Живой покойник RSS

в 14:24, , рубрики: Wirex, Блог компании Wirex, социальные сети и сервисы, Социальные сети и сообщества

Автор статьи — журналист — рассуждает о недостатках RSS лент и дает рекомендации по совершенствованию этой технологии.

Живой покойник RSS - 1

RSS мертв. Вопреки всем неудачам Feedburner, Google Reader, закрывшегося в прошлом месяце Digg Reader и других популярных в последние годы RSS-агрегаторов, этот скромный протокол, раз за разом умирая, все же продолжает влачить свое существование, несмотря на бесчисленные доказательства того что он мертв, мертв, и еще раз мертв.

Сейчас в свете скандала об утечке данных пользователей Facebook в стороннюю компанию Cambridge Analytica, целый ряд экспертов призывают воскресить RSS. Брайан Баретт из Wired сказал недавно следующее: «… все, кто устал от власти закрытых проприетарных алгоритмов, управляющих содержанием онлайн-лент могут хоть как-то себя утешить наличием решения, которое всегда было рядом, но часто всеми игнорировалось. Устали от Twitter? Надоел Facebook? Пришло время вернуться к RSS».

Следует сразу прояснить один момент: RSS не вернется к жизни, поскольку сейчас он официально входит в фазу «живого покойника»

И не поймите меня неправильно: я люблю RSS. В своей основе он представляет собой прекрасное воплощение нескольких замечательных, но трудно осуществимых на практике принципов интернета, а именно — прозрачности и открытости. Протокол действительно очень прост и удобен для восприятия. Он очень близок к тому старому изначальному формату интернета с его статическими, полнотекстовыми статьями в HTML. Но пожалуй, самая главная его черта — децентрализованность: ни одна облеченная той или иной властью структура не пытается сунуть вам в лицо контент, который вы не просили.

RSS представляет собой воплощение прекрасных идей, но реальность такова, что протоколу в его текущем виде не хватает функциональности, востребованной практически всеми участниками современной экосистемы создания и потребления контента. И потому есть серьезные основания полагать, что его возвращение в обозримом будущем едва ли возможно.

Прежде чем углубиться в детали, следует сразу же подчеркнуть разницу между RSS протоколом и RSS агрегаторами, то есть программами, обрабатывающими контент в соответствии с протоколом. Некоторые трудности, с которыми столкнулась эта технология решаются на уровне агрегаторов и потому упираются лишь в вопросы правильного проектирования ПО. И в то же время многие из них в конечном счете следует решать на уровне протокола.

Давайте начнем с пользователей. Я как журналист люблю возможность организовать сотни RSS-лент в хронологическом порядке. Это позволяет мне отследить абсолютно все истории, касающиеся моей сферы интересов. Однако этот кейс встречается среди пользователей довольно редко: не многие из читателей RSS лент получают зарплату за подробные репортажи о новостях. Вместо этого большинству пользователей нужна персонализация и приоритезация. Прежде всего они хотят видеть в своих лентах или потоках только наиболее важный контент, поскольку у них, как правило, нет времени на «переваривание» больших объемов информации.

Чтобы получить представление о чем идет речь, попробуйте подписаться на RSS-ленту главных новостей какой-либо крупной газеты, например Washington Post, публикующей около 1200 материалов в день. Нет правда, сделайте это и попробуйте отыскать среди всей этой кучи статей о моде, стиле и питании последние сводки о передвижении войск на Ближнем востоке.

Некоторые сайты пытаются обойти этот недостаток, предлагая подборки RSS-лент на основе ключевых слов. Но и здесь дело осложняется тем, что за каждой историей часто закрепляется по несколько ключевых слов, а качество их выбора может колоссально отличаться от сайта к сайту. В результате некоторые материалы попадаются в ленте по несколько раз, а иные интересные мне могут вообще пройти мимо читателя.

В конечном счете все СМИ используют приоритизацию: у каждого сайта, газеты, радио или телеканала есть редакторы, определяющие иерархию предлагаемой пользователям информации. И как-то так сложилось, что RSS в своем текущем воплощении никогда не понимал этого. Этот промах лежит на совести не только агрегаторов, но и самого протокола, который никогда не требовал от издателей сигнализировать о наиболее или наименее важной информации.

Еще одна сложнейшая задача — выявление полезного контента и курирование данных. Каким образом мы будем находить хорошие RSS-ленты? Как группировать, упрощать и оптимизировать их для максимально эффективного структурирования информации? Курирование — одно из крупнейших преград на пути роста таких социальных сетей как Twitter и Reddit, сдерживающая их от достижения заоблачных цифр, которым может похвастаться Facebook. Проблема знакомства с RSS с нуля — возможно одна из самых серьезных проблем протокола на сегодня, хотя ее вполне можно решить за счет одних только улучшений на уровне ПО агрегаторов, без необходимости внесения изменений в сам протокол.

Как бы то ни было настоящие недостатки RSS касаются издательской стороны вопроса, и самый очевидный из них — аналитика. RSS не позволяет издателям отслеживать поведение пользователей. Механизмы кэширования лент агрегаторами делают попытки отследить количество подписчиков практически невозможными. Никто не знает, сколько времени у того или иного пользователя уходит на чтение статьи или даже смотрел ли он эту статью вообще. В этом смысле RSS сталкивается с той же проблемой, что и подкастинг — пользовательское поведение остается для авторов контента и издателей тайной за семью печатями.

Некоторые пользователи относятся к отсутствию аналитики как к удобной фиче, защищающей их приватность. Реальность, однако, такова, что современная экономика интернет-контента строится вокруг рекламы, и хоть сам я и оформляю подписки на все интересные мне вещи, такая экономика все еще далека от процветания и всеобщего распространения. Аналитика увеличивает прибыль от рекламы, и это превращает трекеры и метрики в жизненно важный инструмент для компаний, желающих преуспеть в высококонкурентной медиа среде.

RSS также предлагает очень мало возможнстей для эффективного брендирования контента. Учитывая большую важность брендового капитала для современных СМИ, потеря логотипа, цветов и шрифтов в статье превращается в эффективный способ обесценивания бизнеса или предприятия, которому бренд принадлежит. Эта проблему встречается не только у RSS, она существенно снизила востребованность проектов AMP от Google и Instant Articles от Facebook. Бренды хотят, чтобы пользователи знали, что это именно они написали тот или иной материал и они не собираются пользоваться технологиями, исключающими из пользовательского опыта элементы, которые они считают неотъемлемой частью своего бизнеса.

Все это лишь некоторые из проблем RSS как продукта, и все вместе они гарантируют, что протокол никогда не достигнет повсеместного распространения, необходимого для замены или вытеснения аналогичных решений от централизованных технологических корпораций. Что же тогда нам нужно сделать, если мы хотим сойти с пути гегемонии Facebook?

Полагаю, что решение проблемы кроется в необходимости введения целого набора улучшений. RSS как протокол нуждается в таком расширении возможностей, которое позволило бы предоставлять больше данных, связанных с приоритезацией, а также других сигналов, наличие которых крайне важно для повышения эффективности на уровне агрегаторов. Это вопрос обновления не только протокола, но всех систем управления контентом, позволяющих публиковать RSS-ленты, поскольку только так пользователи смогут ощутить преимущество, которое несет в себе новая функциональность.

Это в свою очередь ведет к необходимости поиска решения другой, возможно, самой сложной задачи — понимания RSS как бизнес-модели. Поверх лент должен обязательно появиться некий коммерческий слой. Это создаст стимул для дальнейшего улучшения и оптимизации RSS как сервиса. Я бы с радостью заплатил за подписку формата Amazon Prime, позволяющую мне за разумные деньги получить безлимитный доступ к текстовым лентам от нескольких крупнейших новостных источников. Такой подход также позволил бы улучшить ситуацию с приватностью.

Далее RSS-агрегаторам следует хорошенько подумать о маркетинге, привлечении клиентов и оказании им помощи на первых порах. Им следует активно направлять пользователей в деле поиска интересного контента и помогать им курировать их ленты с помощью алгоритмов (с настройками, позволяющими таким пользователям как я отключать эти алгоритмы). Подобные приложения можно было бы написать таким образом, чтобы их модели машинного обучения, используемые для формирования ленты, «обитали» на устройстве пользователя, гарантируя максимальную защиту личных данных читателя.

Верю ли я, что подобное решение способно получить широкое распространение? Нет, и можно со всей уверенностью сказать, что его распространение в столь желанном для многих децентрализованном формате также невозможно. Я не думаю, что пользователи действительно беспокоятся о приватности (в конце концов Facebook ведь похищал их данные на протяжении многих лет, но это не остановило его рост), и уж точно их нельзя назвать новостными наркоманами. Тем не менее разработка правильной бизнес модели может привлечь внимание достаточного количества читателей, что в свою очередь приведет к росту интереса компаний к обновленному формату. Последний момент жизненно важен для успешного запуска свежей новостной экономики и возвращения RSS к жизни.

image

Автор: Wirex

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля