- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Неназванный представитель партнёрской для поисковика «Яндекс» компании и ещё двое собеседников из индустрии рассказали РБК, что Яндекс.Такси купили либо весь проект доставки еды Foodfox, либо долю в нём. «Яндекс» официально рассматривает Яндекс.Такси (плюс, вероятно, переходящий [1] к «Такси» российский бизнес Uber), как «внутренний» стартап, который может выйти [2] на независимое IPO в 2019 году. Одновременно Foodfox — тоже стратап, который получил «посевной» миллион долларов от Target Global (с партнёрами) лишь летом 2016, а спустя год, летом 2017, Target (снова с партнёрами) вложил в Foodfox ещё 5 миллионов. Объём сегодняшней сделки, о которой рассказали РБК (и которую не стали комментировать её предполагаемые участники), лишь незначительно больше вложенных за год средств — якобы $8,4 млн. за 100% сервиса, против $6 млн. инвестиций. Такая стремительная стратегия выхода возможна, но не очень характерна для венчурных фондов. Сами Target Global летом 2017 оценивали проект в сумму от $10 млн до $20 млн. Foodfox контролируется офшором — на момент публикации в кипрском реестре не отражены изменения долей владельцев с июня 2016 года. РБК напомнили — главный российский конкурент «Яндекса», Mail.ru Group, несколько дней назад заявила о заинтересованности [3] в возврате на рынок такси (в прошлом MRG на нём работала, но первый проект закрыла). Группа уже владеет доставками еды, подключёнными к тысячам заведений в десятках городов России.
«У компании [Foodfox] замедлилось развитие, нужны были деньги, но из-за невысоких показателей найти инвестора сложно. В итоге не оставалось выбора, кроме как продаться стратегу» [по цене ниже оценки в предыдущем раунде летом 2017 года], — высказал свою гипотезу собеседник РБК в неназванной компании по доставке готовой еды.
Историческая параллель — фонды способны ждать: в конце XX века сам поисковый «Яндекс» был лишь «внутренним» стартапом компании CompTek, основанной Аркадием Воложем в 1988. Лишь весной 2000 года у поисковика появилось ООО и поисковик привлёк собственных инвесторов — в частности Ru-net Holdings, принадлежащий Baring Vostok. Инвестор (позднее появлялись другие) постепенно сокращал долю, однако на крупную продажу фонд вышел лишь спустя 11 лет, во время IPO «Яндекса» на Nasdaq.
В вышеупомянутой сделке двух стартапов — Яндекс.Такси и Uber (региональных подразделений) — стороны договорились и о финансовой стороне и о том, что в будущем они смогут обменять [4] друг-другу доли в своём бизнесе, а не продавать (выкупать) их непосредственно за деньги.
Главный российский конкурент «Яндекса», Mail.ru Group, в ноябре 2016 года купили [5] доставку еды Delivery Club, а позднее [6] и другие аналогичные проекты. Российский Uber, который находится в процессе присоединения к Яндекс.Такси, запустил [7] подразделение по доставке еды в ноябре 2016, оно тоже переходит к совместному предприятию с такси «Яндекса». По данным официального сайта UberEATS проект работает с сотней заведений в Москве. На официальном сайте Foodfox нет числа подключённых сейчас ресторанов, летом 2017 владельцы говорили о 1000 подключённых заведений. У Delivery Club, принадлежащего Mail.ru Group, подключёны 5900 ресторанов и кафе, у ZakaZaka, ещё одного похожего проекта группы Mail.ru — 4000 ресторанов в 67 городах России.
Foodfox в июне 2017 привлёк [9] более чем $5 млн. из фонда Target Global и нескольких других, и от частных инвесторов, среди которых был сооснователь Carprice Александр Черняк. Годом ранее, в июле 2016, Target Global стал [10] лид-инвстором в посевном для Foodfox инвестиционном раунде, объёмом более $1 млн., в раунде также приняли участие сооснователи Lamoda Group Флориан Янсен и Нильс Тонзен, а также ряд европейских ангельских инвесторов. РБК, со ссылкой на данные «СПАРК-Интерфакса» отметили, что выручка ООО «Бигфуд», управляющего проектом Foodfox, в 2016 году составила 8,9 млн руб., а чистый убыток 40,2 млн руб. По собственным оценкам Foodfox, высказанным летом 2017, уже через год их выручка составляла $10 млн. Согласно кипрскому реестру за 2016 год по 32,51% во владельце-офшоре Foodfox принадлежало Сергею Полиссару и Максиму Фирсову, по 16,74% владели немецкие компании FJ Beteiligungen Ug и NDT530 UG, по 0,75% у топ-менеджеров Lamoda Бурхарда Биндера и Доминика Пикера.
Источник [11]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/rossiya/268658
Ссылки в тексте:
[1] переходящий: https://roem.ru/13-07-2017/254497/ubertaxi-yandex/
[2] может выйти: https://roem.ru/17-11-2017/263519/yandex-i-uber-ipo-19/
[3] заинтересованности: https://roem.ru/16-11-2017/263482/mrg-n-taxi/
[4] смогут обменять: https://roem.ru/14-07-2017/254779/yandex-taxi-class-a/
[5] купили: https://roem.ru/03-11-2016/236023/mail-ru-group-delivery-club/
[6] позднее: https://roem.ru/02-05-2017/248932/mail-pokupaka/
[7] запустил: https://roem.ru/16-11-2016/236640/uber-shaurma-msk/
[8] Независимо от «Яндекса», доставкой еды в Москве занимается выходец из Яндекс.Такси, сын основателя «Яндекса», Лев Волож. Проект Воложа называется MoscowFresh → Roem.ru: https://roem.ru/04-09-2017/258178/moscowfresh-bez-bazara/
[9] привлёк: https://roem.ru/20-06-2017/252701/agregator-edy-foodfox-privlyok-5-mln/
[10] стал: https://roem.ru/19-07-2016/229108/foodfox-target-global/
[11] Источник: https://roem.ru/20-11-2017/263554/borba-za-edu/
Нажмите здесь для печати.