Немного о 2FA: Двухфакторная аутентификация

в 15:42, , рубрики: 1cloud, 2fa, Блог компании 1cloud.ru, Разработка под e-commerce

Немного о 2FA: Двухфакторная аутентификация - 1

Cегодня мы решили обратить внимание на тему двухфакторной аутентификации и рассказать о том, как она работает.

Двухфакторная аутентификация или 2FA – это метод идентификации пользователя в каком-либо сервисе, где используются два различных типа аутентификационных данных. Введение дополнительного уровня безопасности обеспечивает более эффективную защиту аккаунта от несанкционированного доступа.

Двухфакторная аутентификация требует, чтобы пользователь имел два из трех типов идентификационных данных.

Вот эти типы:

  • Нечто, ему известное;
  • Нечто, у него имеющееся;
  • Нечто, ему присущее (биометрика).

Очевидно, что к первому пункту относятся различные пароли, пин-коды, секретные фразы и так далее, то есть что-то, что пользователь запоминает и вводит в систему при запросе.

Второй пункт – это токен, то есть компактное устройство, которое находится в собственности пользователя. Самые простые токены не требуют физического подключения к компьютеру – у них имеется дисплей, где отображается число, которое пользователь вводит в систему для осуществления входа – более сложные подключаются к компьютерам посредством USB и Bluetooth-интерфейсов.

Сегодня в качестве токенов могут выступать смартфоны, потому что они стали неотъемлемой частью нашей жизни. В этом случае так называемый одноразовый пароль генерируется или с помощью специального приложения (например Google Authenticator), или приходит по SMS – это максимально простой и дружественный к пользователю метод, который некоторые эксперты оценивают как менее надежный.

Немного о 2FA: Двухфакторная аутентификация - 2

В ходе проведенного исследования, в котором приняли участие 219 человек разных полов, возрастов и профессий, стало известно, что более половины опрошенных используют двухфакторную SMS-аутентификацию в социальных сетях (54,48%) и при работе с финансами (69,42%).

Однако, когда дело касается рабочих вопросов, то здесь предпочтение отдается токенам (45,36%). Но вот что интересно, количество респондентов, пользующихся этими технологиями как добровольно, так и по приказу начальства (или вследствие других вынуждающих обстоятельств), примерно одинаково.

Немного о 2FA: Двухфакторная аутентификация - 3

График популярности различных технологий по сферам деятельности

Немного о 2FA: Двухфакторная аутентификация - 4

График заинтересованности респондентов в 2FA

Среди токенов можно выделить одноразовые пароли, синхронизированные по времени, и одноразовые пароли на основе математического алгоритма. Синхронизированные по времени одноразовые пароли постоянно и периодически меняются. Такие токены хранят в памяти количество секунд, прошедших с 1 января 1970 года, и отображают часть этого числа на дисплее.

Чтобы пользователь мог осуществить вход, между токеном клиента и сервером аутентификации должна существовать синхронизация. Главная проблема заключается в том, что со временем они способны рассинхронизироваться, однако некоторые системы, такие как SecurID компании RSA, дают возможность повторно синхронизировать токен с сервером путем ввода нескольких кодов доступа. Более того, многие из этих устройств не имеют сменных батарей, потому обладают ограниченным сроком службы.

Как следует из названия, пароли на основе математического алгоритма используют алгоритмы (например цепочки хэшей) для генерации серии одноразовых паролей по секретному ключу. В этом случае невозможно предугадать, каким будет следующий пароль, даже зная все предыдущие.

Иногда 2FA реализуется с применением биометрических устройств и методов аутентификации (третий пункт). Это могут быть, например, сканеры лица, отпечатков пальцев или сетчатки глаза.

Проблема здесь заключается в том, что подобные технологии очень дороги, хотя и точны. Другой проблемой использования биометрических сканеров является неочевидность определения необходимой степени точности.

Если установить разрешение сканера отпечатка пальца на максимум, то вы рискуете не получить доступ к сервису или устройству в том случае, если получили ожог или ваши руки попросту замерзли. Поэтому для успешного подтверждения этого аутентификатора достаточно неполного соответствия отпечатка эталону. Также стоит отметить, что изменить такой «биопароль» физически невозможно.

Насколько надежна двухфакторная аутентификация

Это хороший вопрос. 2FA не является непроницаемой для злоумышленников, однако она серьезно усложняет им жизнь. «Используя 2FA вы исключаете достаточно крупную категорию атак», – говорит Джим Фентон (Jim Fenton), директор по безопасности OneID. Чтобы взломать двухфакторную аутентификацию «плохим парням» придется украсть ваши отпечатки или получить доступ к cookie-файлам или кодам, сгенерированным токенами.

Последнего можно добиться, например, с помощью фишинговых атак или вредоносного программного обеспечения. Есть еще один необычный способ: доступ к аккаунту журналиста Wired Мэтта Хоннана (Matt Honnan) злоумышленники получили с помощью функции восстановления аккаунта.

Восстановление аккаунта выступает в качестве инструмента для обхода двухфакторной аутентификации. Фентон, после истории с Мэттом, лично создал аккаунт в Google, активировал 2FA и притворился, что «потерял» данные для входа. «Восстановление аккаунта заняло некоторое время, но через три дня я получил письмо, что 2FA была отключена», – отмечает Фентон. Однако и у этой проблемы есть решения. По крайней мере, над ними работают.

«Я считаю, что биометрия – это один из таких способов, – говорит технический директор Duo Security Джон Оберхайд (Jon Oberheide). – Если я потеряю свой телефон, то чтобы восстановить все аккаунты мне не хватит вечности. Если бы существовал хороший биотметрический метод, то он бы стал надежным и полезным механизмом восстановления». По сути, Джон предлагает использовать одну форму 2FA для аутентификации, а другую – для восстановления.

Где применяется 2FA

Вот несколько основных сервисов и социальных сетей, которые предлагают эту функцию – это Facebook, Gmail, Twitter, LinkedIn, Steam. Их разработчики предлагают на выбор: SMS-аутентификацию, список одноразовых паролей, Google Authenticator и др. Недавно 2FA ввел Instagram, чтобы защитить все ваши фотографии.

Однако здесь есть интересный момент. Стоит учитывать, что двухфакторная аутентификация добавляет к процессу аутентификации еще один дополнительный шаг, и, в зависимости от реализации, это может вызывать как небольшие сложности со входом (или не вызывать их вовсе), так и серьезные проблемы.

По большей части отношение к этому зависит от терпеливости пользователя и желания повысить безопасность аккаунта. Фентон высказал следующую мысль: «2FA – это хорошая штука, но она способна усложнить жизнь пользователям. Потому имеет смысл вводить её только для тех случаев, когда вход осуществляется с неизвестного устройства».

Двухфакторная аутентификация не панацея, но она помогает серьезно повысить защищенность аккаунта, затратив минимум усилий. Усложнение жизни взломщиков – это всегда хорошо, потому пользоваться 2FA можно и нужно.

Что ждет 2FA

Методам защиты, основанным на методиках многофакторной аутентификации, сегодня доверяет большое число компаний, среди которых организации из сферы высоких технологий, финансового и страхового секторов рынка, крупные банковские учреждения и предприятия госсектора, независимые экспертные организации, а также исследовательские фирмы.

Немного о 2FA: Двухфакторная аутентификация - 5

Оберхайд отмечает, что многие пользователи, которые скептически относились к двухфакторной аутентификации, очень скоро обнаруживали, что здесь все не так сложно. Сегодня 2FA переживает настоящий бум, а любую популярную технологию гораздо проще совершенствовать. Несмотря на наличие сложностей, её ждет светлое будущее.

P.S. Кстати, совсем недавно мы внедрили двухфакторную аутентификацию, чтобы повысить безопасность личного кабинета 1cloud. После активации данного метода для входа в панель управления пользователю нужно не только ввести адрес электронной почты и пароль, но и уникальный код, полученный по SMS.

Автор: 1cloud.ru

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля