Как сисадмины без образования по модели Голодец опустят Россию в рейтинге ИКТ

в 15:38, , рубрики: аналитика, Госвеб, кейсы, колонка, Леонид Делицын, Нам пишут, наука, образование, политика, рейтинг, статистика, метки: , , , , , , , , , ,

На днях вице-премьер Ольга Голодец сделала резонансные комментарии по поводу высшего образования. В качестве профессионала, которому университет не нужен, почему-то был выбран сисадмин. «Системный администратор — это сегодня профессия, которая в мире не требует высшего образования», — сказала, между прочим, вице-премьер.

Ольга Голодец, образование, рейтинги

Тут стоило бы сделать одно техническое замечание. Может быть, замечание и не особо важное, но вряд ли для всех очевидное. Если бы по щучьему велению можно было уменьшить долю лиц с высшим образованием до «приличествующей» нам, пропорциональной нашему душевому ВВП, то наши международные рейтинги ИКТ сразу упали бы. Не очень сильно, но непредсказуемо, заметно и обидно. И здесь не стоит искать глубоких причин, просто алгоритм составления самых известных рейтингов учитывает уровень образования.

Скажем, в рейтинге Международного Союза Электросвязи (МСЭ) у нас много очков только по одному показателю — а он отражает исключительно уровень образования. И если показатели образования обрушить до полагающегося нам по экономическому рангу, как, скажем у Бразилии или Китая, то Россия в рейтинге ИКТ, составленном МСЭ со своего 45-го места сползла бы обратно на 63-е, которое так расстраивало президента Медведева в 2009 году. А оно расстраивало, о чём свидетельствует цитата из интервью тогдашнего заместителя министра связи, Наума Мардера (кстати — автора интересной книжки о развитии ИКТ):

Президент недавно говорил о том, что Россия заняла всего лишь 63 место в рейтинге Международного союза электросвязи. Эта цифра складывается из ряда показателей. Телефонная плотность — 32 аппарата на 100 жителей, 68 место. Услуги подвижной связи — 140 абонентов на 100 граждан, 16 позиция. Проникновение широкополосного доступа — 9 линий на 100 жителей, 64 место, интернета — 33 абонента на 100 жителей, 79 строчка.

Планируется, что к 2015 году во всех перечисленных областях произойдет положительная динамика. Телефонная плотность повысится до 45 телефонов на 100 жителей. Проникновение подвижной связи — до 150 абонентов на 100 граждан, интернета — до 70 на 100 жителей, ШПД — до 60 линий на 100 граждан. Таким образом, в новом рейтинге мы планируем занять где-то 23−25 место.

Это интервью было взято изданием CNews в 2009 году. Я часто использую эту выдержку как пример случая, когда цели по отдельным показателям ставятся вполне достижимые, но итоговая — место в рейтинге — заведомо бессмысленна. Мардер имел в виду именно тот рейтинг, который я привожу в пример

Показатель IDI (ICT Development Index), который составляет МСЭ — это взвешенная сумма, куда входят три слагаемых (методика). Первое слагаемое — доступ или инфраструктура, приносит нам 7,2 балла, второй — использование ИКТ — 5,5 баллов, а третий — навыки использования — 9,0 баллов. Веса первых двух показателей составляют 0,4 а третьего — 0,2. Третий — это как раз навыки. Давайте в качестве эксперимента понизим свои «навыки» до уровня Бразилии (7,2) или Китая (7,0). Тогда наш средний балл упадёт приблизительно до 6,5.

Веса Баллы Цель
Доступ 0,4 7,2 7,2
Использование 0,4 5,5 5,5
Навыки 0,2 9,0 7,1
ИТОГ 6,9 6,5

Изменения, вроде бы, небольшие, но достаточные, чтобы «притопить» нас с нынешнего 45-го места на 51-е — к Болгарии, Аргентине и Оману. Может быть, и не так уж глубоко. Зато навсегда. И — по нашему собственному хотению и велению.

В реальности, если это и произойдёт, то нескоро. Тогда будут другие технологии, другие рейтинги, другие показатели. Однако вряд ли сознательная расправа с собственной системой образования сведётся к «побочному эффекту» в виде понижения каких-то рейтингов, на которые сейчас, скорее всего, никто уже не обращает внимания. Вряд ли мы снова услышим, как президент требует повысить место в рейтингах, а замминистра послушно обещает это исполнить.

Припасть по «навыкам» — в наших силах, но вот вот вырасти по «доступу» или «использованию» — очень сложно. Из трёх показателей, самое низкое наше место — 48-е — по показателю «доступа». Кто же занимает первые строчки этого рейтинга? Люксембург, Исландия и Гонконг. А из чего состоит показатель? Из уровня проникновения домашних телефонов, SIM-карточек, доли домохозяйств с компьютерами и с Интернетом и, наконец, из международной пропускной способности на душу населения. Отсюда вытекает, что за собственный контент очки не начисляются, а скорее наоборот. Может быть, это компенсируется в какой-нибудь другой категории баллами за собственные поисковые машины, социальные сети, сервисы и платёжные системы. Если бы отражалось не только потребление, но и производство, то, возможно, наша паутинная диаграмма украсилась бы солидным выступом, там где у большинства был бы полный провал.

2016-07-20_18-15-32

Увы, в рейтинге, который называется «Рейтинг развития ИКТ» производство не отражается вообще никак. Велик ли для нас смысл развиваться в том направлении, которое отражает этот показатель? Можем ли мы в нём войти в двадцатку? И ради чего? Впрочем, не хотелось бы уходить в сторону обсуждения целесообразности использования рейтингов — я и не считаю их полезным инструментом. Но раз уж президент требовал, а министерство обещало, почему бы не прикинуть, чем грозят изменения.

Читатель спокойно сравнит 2015-й с 2010-м и заметит, что сейчас Россия — 45-я, а не 64-я в рейтинге. Пусть не 23-я или 25-я, но улучшение позиция — заметное! Парадоксальным образом, именно по «навыкам» наш ранг вырос сильнее всего. Мы поднялись на 11 позиций, с 30-го места до 19-го. Причина — рост показателей по «secondary enrollment». Тут я не до конца разобрался, что бы это могло значить — может быть, одиннадцатый класс, может быть лицеи… Революция в этой сфере прошла как-то мимо моего внимания. А может быть, просто министерство отправило в МСЭ более новые показатели.

Так или иначе, «навыки» — это единственный подындекс, по которому целевое место, обещанное минсвязи в 2009 году, были достигнуто — мы вошли в топ 25 рейтинга. Забавным образом, это — единственный показатель, про который замминистра ничего не говорил — но ведь это и не в его компетенции. Странно выглядело бы, если бы замминистра связи планировал увеличить число лицеев.

А в двух других подындексах позиции слабо улучшились. Как же так? В общем-то, ничего удивительного тут нет, поскольку другие страны не стоят на месте, и ресурсы у них есть. Скажем, Саудовская Аравия за тот же период по индексу «доступа» вознеслась с 56 места на 40-е и обошла Чехию! А Оман с 68-го места поднялся на 43-е, обскакав, Россию.

Я не стану возражать, что провести оптику в оазис, где два шейха играют в шахматы, проще. И, повторюсь — не хочу углубляться в смысл рейтингов. Рейтинги — не для тех, кто между 45-м и 64-м местами.

Я знал нескольких системных администраторов без высшего образования, но не знаю ни одного, который не старался бы всё-таки закончить вуз. По-видимому, речь идёт не о требованиях «снизу», идущих от самих системных администраторов, которые хотят работать, но не могут по причине отсутствия диплома. Хотя за госучреждения не поручусь — не знаю.

Конечно, вопрос о распространении высшего образования — как инновации — куда серьёзнее рейтингов. Это вопрос о том, что мы собираемся производить и продавать в будущем. По ходу обсуждения высказываний вице-премьера, внимание обратили и на тот факт, что пока что доля лиц с законченным высшим образованием в нашей стране составляет лишь 23%. До поголовного охвата пока далеко, даже если молодёжь будет поступать в вузы теми же темпами, что сейчас. Замечу лишь, что США число вузов приближается к пяти тысячам, и американцы хотят и будут продавать свои образовательные услуги глобально.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля