Как готовился и снимался краудролик про музыку со всего мира

в 12:21, , рубрики: Блог компании ВымпелКом (Билайн), краудсорсинг, ролик, роуминг, социальные сети, съемки, Телекомы, управление проектами, метки: , , , ,

В 14:00 по Москве в мире происходит сразу много событий и звучит много звуков. Из этих звуков можно собрать музыку. И после десятка «невозможно», мы всё-таки решили, что такой ролик может быть снят.

Работа велась в 17 странах сразу, режиссёр физически был только на одной съёмочной площадке, а команды по всему земному шару – это 80 обычных людей, которые нашлись благодаря соцсетям.

Ниже в посте про как мы искали разные одновременно звучащие звуки, сводили их в музыку, получали отказы от композиторов, находили по всему миру людей для крауд-съёмок, ставили им задачи, отбивались от безопасников, собирали всё в итоге в одно видео и делали то, что считалось до этого почти невозможным.

Изначальная задача была сделать рекламу удобного роуминга. MFIVE предложили концепцию того, что люди могут созваниваться по телефону и передавать сигналы звука из разных мест, которые соединятся в мелодию.

Основная сложность воплощения идеи была в том, что крайне сложно во-первых, найти подходящие музыкальные места по всему миру, во-вторых, сложить из звуков музыку, в-третьих, фактически это снять — и при всём этом уложиться отнюдь не в астрономический бюджет, сразу и без вариантов исключающий появление съёмочных групп в 17 странах в один день.

Работа началась с поиска звуков. Коллеги начали искать по интернету, справочникам, энциклопениям, по друзьям, знакомым, даже заходили в турфирмы около офисов. Нужно было найти разные интересные звучания с известным временем: например, бой часов, выстрел пушки, звук прибытия поезда на вокзале и так далее.

Алгоритм был такой:

  • Находили информацию про необычную звуковую достопримечательность или просто интересный звук.
  • Затем находилось подтверждение того, что штуковина ещё на месте (например, по свежей фотографии в Викимапии или Панорамио). Если была возможность — сразу же искалось свежее видео туристов на Youtube, чтобы подтвердить факт наличия штуки на месте. Иногда приходилось связываться по соцсетям с нашими туристами и спрашивать, работает ли этот объект: очень помогали твиты и статусы, можно было ловить «на горячую» тех, кто прямо сейчас на месте.
  • Объект заносился в базу: где, что, как, ссылки на пруфы.
  • После этого было надо было определить ноты, которые создавались достопримечательностью. Для этого использовалось либо видео с Youtube, откуда вырезался ключевой звук, либо более старые видео с разного рода туристических сайтов и обзоров. Композитор загонял отрывок в специальный софт, который выдавал точные частоты звука (ноты).

Вот часть базы на карте (итоговые звуки ролика). Примерно так же выглядел рабочий драфт.

Около половины объектов ещё и не были синхронизированы по времени, но примерно половина базы «звучала» в 14:00 по Москве. При этом далеко не каждый звук начинался ровно в 14: например, одним часам нужно было около 10 секунд, чтобы сыграть вступление и начать бить.

Первая база включала около полусотни звуков, описанных таким образом. Нужно было найти композитора. Показали её нескольким профессионалам — и получили ото всех отказ. По мнению людей, занимающихся музыкой, невозможно сложить мелодию из звуков мира, потому что большая часть звуков-боев-колоколов и прочих не настроены по единой системе и, соответственно, сколько их не складывай – гармонии не будет. Режиссёр продолжил настойчиво искать и осматривать объекты со звуком и составлять таблицы с их нотной принадлежностью и временем звучания.

В этот же момент для презентации мы собрали вот такой простой ролик с выстрелами из пушек в разных странах, которые повторяются изо дня в день в одно и тоже время:

А потом показали концепт и базу ещё одному композитору. Он некоторое время смотрел на всё это, напряженно думал, а потом сказал, что в принципе реально (ура!), но прямо из этой базы ничего не выйдет. Получался некий артхаусный микс, поскольку звуков было мало, плюс они были не очень-то согласованы по тональностям. Пришлось дополнять базу — понадобился второй заход, ещё звуки (тут уже были опрошены все знакомые в соцсетях и просто задавались вопросы в популярных группах и на форумах), но композитор всё равно сказал, что собрать получится только что-то типа дабстепа.

Вторая итерация

Тогда мы решили внести новые гармонические элементы, чуть поменяв концепцию ролика. Изначальный план был такой: найти объекты, которые звучат сами в нужное время. Стало понятно, что только с ними не выйдет — поэтому мы начали дополнять базу ещё и тем, что звучит при участии человека. С этими штуками стало намного проще: ведь они могут «заиграть» в любое время, то есть ровно тогда, когда это нужно для нашей мелодии. Задача была в том, чтобы человек, например, простучал определённый ритм, и благодаря этому, мы получили бы недостающий инструмент. Сделали третий подход к базе, нарастили её уже почти до 300 звуков.

Композитор с огромным терпением засел за работу опять. Через несколько дней напряженной работы его мысли получился набросок мелодии. Удалось — и удалось после того, как 5 разных профессионалов сказали, что ничего не выйдет!

Как готовился и снимался краудролик про музыку со всего мира

Дальше надо было либо ездить по конкретным местам, либо искать людей, которые будут снимать на месте. В итоге было решено находить людей на месте, иначе никакого бюджета не хватило бы. Сначала поднимали контакты всех знакомых и друзей знакомых в разных странах: закрыли этим примерно половину базы. Где-то нашлись внештатные корреспонденты агентств, телевизионщики, просто люди, которые жили за рубежом. Ещё половину базы звуков, отобранных для ролика, нужно было закрыть людьми, про которых мы вообще ничего не знали. Тогда коллеги из mfive начали искать по соцсетям — сидели в Facebook, Вконтакте, Твиттере, даже Одноклассниках и разных локальных сетях, писали объявления, либо точечно обращались. Если объявление не срабатывало — просто делали выборку в поиске тех, кто онлайн в нужной стране — и писали всем по очереди, общались. Единицы сразу и без вопросов посылали, но большей части людей было очень интересно. Когда они знакомились с концепцией, если была возможность — почти сразу хотели участвовать. Что интересно, вопрос денег уходил на второй план. Рассказывали идею — всем было интересно попробовать. Да и, конечно же, не было задачи найти профессионалов: подходили любые люди, которые имели подходящий смартфон или камеру (нужна была HD-съёмка), могли дойти до объекта и снять его.

Затем мы начали готовить каждой импровизированной команде на месте требования к съёмке. Режиссёр собирал десятки фотографий места с разных сервисов и соцсетей, отсматривал видео, спутниковые съёмки, панорамы — и представлял себе как именно выглядит точка в нужное время. Потом писал детальные требования как снимать, как стоять, куда подносить телефон и так далее. Понятно, надо было учитывать и особенности техники: микрофоны смартфонов против ветра не подходят вообще, камеры дают довольно узкий динамический диапазон, плюс есть ряд других особенностей. Всё это нашло отражение в требованиях. Вот пример такого документа (разные страницы для двух разных объектов: кое-где рисовали, кое-где рендерили):

Как готовился и снимался краудролик про музыку со всего мира
Как готовился и снимался краудролик про музыку со всего мира
Как готовился и снимался краудролик про музыку со всего мира

В конце получилось, что весь ролик был снят режиссёром прямо из-за компьютера: он побывал только на одной центральной съёмочной площадке (где сводились звуки), и даже с композитором общался по большей части удалённо.

На предъсёмочной стадии каждая команда осматривала объекты. Начались сюрпризы: например, три человека приехали в Амстердам на музыкальные классики. А классики не работают — местные пожаловались, что они мешают спать, и администрация города их убрала. Пришлось срочно искать замену — к счастью, классики были не одни.

Тут мы постепенно подходим к самому главному вопросу комментариев Youtube — реально ли получилось у всех в одно и то же время. Нет, не у всех: монтаж был. 80% попали в синхронизацию, но где-то пришлось снимать дубли, где-то неправильно прошли по таймингам и так далее. Что интересно — ни одна из импровизированных команд не «продолбала» объект, то есть все пришли и сделали всё как надо. За это волновались больше всего.

После таких проектов хочется верить в людей, в их искренность и доброту. Вот пара историй с тем, как всё проходило: например, на острове Святого Мартина жителей как таковых мало, а русских туристов вообще почти нет. Соотечественников за год там проходит считанные десятки. Разумеется, ко времени ролика никого не нашлось. Стали «шерстить» местных онлайн — тоже никого нет. Тогда просто стали смотреть, кто активен в Интернете — и нашли сайт местного фрилансера-дизайнера. Он оказался готов сходить и снять самолёт в нужное время. Парень выехал на велосипеде аж за несколько часов, очень долго ждал у полосы — и всё ради пары секунд. Потом звонил и, буквально захлёбываясь от радости, спрашивал, получилось или нет. Получилось, есть в ролике.

В Индии девушка играет в храме: это, пожалуй, была самая сложная съёмка с точки зрения организации. Пара уже чуть ли не полтора года путешествует по Индии. В момент, когда мы связались, они были в другом штате, но им понравилась идея, и они поехали на место. Добирались на поезде, на мопедах, чуть ли не через полстраны. В результате на месте оказалось, что храм закрыли на реставрацию, никого из администрации нет, зато есть злобная охрана. Пришлось применять все навыки социнжиниринга: всё-таки получилось втихаря пробраться внутрь.

Как готовился и снимался краудролик про музыку со всего мира

Да, все люди на всех точках съемки — это самые обычные люди, которым просто понравилась идея и которые согласились принять участие в нашем эксперименте. Даже в Москве не приглашали профессиональных актеров, а позвали тех, кому это было по-настоящему интересно: парни в студии — это реальный музыкант, реальный дидижей и реальный студент.

Дальше был финальный монтаж. Звуки нигде не «подтягивали», то есть полностью сохраняли их оригинальное звучание. А дальше — куча радости тех, кто участвовал и масса просмотров ролика. И – неожиданный вопрос от службы безопасности: «почему сняли такой дорогой ролик» — всё-таки было сложно поверить, что съёмка делалась крауд-методами и без одновременных выездов в кучу стран.

Ну а потом, несколько месяцев спустя — куча престижных профессиональных наград. На момент публикации этого топика на Хабре у ролика уже около миллиона просмотров (из которых исходное видео на Youtube собрало больше 860 тысяч).

Автор: Lens

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля