- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Кто не работает, тот пиарится: детские игры с «надуванием пузырей» и «продажей воздуха» заканчиваются

Недавно венчурный мир всколыхнула история [1] о расхваленном стартапе Кремниевой долины Theranos [2], научные амбиции которого подверглись сомнению в расследовании Wall Street Journal.

Элизабет Мисс Холмс основала Theranos в 2003 году, чтобы разработать тесты для анализа крови, для которых бы хватало всего нескольких ее капель вместо привычных пробирок плазмы. Мисс Холмс смогла уговорить нескольких крупных инвесторов, включая главу Oracle [3] Ларри Эллисона, вложить в ее компанию в общей сложности $400 миллионов. С тем же успехом она убедила двух бывших министров США — министра обороны и председателя комитета по Вооруженным силам — стать членами совета директоров Theranos. Проект оценивался в $9 миллиардов.

Wall Street Journal утверждает, что эксклюзивная технология Theranos недоработана и используется лишь в очень незначительном количестве тестов, которые проводит компания. Theranos опровергает предположения о научном обмане и мошенничестве. Если подозрения подтвердятся, компания может оказаться на грани банкротства. По мнению авторов расследования, такой исход отрезвит многих технологических инвесторов и заставит их избирательно относиться к потенциальным инвестициям.

Майкл Мориц, основатель фонда Sequoia Capital, заявил [4], что большинство стартапов-«единорогов», достигших отметки $1 миллиарда и выше, оценены слишком высоко. Он упрекает стартапы в желании оставаться частными компаниями, поскольку это дает им возможность импровизировать при разработке продукта, привлекать талантливых людей опционами и скрываться от пристального изучения хищными конкурентами.

Сегодня список [5] «единорогов» включает уже почти 150 компаний, причем около половины из них попали туда лишь в 2015 году.

Большинство инвесторов мало заботит, что будет с проектами, которые они накачивают деньгами, в последующие десять лет. Им важны в первую очередь показатели фонда, которые зависят от громких выходов. А выходы в свою очередь в доброй половине случаев происходят не из-за уникальности убыточного зачастую продукта, а благодаря точно отработанным приемам челночной дипломатии среди крупнейших инвесторов Кремниевой долины, пишет [6] глава американского офиса венчурного фонда Life.SREDA [7] Рената Ахунова.

В то же время, основатель фонда Andreessen Horowitz Марк Андрессен (Marc Andreessen) уверен [8], что стартапы-«единороги» и вся IT-отрасль с 2000-х годов, наоборот, недооценивается.

Он также утверждает, что это не IT-компании против того, чтобы стать публичными, а сам публичный рынок «просто не любит» технологические компании. Он все время пытается растащить их на части, сбивая с инновационного курса развития.

Кроме того, его позицию в целом разделяет [9] президент Y Combinator [10] Сэм Альтман (Sam Altman).

Как бы там ни было, часто мы наблюдаем массовые сокращения [11] штата в успешных IT-компаниях с высокой оценкой. С одной стороны, они объясняют это быстрой изменчивостью спроса и востребованности тех или иных проектов, приспособлением к требованиям рынка. С другой стороны, они часто создают целые подразделения, чтобы просто поэкспериментировать. Правда, это более характерно для крупных компаний. Мы становимся свидетелями разоблачений, неадекватного [12] поведения фаундеров в общении с инвесторами.

Если допустить, что внимание общественности естественным образом обращено только на те компаниям, которые стараются быть на виду, то возможна еще одна гипотеза. В более «дешевых» и менее заметных фирмах происходят примерно те же процессы – сокращения, разоблачения, эксперименты, переформатирование. Но, как обычно, всех больше волнуют «поп-звезды».

Эксперты могут еще долго рассуждать о том, переоценены компании или недооценены. Но если компания большую часть денег вкладывает в маркетинг и паблисити, то продукт от этого лучше не станет или вовсе не выйдет в свет.

В этом случае, такие компании занимаются просто «продажей воздуха», как пишет госпожа Ахунова. Инвесторы вкладывают в компанию деньги не для того, чтобы они тратились на привлечение других инвесторов. С этой точки зрения, решающее значение имеет не размер привлеченной суммы, а распределение затрат компании, расстановка приоритетов.

Хотя не может не радовать то, что стартаперам придется работать больше и относиться к своим проектам серьезнее, потому что бизнесом может называться только то, что приносит деньги. Тенденция продажи воздуха инвесторам всех уровней, похоже, подходит к завершению, заключает Рената Ахунова.

Автор: semen_grinshtein

Источник [13]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/razrabotka/102570

Ссылки в тексте:

[1] история: http://www.businessinsider.com/theranos-is-reportedly-stopping-its-signature-blood-testing-method-2015-10

[2] Theranos: https://en.wikipedia.org/wiki/Theranos

[3] Oracle: https://ru.wikipedia.org/wiki/Oracle

[4] заявил: http://www.businessinsider.com/michael-moritz-warns-that-the-bubble-is-about-to-burst-2015-3

[5] список: https://www.cbinsights.com/research-unicorn-companies

[6] пишет: http://www.rbc.ru/opinions/business/29/10/2015/5631b6db9a794734461a3810?from=typeindex%2Fopinion

[7] Life.SREDA: http://life-sreda.ru/

[8] уверен: http://www.businessinsider.com/marc-andreessen-technology-is-still-undervalued-2015-11

[9] разделяет: http://blog.samaltman.com/the-tech-bust-of-2015

[10] Y Combinator: https://ru.wikipedia.org/wiki/Y_Combinator_(компания)

[11] сокращения: http://megamozg.ru/post/20372/

[12] неадекватного: http://megamozg.ru/post/20576/

[13] Источник: http://megamozg.ru/post/20928/