Elektron Octatrack DPS-1 — первые впечатления

в 11:34, , рубрики: elektron, octatrack, sampler, грувбокс, Работа со звуком, сэмплер, метки: , , , ,

Некоторое время назад я уже писал о сэмплерах, правда виртуальных. Теперь пришло время поговорить о железных, а именно — о совершенно безумном инструменте от шведской компании Elektron. Шведские разработчики вообще любят музыкантов-гиков, чего стоит одна серия синтезаторов Nord Modular от Clavia. Устройства от Elektron уже давно можно встретить в сетапах разных суровых электронщиков от Chemical Brothers до J.M. Jarre. Не так давно я получил-таки из Европы коробку с Octatrack и готов рассказать о том, что это за прибор. Не буду перепечатывать мануал, а просто расскажу о своих впечатлениях.

Elektron Octatrack DPS 1 — первые впечатления

Сразу надо отметить, что приборы Elektron довольно сложны в освоении, даже если у вас есть опыт работы с другими грувбоксами и драм-машинами, например Korg Electrobe или серией MC от Roland. На поверхности не так много знакомых органов управления, значительная часть операций совершается через экран, комбинации кнопок довольно неочевидны, однако в базовых функциях можно разобраться за вечер (а также совершить ряд чудных открытий). Другой важный момент — Octatrack ориентирован на достаточно специфический экспериментальный звук и экстремальную обработку сэмплов вплоть до полной неузнаваемости. Более традиционный электронный саунд лучше извлекать из тех же “Электрайбов”. Жанры, для которых лучше всего подойдет этот инструмент — IDM, Glitch и, в некотором роде, Minimal Techno. С другой стороны, возможность воспроизведение длинных файлов позволяют использовать его даже в качестве компактного DJ-проигрывателя с риалтайм-эффектами.

В коробке находится сам прибор, довольно толстый мануал, блок питания и CF-карта объемом 16 ГБ. Устройство довольно компактное, но тяжелое и солидное — толстый металлический корпус, стекло над дисплеем, суровые пластиковые кнопки. На задней стенке находится две пары моно-выходов, один стерео-выход для наушников, две пары моно-входов, а также три MIDI-порта (in, out и сквозной). Рядом размещен слот для флэшки, разъемы USB и питания. У моего экземпляра уже была установлена последняя версия ОС — 1.25, впрочем, если потребуется, ее легко скачать с сайта Elektron и установить с флэшки.

Elektron Octatrack DPS 1 — первые впечатления

Как можно догадаться из названия, Octatrack предоставляет в ваше распоряжение восемь дорожек, на которые можно назначать различные машины: Flex — для коротких сэмплов, хранящихся в оперативной памяти, Static — для больших сэмплов вплоть до нескольких гигабайт, они стримятся с карточки. Thru-машина предназначена для обработки входящего сигнала внутренними эффектами, Neighbor — для дополнительной обработки другого трека и Pickup (появилась в версии 1.2) — для записи коротких петель на ходу, работает примерно, как гитарные примочки-луперы. Помимо восьми треков, также имеется восемь MIDI-дорожек для управления внешними устройствами.

Управление нельзя назвать интуитивным, к мануалу, по началу, приходится обращаться очень часто. Нужные сэмплы предварительно загружаются в пул (так же, как это делается у Akai MPC, только браузер намного удобнее и все делается быстрее), а оттуда уже назначаются на дорожки. Назначение сэмпла осуществляется двойным кликом по кнопке трека, после чего требуется выбрать его из браузера при помощи стрелок. Превью осуществляется комбинацией Function+Enter (по мне так не хватает возможности включить автоматическую предпрослушку). Кнопки из раздела Setup (расположены под экраном) позволяют настраивать огибающую, точку старта, количество и число повторений, скорость и направление воспроизведения, а также назначать три LFO и два процессора эффектов на дорожку. Управление всеми параметрами на экране осуществляется при помощи семи ручек с бесконечным вращением, нажав на ручку можно ускорить изменение параметра.

Elektron Octatrack DPS 1 — первые впечатления

Набор эффектов весьма внушителен: фильтр, два эквалайзера, фейзер, флэшжер, хорус, компрессор, расширитель стереобазы, комбинированный фильтр, lo-fi, несколько ревербераторов и дилэй. Стоит обратить внимание, что на экране выбора эффектов для каждого можно выбрать дополнительные параметры, например синхронизацию с ритмом для дилэя или имитацию пленки для него же. Количество настроек для эффектов ничуть не уступает самостоятельным процессорам.

Теперь перейдем к самому интересному, ради чего, собственно, Octatrack и нужен. Дело в том, что любые параметры, от точки старта, до, скажем, хвоста реверберации можно назначать на каждый шаг секвенсера, для этого достаточно зажать триггер и повернуть ручку с нужным параметров до желаемого уровня. Многие из этих параметров имеют экстремальные значения, позволяющие изменять любой звук до неузнаваемости. Раньше подобные возможности встречались только в трекерах и самодельных сэмплерах на базе Reaktor.

Теперь обратим внимание на кроссфейдер, он используется для плавного перехода от одного набора настроек к другому, например, зажав кнопку Scene A или B поворачиваем ручку, отвечающую за высоту тона или скорость, тогда, при переходе к этой сцене данные параметры будут плавно меняться. Параметры, установленные для сцен имеют приоритет над параметрами триггеров в секвенсере. Можно, например, назначить на вторую сцену воспроизведение сэмпла в обратном направлении и делать довольно убедительные скрэтчи.

Другая интересная фича — очень четкая автоподгонка лупов под скорость трека, очень органичный time-stretch с едва заметными искажениями — не хуже, чем в Ableton. С другой стороны, использовать Octatrack в качестве фразового сэмплера было бы несколько глупо — для этого достаточно какого-нибудь Roland SP-404, который раз в пять дешевле. Наиболее интересные результаты получаются при использовании относительно коротких музыкальных отрезков с рандомными точками старта.

Для сэмплерования с внешнего источника (проигрывателя, синтезатора или компьютера) необходимо назначить на трек flex-машину и в ней, в свою очередь, выбрать один из восьми рекордеров. Сэмплирование осуществляется одновременным нажатием кнопки Record и кнопки нужного трека/рекордера, после этого записанный звук сразу можно использовать.

Elektron Octatrack DPS 1 — первые впечатления

Octatrack очень хорошо работает с другими устройствами (в первую очередь, конечно, предполагается использовать его с другими приборами Elektron, например с синтезатором Analog Four). Для пробы я закоммутировал Octatrack c Korg EMX, используя последний в качестве синтезатора, а во вторую пару входов добавил iPad с инструментами SAMPLR и Animoog. Получившийся комплект вполне подходит для лайва, синхронизация по MIDI работает отлично (пробовал только на корге, т.к. миди-адпптера для айпада у меня нет).

Elektron Octatrack DPS 1 — первые впечатления

Пост, конечно, не претендует на полноту и не описывает и половины возможностей инструмента, однако, надеюсь, дает некоторое представление о том, что может Octatrack и нужно ли это конкретно вам. Отмечу еще несколько моментов, которые мне показались интересными. Например, нет никакой необходимости каждый раз сохранять проект — все автоматически синхронизируется и не пропадет, даже если отключат электричество. Все данные хранятся на карточке, так что можно регулярно делать бэкапы. При сэмплировании можно включить режим Hold, тогда запись будет идти только тогда, когда вы держите кнопку. Что не понравлось: жесткие щелкающие кнопки и невозможность использовать их в качестве клавиатуры для забивания мелодии, надо попробовать сделать это по MIDI, в микшере нельзя плавно менять громкость треков — только включать/выключать.

Ну а а в целом — мощнейший инструмент, лишенных большинства ограничений, присущих старым сэмплерам. Объем используемого материала ограничен только объемом флэшки, все параметры можно выкручивать до совершенно неприличных значений, очень удобно играть вживую и даже есть возможность на ходу сгенерировать что-нибудь новое. Также может быть очень полезным инструментом для саунд-дизайна.

На этом, пока, все. Спасибо за внимание.

Автор: orange303

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля