- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Полдюжины раскидистых граблей в букет начинающего разработчика под iOS

disclaimer от mittel
Эта история произошла с одной юной, но очень целеустремленной и любопытной девушкой. Если хабрачитатель захочет поддержать ее в столь благих начинаниях, прошу не стесняться, ибо вот она сама [1], собственной персоной, а если так случится, что получится инвайт, то автор сама сможет ответить на все вопросы, уточнения или упреки, буде такие случатся. Засим умолкаю, и представляю слово автору

Короткое отступление.

Наверное, я все еще мечтаю о какой-то первозданной неопределенности и потому редко упускаю шанс влипнуть в новую авантюру. Так было всегда, и в очередной раз случилось около года назад, когда мы с подругой в каком-то полухмельном запале, на всегдашних девичьих посиделках придумали идею для приложения… «А почему нет?!» — решили две далёкие от программирования барышни, и не нашли что противопоставить своей хмельной решительности.
Куча времени, прорва бессмысленных и неверных шагов, но, в конце концов, мы все же получили желанный продукт. Вот она, гордость наша — приложение для iPad, «Кухонный помощник [2]».

И теперь, когда приложение уже доступно для скачивания, когда всё уже позади, позвольте мне рассказать о своем скромном опыте погружения в мир разработки: ну, как бы открыть на него вид издалека, глазами «постороннего», и возможно мне удастся кого-то если не окрылить или предостеречь, то хотя бы повеселить. Тем более, что сегодня, когда приложение, наконец вылизано и, в румяной упаковочке отсвечивает на полках AppStore, оборачиваясь назад на свой извилистый путь, я вижу, скольких «граблей» и бестолковых ситуаций можно было избежать.

В общем, вручаю вам наброски симфонии для азарта с легкомыслием, в котором каждый акт будет предварен весьма уместной и лаконичной увертюрой из «Законов Мерфи». Итак, вступают грабли…

ГРАБЛИ номер 1 — ИДЕЯ

«Все вероятности равны 50%. Либо случится, либо нет»
«Достоверность этого утверждения на 90% не в вашу пользу, коллега»

Идея приложения выросла из какой-то шутки в процессе изучения экзотических и крайне мудреных рецептов для будущей вечеринки. Собственно идея, заключалась в том, чтобы обогатить возможности iPad одной маленькой хитростью, позволяющей с помощью устройства измерять вес и объем чего-либо в стакане с произвольной геометрией: приложил, подстроил и замерил. Просто? Ну, звучит просто. Разве что один нюанс: я по образованию — архитектор(второе – экономика и маркетинг), подружка — психолог, знакомых программистов не было, а всё, что мы знали об iPad, что это — очень дружелюбные, симпатичные и удобные устройства. Казалось бы: ну чего соваться туда, где ничего неизвестно? А, вот решили: работы постоянной не было, и времени на саморазвитие или эксперименты — хоть отбавляй.

Почитали, посмотрели умные книжки, ободряющие статьи да обзоры, и энтузиазма даже прибавилось. Особенно вдохновили две книги:

«App Savvy [3]» — Ken Yarmosh и биография Стива Джобса [4]. Из первой становилось ясно, что все не так и сложно, а вторая прочно убеждала, что упорство и труд, рано или поздно принесут плоды.

Конечно, вы то знаете, что этих книг явно недостаточно, и сегодня, оборачиваясь назад, я вижу, что костер нашего энтузиазма питался в основном глубоким непониманием задачи и невежеством, но с другой стороны, взвешенный подход и трезвая оценка объема задачи, почти наверняка охладили бы нас и завернули попытку, без всяких проб. Но нами двигало простодушие и азарт, а потому грабли начались с самого начала, и фонтан их пестрого разнообразия не иссякал до самого последнего дня.

ГРАБЛИ номер 2 — КОНЦЕПТ

«Если кажется, что работу сделать легко, это непременно будет трудно.
Если на вид она трудна, значит, выполнить ее абсолютно невозможно»

Ни о каких методологиях разработки, ни о специальных приложениях и платформах, систематизирующих и облегчающих планирование и развития проекта, мы на тот момент не знали. Нет, на какие-то термины мы натыкались тут и там, слышали про SCRUM [5], Agile; поигрались с Microsoft Project и ScrumWise; прикупили акаунт на какой-то проектной площадке, но скоро запутались и устали от всех этих хитростей, вернувшись к обычному карандашу, бумаге и Excel.

Первая схема нашего приложения — дизайнерский концепт, был размером с добрый ковер. Чудовищная простыня, в духе лучших произведений полоумного Митасова, была испещрена невнятными заметками, стрелками, восклицательными знаками и крестами. Знакомый дизайнер увидев «это», обомлел и высказался в том смысле, что деревья поплатившиеся своими жизнями за бумагу для подобной дичи, рыдают в каком-то ботаническом раю. Он вкратце рассказал об основах прототипирования интерфейса, обрисовал подход и требования, а также рассказал о MindJet и предложил оформить, для начала, концепт в нём. Через несколько дней, первая карта проекта была готова.

К счастью, я сама рисую и, как говорят — совсем не дурно. Пару-тройку недель ушло на освоение Photoshop, и в середине второго месяца разработки, мы уже имели нечто вроде скриншотов будущего приложения. Настала пора искать кого-то, кто собственно воплотит это всё в коде.

ГРАБЛИ номер 3 — КАДРЫ.

«В эксперты надо взять того, кто считает, что работа займет очень много времени и обойдется очень дорого»

Первое, что чрезвычайно удивило меня это зарплаты программистов под iOS. Не знала, что так много моих сограждан, счастливо живут на одну зарплату. В моем городе, нижняя граница их аппетитов начинается с 1500-2000$, и по их же словам, на проект уйдет не менее 5 месяцев. «О-ля-ля!» — подумала я, произведя нехитрые арифметические расчеты. Столько денег у меня не было и в помине… Перспектива нерадостно запахла тупиками и разочарованиями.

И тут, на удачу, мне попалась чья-то статья, где автор, такой же далекий от разработки человек рассказывал о своём «пути к успеху». В статье он прямо говорил, что на первых порах, в небольших проектах, не обязательно брать программистов на зарплату, и даже много разумней обратиться к фрилансерам.

Первого — Питера, я нашла здесь [6]. За весь проект он хотел 2000$ и готов был выполнить за три месяца, при условии, что проект будет подробно расписан на scrumdesk [7]. Две недели ушло на теорию SCRUM и еще две недели на бэклог. Когда всё было готово, программист уже был занят, но он любезно порекомендовал своего коллегу — Макса, который в тот момент был свободен.

Макс потребовал предоплату 30% и после перевода (о кодах протекции и гарантах, я тогда ничего не знала) приступил к работе. Спустя немного времени стало ясно, что привлекать человека с другого конца света, было не очень хорошей идеей: разница в часовых поясах, плюс необходимость постоянно и оперативно давать ответы с пояснениями, чуть не превратили меня в неврастеничку. Кроме того, по мере продвижения разработки, становилось очевидным, что некоторые фичи, задумывавшиеся как весьма оригинальные и удобные, на практике выглядели топорно и коряво. Начались бесконечные правки, уточнения и всё то, что ведет к разрастанию задачи. Спустя какое-то время Макс, резонно (но тогда, мне так не казалось) предложил пересмотреть сроки и оплату. Я возмутилась, мы повздорили, и он отказался от заказа, правда, вернув часть аванса.

Потом, появился Андрей. Из местных. Случайно познакомились, и с первых слов он околдовал меня своей всесторонней авторитетностью и шармом. Знакомым я представляла его почтительным шепотом и не иначе, как — Гений. О, это был гений! Профессиональный лицедей и мастер холостого хода! Два месяца он что-то делал, суетился, жарко доказывал, перекраивал и улучшал. Мужественно и с пониманием относился к скромной оплате, суровым условиям труда и нехваткой всего. От него, прям веяло каким-то жаром трудового подвига и непреходящей чрезвычайности. Раз пять, не меньше, он открывал какие-то новые, изящные — будто с кисти Создателя — решения, переписывая, улучшая и перекраивая код… На третий месяц он пропал. Совсем. Испарился, оставив после себя апокрифические фрагменты кода на Lua — большей частью сырые и дилетантские.

Я чуть было уже не плюнула, но случай свёл с отличными ребятами, которые как раз собирались заняться разработкой под iOS. Шел май 2012. Разработка продолжалась почти полгода, но, как внезапно выяснилось: по-настоящему она только началась…

ГРАБЛИ номер 4 — РАЗРАБОТКА

Если факты не подтверждают теорию, от них надо избавиться.
Эксперимент можно считать удавшимся, если нужно отбросить не более 50% сделанных измерений, чтобы достичь соответствия с теорией.

Новый программист — Славик, обстоятельно изучив материалы проекта, резюмировал: разработка силами одного программиста на «нэйтиве», займет не менее 3 месяцев. Артефакты предыдущих моих потуг он признал никчемными и даже вредными. Все нужно было начинать сначала: бэклог, прототипы, графику, код. На том и порешили, а пока Славик сел за фундамент будущего приложения, я, улучив момент, съездила на курсы по Scrum в Киев. Дорого, но того стоило.

По возвращении с курсов, я была полна идей и решимости, а кроме того кажется, впервые начала понимать, чего от меня хотят программисты и почти избавилась от религиозного трепета, который они неизменно у меня вызывали. Лед тронулся, и действительность казалось, наконец, подалась моему напору.

Через месяц, моим глазам явилась черновая версия «мерного стакана», в чисто утилитарном исполнении: без всяких рюшечек и бантиков, но готовая для испытаний. Каково же было мое недоумение, когда контрольные замеры со взвешиванием показали, что подлая действительность легко сдаваться и не собиралась: погрешность замеров была такова, что своей непредсказуемостью и величиной, в принципе ставила под сомнение научный подход. В том смысле, что догадка или наитие работали ничуть не хуже.

Согласитесь, ну что может быть проще, чем вычислить объем усеченного конуса, взять табличную плотность ингредиента и высчитать: сколько же там чего? Ан-нет! Калькулятор [8]объема давал одну цифру, весы — другую, приложение — третью. Не говоря уже о совершенно паранормальных результатах с жидкостями, в объемах меньше 100мл.

Три мехматовца, один архитектор и куча сочувствующих гуманитариев, растерянно хихикая, потирая затылок и припоминая «сферического коня в вакууме», убили полдня на этот чертов детектив. В итоге, выяснилось: электронные весы — бессовестно врали; мерный стакан мерял что-то своё, а его шкала, по-видимому, была подчинена вкусу и обостренному чувству симметрии китайских дизайнеров, что создавали его; калькулятор — единственный, кто не врал. Наше же приложение, дитя семи нянь, вместо радиуса в формуле, использовало диаметр.

Много еще всяких ляпов было, но это — дело житейское, и со временем, начинаешь их воспринимать спокойно, как нечто неотъемлемое. Т.е. ляпы – это, неизбежное и совершенно нормальный результат активности, но только, пока они являются вам с передовой проекта, а не вопиют с мест давнишнего упокоения.

К слову, были и удачные находки, не считая того, что я с удовольствием открыла в себе дизайнера. Еще на первых этапах разработки, мы стали думать о локализациях и цены на переводы нас не обрадовали. Местные агентства переводов, в среднем, хотели в пределах 10-30$ за 2000 знаков для европейских языков, и до 80$ за всякие экзотические, типа арабского, хинди, китайского или японского. Интереса ради, я обратилась в крупное американское интернет-агентство переводов и оказалось, что перевод с английского на любой, хоть на арамейский, вам обойдется в районе 7-10$ и с гарантией. Так что, имейте в виду…

ГРАБЛИ номер 5 — АПРУВАЛ

«Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, то вы увидите себя как часть этой проблемы»

Подробно описывать процесс думаю, нет смысла. Немало, сказано уже об этом, да и процедура по большей части чисто формальная. Всякие мистические эксцессы, говорят, случаются, но мы постарались самым дотошным образом соблюсти все предписания Apple, и закономерно (как нам кажется), без всякой суеты и ухищрений получили благословение Apple через 2 недели. По правде говоря, не обошлось без курьёзов, но на их примере, стало ясно с каким терпением, на самом деле относятся ребята из Apple к разработчикам. А дело было так…

Получив перевод описания приложения для AppStore, мы радостно запулили их в AppStore. В ответ приходит довольно странное письмо:

«We found that your Application Description includes information that is not relevant to the application content and functionality, and is therefore not in compliance with the App Store Review Guidelines [9]. It would be appropriate to remove or revise the following content from the app description: «If there are images in this attachment, they will not be displayed. Download the original attachment»

Полное недоумение. Какие «атачменты», какие «имиджы»? «Нет у нас такой строчки в описании. Что за чепуха?!» — ломали голову мы. Проверили, перерыли все варианты — нет. Совершенно не ясно, что от нас хотят… Так и пишем: «Дорогие сэры, вы об чём? Акститесь!». В ответ, получаем всё то же, странное письмо с рекомендациями.

Капитальная наша обескураженность длилась с полдня и переросла во всеобщий позор, когда обстоятельства недоразумения вскрылись. Оказалось, переправляя перевод, я ненароком, зацепила в копипасте кусок из оформления письма. То есть, с тем же успехом, там могла оказаться реклама „ЖБК-конструкций“, предложение по увеличению груди или банальное: «Нажмите здесь, чтобы Ответить или Переслать».

Кстати, для меня это стало „нежданчиком“ и возможно об это не стоило упоминать отдельно, но имейте в виду: дата получения „апрувала“ – это и есть дата появления «новинки» в магазине. В том смысле, что спустя несколько недель, когда вы подгоните и переведете все материалы и обзоры, выпестуете и согласуете план продвижения, утвердите блестящую стратегию, вы внезапно и с изумлением обнаружите, что в «новинки» вы уже не попадаете.

Да, был еще один интересный момент с „апрувалом“… С самого начала мы решили, что испытаем на нашем приложении модель дифференцированного вознаграждения мол, мы предложим несколько ценников, а пользователь – пусть сам выберет: дать нам доллар, пять, десять или двадцать. По правде говоря, мне казалось, что это моя придумка(теперь-то я знаю, что мы, далеко не первые) и немало переживала, будучи наслышана об отношении Apple ко всякого рода «химиным курам» с оплатой. И действительно, в одном из первых писем Apple резонно задал вопрос: «Что пользователь получит за 1$ и за 10$? В чем разница?». Мы объяснили, что ни в чем; только в мере благодарности разработчикам… Ответ их видимо удовлетворил, потому что развитие эта тема не получила.

В общем, что сказать? Попридержите лососей, раз уж дело ответственное.

ГРАБЛИ номер 6 — ПРОДВИЖЕНИЕ

«Вероятность получения желаемого результата находится в обратной зависимости от силы желания»
«Наилучшим планом является тот, авторы которого не ставят свой аналитический потенциал выше бесконечного многообразия неучтенных и случайных факторов»

Ну правда, что там такого: обзоры всякие, завлекалки, отзывы, ахи-вздохи, шум, пересуды – все же ясно, как будто? Мы так и предположили, а потому никакого грандиозного бюджета, под это дело и не планировали – так, по мелочам. Тем более, что других вариантов особо и не было…

Рабочий вариант плана «вброса» был составлен заранее, и как казалось, мы пошли вполне логичным и простым путём: взяли раскрученное приложение, в той же категории и с хорошей статистикой [10]; восстановили по поисковым системам хронологию публикаций, построили график частоты упоминаний о нём и проранжировали издания. Таким же образом, проанализировали активность вокруг приложения в социальных сетях; попытались выявить причины всплесков, найти оригинальные и действенные приемы, выстроить оптимальную стратегию. Потом, испытали полученную модель на других приложениях с хорошей статистикой скачиваний и продаж, сопоставили пики, внесли коррективы, и, в общем, остались довольны собой.

Однако, приступив к реализации этой части плана, мы вскоре поняли, что наша блестящая и внутренне непротиворечивая модель медиа-поддержки далека от жизни, как всякая утопия и ее главная проблема была в её чисто эмпирической природе. Мы, будучи людьми современными и прогрессивными, так бездумно положились на само собой разумеющуюся силу «научного» подхода, что в итоге оказались в комичной позе дикарей, поклоняющихся соломенному идолу самолета, или чудаков, ищущих «Здравый Смысл» в Википедии.

В общем, как вы поняли все пошло не так, как было задумано. Вкратце, суть ошибочности нашей модели заключалась в ее одномерности. Были не учтены два измерения: деньги и время на развертывание рекламной кампании. По большому счету, при должной сноровке и опыте, упомянутые измерения, должны сойтись в одно – время. Причем «время» не какое-то мировое, а чисто субъективное для приложения: непрерывное и плавное течение медиа-жизни приложения, развитие и смена этапов. И этого, не добиться чистым трудолюбием, без денег или крохами, а потому нет смысла подгонять свою стратегию под тех, кто это открыл вдруг в какой-то момент(когда вы зафиксировали всплеск), или знал с самого начала.

Как я уже говорила выше – задаром никто не спешит опубликовать ваши статьи и уж точно, громкие ресурсы не будут согласовывать план публикации друг с другом. Получается, что упоминания о вашем приложении будут появляться не периодично, довольно лениво и не создавая необходимой волны. Так, скромное бурление, отдаленный шум…

Другими словами, будьте уверены, что желающих разместить описание вашего приложения, бесплатно – будет чудовищно мало. Их публикации будут отдалены по времени, не дадут большого количества репостов и в силу этих причин не способны быстро сформировать фронт волны. К тому же, чем выше рейтинг бесплатного ресурса, тем вероятней, что от вас потребуют эксклюзивный материал, или же настойчиво порекомендуют воспользоваться услугами своих копирайтеров.

Вкратце, можно сделать следующий вывод: рисуя в уме стратегию будущего продвижения, постарайтесь реально взвесить потребительский интерес к вашему приложению, и ваш финансовый потенциал. Затем, подставьте результаты взвешивания в простое правило: ваше приложение будет удачным, если чаша с одной из сторон – оборвется. Причем, для того чтобы это произошло(какая бы чаша не перевешивала), в обоих чашах, все равно должны быть деньги на продвижение. Вопрос только в количестве…

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Какое-то всеобъемлющее заключение писать, очевидно, еще рано: продажи только начались, а продвижение – настоящее – как раз только оговаривается. Обещаю, если вам покажется это интересным, рассказать еще о продвижении, а также уделить больше внимания «работе над ошибками». Пока, можно разве что, сказать о некоторых предварительных результатах: за 10 дней продаж русской и английской версии, при всей убогости наших потуг в продвижении, приложение скачали около 6000 человек. Купили около 5%. 2е место в российском, 2е в Штатах. Отзывы, в основном — положительные. Багов не обнаружено.

P.S.

Все что я описала выше – относится исключительно к приложениям, типа утилит. С играми и некоторыми другими типами приложений, насколько я теперь знаю все обстоит несколько по-другому.

P.P.S

Как я уже говорила, текст следует рассматривать, как субъективные записки непрофессионала, и это – не вопрос спора, а потому, я с благодарностью приму все упреки и указания, особенно, если они будут сопровождены разъяснениями. Заранее благодарна – Amore(emmakinski@gmail.com)

Автор: mittel


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/razrabotka/16658

Ссылки в тексте:

[1] сама: http://habrahabr.ru/users/Amore/

[2] Кухонный помощник: http://itunes.apple.com/ru/app/kitchen-aid-kit-kuhonnyj-pomosnik/id546652752?mt=8

[3] App Savvy: http://shop.oreilly.com/product/0636920010012.do

[4] биография Стива Джобса: http://www.appleinsider.ru/apple-v-licax/stiv-dzhobs-biografiya-glava-1-chast-pervaya.html

[5] SCRUM: http://ru.wikipedia.org/wiki/Scrum

[6] здесь: http://www.freelance.com/

[7] scrumdesk: http://www.scrumdesk.com/

[8] Калькулятор : http://www.board74.ru/articles/geometry/tcone.html

[9] App Store Review Guidelines: https://developer.apple.com/appstore/resources/approval/guidelines.html

[10] статистикой: http://xyologic.com/