Основы CQRS

в 6:55, , рубрики: .net, cqrs, архитектура приложений, Блог компании SimbirSoft, Программирование, Проектирование и рефакторинг, разработка

Данная статья основана на материале из различных статей по CQRS, а также проектов, где применялся такой подход.

Системы управления предприятиями, проектами, сотрудниками давно вошли в нашу жизнь. И пользователи таких enterprise приложений все более требовательны: возрастают требования к масштабируемости, сложность бизнес-логики, требования к системам меняются быстро, да и отчетность требуется в реальном времени.

Поэтому при разработке зачастую можно наблюдать одни и те же проблемы в организации кода и архитектуры, а также в их усложнении. При неправильном подходе к проектированию рано или поздно может наступить момент, когда код становится настолько сложным и запутанным, что каждое внесение изменений требует все больше времени и ресурсов.

Типовой подход к проектированию приложения

image

Многослойная архитектура – один из самых популярных способов организации структуры веб-приложений. В простой её вариации, как на приведенной выше схеме, приложение делится на 3 части: слой данных, слой бизнес-логики и слой пользовательского интерфейса.

В слое данных имеется некий Repository, который абстрагирует нас от хранилища данных.
В слое бизнес-логики есть объекты, которые инкапсулируют бизнес-правила (обычно их названия варьируются в пределах Services/BusinessRules/Managers/Helpers). Запросы пользователя проходят от UI сквозь бизнес-правила, и дальше через Repository производится работа с хранилищем данных.

С такой архитектурой запросы на получение и изменений данных, как правило, производятся в одном и том же месте – в слое бизнес-логики. Это довольно простой и привычный способ организации кода, и такая модель может подойти для большинства приложений, если в этих приложениях количество пользователей со временем значительно не меняется, приложение не испытывает больших нагрузок и не требует значительного расширения функционала

Но если веб-ресурс становится достаточно популярным, может стать вопрос о том, что одного сервера для него недостаточно. И тогда встает вопрос о распределении нагрузки между несколькими серверами. Простейший вариант быстро распределить нагрузку – использовать несколько копий ресурса и репликацию базы данных. А учитывая, что все действия такой системы никак не разделены, это порождает новые проблемы.

Классическая многослойная архитектура не обеспечивает лёгкого решения подобных проблем. Поэтому неплохо было бы использовать подходы, в которых эти проблемы решены с самого начала. Одним из таких подходов является CQRS.

Command and Query Responsibility Segregation (CQRS)

CQRS – подход проектирования программного обеспечения, при котором код, изменяющий состояние, отделяется от кода, просто читающего это состояние. Подобное разделение может быть логическим и основываться на разных уровнях. Кроме того, оно может быть физическим и включать разные звенья (tiers), или уровни.

В основе этого подхода лежит принцип Command-query separation (CQS).

Основная идея CQS в том, что в объекте методы могут быть двух типов:

  • Queries: Методы возвращают результат, не изменяя состояние объекта. Другими словами, у Query не никаких побочных эффектов.
  • Commands: Методы изменяют состояние объекта, не возвращая значение.

Для примера такого разделения рассмотрим класс User с одним методом IsEmailValid:

  1. public class User
  2. {
  3.     public string Email { get; private set; }
  4.  
  5.     public bool IsEmailValid(string email)
  6.     {
  7.         bool isMatch = Regex.IsMatch("email pattern", email);
  8.  
  9.         if (isMatch)
  10.         {
  11.             Email = email; // Command
  12.         }
  13.  
  14.         return isMatch; // Query
  15.     }
  16. }

В данном методе мы спрашиваем (делаем Query), является ли валидным переданный email. Если да, то получаем в ответ True, иначе False. Кроме возврата значения, здесь также определено, что в случае валидного email сразу присваивать его значение (делаем Command) полю Email.

Несмотря на то что пример довольно простой, вероятна и менее тривиальная ситуация, если представить себе метод Query, который при вызове в нескольких уровнях вложенности меняет состояние разных объектов. В лучшем случае повезет, если не придется столкнуться с подобными методами и их долгой отладкой. Подобные побочные эффекты от вызова Query часто обескураживают, так как сложно разобраться в работе системы.

Если воспользоваться принципом CQS и разделить методы на Command и Query, получим следующий код:

  1. public class User
  2. {
  3.     public string Email { get; private set; }
  4.  
  5.     public bool IsEmailValid(string email) // Query
  6.     {
  7.         return Regex.IsMatch("email pattern", email);
  8.     }
  9.  
  10.     public void ChangeEmail(string email) // Command
  11.     {
  12.         if (IsEmailValid(email) == false)
  13.             throw new ArgumentOutOfRangeException(email);
  14.  
  15.         Email = email;
  16.     }
  17. }

Теперь пользователь нашего класса не увидит никаких изменений состояния при вызове IsEmailValid, он лишь получит результат – валиден ли email или нет. А в случае вызова метода ChangeEmail пользователь явно поменяет состояние объекта.

В CQS у Query есть одна особенность. Раз Query никак не меняет состояние объекта, то методы типа Query можно хорошо распараллелить, разделяя приходящуюся на операции чтения нагрузку.

Если CQS оперирует методами, то CQRS поднимается на уровень объектов. Для изменения состояния системы создается класс Command, а для выборки данных – класс Query. Таким образом, мы получаем набор объектов, которые меняют состояние системы, и набор объектов, которые возвращают данные.

Типовой дизайн системы, где есть UI, бизнес-логика и база данных:

image

CQRS говорит, что не надо смешивать объекты Command и Query, нужно их явно выделить. Система, разделенная таким образом, будет выглядеть уже так:

image

Разделение, преследуемое CQRS, достигается группированием операций запроса в одном уровне, а команд – в другом. Каждый уровень имеет свою модель данных, свой набор сервисов и создается с применением своей комбинации шаблонов и технологий. Еще важнее, что эти два уровня могут находиться даже в двух разных звеньях (tiers) и оптимизироваться раздельно, никак не затрагивая друг друга.

Простое понимание того, что команды и запросы являются разными вещами, оказывает глубокое влияние на архитектуру ПО. Например, вдруг становится легче предвидеть и кодировать каждый уровень предметной области. Уровень предметной области (domain layer) в стеке команд нуждается лишь в данных, бизнес-правилах и правилах безопасности для выполнения задач. С другой стороны, уровень предметной области в стеке запросов может быть не сложнее прямого SQL-запроса.

С чего начать при работе с CQRS?

1. Стек команд
В CQRS на стек команд возлагается только выполнение задач, которые модифицируют состояние приложения. Команде присущи следующие свойства:

  • Изменяет состояние системы;
  • Ничего не возвращает;
  • Контекст команды хранит нужные для ее выполнения данные.

Объявление и использование команды условно можно поделить на 3 части:

  • Класс команды, представляющий собой данные;
  • Класс обработчика команд;
  • Класс с методом или методами, которые принимают команду на вход и вызывают именно тот обработчик, который реализует команду с данным типом.

Суть команд и запросов заключается в том, что они имеют общий признак, по которому они могут быть объединены. Иначе говоря, у них имеется общий тип. В случае команд это будет выглядеть следующим образом:

  1. public interface ICommand
  2. {
  3. }

Первым шагом объявляется интерфейс, который, как правило, ничего не содержит. Он будет использоваться как параметр, который может быть получен на стороне сервера непосредственно из пользовательского интерфейса (UI), или же быть сформирован иным образом, для передачи обработчику команды.

Далее объявляется интерфейс обработчика команды.

  1. public interface ICommandHandler<in TCommand> where TCommand : ICommand
  2. {
  3.     void Execute(TCommand command);
  4. }

Он содержит лишь 1 метод, принимающий данные с типом интерфейса, объявленным ранее.
После этого остается определить способ централизованного вызова обработчиков команд в зависимости от конкретного типа переданной команды (ICommand). Эту роль могут выполнять сервисная шина или диспетчер.

  1. public interface ICommandDispatcher
  2. {
  3.     void Execute<TCommand>(TCommand command) where TCommand : ICommand;
  4. }

В зависимости от потребностей может иметь как один, так и более методов. В простых случаях может быть достаточно и одного метода, задача которого заключается в том, чтобы по типу переданного параметра определить, какую реализацию обработчика команды вызывать. Тем самым пользователю не придется делать это вручную.

Пример команды. Допустим, есть интернет-магазин, для него нужно создать команду, которая создаст товар в хранилище. В начале создадим класс, где в его имени указываем то, какое действие производит данная команда.

  1. public class CreateInventoryItem : ICommand
  2. {
  3.     public Guid InventoryItemid { get; }
  4.     public string Name { get; }
  5.  
  6.     public CreateInventoryItem(Guid inventoryItemld, string name)
  7.     {
  8.         InventoryItemId = inventoryItemId;
  9.         Name = name;
  10.     }
  11. }

Все классы, реализующие ICommand, содержит данные – свойства и конструктор с установкой их значений при инициализации – и больше ничего.

Реализация обработчика, то есть уже непосредственно самой команды, сводится к довольно простым действиям: создается класс, который реализует интерфейс ICommandHandler. Аргументом типа указывается команда, объявленная ранее.

  1. public class InventoryCommandHandler : ICommandHandler<CreateInventoryItem>
  2. {
  3.     private readonly IRepository<InventoryItem> _repository;
  4.  
  5.     public InventoryCommandHandlers(IRepository<InventoryItem> repository)
  6.     {
  7.         _repository = repository;
  8.     }
  9.  
  10.     public void Execute(CreateInventoryItem message)
  11.     {
  12.         var item = new InventoryItem(message.InventoryItemld, message.Name);
  13.         _repository.Save(item);
  14.     }
  15.  
  16.     // ...
  17. }

Тем самым мы реализуем метод, принимающий на вход эту команду, и указываем, какие действия на основе переданных данных хотим произвести. Обработчики команд можно объединять логически и реализовывать в одном таком классе несколько интерфейсов ICommandHandler с разным типом команд. Получится перегрузка методов, и при вызове метода Execute будет выбран подходящий по типу команды.

Теперь, чтобы вызывать подходящий обработчик команды, нужно создать класс, реализующий интерфейс ICommandDispatcher. В отличие от прошлых двух, данный класс создается единожды и может иметь разные реализации в зависимости от стратегии регистрации и вызова обработчиков команд.

  1. public class CommandDispatcher : ICommandDispatcher
  2. {
  3.     private readonly IDependencyResolver _resolver;
  4.  
  5.     public CommandDispatcher(IDependencyResolver resolver)
  6.     {
  7.         _resolver = resolver;
  8.     }
  9.  
  10.     public void Execute<TCommand>(TCommand command) where TCommand : ICommand
  11.     {
  12.         if (command == null) throw new ArgumentNullException("command");
  13.  
  14.         var handler = _resolver.Resolve<ICommandHandler<TCommand>>();
  15.  
  16.         if (handler == null) throw new CommandHandlerNotFoundException(typeof(TCommand));
  17.  
  18.         handler.Execute(command);
  19.     }
  20. }

Одним из способов вызова нужного обработчика команды является использование DI-контейнера, в котором регистрируются все реализации обработчиков. В зависимости от переданной команды будет создаваться тот экземпляр, который обрабатывает данный тип команды. Затем диспетчер просто вызывает его метод Execute.

2. Стек запросов
Стек запросов имеет дело только с извлечением данных. Запросы используют модель данных, максимально соответствующую данным, применяемым на презентационном уровне. Вам вряд ли нужны какие-либо бизнес-правила – обычно они применяются к командам, которые изменяют состояние.

Запросу присущи следующие свойства:

  • Не изменяет состояние системы;
  • Контекст запроса хранит нужные для ее выполнения данные (пейджинг, фильтры и т.п.);
  • Возвращает результат.

Объявление и использование запросов также можно условно поделить на 3 части:

  • Класс запроса, представляющий собой данные с типом возвращаемого результата;
  • Класс обработчика запросов;
  • Класс с методом или методами, которые принимают запрос на вход и вызывают именно тот обработчик, который реализует запрос с данным типом.

Как и для команд, для запросов объявляются похожие интерфейсы. Единственное отличие – в них указывается то, что должно быть возвращено.

  1. public interface IQuery<TResult>
  2. {
  3. }

Здесь в качестве аргумента типа указывается тип возвращаемых данных. Это может быть произвольный тип, например, string или int[].

После объявляется обработчик запросов, где также указывается тип возвращаемого значения.

  1. public interface IQueryHandler<in TQuery, out TResult> where TQuery : IQuery<TResult>
  2. {
  3.     TResult Execute(TQuery query);
  4. }

По аналогии с командами объявляется диспетчер для вызова обработчиков запросов.

  1. public interface IQueryDispatcher
  2. {
  3.     TResult Execute<TQuery, TResult>(TQuery query) where TQuery : IQuery<TResult>;
  4. }

Пример запроса. Допустим, нужно создать запрос, возвращающий пользователей по поисковому критерию. Здесь также с помощью осмысленного имени класса указываем, что за запрос будет производится.

  1. public class FindUsersBySearchTextQuery : IQuery<User[]>
  2. {
  3.     public string SearchText { get; }
  4.     public bool InactiveUsers { get; }
  5.  
  6.     public FindUsersBySearchTextQuery(string searchText, bool inactiveUsers)
  7.     {
  8.         SearchText = searchText;
  9.         InactiveUsers = inactiveUsers;
  10.     }
  11. }

Далее создаём обработчик, реализующий IQueryHandler с аргументами типа запроса и типа его возвращаемого значения.

  1. public class UserQueryHandler : IQueryHandler<FindUsersBySearchTextQuery, User[]>
  2. {
  3.     private readonly IRepository<User> _repository;
  4.  
  5.     public FindUsersBySearchTextQueryHandler(IRepository<User> repository)
  6.     {
  7.         _repository = repository;
  8.     }
  9.  
  10.     public User[] Execute(FindUsersBySearchTextQuery query)
  11.     {
  12.         var users = _repository.GetAll();
  13.         return users.Where(user => user.Name.Contains(query.SearchText)).ToArray();
  14.     }
  15. }

После чего остается создать класс для вызова обработчиков запросов.

  1. public class QueryDispatcher : IQueryDispatcher
  2. {
  3.     private readonly IDependencyResolver _resolver;
  4.  
  5.     public QueryDispatcher(IDependencyResolver resolver)
  6.     {
  7.         _resolver = resolver;
  8.     }
  9.  
  10.     public TResult Execute<TQuery, TResult>(TQuery query) where TQuery : IQuery<TResult>
  11.     {
  12.         if (query == null) throw new ArgumentNullException("query");
  13.  
  14.         var handler = _resolver.Resolve<IQueryHandler<TQuery, TResult>>();
  15.  
  16.         if (handler == null) throw new QueryHandlerNotFoundException(typeof(TQuery));
  17.  
  18.         return handler.Execute(query);
  19.     }
  20. }

Вызов команд и запросов

Чтобы можно было вызывать команды и запросы, достаточно использовать соответствующие диспетчеры и передать конкретный объект с необходимыми данными. На примере это выглядит следующим образом:

  1. public class UserController : Controller
  2. {
  3.     private IQueryDispatcher _queryDispatcher;
  4.  
  5.     public UserController(IQueryDispatcher queryDispatcher)
  6.     {
  7.        _queryDispatcher = queryDispatcher;
  8.     }
  9.  
  10.     public ActionResult SearchUsers(string searchString)
  11.     {
  12.         var query = new FindUsersBySearchTextQuery(searchString);
  13.  
  14.         User[] users =_queryDispatcher.Execute(query);
  15.  
  16.         return View(users);
  17.     }
  18. }

Имея контроллер для обработки запросов пользователя, достаточно передать в качестве зависимости объект нужного диспетчера, после чего сформировать объект запроса или команды и передать методу диспетчера Execute.

Так мы избавляемся от необходимости постоянного увеличения зависимостей при увеличении количества функций системы и уменьшаем количество потенциальных ошибок.

Регистрация обработчиков
Регистрировать обработчики можно разными способами. С помощью DI-контейнера можно регистрировать по-отдельности или автоматически просматривая сборку с нужными типами. Второй вариант может выглядеть следующим образом:

using SimpleInjector;

var container = new Container();

container.Register(typeof(ICommandHandler<>), AppDomain.CurrentDomain.GetAssemblies());

container.Register(typeof(IQueryHandler<,>), AppDomain.CurrentDomain.GetAssemblies());

Здесь используется контейнер SimpleInjector. Регистрируя обработчики методом Register, первым аргументов указывается тип интерфейсов обработчиков команд и запросов, а вторым – сборка, в которой производится поиск классов, реализующих данные интерфейсы. Тем самым не нужно указывать конкретные обработчики, а лишь только общий интерфейс, что крайне удобно.

Что если при вызове Command/Query надо проверять права доступа, записать информацию в лог и т.п.?
Их централизованный вызов позволяет добавить действия до или после выполнения обработчика, не изменяя ни один из них. Достаточно внести изменения в сам диспетчер, или создать декоратор, который через DI-контейнер подменит исходную реализацию (в документации SimpleInjector довольно хорошо расписаны примеры подобных декораторов).

image

Достоинства CQRS

  • Меньше зависимостей в каждом классе;
  • Соблюдается принцип единственной ответственности (SRP);
  • Подходит практически везде;
  • Проще заменить и тестировать;
  • Легче расширяется функциональность.

Ограничения CQRS

  • При использовании CQRS появляется много мелких классов;
  • При использовании простой реализации CQRS могут возникнуть сложности с использованием группы команд в одной транзакции;
  • Если в Command и Query появляется общая логика, нужно использовать наследование или композицию. Это усложняет дизайн системы, но для опытных разработчиков не является препятствием;
  • Сложно целиком придерживаться CQS и CQRS. Самый простой пример – метод выборки данных из стека. Выборка данных – это Query, но нам надо обязательно поменять состояние и сделать размер стека -1. На практике вы будете искать баланс между жестким следованием принципами и производственной необходимостью;
  • Плохо ложится на CRUD-приложения.

Где не подходит

  • В небольших приложениях/системах;
  • В преимущественно CRUD-приложениях.

Заключение

Чтобы приложения были по-настоящему эффективными, они должны подстраиваться под требования бизнеса. Архитектура, основанная на CQRS, значительно упрощает расширение и модификацию рабочих бизнес-процессов и поддерживает новые сценарии. Вы можете управлять расширениями в полной изоляции. Для этого достаточно добавить новый обработчик, зарегистрировать и сообщить ему, как обрабатывать сообщения только требуемого типа. Новый компонент будет автоматически вызываться только при появлении соответствующего сообщения и работать бок о бок с остальной частью системы. Легко, просто и эффективно.

CQRS позволяет оптимизировать конвейеры команд и запросов любым способом. При этом оптимизация одного конвейера не нарушит работу другого. В самой базовой форме CQRS используется одна общая база данных и вызываются разные модули для операций чтения и записи из прикладного уровня.

Источники
Блог Александра Бындю — CQRS на практике
На переднем крае — CQRS для обычного приложения
Как мы попробовали DDD, CQRS и Event Sourcing и какие выводы сделали
CQRS Documents by Greg Young
Simple CQRS example
DDDD, CQRS and Other Enterprise Development Buzz-words

Автор: SSul

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля