Технологии терминалов самообслуживания. Пользовательский интерфейс

в 11:55, , рубрики: html, интерфейсы, платежные системы, платежный терминал, разработка, технологии, метки: , ,
image

Введение

Приветствую вас, уважаемые читатели! Прошу прощения за столь длительное ожидание, но его величество Прокрастинация мне запрещала дописывать статью.
В предыдущей части мы рассмотрели терминал самообслуживания с точки зрения железа. Сейчас пришло время ликбеза по UI. Всё повествование будет вестись на основе стороннего ПО, вендора которого я не называю в силу определённых обязательств, но подход является общим для всех.

И так, все мы помним по картинке из предыдущей главы, что UI (далее я буду называть его дизайном) у нас основано на одной из двух технологий (в данном конкретном ПО): Adobe Flash и HTML, которое взаимодействет с ядром, которое, в свою очередь взаимодействует с физическими устройствами, такими как купюроприёмник, чековый принтер, пинпад и.д.

image
Как происходит взаимодействие UI и ядра ПО?

Для того, чтобы интерфейс, написанный на Flash или с использованием W3C технологий взаимодействовал с ядром терминала, ПО вызывает внутри себя через объект WebView (или аналогичные) html-страничку или ShockwaveFlash (или аналогичный) swf-файл. Вызванный таким образом объект (прим.: под объектом понимается html-страница или swf-файл) получает доступ к ряду функций ядра, необходимых для взаимодействия объекта интерфейса с ядром терминала. Функции ядра становятся доступны через ExternalInterface – интерфейс прикладного программирования (API), который обеспечивает прямую связь между объектом интерфейса и контейнером, который вызвал данный объект. Иными словами, в UI (с помощью window.external для JavaScript или ExternalInterface для ActionScript) мы можем вызывать предопределённые внешние функции ядра.

Степы, контекст, сценарии и услуги

Основными понятиями, которыми мы будем манипулировать на протяжении всей статьи являются степ, контекст, сценарии и услуга. Давайте рассмотрим что же это такое.

Услуга

Объект, содеращий информацию об оплачиваемой услуге, такую как наименование услуги, алиас, минимальная и максимальная сумма оплаты, атрибуты услуги (обязательные и необзятельные), логотип, категория и т.д.

<service id="superservice" meaning="Супер услуга" action_timeout="2" can_next="true" need_check="true" />
Сценарий

Поведение каждой услуги описывается сценарием. Сценарий представляет собой набор шагов, с помощью которых можно выполнить определённые действия. Сценарий может быть линейным и нелинейным. Линейный сценарий выполняет строго определённую последовательность шагов, по которой можно перемещаться только на шаг вперёд или назад. Нелинейный сценарий позволяет в зависимости от заданных условий перемещаться на любой шаг.

<scenario alias="superservice">
	<step name="InputNumber">
		...
	</step>
	<step name="PutMoney">
		...
	</step>
	<step name="Print">
		...
	</step>
</scenario>
Степ

Степ представляет собой шаг (фактически, отдельная html-страница или swf-файл), который мы можем использовать под определённую задачу: ввод номера, вывод текстовой информации, ввод наличности и т.д. Все шаги являются предопределёнными – т.е. в сценариях вы можете использовать только определённый набор шагов, без возможности создания своих собственных. Фактически степ – это самостоятельная страница, на которой происходят заданные действия и выдаётся результат.

<step name="Print">
			<option name="...">...</option>
</step>

В рассматриваемом ПО предопределёнными являются следующие шаги:

Наименование Описание
MainMenu Отображение главного меню с категориями и услугами (начальный экран). Это стартовый степ при загрузке ПО.
Menu Отображение меню выбора
PutMoney Внесение наличности. На этом степе активируется купюроприёмник и монетоприёмник.
InputInfo Ввод буквенно-цифровой информации с клавиатуры. На этом степе активируется клавиатура, если она есть (либо отображается на экране).
InputNumberInfo Ввод цифровой информации. На этом степе активируется цифровая клавиатура или отображается на экране.
BarCode Чтение штрихкода. На этом степе активируется сканер штрих-кодов
ShowInfo Отображение текстовой информации
Print Печать чека. На этой степе активируется принтер.
Dispense Выдача сдачи. На этой степе активируется диспенсер.
SmartCard Чтение и запись смарт-карт. На этом степе активируется считыватель карт (бесокнтактный или любой другой установленный и настроенный)
EnterCardAndPin Чтение банковской карты и пинкода. Активируется устройство чтение карт и пинпад.
CardOperation Операция по банковской карте. Непосредственно транзакция по списыванию средств.
RunApp Запуск стороннего приложения.
Custom Запуск своего шага.
Параметры степа

Каждый степ имеет свои параметры для настройки под конкретный сценарий использования.

<option name="logo">logo/superservice.png</option>
Иерархия объектов

Ниже представлена иерархия взаимосвязей с рассмотренными выше объектами:

Технологии терминалов самообслуживания. Пользовательский интерфейс
config.xml

Все настройки платёжного приложения хранятся в БД. Изменения этих настроек производятся с помощью одного единственного файла config.xml в котором описываются все возможные сценарии, чеки и параметры шагов. Этот файл парсится и записывается в БД при загрузке ПО. Файл config.xml поделён на следующие логические блоки:

Список услуг. В этом блоке описываются все услуги, которые доступны платёжному терминалу с указанием минимальной и максимальной суммы оплаты.
Справочник языков. Перечень доступных языков интерфейса с указанием идентификатора, наименования и активного по умолчанию языка.
Описание степов сценариев. Перечень доступных степов с указанием на источник (источником может являться как файл, так и некоторый идентификатор, который будет вами обрабатываться для отображения конкретного шага).
Параметры печати чеков. В блоке описывается общий для всех сценариев header и footer чека, а так же услугозависимая центральная часть чека.
Описание линейных сценариев услуг. Описание всех линейных сценариев, используемых в услугах.
Описание нелинейных сценариев услуг. Описание всех нелинейных сценариев.
Параметры степов по умолчанию. Описание настроек по умлочанию для каждого шага.
Информационные сообщения. Описание информационных сообщений с привязкой к событиям и языковым настройкам.

Взаимосвязь объектов между собой

Ранее мы рассмотрели ключевые объекты платёжной. Теперь рассмотрим как они взаимодействуют между собой на примере оплаты мобильного телефона:

Технологии терминалов самообслуживания. Пользовательский интерфейс

При включении терминального ПО происходит запрос (1) и получение (1.1) справочников доступных услуг. В этих справочниках содержатся такая информация как минимальная сумма платежа, максимальная сумма платежа, название услуги, идентификатор и прочие. После чего на экран выводится главное меню со списком категорий и услуг. Далее плательщик, подойдя к терминалу выбирает нужную ему услугу «Оплата мобильного телефона» (2). Дизайн отправляет информацию о выбранной услуге ядру (2.1), который в свою очередь ищет наличие данной услуги и сценария. После того, как услуга найдена, происходит инициализация сценария и отправка информации для отображения первого шага (в нашем случае InputInfo) (2.1.1). Информация, которую ядро отправляет для отображения степа содержит в себе источник шага и настройки, с которыми необходимо его запустить. После получения этих данных дизайн формирует шаг и выводит его на экран (2.1.1.1). Плательщик вводит номер (3), и дизайн информирует ядро о завершении степа, и передаёт ядру данные (3.1). После получения данных ядро проверяет корректность переданной информации и передаёт новые данные для инициализации степа ввода купюр (PutMoney)(3.1.1). Данный степ активирует устройство ввода денег (будь то купюроприёмник или монетоприёмник). Дизайн из полученных данных формирует вид и отображает его. Во время приёма купюр и/или монет ядро информирует дизайн об изменениях (4.1) для отображения актуальной информации (4.1.1) о внесённых средствах. После завершения ввода купюр, плательщик нажимает «Оплатить» на экране (5) для завершения оплаты. Дизайн информирует ядро о завершении степа (5.1). Ядро посылает команду чековому принтеру на печать чека (5.1.1) и вызывает отображение шага «Print» (5.1.2). Дизайн по полученным данным отрисовывает вид и отображает его на экране плательщику (5.1.2.1). Ядро отправляет информацию о платеже на платёжный сервер по https-каналу.

Заключение

Мы рассмотрели в общих чертах модель взаимодействия ядра системы и дизайна. В следующей, заключительной главе я расскажу вам о том, что у нас был флеш, почему мы от него отказались, что сейчас у нас html и в ближайшем будущем зарелизим версию на backbone с grunt-сборкой всего и вся. Надеюсь я вас не сильно утомил. В качестве бонуса прикладываю скриншоты описанного выше процесса оплаты мобильного телефона, а так же пример сценария, используемого в примере. Скриншоты обезличены по просьбе руководства. Компанию, в которой я работаю по прежнему не называю.

Буду рад ответить на интересующие вопросы!

Скриншоты

Технологии терминалов самообслуживания. Пользовательский интерфейс

Технологии терминалов самообслуживания. Пользовательский интерфейс

Технологии терминалов самообслуживания. Пользовательский интерфейс

Технологии терминалов самообслуживания. Пользовательский интерфейс

Сценарий в config.xml


<scenarioIntricate name="superservice">

    <step name="InputNumber" id="InputNumber">
        <option name="maskstringformate">[000]-[000]-[0000]</option>
        <option name="namemc">logo/superservice.png</option>
        <option name="label2" lng="3">Номер телефона</option>
        <option name="label1" lng="3">Введите номер мобильного телефона</option>
        <option name="text_back" lng="3">Назад</option>
        <option name="text_mainmenu" lng="3">Главное меню</option>
        <option name="text_next" lng="3">Далее</option>
    </step>

    <step name="PutMoney" id="PutMoney">
        <option name="namemc">logo/superservice.png</option>
        <option name="label1" lng="3">
            <li>Внимание! При оплате сервисов в других валютах, конверсия валют производится по внутреннему курсу MyPay</li>
            <li>Принимаются купюры достоинством 20 THB, 50 THB, 100 THB, 500 THB, 1000 THB</li>
            <li>Максимальная сумма платежа {Payment.Service.MaxValue} THB</li>
            <li>{Payment.Service.DescriptionCommission} </li>
        </option>
        <option name="comissionfield" lng="3">1. Внимание! Аппарат сдачи не дает </option>
        <option name="introductionlabel" lng="3">Сумма зачисленная</option>
        <option name="remainlabel" lng="3">Комиссия</option>
        <option name="requireslabel" lng="3">Внесенная сумма</option>
        <option name="text_header" lng="3">Вставьте купюры в купюроприемник</option>
        <option name="text_mainmessage" lng="3">Внимательно проверьте введенные вами данные</option>
        <option name="text_b_surrender" lng="3">ЗАЧИСЛИТЬ СДАЧУ С ЧЕКА (СЧИТАТЬ ШТРИХ-КОД)</option>
        <option name="text_minvalue" lng="3">Минимальная сумма платежа</option>
    </step>

    <step name="Print" id="Print">
        <option name="labelcenter"></option>
        <option name="label1" lng="3">Спасибо!</option>
        <option name="label2" lng="3">Сохраните чек до момента поступления денег на Ваш счет</option>
        <option name="timeout">15000</option>
        <option name="introductionlabel" lng="3">Сумма зачисленная</option>
        <option name="remainlabel" lng="3">Комиссия</option>
        <option name="requireslabel" lng="3">Внесенная сумма</option>
        <option name="text_balance" lng="3">Сдача</option>
        <option name="namemc">assets/superservice.png</option>
    </step>

    <rules>
        <startstep>InputNumber</startstep>
        <startstep>PutMoney</startstep>
        <startstep>Print</startstep>
    </rules>
</scenarioIntricate>

Автор: Devoll

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля