Кто не работает, тот пиарится: детские игры с «надуванием пузырей» и «продажей воздуха» заканчиваются

в 14:51, , рубрики: бизнес-модели, венчурное финансирование, венчурные инвестиции, инвестиции в стартапы, маркетинг, переориентация бизнеса, пузырь, Развитие стартапа, разоблачения, разработка

Недавно венчурный мир всколыхнула история о расхваленном стартапе Кремниевой долины Theranos, научные амбиции которого подверглись сомнению в расследовании Wall Street Journal.

Элизабет Мисс Холмс основала Theranos в 2003 году, чтобы разработать тесты для анализа крови, для которых бы хватало всего нескольких ее капель вместо привычных пробирок плазмы. Мисс Холмс смогла уговорить нескольких крупных инвесторов, включая главу Oracle Ларри Эллисона, вложить в ее компанию в общей сложности $400 миллионов. С тем же успехом она убедила двух бывших министров США — министра обороны и председателя комитета по Вооруженным силам — стать членами совета директоров Theranos. Проект оценивался в $9 миллиардов.

Wall Street Journal утверждает, что эксклюзивная технология Theranos недоработана и используется лишь в очень незначительном количестве тестов, которые проводит компания. Theranos опровергает предположения о научном обмане и мошенничестве. Если подозрения подтвердятся, компания может оказаться на грани банкротства. По мнению авторов расследования, такой исход отрезвит многих технологических инвесторов и заставит их избирательно относиться к потенциальным инвестициям.

Майкл Мориц, основатель фонда Sequoia Capital, заявил, что большинство стартапов-«единорогов», достигших отметки $1 миллиарда и выше, оценены слишком высоко. Он упрекает стартапы в желании оставаться частными компаниями, поскольку это дает им возможность импровизировать при разработке продукта, привлекать талантливых людей опционами и скрываться от пристального изучения хищными конкурентами.

Сегодня список «единорогов» включает уже почти 150 компаний, причем около половины из них попали туда лишь в 2015 году.

Большинство инвесторов мало заботит, что будет с проектами, которые они накачивают деньгами, в последующие десять лет. Им важны в первую очередь показатели фонда, которые зависят от громких выходов. А выходы в свою очередь в доброй половине случаев происходят не из-за уникальности убыточного зачастую продукта, а благодаря точно отработанным приемам челночной дипломатии среди крупнейших инвесторов Кремниевой долины, пишет глава американского офиса венчурного фонда Life.SREDA Рената Ахунова.

В то же время, основатель фонда Andreessen Horowitz Марк Андрессен (Marc Andreessen) уверен, что стартапы-«единороги» и вся IT-отрасль с 2000-х годов, наоборот, недооценивается.

Он также утверждает, что это не IT-компании против того, чтобы стать публичными, а сам публичный рынок «просто не любит» технологические компании. Он все время пытается растащить их на части, сбивая с инновационного курса развития.

Кроме того, его позицию в целом разделяет президент Y Combinator Сэм Альтман (Sam Altman).

Как бы там ни было, часто мы наблюдаем массовые сокращения штата в успешных IT-компаниях с высокой оценкой. С одной стороны, они объясняют это быстрой изменчивостью спроса и востребованности тех или иных проектов, приспособлением к требованиям рынка. С другой стороны, они часто создают целые подразделения, чтобы просто поэкспериментировать. Правда, это более характерно для крупных компаний. Мы становимся свидетелями разоблачений, неадекватного поведения фаундеров в общении с инвесторами.

Если допустить, что внимание общественности естественным образом обращено только на те компаниям, которые стараются быть на виду, то возможна еще одна гипотеза. В более «дешевых» и менее заметных фирмах происходят примерно те же процессы – сокращения, разоблачения, эксперименты, переформатирование. Но, как обычно, всех больше волнуют «поп-звезды».

Эксперты могут еще долго рассуждать о том, переоценены компании или недооценены. Но если компания большую часть денег вкладывает в маркетинг и паблисити, то продукт от этого лучше не станет или вовсе не выйдет в свет.

В этом случае, такие компании занимаются просто «продажей воздуха», как пишет госпожа Ахунова. Инвесторы вкладывают в компанию деньги не для того, чтобы они тратились на привлечение других инвесторов. С этой точки зрения, решающее значение имеет не размер привлеченной суммы, а распределение затрат компании, расстановка приоритетов.

Хотя не может не радовать то, что стартаперам придется работать больше и относиться к своим проектам серьезнее, потому что бизнесом может называться только то, что приносит деньги. Тенденция продажи воздуха инвесторам всех уровней, похоже, подходит к завершению, заключает Рената Ахунова.

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля