакеты канал коммуникации?) Да точно никто.
Даже в случае существования Э. К. коммуникатору пришлось бы усиливать воздействие и пытаться получаться проверить свои предположения вербально, но тогда не было бы смысла в самой Э.К. (какой смысл в неавтономном канале?).
Субъектами Э. К. можно было бы назвать самого коммуникатора (отправляющая сторона) и реципиента (принимающая сторона). Однако если мы говорим об односторонней коммуникации, то здесь у нас субъект и объект; если это «диалоговая форма» — тогда оба уже субъекты.
На наш взгляд, для эффективности Э. К. имели бы значение вера коммуникатора в собственные силы, его умственные способности, понимание им целей столь неординарного способа передачи сообщения, концентрация на задаче и знания коммуникатора о реципиенте (чем больше сведений, тем успешнее передача). Кроме того, могли бы сыграть свою роль уровень знакомства субъектов коммуникации и степень их привязанности. Однако каждый из перечисленных факторов мог бы и отрицательно повлиять на эффективность передачи (неоправданная вера в собственные силы, излишние и отвлекающие от столь интуитивного процесса логичность, концентрация на задаче и сведения о реципиенте, неправильно поставленные цели).
Также непонятно было бы значение географического положения коммуникантов.
В общем, всё это интересно, но бездоказательно.
Можно выделить 3 аспекта передаваемого сообщения, которые имели бы значение в процессе Э. К:
Даже ярые адепты Э. К. согласились бы, что с помощью столь замороченных медиа нельзя было бы передать содержательное и объёмное сообщение (гораздо вероятнее отрывистое, искажённое и неполное). Также при таких условиях оно едва ли было бы мультимедийным, т.е. нацеленным на восприятие в разных перцептивных модальностях.
Даже при существовании возможности передать сообщение вне основных органов чувств доказывать возможность ещё и обратной связи, этой неотъемлемой составляющей многих-премногих моделей, пришлось бы отдельно.
Ну и какая же тут обратная связь?
Переходя из предметной области теории коммуникации к психологии, обобщим несколько психологических фактов: люди предпочитают более простые объяснения более сложным, охотнее допускают существование явлений, которые совпадают с их убеждениями и склонны принимать частные случаи за общие. Всё это, накладываясь на другие факторы, объясняет популярность экстрасенсорных тематик в массовой культуре. А кто и как это использует?
Довольно часто в играх, кино и литературе можно встретить героев, обладающих способностями к экстрасенсорному общению и восприятию: это и джедаи с ситхами, доктор Ксавьер, Гарри Поттер с Волдемортом, и более грубые поделки в виде сериалов типа «новая Ванга».
Подобные сюжеты универсальны, а их польза для исследователей Э. К. в том, что они (как минимум) отражают представления больших групп людей, а значит, из подобных источников можно при желании извлечь ценные выводы. Выводы эти весьма маркетинговые: это маркетинг невозможного, а именно способ бесконечной генерации шаблонных сюжетов, дающий сценаристам игровых и других студий уникальную возможность навострить уши, изучить «предпочтения» и выдать подходящий продукт (чем они и занимаются).
Очевидно, что единственным способом углубить наши представления об Э. К. стали бы объективные, обширные, междисциплинарные и непротиворечивые исследования, нацеленные на фиксацию реальных случаев экстрасенсорики различных видов, в разные годы и в разных странах. Потребовалось бы выделить возможные переменные такой коммуникации, а их десятки, и проверять каждую в отдельности — это потенциал исследований.
Современные теория коммуникации и психология пока не имеют научных подтверждений реальности экстрасенсорного обмена информацией, но здесь допустимы и взгляд с позиций других наук, и пока не подтвердившиеся гипотезы (в порядке мозгового штурма), а кроме того, рядом с современной научной картиной мира есть и другие: альтернативная научная, религиозная и философская. Всё перечисленное вкупе оставляет пространство для дальнейших доказательств.
Автор: Евгений Колесников
Источник [8]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/psihologiya/277016
Ссылки в тексте:
[1] теория коммуникации: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8)#%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
[2] мозгом: http://www.braintools.ru
[3] Большая российская энциклопедия (онлайн-версия).: https://bigenc.ru
[4] Парапсихология: https://bigenc.ru/philosophy/text/2707601
[5] Сигнал: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/3660813
[6] Сенсорные органы: https://bigenc.ru/biology/text/3656194
[7] Словарь Уэбстера (онлайн-версия).: https://www.merriam-webster.com/
[8] Источник: https://geektimes.ru/post/299651/?utm_campaign=299651
Нажмите здесь для печати.