Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать

в 14:50, , рубрики: Песочница, рецензия, саморазвитие, самосовершенствование, метки: , ,

Сразу дискламер: я редко пишу посты на широкую аудиторию, и более правильного ресурса для этого текста в рамках моего кругозора не нашлось. Тем не менее, если кто-то найдет это интересным, значит не зря… Поехали.

С чего все началось

Как-то я услышал от одного человека мысль о том, чтобы заниматься бизнесом, ему приходится «выращивать в себе Мистера Хайда», типа некая альтернатива его личности способна придумать что-то такое, что не способен придумать он сам. Конечно же, он шутил, по большей части, и тогда я этому значение не придал. Вспомнил эту точную метафору лишь, когда сам решил, что мне нужно развивать креативность, умение продуктивно фантазировать, придумывать нестандартные решения.

Про мозг и мышку

Я рассудил, что нужно начать прокачивать свое правое полушарие головного мозга. Прочитал про несколько методик, посмотрел лекции на TED'e, даже предпринял несколько шагов к тому, чтобы развить моторику левой руки — утверждается, что через это происходит стимуляция правого полушарие, а значит и всех процессов, за которое оно отвечает. Методики и советы описывать не буду, только на одном остановлюсь подробно.
Самым простым и одновременно эффективным было передвинуть мышку под левую руку. Почему самое простое? Потому что это разовое действие и не надо себе напоминать. К примеру, есть левой рукой я не научился, потому что вспоминаешь о том, что вилку или ложку стоит попробовать держать левой рукой лишь к концу трапезы, если вообще вспоминаешь. Почему эффективное? Потому что за компьютером я (как думаю и почти все из нас) проводит большую часть своего времени, а значит «дергать мышку» — одна из наиболее частых моторик.
Первые часы было очень непривычно, через день два освоился, но попадать в маленькие области, как иконка крестика для закрытия окна, было почти нереально. Это занимало x10 от времени при манипуляциях правой рукой. «Быстро» не получалось и через месяц, но это уже было x2 — жить можно. Правда, были и побочные артефакты: клавиатуру тоже пришлось подвинуть правее и правой рукой привыкать к ctrl+inst и shift+inst (вместо ctrl+c и ctrl+v) и другим горячим клавишам.

Про книжку и рисование

Основным же направлением в этой деятельности стало желание научиться рисовать. Книжку я заприметил давно — Бетти Эдвардс — «Откройте в себе художника». Сначала дифирамбы: книжка крутая, все по делу, материал подается легко, задания в правильной последовательности. Аффтор жжот! :) Реально, молодец тетенька. В третьей главе «Ваш мозг: его правая и левая половины» очень доступно разжевано, как работает правая и левая половины мозга, как взаимодействуют друг на друга. Очень интересны были описаны случаи клинических больных и как люди видят мозг «по одной половинке». В общем, книжку очень рекомендую даже если не будете задания выполнять, а просто для расширения кругозора полистать.
И чтобы долго не расслаблься автор в следующей же главе «Переход: опыт переключения слева направо» дает практическое задание, выполнение которого направлено на то, чтобы научиться отключать левое полушарие и переходить в правое — где все художники и живут :) Впечатления те еще, но так как логика отключается, описать слвовами их не могу, зато очень прочувствовал! :))

Я не умею рисовать

В книге говорилось, что «любой может научиться рисовать». Это обнадеживало. Потому что я рисовать не умею. Точнее, как не умею… Рисовать символы, звездочки, стилизованные буквы, танки и т.п. умеет, думаю, каждый. Но это было скорее не рисование, а алгоритм. Если его придерживаться, то что-то да получится:

  • Нарисуй "<"
  • Нарисуй "<" правее на 1 см
  • Нарисуй ">" правее на 5 см от последнего
  • Соедени прямыми — получились гусеницы танка
  • Повтори 1-4 с "(" и ")" сразу над гусеницами — получилась башня танка
  • Ну и т.д.

А хотелось именно научиться рисовать. И книга действительно в этом помогает. Пора показывать картинки:
Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать
Первый рисунок, который надо было нарисовать. Я очень старался. Тут, кстати, надо сказать, что я начитил: рисовать надо было «из зеркала», а я срисовывал со своей фотографию. Как я потом прочитал, это существенно легче. Чтобы соблюсти чистоту эксперимента на следующий день я рисовал человека (он этого не знал, кстати) (себя было скучно уже):
Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать

Примерно месяц занятий

Где-то месяц я занимался по книжке. Уложиться можно было и за 1,5-2 недели, но у меня изначально сознательно был выбран «ленивый» режим, ограничивающий чтение, когда «стабильно надо, но больше, чем надо нельзя» :) Тут стоит сказать, что из-за хорошего структурирования книжку можно читать выборочно. Мне, например, глава про переход в цвет была неинтересна — я хотел ограничиться ручкой или карандашом. Я перестал делать упражнения где-то через месяц, хоть и дочитал книгу. Это, конечно, не характеризует меня с лучшей стороны, но в свое оправдание я могу сказать, что решение по смещению приоритетов было принято за меня моим новорожденным сыном.

Опять пора показывать картинки. Где можно оценить прогресс:
Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать
Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать
Срисовать становится уже совсем легко:
Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать
Тут опять срисовываем, но больше балуемся, когда выдалось меньше пяти минут свободного времени:
Развитие правого полушария головного мозга или как я учился рисовать

Подводя итог

Эксперимент мой получился несколько неоконченным, но я понимаю, что если и вернусь к нему, то еще не скоро. Поэтому решил поделиться тем, что есть. К сожалению, есть проблема с тем, чтобы описать результат. В самом начале я не выбрал критерия, по которому можно судить. Но даже сейчас я понимаю, что не представляю, что сделать мерилом. Цель была развить креативность. А как это мерить? Креативность моих идей в среднем по месяцу выросла на 66,47%? Конечно, нет. Поэтому все очень сильно «по ощущениям». Да, мне кажется, что я стал несколько шире смотреть на мир, иногда под разными углами. Если касаться неоспоримых фактом, то я стал лучше рисовать, стал чуть лучше владеть левой рукой и ногой (я в футбол играю — могу судить). Ну, и я перестал видеть в художниках инопланетян. :) Я ни в коем случае не хочу умолять заслуги людей этой профессии, не поймите неправильно. На работе у меня великие художники трудятся. Да, именно так — великие. То что они творят — это искусство. И мои «мазюки» ни в какое сравнение не идут с их работами, но зато я теперь не испытываю комплекса неполноценности, когда смотрю, как они работают и что получается. И верю, что рисование — это навык, который можно натренировать, как мышцы или умение писать красивый код.

PS Я с хабом не ошибся? Правильно понимаю, что самое правильное место?

Автор: Fcl

Поделиться

  1. Анатолий:

    спасибо! статья понравилась. книжку Бетти скачал, буду пробовать.

* - обязательные к заполнению поля