- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Новая эра Web»: Университет ИТМО начинает подготовку IT-специалистов в области нейротехнологий

Мировая наука уже длительное время ломает голову над пониманием устройства и принципов работы человеческого мозга [1]. Этот чрезвычайно сложный орган является объектом изучения во многих исследованиях.

Примерами могут быть Brain Initiative [2] и Human Brain Project [3], которые стоят на пересечении таких областей, как медицина, биология и нейроинформатика.

На сегодняшний день рынок нейротехнологий оценивается в 180 миллиардов долларов, и эксперты прогнозируют [4], что эта цифра вырастет до 1 триллиона к 2035 году.

«Новая эра Web»: Университет ИТМО начинает подготовку IT-специалистов в области нейротехнологий - 1 [5]/ Flickr / Salford University [6] / CC [7]

Спектр применимости и перспективы

Нейроразработки активно применяются [8] в медицине для создания разного рода имплантов — кохлеарных для улучшения слуха и нейронных, помогающих восстановить зрение. Также нейротехнологии применяются в военном секторе, игровой индустрии (комплексы для развития когнитивных способностей) и образовании.

Весной 2013 года в Сан-Франциско проводилась конференция NeuroGaming Conference & Expo, во время которой 18 компаний со всего мира продемонстрировали «нейрологические» достижения в области развлечений. Например, композитор Ричард Варп (Richard Warp) представил систему NeuroDisco, которая с помощью специальной гарнитуры позволяла слушателю микшировать музыку, реагируя на изменение его эмоционального состояния.

Подобные конференции проводятся и в сфере образования. Например, во время семинара [9] «Нейротехнологии: Улучшение человеческого мозга [1] и изменение облика общества», проводимого институтом политических исследований PIPS, ученые делились своими мыслями о том, как новые технологии помогут улучшить когнитивные способности человека с помощью биологических, химических и сенсомоторных решений.

Что касается России, то здесь наиболее интенсивно развивающимся направлением остается нейромедтехника. Например, отечественная компания «Нейробиотикс» разработала интерфейс взаимодействия «мозг — компьютер», который дает парализованным пациентам возможность управлять экзоскелетами с помощью электроэнцефалограмм. Достижение было опробовано в рамках соревнования Сybathlon для «спортсменов-киборгов».

Еще одна компания, работающая в этой области, — «Моторика», которую основал [10] выпускник факультета Точной механики и технологий Университета ИТМО Илья Чех. Команда работает над созданием доступных [11] протезов с использованием 3D-печати, чтобы помочь детям с травмами рук.

При этом «Моторика» занимается разработкой и бионических протезов [12], которыми можно управлять сигналами нервной системы, снимаемыми с предплечья. Разработчики планируют запустить в продажу первый российский бионический протез целой руки, и на сегодняшний день уже создан протез кисти, который успешно прошел [13] тестирование.

Еще одной перспективной областью развития нейротехнологий является сектор образования. По прогнозам [14] специалистов группы «Нейронет», занимающейся развитием интернета, электронное обучение в скором времени найдет применение для нейровычислительных интерфейсов. Шлемы виртуальной реальности начнут следить за психоэмоциональным состоянием студента, предотвращая «перегорание».

«Популярность онлайн-обучения растет год от года, но есть и ряд проблем: до сих пор онлайн-курсы успешно заканчивают не более 5% слушателей, — комментирует [8] заведующая кафедрой Компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО Любовь Лисицына. — Путь к решению проблемы низкой результативности онлайн-курсов лежит в развитии технологий электронного обучения, в использовании новых моделей и методов для реализации нейроинтерфейсов с целью расширения ресурсов мозга».

Поэтому сотрудниками Университета ИТМО ведутся разработки по созданию специальных программно-аппаратных комплексов для исследования поведения человека во время обучения. В компании «Нейронет» заявляют, что нейротехнологии являются перспективным и многообещающим направлением. Они также предполагают, что в 2035 году сфера нейрообразования на мировом рынке будет оцениваться в 280 миллиардов долларов.

Особенности подготовки специалистов по нейротехнологиям

Международное аналитическое агентство Мarkets and markets провело исследование и выяснило [15], что одним из главных ограничивающих факторов роста рынка нейротехнологий является недостаток квалифицированных технических экспертов для разработки и поддержки сложных нейроинтерфейсов. При этом, как считают [16] в аналитической компании Allied Market Research, к 2020 году разработка нейротехнологий станет одним из самых наукоемких процессов.

В первую очередь это связано с тем, что нейротехнологии стоят [17] на пересечении компьютерных наук, биологии, медицины, материаловедения и машиностроения. Чтобы преуспеть в этой области недостаточно просто уметь программировать — необходимо знать устройство центральной нервной системы, понимать, как функционирует мозг [1], и разбираться в особенностях работы человеческого организма в целом.

Объединить эти области знаний решили в Университете ИТМО. С 2017 года на кафедре Компьютерных образовательных технологий появится новая программа бакалавриата «Нейротехнологии и программирование [18]». Как отмечает Любовь Лисицына, на текущий момент в России нет ничего подобного, а решение об открытии является реакцией на запросы рынка труда.

Что будут уметь выпускники?

Первый блок программы обучения включает в себя программирование на нескольких языках с применением пакетов специализированного ПО и спецификаций. В основе второго блока лежит ознакомление с результатами научных исследований Университета ИТМО, связанных с нейротехнологиями.

«За время курса студент приобретет навыки создания программных систем с использованием нейроинтерфейсов для решения разных задач. Например, для идентификации личности, для определения эмоционального состояния человека, для развития когнитивных функций», — рассказывает [8] Любовь Лисицына. Таким образом, выпускник будет не только хорошим программистом, но и получит знания об искусственном интеллекте, биометрии, аффективных вычислениях.

Получить дополнительную информацию о содержании программы «Нейротехнологии и программирование», а также задать вопрос напрямую можно на сайте [19] кафедры.


P.S. Интересно почитать — другие материалы из нашего блога на Хабре:

Автор: Университет ИТМО

Источник [23]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/razrabotka-robototehniki/250683

Ссылки в тексте:

[1] мозга: http://www.braintools.ru

[2] Brain Initiative: https://braininitiative.nih.gov/

[3] Human Brain Project: https://www.humanbrainproject.eu/

[4] прогнозируют: https://ria.ru/economy/20161002/1478311692.html

[5] Image: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/324780/

[6] Salford University: https://www.flickr.com/photos/salforduniversity/11432613764/

[7] CC: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[8] применяются: http://news.itmo.su/ru/education/students/news/6526/

[9] семинара: http://www.potomacinstitute.org/academic-centers/center-for-neurotechnology-studies/cns-events-and-publications/9-cns/cns-events-publications/4-neurotechnology-enhancing-the-human-brain-and-reshaping-society

[10] основал: http://news.ifmo.ru/ru/archive/archive2/news/4410/

[11] доступных: http://www.forbes.ru/tekhnologii/mekhanizmy-i-gadzhety/265071-pechatnyi-organ-kak-3d-pechat-pomogla-sozdat-deshevyi-prote

[12] бионических протезов: http://news.ifmo.ru/ru/science/cyberphysics/news/5364

[13] прошел: http://motorica.org/protezirovanie/stradivary

[14] прогнозам: http://rusneuro.net/chto-takoe-nejronet/segmenty-i-proyekty/neyro-obrazovaniye

[15] выяснило: http://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/brain-computer-interface-market-64821525.html

[16] считают: https://www.alliedmarketresearch.com/brain-computer-interfaces-market

[17] стоят: https://www.quora.com/What-degree-should-I-get-for-neurotechnology

[18] Нейротехнологии и программирование: https://abit.ifmo.ru/program/8062/

[19] сайте: http://dce.ifmo.ru/np/

[20] Программист без диплома: что может и чего не может дать «домашнее обучение» в IT: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/324484/

[21] Как проектируют программы: от UML до автоматного подхода: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/323780/

[22] Большое интервью: как поступить в Университет ИТМО: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/323774/

[23] Источник: https://habrahabr.ru/post/324780/