- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Памятка юнге (набор советов для тех, кто собирается идти в игровую индустрию)

Памятка юнге (набор советов для тех, кто собирается идти в игровую индустрию)

Что побудило меня написать это статью?

Первое. Зачем художнику рассказывать о тяготах жизни и о трудном пути, если у него вроде как все хорошо? Во-первых не так уж и хорошо (потому что всегда может быть лучше), а во вторых, для того чтобы идущие следом – не повторяли ошибок, стало быть не тратили свое драгоценное время. Сколько бы нам не было отпущено – все равно на все не хватит. Стоит постараться выделить важные вещи, и опустить незначительные.

Второе. На мой ящик пришло несколько писем с просьбами помочь советом в устройстве в игровую индустрию.

Третье, но далеко не последнее. Еще одним «чиркашом» для моей сегодняшней спички послужила эта статья [1]. Имею свой особый взгляд на игровую индустрию, игровые конторы, не имеющий ничего общего с изложенной точкой зрения. Хочу предложить тем кто решился идти в игровую индустрию нечто более осязаемое. Конкретику. То, что может быть использовано для достижения цели. Не будет волшебных пилюлек, ласковых Розовых оттенков еще не разбитых очков, политеса и прописных истин. Там где Истины все же отметятся – зайдут по делу, выпьют чарку рому и пойдут дальше.

Поскольку я кое-что знаю об арте, графическом контенте и других горшочках с дегтем и медом, — излагать буду взгляд в первую очередь на игровую индустрию и поиск работы в ней со своей колокольни. Артовой. Отмечу также, что могу оказаться донельзя субъективным. Насколько мне помешал мой субъективизм – решать вам.

Условимся также, что конкретных имен и названий контор в статье не будет. Нам не нужны святые войны, замешанные на личной неприязни друг к другу и любви к томатам. Имеющие уши – услышат, глаза – увидят, а ноги – уйдут. Необходимая партия сыграна, вводная закончена. Время поднимать паруса, хотя начать, похоже, придется с пятой точки и дивана.

Диванные размышления

Допустим, вы хотите работать в игровой индустрии. Желание похвальное, но сразу скажу – продавая пылесосы, вы выручите много больше денег, чем у нас (поначалу уж точно). Если только вы не толковый программист. Этот брат всегда востребован. И если вы он, — для вас в этой статье нет ничего нового, только высокохудожественный стон (который вы, понятное дело слышали не единожды).

С чего начать? Понять, что вы умеете лучше всего. Даже если вы всего-то отменно чешете языком – уже неплохо. Можно наняться подмастерьем к сценаристу или гейм-дизайнеру. Хотя гейм-дизайнер по большей части сам чесало еще то. Если вы рисуете – стоит выяснить, что именно вы рисуете лучше всего. Если вы имеете тягу к моделированию, тоже стоит понять, что у вас есть, есть ли в вас изюм. И так далее. Это относится к любому направлению, которое вы сможете или захотите взять на себя.

Куда стоит двинуть мысли далее? В сторону от мыслей, что вы второй Маркус Персон. Чем скорее вы это забудете – тем лучше. Феноменальных игр и феноменальных людей не так уж и много в соотношении с людом, который ежедневно вспахивает поля игростроя. Нет никаких оснований полагать, что ваши планеты выстроились в нужный ряд, и что вы сможете повторить уже пристрелянный кем-то успех. Потому, что если можете – вы никогда не станете читать эту статью, а если и пробежитесь по ней, то мельком. Таким образом, я бы сосредоточился на той мысли, что ваша пятая точка должна, наконец, покинуть диван и состряпать что-либо напоминающее портфолио.

«Портфелио»

Очень хорошее название на самом деле у этого портфолио. Оно здорово напоминает портфель. Это тот портфель, с которым вы явитесь к своему первому и далеко не последнему работодателю. Времена, когда горящих глаз было достаточно чтобы устроиться в индустрию почти прошли. В сети баснословное количество туториалов, которые (будьте покойны) изучаются не только вами. Ротация кадров в конторах высока, но когда это происходит всегда приходит порция «нового мяса». Новобранцев. Тех, кто хоть что-то умеет и кого можно посадить за самую грязную работу.
Оставьте иллюзии в стороне – игры это работа. Такая же, как любая другая. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Чем качественней ваше портфолио – тем лучше для вас. Ваши шансы устроиться на работу возрастают. Пусть не резко, но явно выше плинтуса.

Советы при создании портфолио:

  • Изучите сеть на предмет хороших туториалов и изучите их самих
  • Создайте на их основе свои варианты сцен, объектов или композиций
  • Если понадобится, создайте еще 10 или 20 вариаций пока другие наблюдатели не скажут, что «в этом что-то есть».
  • Посещайте ресурсы, где часто можно видеть скопление толковых людей (артистов).
  • Выбираете самые лучшие ресурсы – так вы сразу будете видеть, кто вы есть на самом деле, и на что вам стоит претендовать при поступлении на работу. Мыслите так, что все эти адовы черти будут сидеть вокруг вас на горящих табуретках.
  • Не падайте духом после посещения этих ресурсов. Старание и труд – все перетрут. Даже обезьянку можно научить рисовать. Мы с вами продвинутые обезьянки и у нас – все получится. Если не получилось – повторить все сначала. Ни шагу назад – позади Москва.
  • Забудьте о таком слове как стыд. Отриньте смущение и наглухо заколотите окно скромности. В работе они вам не нужны.
  • Выкладывайте свои работы в сеть, везде, где это возможно, на как можно большем количестве профильных ресурсов – слушайте комментарии.
  • Фильтруйте базар – не введитесь на поводу у троллей и «гуру». Если человек вознесся в небеса – он для вас не учитель и не пример для подражания, даже если его работы хороши.
  • Я работаю в индустрии около 12 лет (время тикает, знаете ли), до сих пор и еще столько же (трижды по столько же) буду выслушивать жесткую, а главное правдивую критику в свой адрес. До сих пор белых пятен становится все больше, чем изученных, несмотря на наращивание темпов. Скажу более — рост белых пятен будет прогрессировать, чем больше вы будете постигать. Древняя людская мудрость. Негоже ее игнорировать. И негоже падать духом.
  • На всякий пожарный спросите себя, что вы умеете еще, и подготовьте микро-снаряды, на случай если основной калибр даст осечку.

Примечание: В большинстве образованных стран слово артист соединяет в себе сразу несколько параметров. Когда вы говорите о себе «артист» в контексте своего портфолио никто не подумает, что вы клоун из проезжавшего мимо цирка. Носите это звание с гордостью и всячески подтверждайте его. Если добавлять к этому слову частицы 2D или 3D, или знатное слово Environment – получится совсем неплохо.

Вы спросите меня – «А зачем я буду так париться? Приду, и меня научат!». Я отвечу, — «может быть, — а может быть, и нет».

Может случиться, так что те шесть месяцев (или одни сутки, в зависимости от вашей удачи и стартовых навыков), которые вы будете искать работу, получая от каждого встречного «от ворот поворот» закончатся ничем. И тогда эти шесть уйдут впустую. Вы сольете в пропасть потерянного времени драгоценность, бесценный дар, 180 дней своей жизни своей жизни. Ну да, конечно, пивка вы за это время попьете и погуляете, но умнее и опытнее – не станете (пивко, кстати, можно попивать уже будучи «в деле» на заработанные жалование юнги).

Может случиться и так (в случае если вы не ленились в надежде на обучение), что работодатель оценит ваш потенциал. Не те работы, что вы ему принесете, а то, что вы сознательно налопатили за всего-то шесть месяцев невероятную прорву работ. Пусть даже за три месяца. У каждого свои скорости и каждый готовит свою котомку по-своему.

Рекомендательное письмо

Что можно сказать о резюме? Гадость, несусветная гадость, но оно необходимо. Мне пришлось его писать целый один раз. После этого портфолио стало резюме. Мое нахальство и нежелание играть по правилам.
Резюме — как минимум иллюстрация того что вы умеете связанно излагать мысли. Ваше резюме дает мизерный процент на успех, но если в гильзу одну за другой насыпать крупинок пороха – патрон может и выстрелить. Не выстрелит – подсыпьте еще. Помните – раз в год и палка стреляет.

Существует масса способов подать себя. И тут, как и в случае с портфолио не нужно стесняться, или страдать комплексами. Можно рискнуть. Можно отнестись к нему с юмором.

Мне известен случай, когда Вадим Бахлычев, гораздо лучше известный под ником Molotov будучи еще на заре своей карьеры, написал в Акеллу письмо из далекого Пятигорска, общий посыл которого сводился к «ничего не умею, но работать у вас хочу». Он не стал заниматься глупостями вроде резюме, приложил несколько работ и был таков.

Примечание: (у нас вообще принято друг друга по никам величать, я, к примеру, Рик, мой партнер Маджик, программист Богимп, а по реальным именам нас большей частью родные и близкие знают)

Насчет «ничего не умею», конечно же дудки. Умел и не мало. Уже тогда. Этот чудесный скриншот наделавший шума в то далекое время — его работа. Что уж говорить о других его работах? Все вероятно знают «характерный ниваловский стиль», остается лишь риторически спросить, кто работал «начальником приемки» и кто теперь работает в Blizzard? Американская мечта в действии.

С его будущей женой, кстати, мне довелось работать. В другой игровой конторе. А дальше все произошло как в самых настоящих романах. Знакомство через сеть, беседы, встречи… и, конечно же свадьба (утер скупую слезинку). Простите старика, я подумал, что сухой перечень «надо» неплохо будет разбавить «бывает и такое». В общем отчалил корабль и увез счастливую чету на заокраинный Запад.
К слову сказать, многие завидовали Тамарке (жене Молотова) черной завистью. Еще бы, муж и гуру в одном лице, опыт можно годами вычерпывать. Эта история одно время была очень на слуху среди артовой тусовки, а потом как-то забылась. Как, в общем-то, происходит со всеми вещами в этой жизни. Забудем и мы, ненадолго, чтобы вернуться к тому, что понадобится нам для написания резюме.

Памятка юнге (набор советов для тех, кто собирается идти в игровую индустрию)
Памятный скриншот родивший в сети множество пересудов, а затем и брани, когда началась эпопея с Bethesda, Interplay и новым Fallout. Многие последователи изометрии потрясали им словно флагом. Как мы видим — судьба распорядилась иначе.

Советы при написании резюме:

  • Не пишите в резюме то, о чем вы не знаете.
  • Не вписывайте в резюме знание пакетов, которых вы не запускали ни разу.
  • Не совершайте грамматических ошибок. Пунктуация – фиг с ним, но грамматику, пожалуйста, проверьте.
  • Не пишите пространных писем, рассказов о том, как вы мечтаете работать в этой конторе, и что имена эта контора предел ваших мечтаний.
  • Никогда и не при каких условиях – не проявляйте слабости, не просите и не умаляйте никого и ни о чем. О вас потом будут вытирать ноги. Даже если у вас горит в одном месте – пусть никто не знает о пожаре.
  • Смело вписывайте в ваше резюме пакет, в котором вы проработали хотя бы несколько дней.
  • Если вы где-то о чем-то слышали, и слышали это от человека из индустрии, можете этим воспользоваться, небрежно сцедив «на днях беседовал (дальше модное имя)». Правда, это уже не в резюме, а в личном общении.
  • Смело говорите – могу. Даже если не можете. Когда вы устроитесь на работу, — вас подтянут товарищи, если только не попадете к отпетым волкам. И не беспокойтесь о работодателе, которого вы якобы ввели в заблуждение. Он далеко не дурак, видит ваш уровень. Играет в ту же игру – по тем же правилам.
  • Резюме, как и тост, а тост, как и выстрел — должны быть короткими и емкими.
  • Оформите в сети страничку, где будет и резюме и портфолио в одном месте, красиво сверстанное и подготовленное. Это еще одна крупица пороха в ваш патрон.

На Изенгард! Трубят рога! На замок подлого врага!

Итак… они у вас есть. Ваши драгоценности. Портфолио и резюме. Пора на первый штурм. Залезайте на всевозможные форумы, где можно найти работу (по нашему профилю), гуглите со строчкой «требуется N» (где N, это ваша потенциальная специальность). Мы тут конечно говорили большей частью об «артовиках», НО… все тоже актуально и для любой другой специализации. Или вы думаете, что портфолио не может состоять из программки, классно сбацанных скриптов, или из пары рассказов на тему?

Я тут взял моду писать краткие списки того что бывает нужно. Не побоюсь показаться банальным. И постараюсь в своей банальности не разочаровывать вас и впредь. В контексте этой статьи перечисление прописных истин не порок, но благо.

  • Гуглите все и везде, проверяйте даже самое захудалое объявление. Рынок перенасыщен, а вам бы для начала хоть куда-нибудь бы устроиться.
  • Перед тем как написать письмо погуглите еще раз, но уже с другой целью – нужно узнать репутацию конторы. «Хоть куда-нибудь устроится» — не означает работы за идею. Есть множество негодяев (да разверзнется земля по их ногами), которые не платят своим работникам и эксплуатируют труд новичков, особливо выделяя при этом студентов (иногородние получают отрицательный бонус -5 к Surival). Самых незащищенных представителей человечества после матерей-одиночек, стариков и детей.
  • Выбирайте конторы поменьше, там к людям относятся теплее. Избегайте гигантских контор. Как говорят мои партнеры с Украины – гарантированное «нагибалово». Что это значит? Потерянное время в «механизмах корпоративного духа». В большой конторе вы всегда винт. Расходник. Вами подотрутся и выкинут, взяв еще десяток таких же. Смиритесь с этим. В смысле смиритесь с фактом существования таких работодателей. Кстати зарплаты в таких «китобойных флотилиях» очень низкие. Вам даже на собеседовании могут сказать, — «господи, не хотите не надо, — возьмем кого-то еще». Вы можете там выжить. И даже прокатиться с кем-нибудь маститым на пароме по молочным рекам, но процент таких счастливчиков невелик.
  • Выбирайте независимых разработчиков, если удастся их найти. Чаще всего там работают либо энтузиасты, либо ренегаты от большой индустрии. Как правило, уставшие от нее, хорошо экипированные (в плане знаний) и, к сожалению, не часто балующие хорошими зарплатами. НО… если сравнить с предыдущими выбор очевиден. Зарплаты будут очень похожими, но «нагибалова» не будет, или будет, но в гораздо меньших масштабах.
  • С повышенным вниманием относитесь ко всему, что носит гриф «мы дружная семья», «коллектив дружелюбных профессионалов», «корпоративный дух», «корпоративная этика». В большинстве случаев это люк, за которым вас ждет колодец с отвесными стенами и стая кровожадных акул внизу. Я серьезно. Если все вышеперечисленное существует – я этого точно не видел, от других моряков не слышал.
  • Не медитируйте над объявлением «требуется арт-директор за 120 штук». Не надо.
  • Долбитесь повсюду. Выламывайте двери, обрывайте телефоны, влезайте в окна, не теряя при этом собственного достоинства. Если вам не рады, сообщите, что зашли к знакомой подруге, и удивленно округлите глаза «узнав» что это игровая контора.
В логове Шелоб

На сто первое письмо вам ответили. Первое собеседование. Да не тряситесь вы так. Запомните одну простую истину – все, что было первым, рано или поздно станет постоянным. Хотите оспорить? Отлично. У вас выпадает первый молочный зуб. Ужасно страшно (если бы вы помнили) потом они сыплются как дождь из ведра в размере 32 капель. Еще 32 в зависимости от ситуации тоже начнут покидать вас рано или поздно. Стоматология плохой пример? Отлично. Поговорим об Этом.
Первый раз кому-то страшно. И даже может не получиться. Но потом… перед вами откроется прекрасный мир… искусства. Вообще-то я говорил о скетчах (подмигнул). Говорят, что поначалу артист буксует в силу неопытности, очень робко строит формы, а затем с практикой наращивает объемы, и потом скетчи сыплются как из рога изобилия. В сущности примеров масса.

Это не значит, что вы постоянно будете ходить по собеседованиям. Но на поиске работы, на самой фирме свет клином не сошелся. Даже если их в городе всего две. Существует удаленная работа, существуют другие города… или вы не настолько хотите делать игры?

В общем, что было бы неплохо на первом собеседовании:

  • Не нервничать, скорее всего, не получиться, но, по крайней мере, не надо нести околесицу. Отвечайте четко и по делу. Неизвестно какой вы по счету у того кто вас принимает.
  • Если есть силы шутить – шутите. Юмор помогает. Но ради бога, не шутите плохо. Это вас погубит.
  • За то короткое время, что вам отведено в случае возникновения каких-либо технических вопросов «сверкайте эрудицией». Т.е. если вы подобное видели в других играх, кивните головой как старому знакомому, и скажите «конечно видел, там-то и там-то, но мне кажется что тут это реализовано лучше, и вот почему». Ненавижу телевиденье, но… это ваша «минута славы». В этот короткий временной отрезок лучше подать себя как можно эффектнее.
  • Анализируйте игры, анализируйте вообще, не будьте истуканом. Не бойтесь спорить. Вы еще не работник на службе у этого человека – вы свободный человек и вы никому, ничего – не должны.
  • Зная о том, что вы никому, ничего – не должны – не забывайте, впрочем, о такте. Кое-где лучше кивнуть и промолчать, кое-где лучше улыбнуться (существует множество улыбок, среди которых есть и «ты мужик, конечно, пошутил, я улыбнулся, но ты понимаешь, что я больше из вежливости»). Поймите, это всего один раз, а дальше вы себя проявите, или… не проявите. Играть в революционера, несгибаемого человека, исполина духа, — можно. Но не стоит.
  • Стой на своем. Если вы знаете, что неплохо справляетесь с чем-то, и люди в сети оценили ваш потенциал – не давайте себя размазать. Особенно когда речь идет о зарплате. Возможно, вы не имеете навыков торга, но за копейки работать не надо (разве что для небольшого стажа перед прыжком на новое место). Возможно, вы не знаете об этом, но наглость вида при торгах имеет значение. Также никто не отменял блефа.
  • Блеф. Когда лжешь нужно добавлять в слова толику правды. И да, мы называем это блефом. Преувеличением. Фантазией. Игрок в покер не лжет – он блефует. Разве нет? Дайте понять, что есть и другие места (не вдаваясь в конкретику), дайте понять что «Пуп-Софт» не последняя контора на планете. Дайте понять, что вы знаете в достаточной степени, чтобы выполнять возложенные на вас обязательства. Помните – вы ничего не теряете. «Не справился с работой» — не уголовное преступление, а работодатели не такие уж и звери. Им нужно план делать. А текучка… такая липучка. В общем, кадры текут всегда. Всегда нужна замена и свежее мясо.

Отказы и Утешительный приз

Вас не должны пугать отказы и неудавшиеся собеседования. Каждый раз как Ванька-встанька вам нужно подниматься и пробовать снова. Возможно, потребуется обновить портфолио. Скажу даже более с обновленным портфолио вы можете попасть даже в туже контору.
Бывает, что сменяется менеджер по персоналу. Бывает так, что генеральный директор не помнит, кого он принимал, а кого нет. В его памяти, как и в памяти любого другого человека, откладываются искрометные фиаско. То, что стоит запомнить и потом рассказать «с селедочкой, под водочку».

Ко мне регулярно обращаются те, с кем я уже работал, увидев какие-то работы в сети. И мы мучительно вспоминаем друг-друга. Хлопаем друг друга по виртуальным плечам, через пару-тройку дней общения, приговаривая «замаскировался черт!», или наоборот я говорю «я вас хорошо помню, вы меня пытались напарить как-то», или «вы тот, кто динамит художников, а не пойти ли бы…», но… тоже через два-три дня. Дело в той самой текучке кадров, ротации людей и задач. Обратной ситуации нет, я слежу, чтобы моя репутация была незапятнанной. С точки зрения опыта и качества работы, разумеется. Остальное… пятнистое, как и всех.

Хотите, по-быстрому расскажу о себе? Да не вопрос. И заодно еще один совет – не стыдитесь того, что делаете сейчас. Не стыдитесь того что было сделано тогда. Не стыдитесь накуролесить в будущем. Все течет – все меняется. Сегодняшний вы всегда будете лучше вчерашнего. Если конечно вы практикуетесь и грызете гранит науки. Данный абзац относится только к работе. За другие промахи – мы всегда будем есть себя.

— 13 лет в индустрии, — проскрипел он, угрожающе сверкая одним глазом, — смекаешь, ядрена вошь? Да я таких желтопузов как ты еще в девяностых на кисть насаживал.
(вполне можно было бы так сказать, если бы это не было литературным враньем для красного словца)

Памятка юнге (набор советов для тех, кто собирается идти в игровую индустрию)

Давайте сравним меня тогдашнего (поблизости от моей первой конторы только-только начавшего пачкать первый дешевый планшет) и меня сегодняшнего. Какой-то прогресс виден, и он будет (это утешение для вас), но впереди еще много миль дороги (это пилюлька для меня). Почему пилюлька? Потому, что я не знаю как бы я без всего этого жил. Серьезно. Я себя нашел и не жалею ни о чем. Разве что о очень большом количестве времени, потраченном на пьянки с коллегами по перу.

Что у меня есть сейчас? Ненавижу кофе (которое пью галлонами). Ненавижу и одновременно люблю свою работу. Не умею отдыхать. Разучился играть как игрок, играю как девелопер. И до сих пор мечтаю делать игры. Без всего этого я был бы обычной рыбой, выкинутой на жаркий залитый полуденным солнцем берег, бессмысленной и очень быстро засыпающей.

«Первый, я Окунь! Докладываю со дна Невы. Клад наш!»

Итак… вы на месте. Вам удалось. Вы пробрались на борт отходящего корабля и какое-то количество месяцев вы непременно проведете в плавании. Что стоит сделать первым делом, оказавшись на борту? Краткая памятка для юнги:

  • Ваши глаза и ваши уши – ваш локатор. Поглощайте все что видите и что слышите. Уже потом разберетесь и отделите зерна от плевел.
  • Работайте как проклятый. Не щадите себя. Особенно в первые два-три месяца. Введите это в правило для каждого корабля, на котором вы окажетесь. Это не для капитана, а для команды. Помимо того что вы делаете свою работу, напарники должны видеть что вы хороший, упертый перец. Что вы готовы работать и не боитесь черной работы. Что на вас можно положиться, даже если вы еще ноль без палочки.
  • Работайте как проклятый. Не щадите себя. Особенно в первые два-три месяца. Это для капитана. Впервые недели кэп хорошо приглядывает за новобранцами. Не стоит мозолить ему глаза в качестве бездельника. Потом будет легче. Потом пойдет трансформация количества в качество. Иными словами полученный опыт начнет трансформироваться в навыки. Вы будете делать быстрее то, что долго идет теперь.
  • Будьте самим собой. Не надо быть подлизой, не надо искать пути наверх, если вы не карьерист. Будьте рядом с братьями по оружию. Найдите друзей, и как губка впитывайте в себя все новое. Все. Все до чего дотянетесь.
  • Изучайте (поверхностно поначалу) все доступные вам дисциплины, может быть то, что вы выбрали первоначально не самый лучший выбор. Быть может вы найдете себя в другом.
  • Варитесь в нашей кухне, таскайтесь туда постоянно, изводите поваров вопросами. Все что вы вытянете из них – поможет вам в будущем. Хорошо бы конечно иметь возможность «расколоть» главного кока, но это уж как повезет.
  • Если кок злой, и если поварята не любят вас – подглядывайте. Подслушивайте. Делайте все, что не противоречит этическим нормам, чтобы добыть нужную вам информацию. И да, я это делал. Подглядывал. Потому, что со мной не хотели делиться.

Что дальше? Дальше все зависит от вас. От вашего упорства. Желания. Любви к предмету.

Линки в помощь

Кузница российского гейм-дева [2] (GameDev.RU) — и это не шутка. Там есть все касты, за исключением «элиты». Элита обитает на DTF [3]. Смутьяны есть и там, и тут. Но на обоих сайтах можно быстро найти не только удаленную но и постоянную работу. Все зависит от навыков ищущего.
http://www.deviantart.com/ [4] — действительно дружелюбная тусовка самых разных творческих людей
CGHub [5] — еще одно местечко, крайне богатое на талантливых людей и красивые работы
CGSociety [6] — очень старый и уважаемый ресурс
Render.RU [7] — коли вы не в ладах с английскими картинками, получите наши, исконно русские (улыбнулся).

Этого набора хватит чтобы понять на что вам стоит ориентироваться, а первых двух за глаза и за уши, чтобы подыскать себе местечко.
Спасибо за внимание. Надеюсь данный материал был полезен и интересен. Картинок сегодня нема. Не завезли.
Доброй пятницы Хабр.

Автор: Weilard

Источник [8]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/sobesedovanie/34506

Ссылки в тексте:

[1] эта статья: http://habrahabr.ru/post/179967/

[2] Кузница российского гейм-дева: http://gamedev.ru/

[3] DTF: http://dtf.ru/

[4] http://www.deviantart.com/: http://Deviant Art

[5] CGHub: http://cghub.com/

[6] CGSociety: http://forums.cgsociety.org/

[7] Render.RU: http://www.render.ru/

[8] Источник: http://habrahabr.ru/post/179985/