- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Советская легенда: история завода «Радиотехника»

Рига, 1927 год. Происходит массовое увлечение радио, только за один год число радиоабонентов в Латвии увеличивается [1] с полутора до десяти тысяч человек. В это же время владелец фотоателье, выходец из еврейской семьи Абрам Лейбовиц быстро смекнул, что продавать радиооборудование — вполне прибыльное занятие. Вот только производство собственных моделей — очень трудоёмкий процесс, зато продавать иностранную готовую аппаратуру гораздо интереснее.

Но в Латвии работает закон о конкуренции [2], который сводит на нет всю выгоду такой деятельности. Прирождённый коммерсант Лейбовиц придумывает выход: закупать готовые радиоприёмники в Германии, прямо на месте их разбирать, расфасовывать запчасти и под видом радиодеталей привозить в страну. Уже в Риге приёмники собирались заново и продавались под видом местных с лейблом A.L.Radio. Так АО «Ābrama Leibovica foto radio centrāle», стал прародителем легендарного завода «Radiotehnika».

Советская легенда: история завода «Радиотехника» - 1 [3]
Фото [4] KVK2005 CC BY [5]

Второй папа

В тридцатых годах Лейбовиц приглашает на работу гениального техника, который в возрасте 22-х лет выиграл [6] конкурс МВД и собрал для пограничников двести регенеративных трёхламповых батарейных радиоприёмников. Александр Апситис, которого часто ошибочно считают основателем рижского завода, проработал на Лейбовица совсем недолго, так как они не сошлись в некоторых рабочих вопросах. Впоследствии (в 1934 году [7]) Апситис решает зарегистрировать своё производство: фирму «A.Apsitis&F.Zhukovskis», которая производит приёмники «Tonmeistars», а также выпускает радиопринадлежности.

В это же время у Лейбовица появляется новая проблема: в Германии к власти приходит Адольф Гитлер, который обостряет «еврейский вопрос». В начале его правления предприятиям страны рекомендовали не работать с представителями этой национальности, поэтому Лейбовиц лишается своего основного поставщика радиодеталей, и ему приходится приступить к разработке собственных моделей.

Стратегии предприятий Лейбовица и Апситиса были абсолютно разными: первый был «коммерсантом до мозга [8] костей», он привлекал покупателей за счёт внешнего вида своих товаров и мощной рекламы. Абсолютно коммерческая составляющая бизнеса Лейбовица давала о себе знать: если была возможность получить прибыль за счёт потери качества, он её не упускал.Это сказывается до сих пор — сейчас оригинальные радиоприёмники [9] его производства крайне непросто найти в рабочем состоянии.

Апситис же, будучи прекрасным радиотехником, гнался именно за качеством. Его разные модели иногда мало отличались друг от друга внешне, но были собраны идеально. В конечном счёте именно Апситис внес максимальный вклад в развитие предприятия, которое позже станет называться «Radiotehnika».

Объединение коммерсанта и техника

В 1940 году в Ригу вошли советские войска, и новое правительство национализировало предприятие Апситиса, объединив его с несколькими мелкими частными компаниями, а самого техника сделало генеральным директором. Теперь объединение называлось «Radiotehnika». В свою очередь, компанию Лейбовица тоже национализировали — оно вошло в состав предприятия «Radiopionieris». Во время войны немцы объединили «Radiopionieris» и «Radiotehnika», сделав их филиалом «Telefunken Geratewerk Riga».

К концу войны, в 1944, все предприятия пытались вывезти в Германию, но, благодаря Александру Апситису, большую часть оборудования всё же удалось сохранить (в ящики для перевозки он незаметно положил кирпичи и лом), и когда немецкая оккупация была снята, завод вновь получил своего прежнего директора и имя «Radiotehnika».

Предприятие намеревалось возобновить выпуск радиоаппаратуры, но начать пришлось с помощи в восстановлении разрушенного во время войны моста через Даугаву. В это же время теряются следы [2] Абрама Лейбовица, последние упоминание о котором можно найти только в период немецкой оккупации.

Новое производство и легендарные разработки

В 1945 году на конвейер попадает сначала приёмник «Riga T-689 [10]», а затем «Riga T-755 [11]». T-755 разрабатывался с акцентом на уменьшение стоимости производства, модель (видео [12]) помещается в металлический корпус. Хотя есть и более ранняя версия — в деревянном корпусе, но такую можно найти разве что у коллекционеров.

В последующие годы спрос на продукцию завода резко возрастает, и возникает необходимость в расширении. Строятся новые цехи: монтажный, гальванический, ремонтно-механический и т.д. Уже к 1950 году «Радиотехника» (видео [13]) становится примером стахановского труда, традиционного для Советского Союза.

Годом позже заводу присваивается имя электротехника и изобретателя А.С. Попова. Но для директора завода Александра Апситиса наступают плохие времена: сначала его понижают в должности из-за «невыполнения плана», после чего и вовсе арестовывают. Через четыре месяца он выходит из тюрьмы, но уже сломленный, на завод Апситис больше не возвращается.

Но радиогигант продолжает работать и без своих основателей. В начале пятидесятых появляются приёмники «Riga-6 [14]» и «Riga-10 [15]». Шестая модель весила 12 кг, имела шесть ламп, потребляла от сети 55 Вт. На ней можно [16] было проигрывать грампластинки с внешнего проигрывателя. Десятая модель (цифра десять здесь также значит количество ламп) весила 24 кг, от сети потребляла не более 85 Вт и (как и Riga-6) принимала вещание в диапазонах КВ, СВ и ДВ. А для обеспечения хорошего звука в этой модели использовался широкополосный громкоговоритель.

По словам [1] Инарса Клявиньша, который проработал на «Радиотехнике» 33 года, аппаратура завода пользовалась спросом не только в СССР — её покупали в Германии, Франции, Британии и других западных странах. Потребителям нравилась простота и надёжность рижских радиоприёмников.

Позже появляется один из первых в Советах малогабаритный серийный транзисторный радиоприёмник «Gauja [17]», его выпускали в двух вариациях — с зарядкой для аккумуляторов и без неё (тогда он работал на батарее «крона»). Кстати, популярную «Гаую» можно увидеть в советских фильмах: «Три плюс два», «Берегись автомобиля» и других.

В начале шестидесятых завод выпускает автомобильные приёмники «АВП-60» и «АПВ-60-2 [18]», которые монтировались на «Чайки» и сто одиннадцатые ЗИЛы. У первой модели имелся даже ДУ-пульт, в приёмниках был как ручной поиск волны, так и система автоматической настройки на станцию.

Отдельно отметим стереофоническую радиолу «Simfonija 2» (видео [19]) — это модернизированная версия первой «Симфонии». У неё было два варианта исполнения: в одном проигрыватель располагался рядом с приёмником, в другом — под ним, каждая колонка весила по 16 кг.

Собранный на семнадцати транзисторах и восьми диодах переносной «Нептун» разработали к 60-летию Октября. Кстати, на «Радиотехнике» разрабатывали и видеомагнитофоны. Например, на «Малахите [20]» воспроизводили запись стыковки космических кораблей «Союз» — «Аполлон».

Десятилетие успеха и увядание

Восьмидесятые для «Радиотехники» стали «золотыми» — темпы производства радиооборудования растут, завод выпускает примерно 35% всей советской аудиотехники. Появляются кассетные магнитолы ML-6201 [21] с тюнером, двумя акустическими системами, магнитофоном-приставкой и УНЧ.

В это время в объединение «Радиотехника» входят также КБ «Орбита» и завод микроэлектроники «Эмира». Появляется кассетный проигрыватель «Duets PM-8401 [22]», к которому можно подключить сразу две пары наушников.

В год предприятие производит [23] миллион радиоприёмников, усилителей и магнитофонов и более миллиона акустических систем. Этот головокружительный успех продолжался до самого распада СССР.

Политические события в мире, обретение независимости Латвии и экономические реформы сопровождались массовым выходом на рынок китайского дешёвого ширпотреба с одной стороны и продукции известных, в первую очередь – японских, брендов, с другой. «Радиотехнику» расформировали на несколько автономных предприятий, из-за чего гигант радиопромышленности пришёл в ещё больший упадок. Не выдержав конкуренции с импортируемыми моделями, завод снимает с производства часть продукции.

Одновременно с этим растут цены на детали, которые производят в странах бывшего Союза, цены на продукцию завода приходится поднимать, но её уже не раскупают, так как она морально устарела по сравнению с новинками из-за рубежа. Разрабатывать новые модели завод не может себе позволить, так как его КБ не получает достаточного финансирования.

Начинается типичная ситуация для многих заводов в 90-х: долги по зарплате растут, а прибыли практически нет. Большинство предприятий, возникших после расформирования «Радиотехники», практически сразу «умерли», в том числе и КБ «Орбита».

Несмотря на тщетные попытки подстроиться под новый рынок, в 1993 году оставшийся в живых после распада «Радиотехники» Рижский Радиозавод был разделён Фондом госимущества на две части. Одна впоследствии была признана банкротом. Вторая часть превратилась в «Radiotehnika RRR», которую в 1998 году на аукционе купили бизнесмены Эдуард и Юрий Малеев.

Что сейчас происходит с «Radiotehnika RRR»

Новый директор завода Эдуард Малеев рассказывал [24], что долгое время предприятие находилось не в лучшей форме. Причина банальна: заказы есть, обновлённые колонки хотят покупать на Западе и даже в Эмиратах, но банки не дают денег на производство. Кроме того, покупатели хотят получить «новый» звук, улучшенные модели и инновации, но для этого нужно инвестировать в патенты и исследования.

На сайте [7] завода в разделе «сегодня» ситуация описывается более оптимистично: «VEF Radiotehnika RRR» располагает новейшим оборудованием, одной из самых больших безэховых камер в Европе и даёт отличные возможности для разработки и производства новейшей акустики».

Судя по статистике [25] латвийской службы госдоходов, сейчас профильный бизнес «Radiotehnika RRR» развивается не особенно успешно. На сегодняшний день основной деятельностью предприятия является аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью (большая часть зданий завода переоборудована под торговые площади).

А 1 октября в прессе появились новости [26] о том, что административное здание завода будет демонтировано в течение ближайших пяти месяцев. В 2015 году здание и прилегающие площади были проданы компании, управляющей сетью строительных магазинов, — что будет построено на его месте после демонтажа, пока не уточняется.

Но кое-что ещё живёт

В 2011 году компания World Audio Distribution, входящая в группу компаний «Аудиомания», запустила в Риге собственное производство акустики полного цикла – от изготовления корпусов до готовых изделий под брендом Arslab. Ранее колонки Arslab производились в Китае. Выбор на Ригу пал, в том числе, из-за проживающих там специалистов, ранее работавших на заводе «Radiotehnika». Сейчас во главе производства стоит [27] Виктор Лагарпов, который раньше был главным инженером на «Радиотехнике».

Благодаря опыту, полученному на легендарном заводе, Виктор знает об акустике всё. За шесть лет функционирования предприятия возможности завода значительно расширились – приобретены дополнительные немецкие станки, нанят новый персонал. В 2017 году количество работников, занятых непосредственно на производстве, достигло пятнадцати человек.

Помимо сборки акустики и производства необходимых электронных компонентов, на заводе изготавливают и корпуса для колонок (в отличие от многих производителей аудиосистем, покупающих готовые у сторонних компаний). Предприятие также производит большое количество корпусов для других производителей из Германии, Франции, Италии и других стран.

В 2014 году World Audio Distribution приобрела контрольный пакет акций Penaudio [28], чья продукция теперь тоже производится на этом заводе. Как заявляет сам основатель Penaudio Сами Пенттиля, продолжающий руководить компанией, качество готовых изделий повысилось. Да и возможностей производства теперь достаточно, чтобы удовлетворить спрос на эту акустику во всём мире.

Помимо «традиционных» домашних аудиосистем (под брендами Arslab, Old School [29] и Penaudio) на заводе в 2016 году начала производиться техника для домашних кинозалов ICE [30]. Это — еще один собственный бренд «Аудиомании». Данная акустика также разработана компанией F-Lab под руководством известного инженера Юрия Фомина [31].

Акустика ICE, Old School и Penaudio, собранная на заводе в Риге, продается не только в Латвии и России, она пользуется большим спросом по всему миру, включая Китай, Тайвань, Японию, США, Мексику и страны Европы.

Количество произведённых в 2017 году изделий под собственными брендами «Аудиомании» по нашим прогнозам приблизится к тысяче, что означает почти двукратный рост по сравнению с 2016 годом. Подробнее о том, как выглядело производство несколько месяцев назад, можно прочесть в наших репортажах: 1 [32] и 2 [33].

Автор: Audioman

Источник [34]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/radiotehnika/269744

Ссылки в тексте:

[1] увеличивается: http://press.lv/post/a-voss-podumav-ne-stal-govorit-po-latyshski-o-maloizvestnyh-stranitsah-znamenitoj-radiotehniki/

[2] закон о конкуренции: http://www.oldradio.lv/leibovic.html

[3] Image: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/296073/

[4] Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Gauja_portable_radio_1961.JPG

[5] CC BY: https://en.wikipedia.org/wiki/Creative_Commons

[6] выиграл: http://www.oldradio.lv/apsitis.html

[7] в 1934 году: http://rrr.lv/about/

[8] мозга: http://www.braintools.ru

[9] оригинальные радиоприёмники: https://www.radiopagajiba.lv/RRRold/leibovic.html

[10] Riga T-689: https://www.radiopagajiba.lv/RRR/689_912/riga689.htm

[11] Riga T-755: http://oldradio.onego.ru/SETS/r755.htm

[12] видео: https://www.youtube.com/watch?v=txHIc1DlE5o

[13] видео: https://www.youtube.com/watch?v=BuRUlBfkzO4

[14] Riga-6: https://www.radiopagajiba.lv/RRR/riga10_6/riga6.htm

[15] Riga-10: https://www.radiopagajiba.lv/RRR/riga10_6/riga10.htm

[16] можно: http://www.rw6ase.narod.ru/00/rp_l_/riga6.html

[17] Gauja: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%83%D1%8F_(%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BA)

[18] АПВ-60-2: https://www.radiopagajiba.lv/RRR/auto/apv60.htm

[19] видео: https://www.youtube.com/watch?v=KduSDuVrflQ

[20] Малахите: http://www.rw6ase.narod.ru/00/wideo/malahit.html

[21] ML-6201: https://www.radiopagajiba.lv/RRR/ML/ml6201.htm

[22] Duets PM-8401: https://www.radiopagajiba.lv/RRR/REMR/duet.htm

[23] производит: https://www.brandpedia.ru/brand-192.html

[24] рассказывал: http://vesti.vesti.lv/news/theme/first-page/55673-136206.html

[25] статистике: https://company.lursoft.lv/ru/vef-radiotehnika-rrr/40003286712

[26] новости: http://www.mixnews.lv/ru/society/news/227883_zavod-radiotexnika-budet-razobran-do-kirpi4ika/

[27] стоит: http://www.audiomania.ru/content/art-4275.html

[28] Penaudio: http://www.audiomania.ru/reviews/polochnaya_akustika/penaudio.html

[29] Old School: http://www.audiomania.ru/reviews/old_school.html

[30] ICE: http://www.audiomania.ru/content/art-5073.html

[31] Юрия Фомина: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

[32] 1: http://www.audiomania.ru/content/art-4333.html

[33] 2: http://www.audiomania.ru/content/art-4278.html

[34] Источник: https://geektimes.ru/post/296073/