Плагины в кармане или перочинный ножик в программе

в 9:23, , рубрики: plugin, python
Плагины в кармане или перочинный ножик в программе - 1

В этой статье речь пойдет о плагинах — программных модулях, которые можно легко установить в основное приложение для расширения его функционала. Точнее, не о самих плагинах, а о том, как реализовать в своей программе систему взаимодействия "Приложение — Плагин".

В сети можно легко найти достаточно сложные и, порой, запутанные алгоритмы интеграции в ваш программный код подобной системы, но, поскольку мы будем использовать язык программирования Python, для нас все будет просто и предельно ясно.

Однако перед тем как показать читателю все инструменты своей плагинной системы — своего рода перочинный ножик, который по моему мнению, должен быть в каждом уважающем себя кармане, пардон, программе — немного предыстории...

Однажды для своего проекта мне потребовалась одна единственная, ну очень важная функция, которую на этапе разработки я, к сожалению, не предусмотрел. Проект был большой и довольно старый, поэтому мне пришлось с неделю повозиться, разыскивая в его коде нужные классы и процедуры, чтобы повесить в меню программы заветную кнопочку, реализующую недостающий функционал. Да и, признаться, мало радости в переписывании пусть и не всего, но какой-то части приложения.

После этого я твердо решил пересмотреть архитектуру своих проектов и, дабы не наступать на одни и те же грабли, поставил для себя задачу: расширение возможностей моих программ должно производиться в один клик! Сказанно — сделанно.

Итак, достаем из шкафа новенький скелет будущего приложения, который выглядит вот так:

image

И пересчитаем его косточки:

Папка Libs предназначена для библиотек и модулей будущего проекта. На данный момент в ней находятся модули для инициализации и подключения плагинов:

loadplugin.py — загружает плагины программы из папки Plugins (будет создана автоматически) корневой директории проекта;
manifest.py — класс, описывающий манифест загружаемого плагина;

В корневой директории проекта:

program.py — основной рограммный код приложения, находящийся в классе Program;
main.py — запускает программный код program.py и подключает плагины, если таковые имееются;

Далее я опишу только ключевые моменты реализации плагинной системы, опуская создание простейшего интерфейса приложения для демонстации работы плагина. Небольшой архив с примером вы сможете скачать по ссылке в конце статьи.

main.py:

#! /usr/bin/python2.7
# -*- coding: utf-8 -*-

import traceback

__version__ = "0.0.1"

def main():
    try:
        from Libs.loadplugin import loadplugin  # функция загрузки плагинов
        from program import Program  # импортируем основной класс программы

        app = Program()
        loadplugin(app)  # загружаем плагины
        app.run()  # запуск приложения
    except Exception as exc:
        print traceback.format_exc()
        traceback.print_exc(file=open("error.log", "w"))

        # Вывод окна с текстом ошибки.

if __name__ "__main__":
    main()

Алгоритм модуля main.py:

  1. Создаем экземпляр app класса Program и передаем его в функцию загрузки плагинов (данный экземпляр будет доступен всем подключаемым плагинам, предоставляя им доступ к переменным и функциям, реализованным в основном программном коде класса Program).
  2. Загружаем плагины.
  3. Запускаем приложение.
  4. Выводим окно с текстом ошибки, если таковая возникла при запуске программы.

loadplugin.py:

# -*- coding: utf-8 -*-

import os
import traceback

def loadplugin(app):
    """Загружает плагины.

    :type app: <class 'program.Program'>;
    :param app: экземпляр класса Program;

    """

    # Директория плагинов.
    plugins_path = 
        "{}/Plugins".format(os.path.split(os.path.abspath(sys.argv[0]))[0])
    # Список разрешенных к подключению плагинов.
    plugin_list = 
        eval(open("{}/plugins_list.list".format(plugins_path)).read())

    for name in os.listdir(plugins_path):
        if name.startswith("__init__."):
            continue

        path = os.path.join(plugins_path, name)
        if not os.path.isdir(path):
            continue

        try:
            if name in plugin_list:
                execfile(os.path.join(path, '__init__.py'),
                         {"app": app, "path": path})
        except Exception:
            raise Exception(traceback.format_exc())

Алгоритм модуля loadplugin.py:

  1. Сканируем директорию (пакет) Plugins на присутствие пакетов плагинов (любой python-пакет в папке Plugins будет считаться плагином).
  2. Инициализируем список плагинов из файла plugins_list.list, который находится в директории Plugins.
  3. Если найденный плагин упомянут в данном списке, подключаем его, в противном случае ищем следующий плагин.

Для большей наглядности я убрал из модуля loadplugin.py верефикацию плагинов и различные проверки на отсутствие директории Plugins, файла plugins_list.list и пр.

Как вы заметили, плагин исполняется функцией execfile:

                execfile(os.path.join(path, '__init__.py'),
                         {"app": app, "path": path})

которая выполняет код файла init.py пакета плагина и передает в глобальное пространство имен init.py экземпляр app главного класса приложения.

Далее, через app, плагин получает доступ ко всем функциям и переменным программного кода приложения. Довольно просто.

Теперь давайте перейдем от слов к делу и запустим тестовый пример (main.py) из папки TestPlugin.

Здесь стоит сказать, что пишу я, используя в основном фреймворк Kivy, так что для запуска тестовых примеров предполагается, что все необходимые библиотеки установлены на вашей рабочей станции.

Итак, запустив пример, увидим простенький интерфейс с actionbar внизу экрана. Выберем кнопку в нижнем правом углу, открыв выпадающий список из двух пунктов, нажимаем пункт "Плагины" и читаем сообщение "Нет установленных плагинов".

image

Действительно, заглянув в папку проекта, обнаружим новую директорию Plugins.

image

Кроме уже известных нам файлов, директория для плагинов пуста. Ну что ж! Самое время их установить. Давайте расширим инструментал нашего перочинного ножика с помощью плагина и добавим в actionbar новую кнопку с логотипом Хабра.

В архиве с тестовым примером, помимо проекта TestPlugins, имеется папка Plugins. Откройте ее и скопируйте плагин HabraButton в проект в директорию Plugins.

image

Теперь снова запускаем наше тестовое приложение и выбираем пункт "Плагины".

image

Ура! Наш перочинный ножик только что обзавелся новеньким инструментом, как и было обещанно, в один клик.

Пункт с именем свежего плагина горит желтым цветом, это значит, что приложение его опознало, но не подключило к использованию. Исправляем это, нажимая на кнопку с найденным плагином.

image

Подключаем плагин, читаем сообщение, что "Плагин подключен и будет импортирован в проект после следующего запуска."

Если снова выбрать в выпадающем списке пункт "Плагины", увидим, что, действительно, плагин успешно падключен, о чем свидетельствует кнопка, горящая уже голубым цветом.

image

Собственно, что произошло, когда мы выбрали пункт "Подключить"? Имя плагина было добавлено в список разрешенных к использованию в файл plugins_list.list в директории Plugins. Теперь модуль загрузки плагинов loadplugin.py сможет импортировать данный плагин.

Давайте это проверим и запустим тестовый пример еще раз.

image

Появилась новая кнопка с логотипом Хабра в actionbar. Нажимаем ее и наслаждаемся сообщением "Привет, плагин"!

Вот, собственно, и все.

Я не рассматриваю в данной статье код самого плагина (он довольно прост). Вы можете открыть файл init.py пакета HabraButton и посмотреть, как через экземпляр app плагин обращается к объектам программного кода класса Program. Также за бортом я оставил верефикацию плагинов. Мне она нужна, чтобы отслеживать совместимость и визуализировать информацию о плагинах. Все это есть в тестовом примере.

Надеюсь, смог быть полезным!

Тестовый пример — 40.65 Kb.

Автор: HeaTTheatR

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля