“Большой передел медиарынка, и меньший — телекома” — год глазами отраслевых журналистов РБК

в 9:52, , рубрики: telegram, Иностранцы в СМИ, Итоги 2015, итоги года, онлайн-медиа, РБК, СМИ, сотовые операторы, метки: , , , , , , ,

“Большой передел медиарынка, и меньший — телекома” — год глазами отраслевых журналистов РБК → Roem.ru

window._wpemojiSettings = {"baseUrl":"https://s.w.org/images/core/emoji/72x72/","ext":".png","source":{"concatemoji":"https://roem.ru/wp-includes/js/wp-emoji-release.min.js?ver=4.3.1"}};
!function(a,b,c){function d(a){var c=b.createElement("canvas"),d=c.getContext&&c.getContext("2d");return d&&d.fillText?(d.textBaseline="top",d.font="600 32px Arial","flag"===a?(d.fillText(String.fromCharCode(55356,56812,55356,56807),0,0),c.toDataURL().length>3e3):(d.fillText(String.fromCharCode(55357,56835),0,0),0!==d.getImageData(16,16,1,1).data[0])):!1}function e(a){var c=b.createElement("script");c.src=a,c.type="text/javascript",b.getElementsByTagName("head")[0].appendChild(c)}var f,g;c.supports={simple:d("simple"),flag:d("flag")},c.DOMReady=!1,c.readyCallback=function(){c.DOMReady=!0},c.supports.simple&&c.supports.flag||(g=function(){c.readyCallback()},b.addEventListener?(b.addEventListener("DOMContentLoaded",g,!1),a.addEventListener("load",g,!1)):(a.attachEvent("onload",g),b.attachEvent("onreadystatechange",function(){"complete"===b.readyState&&c.readyCallback()})),f=c.source||{},f.concatemoji?e(f.concatemoji):f.wpemoji&&f.twemoji&&(e(f.twemoji),e(f.wpemoji)))}(window,document,window._wpemojiSettings);

img.wp-smiley,
img.emoji {
display: inline !important;
border: none !important;
box-shadow: none !important;
height: 1em !important;
width: 1em !important;
margin: 0 .07em !important;
vertical-align: -0.1em !important;
background: none !important;
padding: 0 !important;
}

.recentcomments a{display:inline !important;padding:0 !important;margin:0 !important;}

VK.init({apiId: 4852784, onlyWidgets: true});

window.Roem = window.Roem || {};
Roem.sidebarReady = false;
var googletag = googletag || {};
googletag.cmd = googletag.cmd || [];
(function() {
var gads = document.createElement('script');
gads.async = true;
gads.type = 'text/javascript';
var useSSL = 'https:' == document.location.protocol;
gads.src = (useSSL ? 'https:' : 'http:') +
'//www.googletagservices.com/tag/js/gpt.js';
var node = document.getElementsByTagName('script')[0];
node.parentNode.insertBefore(gads, node);
})();

googletag.cmd.push(function() {
googletag.defineSlot('/1028994/Roem_Desktop_Header_970x90', [[970, 90], [970, 120], [970, 150], [970, 250]], 'div-gpt-ad-1425243027191-0').addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot('/1028994/Roem_Desktop_News-bottom_635x90', [635, 90], 'div-gpt-ad-1425243027191-1').addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot('/1028994/Roem_Desktop_Sidebar_300x600', [[240, 400], [300, 250], [300, 600], [600, 600]], 'div-gpt-ad-1425243027191-2').addService(googletag.pubads());
googletag.pubads().enableSingleRequest();
googletag.pubads().addEventListener('slotRenderEnded', function(event) {
if ( event.slot.b.d == 'div-gpt-ad-1425243027191-2' ) {
Roem.sidebarReady = true;
Roem.initSidebar();
};
});
googletag.enableServices();
});



(function(w,d,s,l,i){w[l]=w[l]||[];w[l].push({'gtm.start':
new Date().getTime(),event:'gtm.js'});var f=d.getElementsByTagName(s)[0],
j=d.createElement(s),dl=l!='dataLayer'?'&l='+l:'';j.async=true;j.src=
'//www.googletagmanager.com/gtm.js?id='+i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f);
})(window,document,'script','dataLayer','GTM-54G9F8');

window.fbAsyncInit = function() {
FB.init({
appId : '1506947219576193',
xfbml : true,
version : 'v2.3'
});
};

(function(d, s, id){
var js, fjs = d.getElementsByTagName(s)[0];
if (d.getElementById(id)) {return;}
js = d.createElement(s); js.id = id;
js.src = "//connect.facebook.net/en_US/sdk.js";
fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs);
}(document, 'script', 'facebook-jssdk'));

Лиза Сурганова и Ирина Юзбекова

“Большой передел медиарынка, и меньший — телекома” — год глазами отраслевых журналистов РБК

Лиза Сурганова и Ирина Юзбекова из редакции РБК об итогах 2015-го для «своих» рынков: что страшнее «Кинопоиска», кто станет героем Forbes через десять лет, и чего вообще ждать дальше. Если коротко — все плохо. Но хотя бы интересно

Тренды года: большой передел медиарынка и время мессенджеров

Лиза Сурганова: Из-за поправок в закон о СМИ иностранцы с 2016 года не могут владеть более 20% капитала в российском медиа, и западные медиакомпании сворачивают или сокращают присутствие на нашем рынке.

Делают они это нехотя, а некоторые еще даже не определились, что им делать - уходить или находить местных партнеров. Правда, времени на эти раздумья у них почти не осталось.

Самые большие изменения идут в печатной прессе. Axel Springer продал российский Forbes бизнесмену Александру Федотову, продают доли и западные акционеры “Ведомостей”- теперь 100% газеты будут принадлежать Демьяну Кудрявцеву.

Наличие западных акционеров было гарантом независимости и высокого уровня журналистики в этих изданиях.

Я не говорю, что теперь этого не останется. Но что-то в жизни Forbes и “Ведомостей”, скорее всего, изменится.

Передел затронул и телевизионный рынок. Самое главное - владельцами “СТС Медиа” теперь станут Алишер Усманов и Иван Таврин. Компания перестанет быть публичной - то есть мы лишаемся практически единственного российского СМИ (не считая “Из рук в руки”), которое торговалось на бирже.

Не могу судить, уйдут ли иностранцы совсем с российского медиарынка - все зависит от политической воли. Думаю, как только появится возможность, многие из них постараются вернуться. Если до того не освоят Китай и не забудут про Россию окончательно.

Ирина Юзбекова: Если раньше операторы боролись с мессенджерами, которые отъедали их выручку, то в этом году случилась история с “Билайном” и бесплатной тарификацией WhatsApp. Хотя это проект всего на несколько месяцев, он показателен.

С прошлого года игроки “большой тройки” стали говорить о том, что выручка от передачи данных вскоре превысит выручку от голосовой связи. МТС, кстати, обещали, что у них это случится в Москве уже в 2015-м. У “Мегафона” тоже все к этому идет. Но аналитики признают, что доходы от голоса и мобильного интернета операторам сложно разделять, так как они продают «пакетные» тарифы.

 

Два CEO года

Ирина Юзбекова: Первый, кого бы отметила, это Майкл Тач из “Связного”. Несмотря на чехарду с акционерами, его компания остается лидером и растет.

Второй - Дмитрий Лощинин из Luxoft. Его компания увеличила долларовую выручку на 29% за июль-сентябрь 2015 года и успешно работала за рубежом.

 

Стартап года: Telegram

Лиза Сурганова: Хотя Telegram был запущен не в этом году, мне кажется, именно сейчас он по-настоящему выстрелил. Когда Дуров только запускал мессенджер, было много сомнений - полетит проект или нет. В этом году о Telegram говорят уже все.

Зарубежные СМИ пишут хвалебные статьи, российские - стали использовать его как отдельный канал доставки новостей. И даже многие наши ньюсмейкеры, включая чиновников, перекочевали в Telegram.

Более того, некоторые не хотят общаться никаким другим образом, ссылаясь на то, что в Telegram “никто больше не прочитает, не взломает”.

Наконец, то, что о проекте в связи с ИГИЛ (организация запрещена в России) заговорили открыто и российские власти - тоже своего рода признание, хотя и потенциально опасное.

 

Запуск года: Tele2 и “Матч ТВ” (и о перезапусках)

Ирина Юзбекова: Прихода Tele2 в столичный регион ждали уже года два. Оператор провел масштабную рекламную кампанию, в которой поднял волнующий, наверное, всех вопрос переплаты за сотовую связь. И в первые дни работы в Москве Tele2 продавал столько же сим-карт, сколько и операторы “большой тройки” по региону: 15-20 тысяч в сутки.

Теперь эксперты предрекают компании 10% абонентов в Москве и Московской области через три года. Это хороший прогноз, учитывая, что рынок уже поделен. Правда, пока нет данных о том, как у Tele2 работает связь и доступ в интернет, например, в торговых центрах или в спортивных комплексах.

Лиза Сурганова: Открытие “Матч ТВ” получилось громким - таким, что шум не стихает до сих пор. Ни один другой запуск не обсуждали так много и так долго. Во многом, конечно, это заслуга Тины Канделаки. Но и без нее запуск привлек бы внимание - в конце концов, у нас появился новый федеральный канал, это само по себе важное событие.

Спортивный контент - то, что интересно всем, независимо от политических и иных взглядов. Стратегия “Матч ТВ” цеплять аудиторию везде - в ящике, в онлайне, на втором экране, в печатной прессе - мне кажется правильной. Но пока прошло слишком мало времени, чтобы говорить об успешности проекта.

А вот перезапусков ярких пока не было.

“Афиша” обещала нам большой перезапуск сайтов еще летом, но в итоге он перенесся на конец года. Пока мы видели только новое приложение, и оно выглядит гораздо симпатичнее и удобнее, чем прежнее.

Англоязычный Hopes&Fears? Я никак не могу понять, о чем рассказывает это медиа. Пока получается, что обо всем подряд. Еще я не очень понимаю, чем они рассчитывают зацепить американских читателей, учитывая, какой огромный выбор качественных и интересных СМИ в Америке. Пока я видела успех нескольких текстов, но не более того.

Ну а “Секрет фирмы” - в плане контента просто старый Hopes&Fears, сменивший название. У них по-прежнему выходят интересные лонгриды, но кажется, команда не делает для себя ничего принципиально нового.

 

Скандалы года: VimpelСom и “Яндекс”

Ирина Юзбекова: В этом году к расследованию коррупционного скандала на телеком-рынке Узбекистана, начавшегося в 2012 году, присоединились США.

И если на МТС это, на первый взгляд, никак не сказалось, то в VimpelCom, среди акционеров норвежская Telenor, началось внутреннее расследование. Последовала отставка гендиректора VimpelCom Джо Лундера - и она получилась громкой.

Хотя, как писали скандинавские СМИ, акционеры и ранее были им недовольны - российский “Вымпелком” развивался не так, как им хотелось бы: показатели оператора отставали от конкурентов “большой тройки”.

Лиза Сурганова: Ну и что-то мы про “Яндекс” не сказали.

Был, конечно, громкий перезапуск “Кинопоиска”, возмутивший многих его пользователей. И хотя мне-то кажется, что они придумали куда более удобный сервис, гораздо важнее и интереснее история с ФАС и Google.

То, что независимая компания фактически ищет поддержки “у самого сильного”, у власти - не самая хорошая репутационная история для “Яндекса”.

“Яндекс” хочет играть по западным правилам и обращается к независимой стороне. Но поскольку дело происходит в России, еще неизвестно, чем это обернется в будущем: кто знает, может государство захочет ответной поддержки, но уже своих инициатив.

 

Перестановка года: НТВ

Лиза Сурганова: Есть “большая тройка” в телекоме, и есть “большая тройка” на ТВ - “Первый”, “Россия” и НТВ. И три главных теленачальника - Константин Эрнст, Олег Добродеев и Владимир Кулистиков - руководили своими каналами так долго, что даже ежегодные слухи об их скорых отставках всем успели надоесть. Как вдруг...

В этом году Кулистиков, который сформировал НТВ “Анатомии протеста” и при котором с канала ушла масса талантливых журналистов, все-таки подал заявление об уходе и покинул телекомпанию. Безусловно, для НТВ начался какой-то новый этап - очень интересно будет посмотреть, какой.

 

Потеря года: Михаил Лесин

Лиза Сурганова: Михаил Лесин был по-настоящему знаковой фигурой, медиаотрасль в ее нынешнем виде была во многом сформирована им - особенно, телевидение. Его смерть стала для всех внезапной. В моей практике это еще и первый раз, когда умер ньюсмейкер, человек, с которым я действительно много раз общалась. Для меня это особый шок.

 

Тренд на годы: передел вышек, ниши, спецпроекты

Ирина Юзбекова: Рынок телекома дорос до стадии насыщения, и наметился новый тренд - операторы готовы продавать свои вышки инфраструктурным компаниям, которые дальше будут их сдавать в аренду и осуществлять их техническое обслуживание.

Это новая ниша. За рубежом такой бизнес набирает обороты, в России топ-менеджеры из телекома с интересом на него смотрят.

Несмотря на кризис, компании вроде “Русских башен” могут быть вполне успешны в долгосрочной перспективе, так как они заключают контракты с партнерами в среднем на 10-15 лет. А владельцы таких компания могут стать участниками списка Forbes.

Лиза Сурганова: Хотя в отрасли все, по большому счету, плохо, а рекламный рынок сильно просел, за последний год появилось сразу несколько крутых небольших медиа - “Медуза”, “Арзамас”, N+1. И нет, они крутые не только потому, что там работают мои друзья. Эти проекты нашли частных инвесторов, нашли незаполненные ниши, наконец, нашли своего читателя.

Теперь они еще и учатся зарабатывать, причем не самыми стандартными способами. “Медуза”, к примеру, очень правильно сделала ставку на нативную рекламу. Успешность этой модели доказана тем же Buzzfeed с его огромной аудиторией. Особенно хорошо у “Медузы” получаются рекламные карточки - читатель обращает на них внимание, потому что это не просто красивая картинка или ролик, это совет, инструкция к действию, экспертиза от профессионалов. При этом, я сразу знаю, куда обратиться, если мне хочется этой инструкцией воспользоваться.

Это лучше, чем обычные баннеры или назойливые всплывающие заглушки, которые ты стараешься быстрее закрыть, даже не запоминая, о чем они.

 

Симптом года: читателю все хуже

Лиза Сурганова: И это даже не тренд. Потому что, в общем, ничего нового в этом нет.

Некоторые читатели становятся более “истеричными” и начинают репостить новости, не разобравшись.

Очень показательна история с защитницей животных Викторией Павленко, которой в ноябре дали полтора года колонии за кражу собаки. Волна негодования, поднявшись в соцсетях, достигла Следственного комитета и федеральных каналов. Во многом этот шум (когда никто даже не успел выслушать вторую сторону) и привел к столь суровому приговору.

Журналисту, чтобы поделиться информацией, нужны несколько источников, комментарии сторон. У читателя такого барьера нет. И в этом плане ему, читателю, гораздо хуже.

Добавить
Нет комментариев

Ваш комментарий


Для добавления комментария
войдите
или
зарегистрируйтесь.

(function (d, w, c) {
(w[c] = w[c] || []).push(function() {
try {
w.yaCounter23555 = new Ya.Metrika({id:23555,
webvisor:true,
clickmap:true,
accurateTrackBounce:true,type:1});
} catch(e) { }
});

var n = d.getElementsByTagName("script")[0],
s = d.createElement("script"),
f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); };
s.type = "text/javascript";
s.async = true;
s.src = (d.location.protocol == "https:" ? "https:" : "http:") + "//mc.yandex.ru/metrika/watch.js";

if (w.opera == "[object Opera]") {
d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false);
} else { f(); }
})(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

“Большой передел медиарынка, и меньший — телекома” — год глазами отраслевых журналистов РБК - 4

var openstat = { counter: 1, next: openstat };
(function(d, t, p) {
var j = d.createElement(t); j.async = true; j.type = "text/javascript";
j.src = ("https:" == p ? "https:" : "http:") + "//openstat.net/cnt.js";
var s = d.getElementsByTagName(t)[0]; s.parentNode.insertBefore(j, s);
})(document, "script", document.location.protocol);

(window.Image ? (new Image()) : document.createElement('img')).src = location.protocol + '//vk.com/rtrg?r=XfjY/ircI15slXoQrnZC2lK944QMNCnUKKlzH63ylupu*EFjq3Qay0zGzcedzcVUkkQWgRdzUcSEgDl1aMlPNcH5hKhi7IEEEKPG19DY9*oFOB1OPs0*eKnKcBJ6OxIC35ccfcoYUGQEY2DmDQcXfTH8PWg7Hrs9WV/Udcz20MA-';

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля