- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Первое. Зачем художнику рассказывать о тяготах жизни и о трудном пути, если у него вроде как все хорошо? Во-первых не так уж и хорошо (потому что всегда может быть лучше), а во вторых, для того чтобы идущие следом – не повторяли ошибок, стало быть не тратили свое драгоценное время. Сколько бы нам не было отпущено – все равно на все не хватит. Стоит постараться выделить важные вещи, и опустить незначительные.
Второе. На мой ящик пришло несколько писем с просьбами помочь советом в устройстве в игровую индустрию.
Третье, но далеко не последнее. Еще одним «чиркашом» для моей сегодняшней спички послужила эта статья [1]. Имею свой особый взгляд на игровую индустрию, игровые конторы, не имеющий ничего общего с изложенной точкой зрения. Хочу предложить тем кто решился идти в игровую индустрию нечто более осязаемое. Конкретику. То, что может быть использовано для достижения цели. Не будет волшебных пилюлек, ласковых Розовых оттенков еще не разбитых очков, политеса и прописных истин. Там где Истины все же отметятся – зайдут по делу, выпьют чарку рому и пойдут дальше.
Поскольку я кое-что знаю об арте, графическом контенте и других горшочках с дегтем и медом, — излагать буду взгляд в первую очередь на игровую индустрию и поиск работы в ней со своей колокольни. Артовой. Отмечу также, что могу оказаться донельзя субъективным. Насколько мне помешал мой субъективизм – решать вам.
Условимся также, что конкретных имен и названий контор в статье не будет. Нам не нужны святые войны, замешанные на личной неприязни друг к другу и любви к томатам. Имеющие уши – услышат, глаза – увидят, а ноги – уйдут. Необходимая партия сыграна, вводная закончена. Время поднимать паруса, хотя начать, похоже, придется с пятой точки и дивана.
Допустим, вы хотите работать в игровой индустрии. Желание похвальное, но сразу скажу – продавая пылесосы, вы выручите много больше денег, чем у нас (поначалу уж точно). Если только вы не толковый программист. Этот брат всегда востребован. И если вы он, — для вас в этой статье нет ничего нового, только высокохудожественный стон (который вы, понятное дело слышали не единожды).
С чего начать? Понять, что вы умеете лучше всего. Даже если вы всего-то отменно чешете языком – уже неплохо. Можно наняться подмастерьем к сценаристу или гейм-дизайнеру. Хотя гейм-дизайнер по большей части сам чесало еще то. Если вы рисуете – стоит выяснить, что именно вы рисуете лучше всего. Если вы имеете тягу к моделированию, тоже стоит понять, что у вас есть, есть ли в вас изюм. И так далее. Это относится к любому направлению, которое вы сможете или захотите взять на себя.
Куда стоит двинуть мысли далее? В сторону от мыслей, что вы второй Маркус Персон. Чем скорее вы это забудете – тем лучше. Феноменальных игр и феноменальных людей не так уж и много в соотношении с людом, который ежедневно вспахивает поля игростроя. Нет никаких оснований полагать, что ваши планеты выстроились в нужный ряд, и что вы сможете повторить уже пристрелянный кем-то успех. Потому, что если можете – вы никогда не станете читать эту статью, а если и пробежитесь по ней, то мельком. Таким образом, я бы сосредоточился на той мысли, что ваша пятая точка должна, наконец, покинуть диван и состряпать что-либо напоминающее портфолио.
Очень хорошее название на самом деле у этого портфолио. Оно здорово напоминает портфель. Это тот портфель, с которым вы явитесь к своему первому и далеко не последнему работодателю. Времена, когда горящих глаз было достаточно чтобы устроиться в индустрию почти прошли. В сети баснословное количество туториалов, которые (будьте покойны) изучаются не только вами. Ротация кадров в конторах высока, но когда это происходит всегда приходит порция «нового мяса». Новобранцев. Тех, кто хоть что-то умеет и кого можно посадить за самую грязную работу.
Оставьте иллюзии в стороне – игры это работа. Такая же, как любая другая. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Чем качественней ваше портфолио – тем лучше для вас. Ваши шансы устроиться на работу возрастают. Пусть не резко, но явно выше плинтуса.
Советы при создании портфолио:
Примечание: В большинстве образованных стран слово артист соединяет в себе сразу несколько параметров. Когда вы говорите о себе «артист» в контексте своего портфолио никто не подумает, что вы клоун из проезжавшего мимо цирка. Носите это звание с гордостью и всячески подтверждайте его. Если добавлять к этому слову частицы 2D или 3D, или знатное слово Environment – получится совсем неплохо.
Вы спросите меня – «А зачем я буду так париться? Приду, и меня научат!». Я отвечу, — «может быть, — а может быть, и нет».
Может случиться, так что те шесть месяцев (или одни сутки, в зависимости от вашей удачи и стартовых навыков), которые вы будете искать работу, получая от каждого встречного «от ворот поворот» закончатся ничем. И тогда эти шесть уйдут впустую. Вы сольете в пропасть потерянного времени драгоценность, бесценный дар, 180 дней своей жизни своей жизни. Ну да, конечно, пивка вы за это время попьете и погуляете, но умнее и опытнее – не станете (пивко, кстати, можно попивать уже будучи «в деле» на заработанные жалование юнги).
Может случиться и так (в случае если вы не ленились в надежде на обучение), что работодатель оценит ваш потенциал. Не те работы, что вы ему принесете, а то, что вы сознательно налопатили за всего-то шесть месяцев невероятную прорву работ. Пусть даже за три месяца. У каждого свои скорости и каждый готовит свою котомку по-своему.
Что можно сказать о резюме? Гадость, несусветная гадость, но оно необходимо. Мне пришлось его писать целый один раз. После этого портфолио стало резюме. Мое нахальство и нежелание играть по правилам.
Резюме — как минимум иллюстрация того что вы умеете связанно излагать мысли. Ваше резюме дает мизерный процент на успех, но если в гильзу одну за другой насыпать крупинок пороха – патрон может и выстрелить. Не выстрелит – подсыпьте еще. Помните – раз в год и палка стреляет.
Существует масса способов подать себя. И тут, как и в случае с портфолио не нужно стесняться, или страдать комплексами. Можно рискнуть. Можно отнестись к нему с юмором.
Мне известен случай, когда Вадим Бахлычев, гораздо лучше известный под ником Molotov будучи еще на заре своей карьеры, написал в Акеллу письмо из далекого Пятигорска, общий посыл которого сводился к «ничего не умею, но работать у вас хочу». Он не стал заниматься глупостями вроде резюме, приложил несколько работ и был таков.
Примечание: (у нас вообще принято друг друга по никам величать, я, к примеру, Рик, мой партнер Маджик, программист Богимп, а по реальным именам нас большей частью родные и близкие знают)
Насчет «ничего не умею», конечно же дудки. Умел и не мало. Уже тогда. Этот чудесный скриншот наделавший шума в то далекое время — его работа. Что уж говорить о других его работах? Все вероятно знают «характерный ниваловский стиль», остается лишь риторически спросить, кто работал «начальником приемки» и кто теперь работает в Blizzard? Американская мечта в действии.
С его будущей женой, кстати, мне довелось работать. В другой игровой конторе. А дальше все произошло как в самых настоящих романах. Знакомство через сеть, беседы, встречи… и, конечно же свадьба (утер скупую слезинку). Простите старика, я подумал, что сухой перечень «надо» неплохо будет разбавить «бывает и такое». В общем отчалил корабль и увез счастливую чету на заокраинный Запад.
К слову сказать, многие завидовали Тамарке (жене Молотова) черной завистью. Еще бы, муж и гуру в одном лице, опыт можно годами вычерпывать. Эта история одно время была очень на слуху среди артовой тусовки, а потом как-то забылась. Как, в общем-то, происходит со всеми вещами в этой жизни. Забудем и мы, ненадолго, чтобы вернуться к тому, что понадобится нам для написания резюме.
Памятный скриншот родивший в сети множество пересудов, а затем и брани, когда началась эпопея с Bethesda, Interplay и новым Fallout. Многие последователи изометрии потрясали им словно флагом. Как мы видим — судьба распорядилась иначе.
Советы при написании резюме:
Итак… они у вас есть. Ваши драгоценности. Портфолио и резюме. Пора на первый штурм. Залезайте на всевозможные форумы, где можно найти работу (по нашему профилю), гуглите со строчкой «требуется N» (где N, это ваша потенциальная специальность). Мы тут конечно говорили большей частью об «артовиках», НО… все тоже актуально и для любой другой специализации. Или вы думаете, что портфолио не может состоять из программки, классно сбацанных скриптов, или из пары рассказов на тему?
Я тут взял моду писать краткие списки того что бывает нужно. Не побоюсь показаться банальным. И постараюсь в своей банальности не разочаровывать вас и впредь. В контексте этой статьи перечисление прописных истин не порок, но благо.
На сто первое письмо вам ответили. Первое собеседование. Да не тряситесь вы так. Запомните одну простую истину – все, что было первым, рано или поздно станет постоянным. Хотите оспорить? Отлично. У вас выпадает первый молочный зуб. Ужасно страшно (если бы вы помнили) потом они сыплются как дождь из ведра в размере 32 капель. Еще 32 в зависимости от ситуации тоже начнут покидать вас рано или поздно. Стоматология плохой пример? Отлично. Поговорим об Этом.
Первый раз кому-то страшно. И даже может не получиться. Но потом… перед вами откроется прекрасный мир… искусства. Вообще-то я говорил о скетчах (подмигнул). Говорят, что поначалу артист буксует в силу неопытности, очень робко строит формы, а затем с практикой наращивает объемы, и потом скетчи сыплются как из рога изобилия. В сущности примеров масса.
Это не значит, что вы постоянно будете ходить по собеседованиям. Но на поиске работы, на самой фирме свет клином не сошелся. Даже если их в городе всего две. Существует удаленная работа, существуют другие города… или вы не настолько хотите делать игры?
В общем, что было бы неплохо на первом собеседовании:
Вас не должны пугать отказы и неудавшиеся собеседования. Каждый раз как Ванька-встанька вам нужно подниматься и пробовать снова. Возможно, потребуется обновить портфолио. Скажу даже более с обновленным портфолио вы можете попасть даже в туже контору.
Бывает, что сменяется менеджер по персоналу. Бывает так, что генеральный директор не помнит, кого он принимал, а кого нет. В его памяти, как и в памяти любого другого человека, откладываются искрометные фиаско. То, что стоит запомнить и потом рассказать «с селедочкой, под водочку».
Ко мне регулярно обращаются те, с кем я уже работал, увидев какие-то работы в сети. И мы мучительно вспоминаем друг-друга. Хлопаем друг друга по виртуальным плечам, через пару-тройку дней общения, приговаривая «замаскировался черт!», или наоборот я говорю «я вас хорошо помню, вы меня пытались напарить как-то», или «вы тот, кто динамит художников, а не пойти ли бы…», но… тоже через два-три дня. Дело в той самой текучке кадров, ротации людей и задач. Обратной ситуации нет, я слежу, чтобы моя репутация была незапятнанной. С точки зрения опыта и качества работы, разумеется. Остальное… пятнистое, как и всех.
Хотите, по-быстрому расскажу о себе? Да не вопрос. И заодно еще один совет – не стыдитесь того, что делаете сейчас. Не стыдитесь того что было сделано тогда. Не стыдитесь накуролесить в будущем. Все течет – все меняется. Сегодняшний вы всегда будете лучше вчерашнего. Если конечно вы практикуетесь и грызете гранит науки. Данный абзац относится только к работе. За другие промахи – мы всегда будем есть себя.
— 13 лет в индустрии, — проскрипел он, угрожающе сверкая одним глазом, — смекаешь, ядрена вошь? Да я таких желтопузов как ты еще в девяностых на кисть насаживал.
(вполне можно было бы так сказать, если бы это не было литературным враньем для красного словца)
Давайте сравним меня тогдашнего (поблизости от моей первой конторы только-только начавшего пачкать первый дешевый планшет) и меня сегодняшнего. Какой-то прогресс виден, и он будет (это утешение для вас), но впереди еще много миль дороги (это пилюлька для меня). Почему пилюлька? Потому, что я не знаю как бы я без всего этого жил. Серьезно. Я себя нашел и не жалею ни о чем. Разве что о очень большом количестве времени, потраченном на пьянки с коллегами по перу.
Что у меня есть сейчас? Ненавижу кофе (которое пью галлонами). Ненавижу и одновременно люблю свою работу. Не умею отдыхать. Разучился играть как игрок, играю как девелопер. И до сих пор мечтаю делать игры. Без всего этого я был бы обычной рыбой, выкинутой на жаркий залитый полуденным солнцем берег, бессмысленной и очень быстро засыпающей.
Итак… вы на месте. Вам удалось. Вы пробрались на борт отходящего корабля и какое-то количество месяцев вы непременно проведете в плавании. Что стоит сделать первым делом, оказавшись на борту? Краткая памятка для юнги:
Что дальше? Дальше все зависит от вас. От вашего упорства. Желания. Любви к предмету.
Кузница российского гейм-дева [2] (GameDev.RU) — и это не шутка. Там есть все касты, за исключением «элиты». Элита обитает на DTF [3]. Смутьяны есть и там, и тут. Но на обоих сайтах можно быстро найти не только удаленную но и постоянную работу. Все зависит от навыков ищущего.
http://www.deviantart.com/ [4] — действительно дружелюбная тусовка самых разных творческих людей
CGHub [5] — еще одно местечко, крайне богатое на талантливых людей и красивые работы
CGSociety [6] — очень старый и уважаемый ресурс
Render.RU [7] — коли вы не в ладах с английскими картинками, получите наши, исконно русские (улыбнулся).
Этого набора хватит чтобы понять на что вам стоит ориентироваться, а первых двух за глаза и за уши, чтобы подыскать себе местечко.
Спасибо за внимание. Надеюсь данный материал был полезен и интересен. Картинок сегодня нема. Не завезли.
Доброй пятницы Хабр.
Автор: Weilard
Источник [8]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/sobesedovanie/34506
Ссылки в тексте:
[1] эта статья: http://habrahabr.ru/post/179967/
[2] Кузница российского гейм-дева: http://gamedev.ru/
[3] DTF: http://dtf.ru/
[4] http://www.deviantart.com/: http://Deviant Art
[5] CGHub: http://cghub.com/
[6] CGSociety: http://forums.cgsociety.org/
[7] Render.RU: http://www.render.ru/
[8] Источник: http://habrahabr.ru/post/179985/
Нажмите здесь для печати.