«ИТ-кочевники»: почему компании до сих пор принимают на работу саботажников

в 17:43, , рубрики: джуниоры, испытательный срок, ит-индустрия, Карьера в IT-индустрии, обман, саботаж, собеседование, управление персоналом, управление разработкой, фрилансеры

В то время как опытные специалисты уверенно бороздят просторы ИТ-рынка, начинающие передвигаются перебежками. И если поначалу они перебегают с одного собеседования на другое, то в дальнейшем некоторая часть из них продолжает перебегать – только уже из одной компании в другую. Не секрет, что большие ИТ-компании постоянно то расширяются, то сокращаются. В связи с этим они набирают джуниоров зачастую по инерции. Так что, последним остается только поймать волну.

Данная категория молодых «ИТ-кочевников» объясняет свое поведение по-разному: «ищу себя», «ищу интересные задачи», «ищу перспективы», «ищу интересную команду», «ищу достойных наставников» и так далее. Однако при более глубоком взгляде на их ситуации можно предположить нечто общее – потребительское отношение к фирме, отсутствие завершенных в срок проектов либо затянувшийся испытательный срок.

Кроме того, к этой категории примыкают такие личности, как самопровозглашенные фриланс-программисты или дизайнеры, сумевшие завернуть свой скромный и не совсем удачный опыт в красивую упаковку портфолио. В этом случае вольные труженики могут не утруждать себя поиском постоянных клиентов и обязательствами перед ними. Более того, объяснять перескакивание между компаниями-заказчиками отпадает необходимость.

Но опытные заказчики и работодатели, прочитав пару абзацев беглого описания, могут заподозрить в этих ИТ-кочевниках замаскированных саботажников. Чтобы вывести их на чистую воду, нужно подробнее изучить их повадки.

Речь в основном будет идти о разработчиках ПО, но многое справедливо и для других позиций.

Потребительское отношение джуниоров

Интересно, что на этапе собеседования эти люди пытаются всеми правдами и неправдами произвести положительное впечатление. Некоторые даже соглашаются работать «за еду» в качестве стажера – лишь бы перспектива была. Однако сразу после вступления в должность они под любым предлогом увиливают от самостоятельной работы (даже над учебными задачами): слишком трудно, мало времени, новый коллектив, непривычная обстановка. Таким образом они умудряются не только сверх меры загрузить этим куратора, но и отвлечь других сотрудников от своей работы.

Когда собственные задачи этих сотрудников начинают проседать, а терпение куратора кончается, джуниор остаются в гордом одиночестве, один на один с учебным проектом.

Какие варианты есть у «джуниора-саботажника» в этой ситуации:

  • Продолжать работать, развивая то, что начали куратор и добрые коллеги? – Вряд ли.
  • Попросить руководство продлить испытательный срок, раз уж приходится теперь работать одному? – Вариант.
  • Обидеться и пожаловаться вышестоящему руководству? – Хорошая идея.

«Великий комбинатор» выбирает сочетание из двух последних вариантов и параллельно начинает искать другую работу. Ведь не исключено, что отношения руководства и куратора испортятся, и виноват в этом будет несчастный, всеми брошенный джуниор.

Наверное, эти задачи не особенно для него интересны, коллектив не дружный, и вообще на рынке есть компании «получше». Поэтому нужно уходить, делает вывод герой, забывая, что в итоге принес фирме не пользу, а вред (упущенная выгода и просевшие задачи коллег). Он не отчаивается и продолжает поиски, а компании приходится со всех дел искать нового джуниора.

Безусловно, возможен и более мягкий сценарий: стажер может сидеть на шее у компании, мешать коллегам работать и кормить руководство завтраками до тех пор, пока его не выгонят. Иногда по каким-то причинам куратор и другие начальствующие персоны не горят желанием признать, что взяли на работу саботажника и нянчились с ним полгода. Может быть, они считают себя слишком продвинутыми руководителями, чтобы допускать такие ошибки. А в некоторых больших компаниях на такие инциденты вообще мало кто обращает внимание. Ведь зарплата джуниора – копейки, по сравнению с теми суммами, которые зарабатывает фирма.

Назло дедлайнам

Самопровозглашенные фрилансеры-саботажники действуют по-другому: сначала они задают заказчику кучу странных вопросов по ТЗ. Иногда, вопреки хорошему портфолио, может даже сложиться впечатление, что это их первый проект (часто так и оказывается на самом деле). Такие переговоры могут занять несколько дней. Затем они берут предоплату (если оговорено) и погружаются в работу.

«Я сначала боялся обращаться к фрилансерам, не знал, с чего начать. Я сходил на семинар, на котором человек рассказывал, как работать с фриланс-биржами. Он составил целую систему, которая позволяла отличить фейкового фрилансера от настоящего. Есть отличительные признаки: срок аккаунта, отзывы, контакты, распределение работ по времени, адекватное портфолио и так далее. Там, например, был случай, когда у фрилансера было 20 отзывов, то есть 20 работ за последний месяц, причем серьезных работ. Но маловероятно, что он [программист] мог реально столько сделать», рассказывает Дмитрий, руководитель проектов.

Любые попытки заказчика проконтролировать этапы работы обычно встречаются в штыки. На вопросы такие фрилансеры отвечают односложно либо с задержкой в несколько дней, объясняя, что «вы у меня не одни такие».

Заказчик может считать, что ему повезло, если фрилансер нарушает все мыслимые сроки, но выдает законченную (пусть, как попало сделанную) работу. Ведь часто такие исполнители вообще не доводят дело до конца, нанося заказчику финансовый ущерб и вынуждая его искать нового исполнителя.

Конечно же, в России сейчас появилось больше количество сервисов с безопасными сделками… Но, как уже отмечалось, такого рода фрилансеры активно «ищут себя» и часто соглашаются работать даже без предоплаты.

К сожалению, подобные трудовые отношения (а точнее, саботаж) до сих пор многие заказчики принимают как данность, а иногда и сами не прочь «кинуть» фрилансера. Отсюда следует другая проблема: заказчикам приходится работать со знакомыми и проверенными фрилансерами, которые не всегда являются лучшими специалистами своего дела.

Насколько сознательны действия «саботажников»?

Саботажники (если этот понятие трактовать в нашем контексте) с легкостью обходят психологические тесты, если вдруг HR предлагает их на собеседовании. Нет, они не спецагенты и не актеры. Возможно, они дают те или иные ответы на вопросы потому, что сами в данный момент верят в то, что говорят. Это можно сравнить с так называемыми «влюбчивыми» людьми: сегодня – один объект обожания, а завтра – уже другой.

То есть, сознательно принимая решение о трудоустройстве, они готовы ринуться в бой, но пыл через некоторое время проходит. А кроме него, другой сильной мотивации не остается. Поэтому человек внутри пытается договориться с самим собой, оправдать те или иные изменения. Часто в процессе такого самооправдания вина и аутоагрессия перекладывается на окружающих. В данном случае – на ИТ-компанию и ее сотрудников.

Сколько такой человек продержится в компании, зависит от его усилий по борьбе с самим собой. Бывает, что он в какой-то степени осознает, что делает что-то не так. Особенно если он подобные ситуации вокруг него неоднократно повторяются. Поэтому он решает какое-то время побыть в компании, параллельно пытаясь разобраться в себе. Но просто так сидеть, не выполняя указаний руководства, нельзя, и он в фоновом режиме создает видимость кипучей деятельности. Однако его профессиональные стороны при этом не развиваются.

В связи этим вспоминается случай, который мне рассказал знакомый программист:

Был у нас один товарищ – вообще нулевой. Не знаю, изучал ли он вообще программирование… Он устроился на PHP-программиста. Он мне вопросов очень много задавал. Это кончилось тем, что мне пришлось полностью объяснять ему, что и как писать. Но поскольку он самостоятельно ничего так и не смог родить, через неделю он исчез.

Я, на самом деле, удивлен, откуда он вообще появился. Ведь прежде чем его брать, с ним должен был пообщаться какой-то программист, а не только HR. Ведь тестовое задание, конечно, мог за него кто-то сделать.

