- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Добрый день!
Скажите, пользуетесь ли вы фотоаппаратом? Почти наверняка — да: если уж не отдельным устройством, то камерой смартфона точно. Сегодня фотография не требует от пользователя знания даже основных понятий, таких как “выдержка”, “диафрагма”, “фокусное расстояние” — все задачи более-менее успешно решает программный автомат, и сотни миллионов людей пользуются услугами научно-технического прогресса даже не задумываясь о том, что скрывается под капотом их устройств.
С одной стороны, оно и хорошо: жить хочется проще, а снимать — не задумываясь об экспозиции или балансе белого. Мир живет все динамичнее, и интересные кадры могут ускользнуть буквально за несколько секунд. С другой стороны, в Интернетах скоро уже свободное место закончится из-за многообразия ужасных фотографий, сделанных кривыми руками при отсутствии всякого вкуса и навыка пользователей. :) Но речь в этом посте пойдет отнюдь не о них, а о двух беззеркальных камерах от Samsung — NX300 и NX2000, а также о самой системе Samsung NX, куда входят и аксессуары, и объективы, и камеры. Ну что, от винта?
Да, чуть не забыл! Пост получился настолько огромным, что его пришлось разбить на целых три части (может, будет и четвертая часть — бонусная), так что сегодня я расскажу про общую теорию, особенности конструкции камер, процесс работы с камерой, железки и представлю на ваш суд несколько кадров. В следующих постах поведаю и про оптику, её особенности и возможности, ну и про SMART-функциональность на закуску.
Во время тестирования с погодой, конечно, не повезло совсем, так что часть кадров я честным образом умыкну из аналогичных обзоров с других ресурсов, и дам некоторые пояснения, если они понадобятся. Ну вот теперь… поехали!
Бум на “беззеркальные зеркалки” начался лет пять назад. Кто-то из производителей крепко призадумался да и предложил: “А давайте оставим APS-C матрицу, зеркало выкинем, и пусть все через Live View снимают”. Примерно как-то так и появился новый класс устройств — беззеркальные цифровые фотоаппараты со сменными объективами. С одной стороны, внутри стоит процессор и матрица от зеркалки, с другой — нет ни зеркала, ни оптического видоискателя, рабочий отрезок короче — в общем, целый набор компромиссов, которые ставили перед разработчиками вполне конкретный спектр инженерных задач. Что делать с автофокусом? Какое крепление использовать для объективов? Как доработать ПО, чтобы было удобно пользоваться камерой с сокращенным количеством элементов управления? Как и где разместить элементы управления?
Второй класс, который хотелось бы упомянуть, прежде чем перейти к непосредственному описанию серии NX — это, собственно, смарт-камеры. Фотоаппараты, способные не только “создавать” контент, но и обрабатывать его (в определенных пределах), и сразу же делиться им (с другими устройствами через Wi-Fi/Bluetooth, интернет-сервисами типа Flickr или YouTube, а также выкладывать его в социальные сети). В некотором роде, это «смартфоны» среди обычных фотоаппаратов. Самые-самые смарт — это камеры на Android (о GALAXY NX позднее будет отдельный материал), а вот “менее умными” являются как некоторые “мыльницы”, так и беззеркалки вроде NX2000, и даже монстры типа Canon EOS 6D с его встроенными Wi-Fi, GPS и специальным ПО для выгрузки фотографий сразу в смартфон или планшет). О SMART-функциональности я расскажу попозже.
Начнём, пожалуй, с младшей модели: у меня она погостила всего пару дней, да и интерес, в первую очередь, представляет, конечно же, “фотофлагман” NX300, так что вкратце рассмотрим “двухтысячник”, его главные фичи, и двинемся дальше.
Основные характеристики камеры таковы:
Тип матрицы | CMOS |
Разрешение | 5472х3648 точек, 20.3 MPx |
Поддерживаемые ISO | 100 -:- 3200, расширенные — 6400, 12800 25600 |
Байонет | Samsung NX |
Выдержка | 30 — 1/4000 секунды |
Тип карт памяти | MicroSD, MicroSDHC, MicroSDXC |
Форматы изображения | JPEG, RAW (.srw) |
Форматы видео | MP4, 1080p, 720p, до 30 кадров в секунду |
Как видите, всё на уровне современных зеркалок примерно того же сегмента, но без зеркала, в компактном корпусе и с сенсорным управлением.
К сожалению, не все так просто и прекрасно: автофокус контрастный, т.е. отличается степенной неторопливостью. К слову, та же проблема у камеры NEX7 от Sony. На самом деле, не всё так плохо, но после гибридных фазово-контрастных систем в NX300 и некоторых других моделях подобного форм-фактора МОЖЕТ возникать лёгкое раздражение из-за задумчивости камеры.
Впрочем, если не пользоваться двумя камерами сразу, то через день-другой ощущения “слоупока” практически нет — всё же современные мобильные процессоры стали намного шустрее, да и разработчики ПО не зря свой хлеб едят: система фокусируется, делает это достаточно хорошо, а репортажную съёмку оставьте тем, кто для неё был приспособлен с рождения. :) Кроме того, контрастный автофокус не требует дорогостоящего усовершенствования матрицы и установку в неё фазовых датчиков, что ощутимо сказывается на цене конечного устройства.
Камера внешне выглядит очень просто: несколько управляющих кнопок, огромный сенсорный экран, байонет — всё. Никаких хитрых переключателей, никакого откидного или поворотного дисплея: минимализм, аккуратность, простота.
Кстати, встроенной вспышки тоже нет, но в комплекте есть внешняя. Крепится она через Smart Shoe — внешний порт для умных аксессуаров. Сам модуль выглядит очень аккуратно, занимает минимум места в “отдельном” положении, и вообще показывает неплохие результаты для своих скромных размеров.
Органы управления представлены следующими элементами:
Ещё одна кнопка находится на самом объективе, называется iFN, и её функционал настраивается в меню. Все остальные контролы вынесены на большой и яркий тачскрин.
Больше всего меня смутил вот этот “грип”-участок. По идее, сюда должен ложиться большой палец. На практике же я постоянно пытался “нажать” несуществующую кнопку, а ведь на место этой “штучки” можно было повесить пару настраиваемых кнопок, которые бы облегчили управление камерой.
Софт камеры можно грубо разделить на три больших “раздела”. Первый — съёмка в “общих” режимах, различные программные автоматы и функции при съёмке в стиле “пусть камера думает за меня”. Второй — съёмка в полностью ручном режиме “как на зеркалке”. То есть сам выбираешь выдержку и/или диафрагму, настраиваешь ISO и вообще получаешь полный контроль над камерой. Третий — “пост-съёмочный” раздел: обработка готовых снимков, шэринг через беспроводные подключения и прочие “смарт-фишки”. Объединяет все три раздела общая часть, которую можно назвать ОС камеры. Есть у меня подозрения, что внутри — глубоко кастомизированный урезанно/допиленный Linux.
Основной управляющий элемент — “кольцо” на верхней части камеры, которое вращается без ограничения в любую сторону и не имеет маркировки; при его вращении на дисплее появляется индикация текущего (и, соответственно, следующего и предыдущего режимов) съёмки. В этом плане камера полностью «казуальна». Доступные режимы съёмки — SmartAuto (т.н. “зелёный режим”, в котором камера все параметры подбирает на своё усмотрение), SmartScene (полноценный программный автомат, в под-меню которого на сенсорном экране можно выбрать сценарий съёмки, а камера уже подберёт соответствующие параметры и выведет на экран подсказки по съёмке, если сочтёт это необходимым), режим Wi-Fi подключения, режим записи видео (который отдельно продублирован на “красной кнопке”, и “экспертный” режим, в котором, как раз, и хранятся “приоритет выдержки”, “приоритет диафрагмы” и “полностью ручной” под-режимы съёмки. О них поговорим чуть позже, благо они, практически, не отличаются от NX300, с которой я, в основном, и общался всё это время.
Во-первых, полностью “зелёный” режим выдаёт в 90% случаев достойные кадры. Автоматический баланс белого, выдержка и диафрагма в зависимости от сцены и фокусного расстояния (+расстояния, на которое сфокусировалась оптика), в сочетании с пусть и не самым быстрым, но точным контрастным автофокусом, делают своё дело. Кроме того, относительно большая матрица (APS-C, кроп-фактор 1.6), и шустрый процессор, обрабатывающий сигнал с неё, позволяют даже с контрастным автофокусом не чувствовать себя “инвалидом” в плане автоматической фокусировки. Кроме того, контрастному автофокусу (в отличие от фазового) не принципиальна диафрагма и уровень освещённости — были бы контрастные элементы в кадре, а сфокуссироваться он сможет. Ограничение скорости, в основном, упирается в скорость перемещения линз объектива и анализа картинки. Первое решается установкой STM-моторов автофокусировки, второе — очень быстрым процессором, отвечающим за съёмку и управление системой автофокусировки, так что в среднем скорость автофокуса находится на уровне зеркалок начального уровня.
Во-вторых, сценические режимы (SmartScene) позволяют в оставшихся 10% случаев также получить хорошие кадры: камера перестаёт играть в “угадайку” и послушно зажимает “дырку” для пейзажной съёмки, открывает её для портретов, удачно подбирает выдержку для съёмки динамичных объектов и вообще ведёт себя адекватно и предсказуемо.
Отдать такой фотоаппарат не самым технически подкованным родителям в отпуск, снабдив краткой инструкцией “куда жать”, вполне реально, и обратно они привезут достаточно удачных кадров, чтобы забить ими очередной альбом ярких впечатлений о Египте или Турции, даже если будут пользоваться только автоматическим режимом съёмки.
Функции по пост-обработке и шэрингу во многом повторяют таковые в NX300, разве что на большем по размерам дисплее у NX2000 работать чуть приятнее. Во-первых, стоит отметить, что сам термин “пост-обработка” несколько неверен: многие из эффектов, настроек и фильтров можно применить ДО съёмки, настроив цветопередачу, контрастность, яркость, насыщенность и многие другие параметры через меню. Во-вторых, опции по редактированию фотографий различаются для JPEG и RAW-файлов. Вторые, помимо фильтров, настройки цветов и прочих мелочей можно полноценно “тащить” по нескольким параметрам, как в фотошопе или лайтруме. Не сказал бы, что это функционал первой необходимости, но в какой-нибудь поездке, без ноутбука или планшета, подцепившись к Wi-Fi в кафешке можно неплохо “обработать” и выложить фотографию в интернет прямо с камеры. Обо всём этом чуть подробнее поговорим, когда будем рассматривать NX300.
Ну что, какие впечатления? Моё imho таково: NX2000 — это предельно простая версия более “взрослой” беззеркалки NX300: она максимально ориентирована на стиль использования “включил и сфотографировал”, а экспертный режим съёмки ей достался по наследству от старшей камеры, по принципу “наличие фичи лучше, чем её отсутствие”, да и если есть камера со схожими внутренностями, почему бы и не перенести функционал, в самом деле. Но, при всей этой “казуальности”, NX2000 делает точно такие же хорошие и чёткие кадры, на удивление уверенно работает в “зелёном режиме” и имеет в запасе SMART-функциональность и беспроводные интерфейсы.
Да, аппаратное управление максимально упрощено в угоду большому сенсорному дисплею и автоматическому режиму съёмки, но, случись такая необходимость, камера может моментально превратиться во “взрослую”, предоставив полный набор настроек, доступных на зеркальных фотоаппаратах начального и среднего уровней (для линейки Canon пусть это будет 1000 и 500-600-700 серии). Кроме того, “двухтысячный” использует карточки формата microSD:
Ну вот мы и добрались до “старшего брата”. Часть отличий я вам уже заспойлерил, часть еще не успел, так что разберём всё по порядку.
Если NX2000 — дитя пластика и классический представитель “среднего сегмента”, то NX300 блещет благородными материалами и ретро-дизайном: металл, покрытие “под кожу”, “взрослый” набор контролов, аккуратный и надёжный механизм поворотного экрана.
На верхней грани — целых пять элементов управления камерой.
По части вышеперечисленных пунктов у меня претензий нет никаких: первый, второй и четвертый элементы реализованы практически идеально. Скрывающееся за цифрой 3 колесо регулировки, на мой взгляд, вращается слишком легко — ему бы чуть более заметный/ощутимый “клик” на делении и не такую “глубокую” посадку в корпус камеры — и было бы просто шикарно.
А вот пункт номер 5 — то ещё недоразумение, но к нему мы вернёмся чуть позже.
На задней панели, помимо тачскрина (который может быть отклонён на 90 градусов вверх и 45 градусов вниз от своего первоначального положения), расположена пятипозиционная мультифункциональная кнопка, обеспечивающая навигацию по меню и настройкам, а также быстрый доступ к некоторым функциям, кнопки перехода в галерею, кнопка удаления фотографии, кнопка FN, кнопка перехода в основное меню камеры и кнопка, выбирающая режим работы колёсика номер 3 из прошлого абзаца — регулировка выдержки или диафрагмы. На большинство из доступных кнопок можно переназначить/доназначить другие функции через основное меню, получив, таким образом, доступ к практически любой функции в одно нажатие.
В принципе, по иконкам/подписям на пятипозиционной кнопке и так понятно, что делает каждое из “направлений”, так что комментировать ничего не буду.
Да, чуть не забыл. Есть ещё малозаметная кнопка мгновенного перехода в режим видеозаписи, но она расположена в “мёртвой зоне”, что, в принципе, и хорошо — случайно не нажмёшь. Из интерфейсных разъёмов есть USB и HDMI, оба с приставкой micro.
Что можно сказать про имеющиеся органы управления камерой? Здесь нет ничего лишнего, всё нужное под рукой, все кнопки нажимаются с чёткой отдачей, все переключатели позволяют работать с камерой “вслепую”.
Готов ли я назвать юзабилити идеальным? Нет, не готов. Ретро-дизайн внёс свои коррективы, и некоторые элементы хотелось бы чуть подвинуть, некоторые грани — сгладить, а “рукоять” сделать более анатомичной. Но если не обращать внимания на эти мелочи, то камера просто отлично лежит в руке, и, разумеется, после некоторого привыкания, ей можно пользоваться так же легко, как и любой кроп-зеркалкой в “ручном” режиме. ISO закидывается на настраивающуюся кнопку, баланс белого отлично справляется в автоматическом режиме, диафрагма и выдержка доступны как по “колёсику 3 + кнопке”, так и через iFN на объективе… что ещё надо для счастья? :)
Основной интересующий меня режим в NX300 — ручной — реализован достаточно удобно. Если программный автомат реализован на 8 из 10 баллов, и обсуждать в нём особо нечего, то вот именно ручной режим, позволяющий добиться от камеры максимальной отдачи и получить снимки максимально приближенными к тому, что вы хотите видеть в результате — то, что можно и нужно рассмотреть во всех подробностях.
Во-первых, основные настройки ручного режима — ISO, выдержка и диафрагма находятся в 1-2 нажатиях и, что немаловажно, они продублированы в двух местах.
В “классическом” режиме верхним колёсиком мы выбираем выдержку, с зажатой кнопкой “диафрагма” мы им же регулируем диафрагму, после назначения ISO на одну из кнопок камеры им же можно исправить и светочувствительность (причем, в весьма больших пределах). Кроме того, настроив в меню фотоаппарата, что выводить по нажатию на кнопку iFN, все те же (и некоторые другие) характеристики можно регулировать, нажав на iFN на объективе и вращая кольцо фокусировки (оно не имеет прямой связи с системой линз, чем и достигается подобная мультифункциональность). Кроме того, ничто не мешает разнести управление выдержкой и диафрагмой на два разных “колёсика”, хотя от необходимости нажимать iFN для регулировки диафрамы это вас не избавит.
Во-вторых, система автофокуса (и ручной фокусировки) здесь представлена крайне хитрой (и, на мой взгляд, очень удобной) гибридной системой: фазовые датчики, встроенные в саму светочувствительную матрицу + точный контрастный автофокус вкупе с быстрым процессором DRIMe IV позволяют быстро и точно сфокусироваться даже на летящей птице, играющей собаке или бегущих детях. Интересен также и механизм ручной доводки фокуса. После индикации “срабатывания” автофокуса, когда вы начинаете вращать кольцо фокусировки, камера приблизит фрагмент, на котором вы фокусируетесь (увеличение, если память не изменяет, х5), и подчеркнёт попавшие в зону контрастного фокуса зоны снимка. Описать словами сложно, на видео передать — тоже: нужно именно потрогать вживую. За счёт отсутствия прямой связи кольца фокусировки с оптикой (кольцом вы только задаёте команду для STM или USM-мотора в стекле на сдвиг оптической системы) можно с хирургической точностью “донавестись” на нужный объект. Отсутствие “трения” в системе, лёгкость и пониженное “передаточное число” (честно, не знаю, как ещё это передать словами) позволяет максимально точно скорректировать фокусировку, а система помощи подсветкой контрастных границ + зум на выбранном участке только упрощают этот процесс и позволяют получать идеально сфокусированные кадры даже людям с плохим зрением.
В-третьих, хочется упомянуть систему электронного урвноя на экране. Поскольку оптического видоискателя камера лишена, и вся компоновка кадра происходит в режиме LiveView, оверлэйный электронный горизонт с сеткой приходятся как нельзя кстати: завалить горизонт с таким помощником можно либо умышленно, либо на судне — в шторм. Система очень чувствительная и отлично показывает “правильное” положение горизонта.
SRW — фирменный формат RAW-файлов от Samsung. Прекрасно открывается Photoshop’ом или Lightroom’ом после соответствующего апдейта Adobe Camera RAW.
Сами файлы в большинстве случаев тянутся практически на 2.5-3 стопа экспозиции без сильной потери качества. С обновлением ПО камеры до версии 1.3 их средний размер колеблется в районе 23 мегабайт, а буфер камеры перестает захлёбываться после 3-4 кадров и начинает значительно быстрее записывать снимки на карту памяти, однако общий «затык» после исчерпания буфера (и невозможность продолжать съёмку, пока кадры из буфера не будут записаны на карту памяти) никуда, к сожалению, не делся. Не думаю, что данную проблему пофиксят программно в следующей версии прошивки — скорее, придётся ждать NX400, в которой будет и аппаратное увеличение буфера кадров, и что-то сделают с записью кадров на карту памяти. Пока что она не радует скоростью…
Думаю, настало самое время показать вам кадры, которые сделаны на NX300. Все они взяты из социальной сети 500PX.com, найти [1] вы их сможете через поиск.
Мои собственные кадры будут в посте с объективами. ;)
Если учесть тот факт, что NX2000 — более простая (и, соответственно, более дешёвая) камера, чем NX300, то стоит ли брать её, или лучше еще доплатить и взять флагман?
Средняя цена по Яндекс.Маркету для NX2000 составляет около [2] 17 килорублей за китовый комплект.
Трёхсотка встанет [3] в 23 тысячи рублей. Разница — около 6 тысяч рублей — почти треть цены младшей модели. За 6 тысяч рублей вы получите: отклоняемый дисплей меньшего размера (и разрешения), более “взрослый” набор аппаратных кнопок, позволяющий быстрее и удобнее настраивать камеру во “взрослом” режиме и фазовый автофокус. Ну и более серьезный внешний вид.
Качество кадров, SMART-функциональность, поддерживаемые объективы и аксессуары — всё останется прежним. Стоит ли за указанные улучшения платить несколько тысяч рублей? Возможно. Стоит ли платить треть цены камеры? Не уверен. Если бы разница составляла всего 3-4 тысячи рублей, то сомнений бы не возникало: NX2000 можно было покупать с чётким осознанием “мне не нужны все эти фичи NX300” или в случае отсутствия необходимости в определённых функциях. Камеру брали бы за то, что она “смотри какая — розовенькая!” или просто подпадает под бюджет. Но разница в 6 тысяч рублей заставляет серьёзно задуматься: зачем вы берёте беззеркальную камеру со сменной оптикой, и нужно ли вам переплачивать за функции, которыми вы не будете пользоваться? Если ответ будет “я беру её вместо зеркалки, чтобы не таскать килограммовую тушку, и я знаю чем диафрагма отличается от выдержки”, то, скорее всего, вам стоит склониться к приобретению к старшей модели. Если же вы берёте беззеркалку как вторую камеру, как “домашний” фотоаппарат на все случаи жизни, как просто фотоаппарат, без прицела на сменную оптику, то NX2000 — ваш выбор.
На этом, пока что, всё. В следующем выпуске мы поговорим о доступных объективах, их особенностях и аксессуарах для камер NX-серии.
Автор: Shirixae
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/samsung/46418
Ссылки в тексте:
[1] найти: http://500px.com/search?q=nx300
[2] около: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=9376394&hid=91148&show-uid=644868813823996582
[3] встанет: http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=8546529&hid=91148&from=alts
[4] Источник: http://habrahabr.ru/post/194534/
Нажмите здесь для печати.