- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Будучи глухим разработчиком

Когда я увидел заголовок, он сразу же зацепил, потому что у меня есть глухонемой родственник. Тема доступности (accessibility) на сегодняшний день достаточно популярна, но многие разработчики и управленцы избегают этой дисциплины. Происходит это потому, что они не видят смысла, а некоторые даже пользы или выгоды от проделанной работы для такой маленькой аудитории. Это категорически неверное суждение. Доступность должна быть культурой разработки.

В статье было интересное слово Grokker, которое нигде не переводится и по которому я не нашел информации в рунете. Возможно, многие читатели тоже не знают, поэтому поделюсь своим личным маленьким открытием. Grok [1] — означает понять так основательно, что наблюдаемый становится частью наблюдения. А гроккер соответственно, тот кто умеет так понимать. В общем это даже круче гика. Это скорее гиковый гик. Короче я даже домен один зарегистрировал, поскольку считаю, что слово может войти в обиход.


Я была глухой с младенчества. Это не в абсолютном значении. Моя потеря слуха характеризуется от умеренный до тяжелой, проблема возникает при высоко частотных диапазонах [2], на которых и происходит человеческая речь. Я полагаюсь на чтение по губам и определение структуры гласных, для того чтобы понимать разговорный язык. Основными трудностями является:

  • Распознание согласных, особенно шипящих и глухих согласных (все согласные звуки высокой частоты, а глухие и шипящие согласные не задействуют голосовые связки [3])
  • Начало фразы
  • Конец фразы

Некоторые глухие люди успешно стали программистами [4]. В основном это умственная работа, часто одиночная и где все результаты документируются. Спецификации и баги приходят в вам (в лучшем случае) на бумаге или в тикетной системе, а не из «шумовых отверстий» других людей. Но конечно не все так сказочно (я смотрю нас вас, постоянные встречи за больших круглым столом из 15 человек), но адаптироваться всегда возможно.

Существующие стереотипы о программистах, что они некие чудаки с аллергией на человеческую компанию, несправедливы и недостоверны. Как группа — мы очень социальное общество. Мы пишем в блоги, выступаем на конференциях, составляем обучающие материалы и учим других. И это не новость, если не говорить об атмосфере до прихода интернета в Bell Labs, MIT и десятки других R&D организаций. Я люблю этот мир социального кода, когда есть возможность окружить себя компетентными энтузиастами, что является важным моментом на пути становления себя как профессионального разработчика. Но есть одна вещь, от которой я всегда ощущаю себя закрытым — это парное программирование.

Парное программирование, в принципе, потрясающе — это как Rubber Duck debugging [5] на стероидах. Ты работаешь с человеком, который знает больше тебя и способен этому научить или с тем, кто знает меньше, но способен оценить ваше руководство, или даже с тем кто знает столько же, зато может обсудить с вами решение поставленное задачи. Плюс, вы знаете, это забавно. Вы узнаете своих коллег. Вы приходите к осознанию того, что все время от времени совершают ошибки. У вас есть человек, который остановит вас если вы хотите загрузить фрагмент кода, который не нужно загружать.

Но когда вы глухой, динамика и удовольствие от работы пропадают нафиг. Для меня от парного сотрудничества больше вреда, чем пользы. Пытаться думать о коде, смотреть на экран и одновременно пытать понять по губам безконтекстную речь наставника на разговорном и техническом английском — это с 30% вероятностью [6] рецепт неудачи. В конечно итоге я начинаю угрюмо смотреть на еще больше разочарованного наставника и уступаю контроль над задачей ему, поскольку это единственный путь добиться прогресса в решении задачи. От наставничества все только хуже. И партнер старается постоянность смотреть только в экран, потому что думать о коде и способах коммуникации трудно. Я знаю это! Я знаю. Поэтому стараюсь быть пассивным участником, а коллега все делает за меня. Это не хорошо для каждого из нас. Фу!

У меня была замечательная возможность поработать вместе с Рованом Мейнингом [7] над проектом Pa11i [8] — инструмент автоматизации тестирования accessibility, сделанный для Nature [9]. Используя Screenhero [10], мы установили удаленную парную сессию, благодаря чему могли оба видеть экран и общаться с помощью текста, не создавая при этом путаницы. Это был первый раз, когда я работала в паре так, как это должно быть. Трудно назвать разницу. Слышащие люди не могут оценить как много информации теряется при работе с глухим. Представьте, что вы живете в городе, где в любой книге, которую бы вы начали читать, около 60% слов были кем-то зачеркнуты с помощью Sharpie (прим. популярная фирма маркеров). А теперь представьте, что на выходные вы поехали в соседний город, где (к счастью) никто такого не делает и вы вдруг можете читать книги целиком, без чьей либо помощи. Это нечто похожее.

Другая история. В Nature у нас команда разработчиков, которая поистине уделяет большое внимание accessibility.
Принцип обеспечения равного доступа к 400 с лишним сайтов Nature лежит в основе всего, что мы делаем. Тим Бернерс-ли говорит, что, “Сила веб-технологий заключаются в их универсальности. Доступ для всех, независимо от инвалидности является важным аспектом". Мы все с этим согласны. Гроккерство доступности распространено повсюду. Во время работы в Nature я получила невиданную поддержку от моих коллег в виде нот, встреч в формате живых-лент, метода мяча [11], чтобы помочь мне отслеживать, кто сейчас говорит в групповой дискуссии. Еще они подтолкнули меня, на получение поддержки от Access to Work [12]. За 3 года в Nature я получила более существенную поддержку моей инвалидности, чем за предыдущие 34 года моей жизни!

Возможность работать с этими гроккерами accessibility в Nature прекрасна. Они не создают плохих суждений о способностях и обеспечивают полный доступ по умолчанию. Они приводят экспертов по доступности [13], чтобы те протестировали наши сайты и дали рекомендации. Они усердно применяют стандарты WCAG [14] и создают инструменты [15], упрощающие внедрение этих стандартов. Когда они встречаются с инвалидом в одной команде, то делают абсолютно все, чтобы этот человек стал ее новым полноценным участником.

Accessibility считается нишевой дисциплиной. Так не должно быть. Люди с ограниченными возможностями рассматриваются разработчиками как ничтожно маленькая часть аудитории не заслуживающей внимания. Мы не такие. Равный доступ — это право.

Если вы предоставляете его, вы делаете в интернете, и в мире, лучше для всех.

Автор: ilusha_sergeevich

Источник [16]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/razrabotka/109650

Ссылки в тексте:

[1] Grok: https://en.wikipedia.org/wiki/Grok

[2] высоко частотных диапазонах: http://www.noisehelp.com/high-frequency-hearing-loss.html

[3] не задействуют голосовые связки: http://www.elearnenglishlanguage.com/blog/learn-english/pronunciation/consonants-voiced-unvoiced/

[4] успешно стали программистами: https://www.reddit.com/r/programming/comments/az7tu/do_you_think_a_deaf_programmer_can_still_be/

[5] Rubber Duck debugging: http://c2.com/cgi/wiki?RubberDucking

[6] 30% вероятностью: http://allthingslinguistic.com/post/108295580685/but-you-can-lip-read-right

[7] Рованом Мейнингом: http://rowanmanning.com/

[8] Pa11i: https://github.com/nature/pa11y

[9] Nature: http://www.nature.com/

[10] Screenhero: https://screenhero.com/

[11] метода мяча: http://www.theguardian.com/careers/careers-blog/deaf-office-workers

[12] Access to Work: https://www.gov.uk/access-to-work/overview

[13] экспертов по доступности: https://www.abilitynet.org.uk/

[14] стандарты WCAG: http://www.nature.com/info/accessibility_statement.html

[15] создают инструменты: http://pa11y.org/

[16] Источник: https://habrahabr.ru/post/275617/