Залипаете ли вы в соцсетях и как с этим бороться

в 14:19, , рубрики: менеджмент, опросы, социальные сети, Читальный зал

Тиньков в Facebook пылит и дразнит, когда же он деньги делает? А чем вы хуже? Олег Тиньков не один такой, но активных в соцсетях крупных бизнесменов действительно мало. За них там тусуют пиарщики. У Марка Цукерберга команда личных сммщиков 14 человек.

А в целом: хочешь быть бедным — туси в сети, хочешь быть уволен — туси в сети (если ты конечно не Ким Кардашьян, Иван Рудской-EeOneGuy или Анатолий Шарий). Такие стеореотипы гуляют по умам и иногда публично озвучиваются уважаемыми иностранными газетами в наукоподобном стиле.

Хорошая новость — никакой научной базы под этим нет. Вывод про абсолютный вред соцсетей — такой же случай ошибочной индукции как вред порнографии или польза гомеопатии.

У каждого из нас есть по несколько друзей молодого или нестарого возраста, кто напрочь отсутствует в соцсетях. Даже в крупных городах. А всего по данным опросов в стране таких 40 процентов. И хотя их число потихоньку сокращается, чувствуют себя они прекрасно и никак от залогиненных в сетях не отличаются.

image

Аргументы сторонников сетевой изоляции достаточно просты. Их два.

Первый аргумент — человек привыкает к наиболее быстрому раздражителю, а мозг реагирует на это выработкой соответствующих рефлексов на уровне биохимии. В результате утрачивается умение концентрироваться, теряется время на освоение профессиональных знаний и тупик карьерного роста на горизонте все ближе.

Для начала оговоримся, что любая монотонная деятельность ведет к подобным последствиям, а зависимость гораздо устойчивее у видеоигр, рулетки или курения. Есть люди, которых отвлекает от работы что угодно — телефонный звонок, разговор коллеги по соседству, звуки машин за окном и т.п.

Привычки потребления информации от соцсетей тоже не зависят. Я знаю людей, которые до сих пор не приемлют любой инфографики и диаграмм в документах. Для них сплошной текст, практически без оформления — идеальный формат описания мыслей и составления деловых бумаг. Презентация для них вообще пустой бессодержательный цирк. Альтернативный подход к пониманию информации представляют собой дети, которые не умеют легко читать или ещё не хватает воображения. Детям в книжках обязательно нужны картинки. То есть я хочу сказать что все зависит от навыков. Если вы умеете работать с информацией в форме соцсетей — никакого вреда соцсети не принесут. Ни карьерного, ни эмоционального. Что значит «уметь» — чуть ниже.

Второй аргумент критиков соцсетей — связи и репутацию, которую можно заработать, удачно размещая трендовые посты и строча многочисленные комментарии, легко приобрести и вне соцсетей. В офлайне репутация, мол, более обоснована и хорошего профессионала найдут страждущие заказчики и рекрутеры даже вне соцсетей.

Конечно, для многих офлайн в качестве поля конкурентной борьбы и карьерной конкуренции подходит лучше. Бесспорно, раскидать рекламу по почтовым ящикам для производителей окон, может оказаться гораздо выгоднее, чем попасть с места в топ контекстной выдачи или купить рекламу в «Директе» или «AdWords». А для нового магазина по соседству вывеска в 100 раз важнее интернет-рекламы. И так не с одним товаром и бизнесом.

Оторвавшись от интеративного онлайна человек вполне может сосредоточиться вместо работы и карьеры на раскладывании пасьянса или чтении анекдотов. Карьере это поможет еще меньше. А вот тренд в поиск сотрудников по «большим данным», основную массу которой поставляют соцсети, — неоспорим. Не говоря уж о простом поиске кандидатов в соцсетях постами от заказчиков, уставших от сотен резюме.

Уйдем от частных оговорок к главному — отдельно ни по силе зависимости, ни по глубине влияния на мозг, ни по отъему времени соцсети далеко не самое сильное средство.

Да у интерактивного онлайна есть особенности — он легко доступен почти везде, он поощряет за постоянное активное внимание — все обсуждения важного поста имеют обычно один пик активности, редко два, постов много и старые почти не найти, а найдя, редко уже с кем есть что обсуждать.

Лайки представляют собой вариант быстрого психологического поощрения (поглаживания, как это называют психологи), а бурные пусть и бессодержательные комментарии усиливают эффект личной значимости.

Из-за этих особенностей чувство вины за зависание в соцсетях есть у многих. Кто-то даже удаляется напрочь из соцсетей с удалением архивов и сменой смартфона на старый кнопочный телефон. Чаще всего бесполезно.

Дело в том, что борьба с интерактивным онлайном — это попытка насильно сузить воронку внимания на важном, которое важным не ощущается. Оно признано важным только разумом и никак не поддержано эмоциями. В остальном это попытка уйти от избыточного свободного времени, вызванного отсутствием своих целей или уйти из ситуации неразрешимой или чужой цели.

Наличие значимой цели в офлайне легко замещает удовольствия соцсерфинга. Человек так устроен, что психологическое поощрение должно сопровождаться физиологическим. Считается даже, что из физиологического все психологические удовольствия и эволюционировали. Футбол на поле и футбол на экране — два совершенно разных удовольствия. С общением или изучением какой-либо темы поста вне его онлайн границ та же история.

Это я все к тому, что перебить соцсетевую зависимость несложно. Это всегда следствие, чем причина. Ну, кроме как у новичков интернет-серфинга. Любой кто отучался от какой-то вредной привычки составит примерный набор техники отвыкания и замещения.

Тем не менее это привычка

И если вы решили отказаться от этой привычки надо не так много времени. В пользу какой другой я не знаю, но это легче сделать если соцсерфинг на что то замещается — другой привычкой или целью.

Идеальный случай конечно — «мужик сказал — мужик сделал». Но в силу спокойной жизни такие подвиги вызывают у обычного человека внутреннее удивление и он от них отстраняется. Переход из одной «зоны комфорта» (еще один околопсихологический термин) в другую — требует воли, цели или маршрута. Как правило большинству нужен именно маршрут — он же инструкция по борьбе с привычкой.

Работает техника перехода так. Сравним переход из одной зоны комфорта в другую. Это напоминает переход из теплого дома с компьютером, интернетом и соцсетями в теплый боулинг на корпоративный день рождения под холодным ветреным небом.

Когда принято решение идти, но лень (нет умения) собираться — человек выходит например без зонта (ну забыл или сломан) и попадает под дождь.

Ну такой попадается неопытный человек, что каждый следующий раз берет что-то ранее нужное, но не всё. То сапоги забудет, то шапку, то ключи от машины (проездной), то деньги на бензин, то записку с адресом…

В общем и каждый раз его дома ждет интернет и горячее кофе, теплый чай, холодное пиво… Каждый выход есть шанс махнуть рукой и сказать — а не получится у меня прийти вовремя, опоздаю, буду как дурак штрафную пить (выглядеть нелепо).

Человек каждый раз все ближе к новой зоне комфорта, к новой привычке, но уверенности что ему удастся все меньше. Хотя он все ближе к цели. Вот это и есть смысл техники перехода – помнить об удачах (о зонт, я уже взял, и ключи от машины не забыл…), которые позволяют сделать переход тоже небольшой зоной комфорта которую вы сами себе создаете, а не внешним болотом, мешающим вам по пути.

С отказом от соцсерфинга также. Набор операций которые надо сделать ограничен и отказ от старой привычки гарантирован. Считается что месяц более чем достаточно. В этом деле главное не паниковать при неудачах, а помнить удачные шаги. Скоро их будет больше.

За пределами приемчиков самое лучшее — наличие реальной цели и организованной памяти. Организованная память даже важнее. Дела у нас у всех есть всегда. И хорошо работающая память напомнит и о деле, и о вытекающих из его дела/безделья последствия и даже об альтернативных вариантах решения проблемы, которая загнала в соцсерфинг.

Проще говоря, если у вас есть технология и привычка завязывания «узелков на память», а главное — сама тренированная память, то соцсети вам только помогут. Вы до этой строки вообще статью не прочитали бы. Человеку с отличной и организованной памятью она покажется странной в своей неактуальности.

Приемчики

  1. Усложнить поиск вовлечений. Разбросать всех фредов по 30-50 спискам и никого не оставить в основной автонаполняемой ленте.
  2. Обозначить ценность обсуждений. Держать в открытом окне смысл обсуждения текущего поста и записывать все смысл подряд в этот список-файл (дневник соцсерфинга)
  3. Создать конкуренцию интереса. К каждому посту по ходу обсуждения найти 2-3 более интересных статьи в интернете
  4. Одна из основных причин почему отказ от соцсерфинга сложен – имеет место быть бегство от выбора или от бессмысленности выбора. Для такого случая есть прием — создать конкуренцию целей. Открыть несколько файлов по результатам обсуждения и попробовать довести их до собственного объемного рассуждения-исследования. Если тема интересна она и увлечет и снимет беспокойство, вызванное основным затруднением.
    Кому какой приемчик понравится — тот пусть так и замещает бессмысленность соцсерфинга.
  5. Увеличить пользу = уменьшить вред + повысить управляемость.
    Расписав для себя пользу от соцсетей легче будет оторваться от бесплодных постов и активности ради активности.

Например, можно составить для себя такой вопросник, прописать его по 10 раз в течение 30 дней для оценки каждого поста по типу:

  • Соцсети это тренды. Какой это тренд?
  • Соцсети это болевые точки. Какая это болевая точка?
  • Соцсети это осведомленность. Кто лучше автора осведомлен о предмете поста?

Любой системный подход позволит повысить легкость переключения от задачи к задаче, не залипая на потоке случайных сигналов. Начните с легкого: нарисуйте самый простой список — чем может быть полезна любая информация/любое обсуждение и держите его под рукой. Затем отмечайте галочками при соцсерфинге. Обязательно вставьте пункт «полезная неизвестно для чего». И вашей карьере соцсети больше не враги.

Автор: Anrewer

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js