- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Продолжение опубликованного нами ранее перевода «Почему Helvetica все еще популярна? [1]», рассматривающего Helvetica [2] с неоднозначной точки зрения. В своем посте Индра Купвершмидт исправляет некоторые ошибки, допущенные Аластаиром Джонстоном.
Конечно, это не «blue pencil» (я бы никогда не смогла встать на одну ступень с мастером Шоу [4]), это просто моя ленивая тирада. Я бы не хотела комментировать мнение и субъективные оценки Helvetica, которые в своем посте [5], опубликованном на Smashing Magazine, привел Аластаир Джонстон. Отмечу лишь, что некоторые факты, приведенные Аластаиром, оказались довольно шаткими.
Он пишет:
На днях мне прислали ссылку на сайт с абсурдным заголовком «100 лучших шрифтов всех времен [6]», возглавляла рейтинг Helvetica [2], что и вывело меня из себя. На этот рейтинг, конечно, не стоило обращать какого-либо внимания, ибо он был составлен на основании маркетинговых данных, полученных от одного единственного источника (FontShop [7]) и прокомментированных дюжиной типографов из Берлина, но я был в ярости.
Это исследование было проведено FontShop [7] в Германии в 2006 году [8], и в нем участвовали не только специалисты по типографике из Берлина. На сайте FontShop есть более детальная информация [9] о жюри и критериях оценки:
Критерии оценки:
Рейтинг не включает в себя бесплатные шрифты или компоненты ОС или ПО (Arial, Verdana и т.д.), и сконцентрирован только на лицензируемых гарнитурах. Интерпретации шрифтов (Bodoni, Garamond, Futura и др.), которые появлялись позднее, оценивались соответственно вместе и были включены в рейтинг в виде одной записи (прим. для каждой линии «интерпретаций»).
Понять живучесть семейства шрифтов Helvetica можно, взглянув на его историю. Большинство разновидностей шрифтов появляются в результате зарождения определенной моды или изменения вкусов, некоторым дают начало технологии. С появлением печатного станка в районе 1800 года были введены более четкие и строгие шрифты, такие как Bodoni [17] и Didot [18]. В середине 1980х годов лазерные принтеры с растровыми шрифтами явились предпосылкой создания нидерландскими студентами начертаний, которые могли быть приемлемо отображены через эти устройства. В Letters in Studie (Eindhoven, Lecturis, 1983) приведены примеры дизайнерских работ Джелль Босма [19] и Петра ван Блокланда [20] на 40-пиксельной решетке. В одной из первых студий по разработке цифровых шрифтов Emigré [21] был создан Oakland [22] (1985) и другие типы шрифтов низкого разрешения для тогдашнего рынка.
Для работы с лазерными принтерами используют векторные шрифты, растровые шрифты использовались для экранного представления или матричных принтеров. Название голландского буклета «Letters in Studie [23]», означает «гарнитуры в процессе разработки / исследования или эксперимента».
В то время на рекламном рынке доминировали два sans-serif [24] шрифта, разработанные в 1920е годы, и это были Monotype Gill Sans [25] и Futura [26] (студия German Bauer).
Гарнитура Futura [26] была изготовлена студией the Bauer type foundry [27].
Внезапно появилась потребность в создании, имитировании и возрождении шрифтов sans-serif. Берлинская студия The Berthold [28] смахнула пыль со своих матриц для Akzidenz Grotesk [29] (1898), в то время как их оппоненты из Базеля Haas Type Foundry [30] решили переработать Schelter Grotesk [31], выпущенный студией Leipziger Schelter & Giesecke [32] в 1880. Впоследствии чего в 1957 и появился Neue Haas Grotesk [33], подхваченный позднее франкфуртской студией Stempel [34], которая хотела ассоциировать шрифт с набирающим популярность швейцарским графическим дизайном и выбрала древнее римское название Швейцарии – Гельвеция [35] (Helvetia). Так, в 1961 году, и появилась гельветика (Helvetica [2]).
Довольно удивительна краткость, с которой автор обобщает 30 лет истории своим словом «внезапно». Студия The Berthold [28] не занималась переработкой Akzidenz Grotesk [29] до того, как вышла Helvetica (и стала «угрожающе» успешной). Находясь в обороте уже в 1898 году, он стал популярным лишь в 1950х. Neue Haas Grotesk [33] (NHG) базировался на Haas’ Französische Grotesk [36] (который в свою очередь базировался на Breite halbfette Grotesk [37] – Schelter & Giesecke [32]), Haas’Normal-Grotesk [38] (основой которого послужил Neue Moderne Grotesk [39] – Wagner & Schmidt [40]) и влиянии «конкурента» Monotype Grotesque [41]. NHG не был «подхвачен» студией Stempel [34], а настоятельно порекомендован Haas Type Foundry [30], несмотря на изначальный скептицизм первых.
Причина популярности Gill Sans и Futura как раз и заключалась в том, что ребята отошли от шрифтов Grotesk [42] 19 века, которые порядком «поизносились». Эрик Гилл проповедовал новый подход: рукописная каллиграфия как основа шрифта (со своим ментором Эдвардом Джонстоном он работал и над алфавитом для графики лондонского метро). Буквы, выполненные этим шрифтом, составляли более разборчивые слова, которые и читались легче, чем выполненные в Grotesk, но шрифт Гилла стандартизировал “l” с завитым основанием и изменил “1” дизайна Джонстона, что привнесло вероятность возможной путаницы с прописной “I” (проблема многих шрифтов sans serif).
Futura Пола Реннера была разработана для отражения духа новой эпохи машин своими простыми геометрическими формами, прямыми линиями и закруглениями, придававшими элегантность Art Deco. Оба шрифта проникнуты довольно значительным культурным наследием, и Гилл говорит о шрифте British Broadcasting Corporation и Futura как о ярких представителях эпохи рациональных и обтекаемых шрифтов.
В 1930е годы оба шрифта были невероятно популярны в Европе и Северной Америке, студиям в других регионах было необходимо реагировать и делать это довольно быстро. Возврат к 19 веку уже не вызывал каких-либо вопросов у конкурирующих сторон, кроме немецкой, восстанавливающей свои студии после Второй Мировой войны.
Не совсем понятно, что автор пытается сказать в последнем параграфе. Геометрические sans-serif’ы были довольно популярны в 1930е, да, всем студиям пришлось выпустить собственные версии, да, почти все так и сделали, но сделали это задолго до приостановления производства немецкими студиям ив 1942 году.
Да и полного приостановления не было. В ходе войны некоторые студии были уничтожены (например, Klingspor [43]), но не все (Stempel [34]). Популярность гротеска (Akzidenz Grotesk [29] и Monotype Grotesque [41]) берет начало в 1950е в Швейцарии, проявляя себя и позднее в дизайне так называемых гарнитура нео-гротеска. В Германии вкусы отличались, Futura [44], Erbar [45] и Neuzeit [46] широко использовались и после Второй Мировой войны. В дополнение к этому были популярны «каллиграфический» Schneidler [47], Trump и Zapf.
Helvetica стала национальным брендом, лицом популярного «швейцарского стиля» типографики Эмиля Рюдера [48] и Армин Хофманн [49], который был довольно быстро перенесен их студентами в Йель и другие американские институты.
Как отмечает [50] Пол Барнс, Рюдер и Хофманн представляли школу Базеля и использовали Univers [51] / Akzidenz Grotesk [29], а не Helvetica. Подливая масла в огонь вражды между Швейцарскими «школами», представители Цюриха (Ганс Нюбург [52] и Джозеф Мюллер-Брокманн [53]), в свою очередь, проповедовали использование Helvetica. Последние разработали и маркетинговые [54] материалы для NHG и Helvetica. Только один представитель Базеля (Альберт Громм) однажды выпустил один из первых маркетинговых флаеров Helvetica в 1959 году.
Начиная с BMW, Bayer и Lufthansa в Германии, ей заинтересовались Bank of America, Knoll, Panasonic, Target, Crate&Barrel, JC Penney, Mattel, American Airlines, Sears, Microsoft и другие [55] корпорации.
Протестное граффити в Беркли, Калифорния, выполненное в Helvetica.
Bank of America не использует Helvetica, его корпоративной гарнитурой является Franklin Gothic [56]. Автор рисунка (на фото выше) и не пытается подражать Helvetica, а просто подражает фактической гарнитуре банка.
В конце 90х годов Microsoft продавала миллион копий Word с 14 бесплатными шрифтами, подобием Helvetica выступал Arial [57]. Позднее Linotype приобрел Stempel, Haas и стал обладателем Helvetica вместе со многими её клонами.
Stempel обладал 45% акций Haas, начиная с 1927 года, и 51% акций с 1954. Большая часть акций Stempel принадлежала Linotype. Haas купили Deberny & Peignot [58] (таким образом и Univers) в 1972, и когда Stempel закрыли в 1985 году, принадлежавшие ей акции Haas перешли к Linotype, которая приобрела все права на студию Haas в 1989 году.
После мирового признания швейцарского стиля случилось нечто, в еще большей степени укрепившее позиции Helvetica: изобретение персональных компьютеров. Apple могли использовать всего пару шрифтов из-за ограничений памяти драйвера принтера LaserWriter. Было решено использовать Times [59] и Helvetica как наиболее популярные в то время шрифты; Symbol [60] и Courier [61] требовала операционная система. Позднее была сформирована команда экспертов, выбравшая еще ряд шрифтов: Palatino [62], Zapf Chancery [63], Avant Garde [64], Bookman [65] и Century Schoolbook [66]. Один из представителей, Самнер Стоун, сказал мне: «С ретроспективной точки зрения они выглядят довольно странно и непонятно. … Times и Helvetica были перерисованы, и выпускались бесплатно, ибо это был просто алгоритм». На расцвете так называемого “desktop publishing”, учитывая отсутствие каких-либо нормальных кандидатов на выбор, Times, Helvetica и Palatino продержались гораздо дольше своего «срока годности».
Мне кажется, что все, кому не нравится Helvetica, никогда не смотрели на оригинал и оценивают (вполне правомерно) только паршивую версию, поставляемую вместе с ОС компьютеров, преобразованную в цифровой вид на скорую руку во времена PostScript [67]. Ознакомиться с более детальным сравнением и дополнительной информации об истории Helvetica можно тут [68].
Оригинальный дизайн Neue Haas-Grotesk был не такой угловатый как у Neue Helvetica. И я бы не сказала, что “a”, “s” и “e” в Helvetica напоминают друг друга, наоборот – можно перепутать “I” и “l”; “rn” и “m”.
Конечно, большинство не отличит один sans serif от другого. Но когда люди говорят о том, что они предпочитают Helvetica, а не Arial в силу того, что последний является плохой копией Helvetica, я спрашиваю о разнице между Биг Маком [69] и Воппером [70], и более того, о вашем намерении дать своим детям какой-либо из них. Сам Адриан Фрутигер [71] («Mister Univers») попытался улучшить Helvetica серией Univer [51], созданной в 1954 году (и он преуспел, заставив «гельветов» расширить свое семейство шрифтов), но уже в более зрелом возрасте он забросил эту серию и переключился на свое фирменное семейство Frutiger [72] (1976).
Адриан Фрутигер не пытался «улучшить» Helvetica. Возможно он пытался «улучшить» сам жанр/линию гротеска. Фрутигер начал работать над серией Univer гораздо раньше, чем Haas занялись Neue Haas-Grotesk. Обе гарнитуры были выпущены одновременно, и все студии знали о работе других (в 1957 еще и Bauer выпустили Folio [73]). Распространение Helvetica не было вызвано серией Univer.
Сравнение четырех sans serif на MyFonts.
В Helvetica все отталкивает: начиная с зажатости и заканчивая самодовольным видом. И то, как Helvetica процветает рядом с такими отличнейшими альтернативами как Frutiger и Syntax не поддается логике.
Было бы очень хорошо, если на примерах всех гарнитур был аналогичный текст, что можно с легкостью сделать на MyFonts. А этот пример, конечно, довольно слаб для подкрепления какой-либо аргументации. И у меня уже нет сил цитировать оставшуюся часть статьи.
Автор: dmitrykabanov
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/shrifty/26338
Ссылки в тексте:
[1] Почему Helvetica все еще популярна?: http://habrahabr.ru/company/uidesign/blog/167791/
[2] Helvetica: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
[3] Image: http://habrahabr.ru/post/168213/
[4] Шоу: http://www.paulshawletterdesign.com/category/blue-pencil/
[5] посте: http://www.smashingmagazine.com/2012/12/06/why-wont-helvetica-go-away/
[6] 100 лучших шрифтов всех времен: http://www.100besttypefaces.com/
[7] FontShop: http://www.fontshop.com/
[8] Германии в 2006 году: http://www.100besteschriften.de/
[9] более детальная информация: http://www.100besttypefaces.com/index.php?kategorie=about&artikel=Scoring Criteria
[10] Роджер Блэк: http://www.100besttypefaces.com/index.php?kategorie=Jury&artikel=Roger Black
[11] Стивен Коулс: http://www.100besttypefaces.com/index.php?kategorie=Jury&artikel=Stephen Coles
[12] Ян Миддендорп: http://www.100besttypefaces.com/index.php?kategorie=Jury&artikel=Jan Middendorp
[13] Вероника Элснер: http://www.100besttypefaces.com/index.php?kategorie=Jury&artikel=Veronika Elsner
[14] Бертрам Шмидт-Фридерихс: http://www.100besttypefaces.com/index.php?kategorie=Jury&artikel=Bertram Schmidt-Friderichs
[15] Ральф Херрманн: http://www.100besttypefaces.com/index.php?kategorie=Jury&artikel=Ralf Herrmann
[16] Клаудиа Гумински: http://www.100besttypefaces.com/index.php?kategorie=Jury&artikel=Claudia Guminski
[17] Bodoni: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8_(%D1%88%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82)
[18] Didot: http://en.wikipedia.org/wiki/Didot_(typeface)
[19] Джелль Босма: http://www.monotypeimaging.com/ProductsServices/TypeDesignerShowcase/JelleBosma/
[20] Петра ван Блокланда: http://www.myfonts.com/person/Petr_van_Blokland/
[21] Emigré: http://en.wikipedia.org/wiki/Emigre
[22] Oakland: http://www.emigre.com/EF.php?fid=217
[23] Letters in Studie: http://www.worldcat.org/title/letters-in-studie-letterontwerpen-van-studenten-in-het-nederlandse-kunstonderwijs/oclc/56487378
[24] sans-serif: http://en.wikipedia.org/wiki/Sans-serif
[25] Monotype Gill Sans: http://en.wikipedia.org/wiki/Gill_Sans
[26] Futura: http://en.wikipedia.org/wiki/Futura_(typeface)
[27] the Bauer type foundry: http://en.wikipedia.org/wiki/Bauer_Type_Foundry
[28] The Berthold: http://en.wikipedia.org/wiki/Berthold_Type_Foundry
[29] Akzidenz Grotesk: http://en.wikipedia.org/wiki/Akzidenz-Grotesk
[30] Haas Type Foundry: http://en.wikipedia.org/wiki/Haas_Type_Foundry
[31] Schelter Grotesk: http://www.myfonts.com/fonts/nicksfonts/schelter-grotesk-nf/
[32] Leipziger Schelter & Giesecke: http://en.wikipedia.org/wiki/Schelter_%26_Giesecke_Type_Foundry
[33] Neue Haas Grotesk: http://www.fontbureau.com/nhg/
[34] Stempel: http://en.wikipedia.org/wiki/Stempel_Type_Foundry
[35] Гельвеция: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F
[36] Haas’ Französische Grotesk: http://www.flickr.com/photos/kupfers/6864897829/
[37] Breite halbfette Grotesk: http://www.flickr.com/photos/kupfers/6779932556
[38] Haas’Normal-Grotesk: http://www.flickr.com/photos/kupfers/6198185700/
[39] Neue Moderne Grotesk: http://www.flickr.com/photos/kupfers/6798985884/
[40] Wagner & Schmidt: http://www.linotype.com/3395/wagnerschmidtfoundry.html
[41] Monotype Grotesque: http://en.wikipedia.org/wiki/Monotype_Grotesque
[42] Grotesk: http://en.wikipedia.org/wiki/Grotesque_(typeface_classification)
[43] Klingspor: http://en.wikipedia.org/wiki/Klingspor_Type_Foundry
[44] Futura: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
[45] Erbar: http://en.wikipedia.org/wiki/Erbar_(typeface)
[46] Neuzeit: http://www.myfonts.com/fonts/urw/neuzeit-grotesk/
[47] Schneidler: http://www.myfonts.com/fonts/ftbauer/schneidler/
[48] Эмиля Рюдера: http://en.wikipedia.org/wiki/Emil_Ruder
[49] Армин Хофманн: http://en.wikipedia.org/wiki/Armin_Hofmann
[50] отмечает: http://twitter.com/PauloBarnesi/status/276808126718701568
[51] Univers: http://en.wikipedia.org/wiki/Univers
[52] Ганс Нюбург: http://www.designers-books.com/hans-neuburg-1904-1983/
[53] Джозеф Мюллер-Брокманн: http://en.wikipedia.org/wiki/Josef_M%C3%BCller-Brockmann
[54] маркетинговые: http://www.flickr.com/photos/nicksherman/1446313742/
[55] другие: http://www.webdesignerdepot.com/2009/03/40-excellent-logos-created-with-helvetica/
[56] Franklin Gothic: http://en.wikipedia.org/wiki/Franklin_Gothic
[57] Arial: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB
[58] Deberny & Peignot: http://en.wikipedia.org/wiki/Deberny_%26_Peignot
[59] Times: http://xfont.ru/article/%D0%A8%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82_Times_(%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D1%81)_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%88%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82%D0%B0_24.htm
[60] Symbol: http://en.wikipedia.org/wiki/Symbol_(typeface)
[61] Courier: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80_(%D1%88%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82)
[62] Palatino: http://ru.wikipedia.org/wiki/Palatino
[63] Zapf Chancery: http://en.wikipedia.org/wiki/ITC_Zapf_Chancery
[64] Avant Garde: http://www.rightreading.com/typehead/avant_garde.htm
[65] Bookman: http://en.wikipedia.org/wiki/Bookman_(typeface)
[66] Century Schoolbook: http://www.identifont.com/show?6US
[67] PostScript: http://ru.wikipedia.org/wiki/PostScript
[68] тут: http://www.fontbureau.com/NHG/features/#corrected_obliques
[69] Биг Маком: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B3_%D0%9C%D0%B0%D0%BA
[70] Воппером: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D1%80
[71] Адриан Фрутигер: http://en.wikipedia.org/wiki/Adrian_Frutiger
[72] Frutiger: http://en.wikipedia.org/wiki/Frutiger
[73] Folio: http://www.myfonts.com/fonts/adobe/folio/
Нажмите здесь для печати.