- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Что есть сейчас BEAM-робототехника и почему ей так мало выделяется внимания

BEAM-робототехника. Кто-нибудь из современной молодежи вообще в курсе, что это такое? Складывается впечатление, что никто не хочет знать, что это такое и откуда оно взялось…

image

ИЗ ИСТОРИИ:

Отцом такого интересного вида роботов по праву считается Марк Тилден, чьи работы показали перспективы развития примитивных робототехнических конструкций. Не буду углубляться в пересказ с открытых источников, биографию Марка вы можете найти на WiKi [1].

ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА:
Будучи школьником, меня еще в 8-9 классе зацепило слово «робот». В то время мы небыли особо близкими к высоким технологиям, компьютеры были, но не у всех, а уж тем более не у всех был Интернет. В то время это была для моей семьи роскошь. Я компенсировал этот момент походами в местную библиотеку, где перечитал практически все журналы «Радиолюбитель», «Конструктор», и многие другие, которых уже и не вспомню, где подробно рассказывалось как собрать ту или иную конструкцию.

Я фанател по любым поделкам «хоум-мэйд». В моем распоряжении был дом детского творчества, в который я ходил. Если быть конкретным — в кружок «Радиоэлектроники». Если сейчас представить что было тогда, и что есть сейчас — это большая разница. В те времена, кружки были забиты под завязку. Ребят ходило столько, что порой за место у стола велись настоящие баталии, забивались стрелки несогласным. Были даже те, кто ходил в кружок, ничего не делая, но которые диктовали свои правила, и все их боялись. Ну конечно, кто хочет получить от какого-то местного выродка за просто так? Войны велись не только за место ) За инвентарь, который свободно продавался в магазинах бытовых, не столько сколько за подставки к паяльникам. Был некий обряд, посвящение если хотите, когда новечек приходил в кружок, первым делом он собирал подставку под паяльник, а потом ему давалось задание выпаять все детали из материнской платы телевизора с ЛТ. Представляете какие там платки и их размеры? То-то. И ребята, мы сидели и выпаивали, местами выдергивали с кишками, эти детали, но при этом мы учились отпаивать детали, и различным хитростям.

Преподаватель давал нам основы радиоэлектроники. Мне этих основ почему-то не хватало. Библиотеки спасали. Хотя я не любитель чтива, честно признаюсь, картинки мне больше нравятся чем описание к ним. Дома была целя коробка с радиодеталями, всякими платами из которых я умудрялся что-то делать. Пытался собрать радио-приемник детекторный, но он так и не заработал… Видать волну не поймал импровизированной антенной.

В 8-9 классе я в одном из журналов вычитал статью о создании робота. Мне она показалась очень интересной, и вполне выполнимой. Походив в кружок и собрав… почти все необходимые компоненты, я застрял в самом конце… Казалось бы все сделано, все детали необходимые выпаял, нашел. Но последней детали, — это было какое-то реле… и без него ничего не получилось. Мне пришлось с горем признать поражение. В этот момент я разочаровался в кружке, так как там не нашлось нужной детали, и в самом месте обитания — поселении, где нет магазинов радиоэлектронных компонентов.

Прошел год. Я уже более менее освоил Интернет и по запросам, совершенно не относящихся к робототехнике, наткнулся на сайт по роботам «своими руками». Это был сайто-форум. Не майробот как многие могут подумать, не робофорум. Это был роботспейс. На нем я нашел несколько до боли примитивных конструкций. Как задел на будущее они меня зацепили, но не больше. По ключевым словам я вышел на замечательный зарубежный сайт по BEAM-робототехнике. Это был настоящий клондайк артефактов, схемы, рисунки. Правда все на английском, и схематическое обозначение непривычное, и детали зарубежные. Но это только добавило азарта. Выбрал я себе статью про Walker — шагающего робота. Ах да, я же не сказал, до этого я все таки умудрился собрать первого робота на транзисторах КТ972 и парочке диодов с фототранзисторами… Для шагающего робота в «Чип и Дип» заказал детали… Цены там ужасные, никогда больше там для себя не затаривался. Сервис мне не понравился, и до сей поры не нравится (запороли они мне с задержкой заказа выступление на конференции).

Прошел месяц, пришли детали по почте. Я радостный изучил ЛУТ технологию. Научился делать примитивные платы. Это уже 10 класс в школе вроде, самый халявный класс, когда можно забить на учебу. Сделал разводку, вытравил. Начал припаивать радиокомпоненты и тут, о нет! Дежавю… Я ошибся со схемой, как оказалось там были 3 микросхемы, а я увидел и заказал лишь 2! Планы опять рухнули.

Конец 11 класса. Я четко решил куда и на кого пойду учиться. Выбрал хороший колледж Телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича, на программиста. И зная, предполагая что я буду иметь под рукой магазины радиодеталей и смогу полноценно заняться робототехникой, для себя я составил библиотеку статей с разными статьями, в частности с сайта робозон. Отличный сайт!

Поступив в колледж я нашел свой путь.

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ:

Живя в Санкт-Петербурге я уже имел огромную базу информации, знаний по робототехнике BEAM и электронике начал выступать на соревнованиях, конференциях, выставках. И меня заметили. Пригласили обучать ребят в местной школе основам робототехники. Когда я принес коробку с казалось бы для всех — бытовым мусором, все подумали что я шучу. Но когда я показал что из этого «мусора» можно собрать что угодно, хоть датчик, хоть платформу для робота, хоть схему — я увидел огонь в глазах ребят. Правда была возможность закупить детали и не мучат детей. Но собственный опыт мне подсказывал, что им это пригодится в будущем.

К тому моменту я с моим коллегой разработали и по сей день ведем работу над образовательным сайтом по робототехнике для начинающих — servodroid.ru [2]. Этих роботов мы собирали с ребятами в кружке, участвовали и занимали первые места в как в местных соревнованиях так и в всероссийских, на РОБОФЕСТАХ2011-2012, ЛенЭкспо, Русский-Промышленник и других конференциях и выставках. Мы благодарны преподавателям с разных уголков нашей страны, и не только в ее пределах, за то что они продолжают наше дело, привлекают молодежь и наглядно демонстрируют им что такое beam-робот.

Сейчас я закончил обучение и переехал в другой город на временную работу. И что теперь я вижу? Я вижу следующее — в кружке где я обучал ребят снизилась активность в моем направлении, детей поглотили Arduino и LegoNXT роботы. Если в Arduino ребята еще как-то но делают робота своими руками, пусть даже с готовыми модулями, это не так страшно, для быстрого старта в программировании это может быть и полезно, то в NXT это ужас… Там они не понимают что внутри робота, зная лишь что там «стоит некий процессор который думает». Это печально. Но не все еще потеряно.

Если сейчас взглянуть на робототехнику, которой занимаются и обучают детей — то это сплошной готовый продукт, где ребенку остается только по картинке воткнуть проводок «a» в разъем «A» не особо вникая в подробности, почему бы не воткнуть в «B».

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС:
Мое мнение такое — нужно возрождать BEAM робототехнику, и сперва обучать детей сборке именно beam роботов, которые учат детей думать, придумывать креативные идеи, делать необычные работы.

Ну и самое важное для меня — это увидеть огонек в глазах ребенка, который действительно сам хочет заниматься робототехникой, а не огонек в глазах родителей, которые видят как сплавить его чтобы было больше свободного времени.

Автор: SERVODROIDRU

Источник [3]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/robototehnika/45271

Ссылки в тексте:

[1] WiKi: http://en.wikipedia.org/wiki/Mark_Tilden

[2] servodroid.ru: http://servodroid.ru/

[3] Источник: http://habrahabr.ru/post/196928/