- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
SMS — штука настолько привычная, что многие и не задумываются о том, как же работает передача сообщений в сетях, ориентированных на голос, и не вспоминают, почему же мы ограничены столь небольшой длиной сообщения. Давайте вспомним, откуда вообще появились короткие сообщения и что они собой представляют.
В этом году «коротким сообщениям» исполнится 25 лет. Считается, что первое SMS-сообщение было отправлено в Великобритании в 1992 году, а коммерческая услуга SMS появилась в Финляндии в 1993 году.
Надо отметить, что до появления стандарта GSM аналогов SMS не существовало, но к текущему моменту, т.е. спустя почти 25 лет, услуга завоевала огромную популярность, несмотря на то, что операторы взимают плату за исходящие, а иногда и входящие сообщения.
Конечно, путь к популярности для данного сервиса оказался довольно тернистым. Впервые идея сервиса, передающего короткие сообщения между телефонными аппаратами, появилась еще в 1984 году. Немецкий инженер Фридгельм Хиллебранд (Friedhelm Hillebrand), который в 1985 году возглавил «неголосовой» комитет GSM, уже тогда показал, что 160 символов на латинице (что соответствует 140 байтам) достаточно для передачи большинства бытовых сообщений. В основе его заявления лежали не очень-то научные эксперименты (собственноручный перебор случайных бытовых вопросов и ответов, а также наблюдение, что открытки и проанализированные сообщения по телексу для бизнес-пользователей почти всегда содержат менее 150 символов), но они определили характер услуги на десятки лет.
Действительно ли 160 символов достаточно? Конечно, в них не уместить «толстовские» предложения, но до появления экранных клавиатур (на устройствах с сенсорными экранами) или хотя бы T9 к отправке более длинного текста не стремились и сами пользователи. Более того, на старте, хотя SMS были заложены в стандарте GSM, не редкостью было отсутствие поддержки набора и отправки коротких сообщений в некоторых аппаратах.
С технической точки зрения SMS не претерпела почти никаких изменений (с переходом к GSM 03.40- https://en.wikipedia.org/wiki/GSM_03.40 [1] — серьезно изменился, пожалуй, лишь набор поддерживаемых символов в теле сообщения). Коммерческая же услуга развивалась в сетях различных операторов примерно одинаково с поправкой на время запуска, маркетинг и подход к монетизации.
Сегодня помимо пользовательских в сети передается огромное количество служебных сообщений от операторов (например, уведомления о доставке), а также сервисные SMS от сторонних поставщиков услуг: банков, провайдеров, интернет-сервисов. Причем, они могут носить не только информационный характер (сообщать об остатке на счете, предупреждать об очередных платежах по договору, уведомлять о доставке посылок), но и служить одним из инструментов в двухфакторной аутенфикации. Кроме того, короткие сообщения могут использоваться для управления рядом сервисов, например, для отправки записей в Twitter.
SMS-сообщение состоит из текста длиной до 140 байт и блока служебной информации:
В зависимости от типа сообщения последующие поля могут присутствовать или отсутствовать, а также меняться местами. Подробное описание всех полей можно найти в спецификации GSM 03.40 [1], здесь же мы приведем лишь основные, интересные с точки зрения разбора процесса пересылки сообщений:
Изначально (в документе GSM фаза 2) каждое SMS-сообщение было самодостаточным объектом, но согласно последующим редакциям (GSM фаза 2+) послание, передаваемое таким способом, может включать в себя несколько сообщений — в этом случае каждое из них содержит пометку о порядковом номере (из-за чего сокращается длина «тела» каждого сообщения).
Между отдельными пользователями мобильной сети сообщение передается через SMS-центр (SMSC или SMS-SC — Short Message Service — Service Centre).
Вместе с текстом сообщения с мобильного телефона на базовую станцию передается дополнительная информация, в том числе, и адрес центра сообщений (в начале 2000-х этот номер приходилось вбивать самостоятельно при первоначальной настройке купленного аппарата). Если сообщение путешествует между сетями, его доставкой в первую очередь занимается SMS-центр сети отправителя.
SMSC не только доставляет и переадресует при необходимости сообщения, но и хранит их. Если телефон адресата в момент передачи сообщения выключен, оно остается в SMSC до появления устройства в сети. Обычно операторы задают максимальный срок хранения таких сообщений (технически эта настройка может быть доступна и пользователям мобильной сети). Также SMSC отправляет отчеты о доставке сообщений, если это прописано в пользовательских настройках.
В процессе передачи сообщения от одного пользователя другому задействован не только SMSC. Вкратце процесс выглядит следующим образом:
Попадая на телефон получателя, сообщения отображаются на экране или сохраняются на SIM-карте / в памяти аппарата, в зависимости от пользовательских настроек и свойств самого сообщения.
По историческим соображениям телефония, в том числе GSM, работает на основе протоколов ОКС-7 (Общий Канал Сигнализации — 7). В терминологии этого стандарта SMS передается по каналу сигнализации, а не по каналу трафика с голосовыми данными. Задумано это было для того, чтобы SMS могли беспрепятственно проходить параллельно с передачей голосового трафика (во время разговора). Кроме того, канал сигнализации большую часть времени «простаивает», так что передавать по нему короткие сообщения — вполне экономичное решение.
Однако SMSC не поддерживает ОКС-7, поэтому для общения SMS-центра с другими системами оператора (HLR/VLR и MSC) приходится использовать дополнительные шлюзы. Для доставки сообщений абонентам других операторов также используются специальные шлюзы. Первый межсетевой шлюз появился в мире лишь в 1999 году, у нас же полноценной передачи сообщений между операторами не было и в начале 2000-х (шлюзы появились чуть позже [2]).
С появлением потребности подключить сеть связи (фиксированной или мобильной) к
IP-сетям — на рубеже нового столетия — была создана спецификация SIGTRAN, позволяющая передавать потоки ОКС-7 по IP-сетям. Так появились, в том числе, SMS-шлюзы, работающие в Интернет. Эти шлюзы могут не только «пускать» контент из интернет в SMS, но и допускать обратную передачу данных, например, отправку SMS-сообщений с телефона на адрес электронной почты (правда, пик развития подобных сервисов уже прошел — с появлением доступа к интернету на телефонах, встроенных почтовых клиентов и приложений под ОС смартфонов стало гораздо проще отправлять е-мейлы напрямую).
SMS-шлюзы могут принадлежать оператору или существовать самостоятельно, в том числе в качестве дополнения к коммерческому корпоративному ПО для SMS-рассылок. Плохая защищенность подобных шлюзов, а также вполне реальная возможность соорудить мошеннический шлюз и приводят к распространению спама, взломам и прочим неприятностям, связанным с SMS. Однако по мере собственных сил и, что уж таить, под давлением регулятора операторы мобильной связи стараются бороться с этими проблемами.
Как и любая популярная технология, за время своего существования SMS обросли целым ворохом легенд и мифов. Вот несколько интересных историй, которым удалось найти подтверждения:
Вместо заключения хочется отметить, что хотя SMS технологически уже давно не развивается, пик популярности в мире услуга прошла совсем недавно — в 2012-2014 годах. Учитывая, что масштабный взлет технологии произошел в начале 2000-х, она продержалась на пьедестале удивительно долго (с точки зрения мира, столь падкого на новинки). Что ждет SMS-сообщения завтра — падение популярности или стабильное будущее? Время покажет.
Автор: «МегаФон»
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/sms/252392
Ссылки в тексте:
[1] https://en.wikipedia.org/wiki/GSM_03.40: https://en.wikipedia.org/wiki/GSM_03.40
[2] позже: https://lenta.ru/economy/2002/05/22/sms/
[3] Источник: https://habrahabr.ru/post/326218/
Нажмите здесь для печати.