Ну и, не стоит забывать, что за проведенное в фирме время иногда все-таки платят деньги.

Фрилансерам в этом плане еще сложнее: если их не мотивируют деньги, то вряд ли найдется кто-то со стороны, способный подвигнуть их на праведный труд. После того, как интерес к заказу угаснет, человек остается один на один со своими сомнениями. А они, в свою очередь, съедают энергию, которая могла быть потрачена на выполнение заказа.

Поэтому сознательное желание нанести вред у этих людей в большинстве случаев отсутствует. Это больше может быть связано с некомпетентностью, недостатком опыта, неверным пониманием ТЗ.

Дмитрий поделился своей историей на эту тему:

Самое интересное, когда встречаешь действительно адекватного человека, с адекватным ценником и портфолио, который адекватно отвечает на вопросы. С ним даже по безопасной сделке можно работать. И тут у меня возникла мысль сэкономить, и я дал ему обычную сделку с предоплатой 50% — до, 50% — после. Он начал работать. Прошла неделя…

Он мне показывает что-то — там ошибки сыплются. А я ему сказал, чтобы на своем хостинге это делал, потому что лень было самому разворачивать. Так вообще я зависим от него стал. Он мне начал рассказывать, что у него что-то не получается, что это сделать нереально, в сроки он не укладывается и так далее. Я ему говорю: «Давай прощаться». Он: «Нет, я почти все сделал». Потом я у него 30 ошибок опять нашел.

У него, видимо, другие представления о качестве. Он думал, что «тяп-ляп» пойдет. Я ему говорил: «В ТЗ написано так, значит, так и надо сделать». Он отвечал: «Хорошо», и ничего не происходило.

В итоге мы сделали новую, безопасную сделку. По этой я ему вторую половину не стал платить. И даже по безопасной сделке он тупил и тормозил. Потом я ему опять говорю: «Время закругляться». Он мне выгрузил проект с ошибками. Люди, которые потом смотрели, что он сделал, говорили: «Да тут вообще весь проект надо переписывать».

Здесь намеренно не рассматриваются случаи откровенного вредительства и мошенничества – они очевидны.

Не работой единой

Возможно, саботажникам стоит вспомнить, что «поиск себя» не может быть сведен только к поиску работодателей. Этот поиск явно или опосредованно присутствует в каждой сфере жизни. И поэтому каждая сфера нашей жизни нуждается в том, чтобы мы тратили на нее свое внимание, время, энергию. Увлечения, любовь, дружба, духовное и физическое развитие, формирование имиджа и многое другое – все это не может быть спроецировано на плоскость профессиональной самореализации без ощутимой потери качества жизни в целом. Для большинства такое снижение качества жизни является проблемой.

Одним из решений этой проблемы может быть выбор работы, по отношению к которой человек не испытывает иллюзий, сильных эмоций. Можно поискать работу, к которой человек относится нейтрально, и настроиться на то, чтобы получать не удовольствие и кайф от «крутости» вакансии, а получать удовлетворение от самого процесса профессионального роста. По мере развития навыков это перерастет в удовлетворение от того, что человек приносит пользу компании своим трудом.

Другим решением может стать конвертация вопроса трудоустройства в другой формат: можно сделать работу не целью, а средством для обслуживания постоянно меняющихся увлечений человека. Конечно же, эта конвертация – мера временная. Постепенно расход энергии в различных сферах жизни сбалансируется, и человек перестанет «перегорать».

*********

Пока работодатели в ИТ-индустрии с переменным успехом отсеивают на старте нежелательных кандидатов, и в том числе, «саботажников». Не всегда можно проверить честность выполнения тестовых заданий. Часто кандидаты не имеют права предоставлять исходный код проектов (а иногда даже ссылки на них) с прошлого места работы.

Но сложнее всего раскрыть двойной обман, когда кандидат обманывает не только работодателя, но и самого себя. Поэтому пока на таких кандидатов распространяется презумпция невиновности, и «ИТ-кочевники» свободно передвигаются из одной компании в другую.

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля