- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Соцсети — что дальше?

Эта заметка является полётом безудержной фантазии с претензией на аналитику на тему «куда идём мы с Пятачком».

В рамках этого дискурса неизбежны значительные упрощения, преувеличения, предсказания, имеющие спекулятивный характер и интуитивные ощущения. Вы предупреждены.

Когда Интернет был ещё младенцем, он представлял собой месиво технологий, часто взаимно несовместимых. С началом стандартизации, TCP/IP и всего последующего, Интернет как ребёнок произнёс своё первое слов, перешагнул через океаны и распространился по миру. Подростком он вырастил WWW и так стал самым массовым источником и хранилищем информации за всю историю человечества. Зрелость Интернета пришла с парадигмой «юзеро-центричности» и Web 2.0, что вывело Интернет на грань становления коллективным разумом.

И сейчас мы стоим на этой грани и наклоняемся вперёд.

Если посмотреть на это с менее романтических позиций, то похоже, что взаимодействие между человечеством и Интернетом претерпело несколько постепенных сдвигов парадигмы. Такая смена происходит каждый раз, когда доступность Сети достигает нового уровня.

Например, как только доступ в Сеть был коммерциализован, кто угодно мог выйти онлайн и Интернет перестал быть царством академически скучной науки; это вызвало рост числа его пользователей. Как только Интернет распространился по миру, люди смогли общаться друг с другом независимо от географического расположения (и это стоило гораздо дешевле телеграмм и телефонных звонков); это вызвало рост доступности. Как только значительное количество пользователей Интернет ощутили необходимость выхода своих творческих усилий не будучи в то же время техническими экспертами, рынок телекоммуникаций предоставил такую возможность. Как только широкополосный доступ стал массово доступен населению, Интернет взорвался мультимедийными возможностями невиданными ранее в эпоху Netscape, GIFок и диалапных модемов.

Сдвиги таким образом продолжались вплоть до самого недавнего, который я осмелюсь назвать «пришествие суррогатов», и вот почему. Мы уже привыкаем к облачным технологиям, внезапному приходу тач-интерфейсов на всё подряд, умным домам и очкам, автопилотам в автомобилях, всё более миниатюрным и всё более мощным нетбукам и планшетам и вообще всем этим новомодным штучкам. Но весь этот широкий спектр технологических чудес занят обслуживанием пользователей, которые всё больше и больше времени проводят в — да! — Социальных Сетях.

Социальные Сети — это уже не только грань, аспект или сторона множества услуг в Интернет. Нет, теперь это сердечный ритм, который слышен за всем. Сколько было попыток изобрести что-нибудь такое, что будет на каждой веб-странице? Теперь это есть — аккуратный ряд кнопочек «share via…» а то и «login with...». Аудитория Социальных Сетей достигла миллиарда и увеличивается, и обязательно превысит числа, с трудом достигаемые даже для радио и телевидения в их лучшие дни. Правительства используют Социальные Сети и люди слушают новости от своих лидеров и репостят их практически мгновенно. В Социальных Сетях ведутся войны, совершаются преступления, ведутся расследования, теряются жизни, устанавливаются отношения, разбиваются сердца, звучат молитвы и проповеди, учатся студенты и так далее.

Вообще, сложно представить какой аспект ежедневной жизни НЕ происходит в Социальных Сетях, кроме физиологических потребностей, конечно. Как же мы умудрились построить полноценную параллельную реальность и добровольно поселиться среди её суррогатов? Ответ кажется сложным, но я упрощу его так: это стало возможным благодаря последнему сдвигу парадигмы, который ввёл в обиход целый класс носимых и компактных устройств с доступом в Интернет, достаточно мощных для того, чтобы поддерживать все функции взаимодействия в Социальных Сетях и веб-технологии, доступные для их настольных братьев и ноутбуков. Напомню, прошло ведь всего 10 лет с тех пор, как мобильные разработчики мучились с WML-деками.

Люди в общественном транспорте уже меньше разговаривают друг с другом или обращают внимание на окружающий мир, но всё больше проверяют, что появилось на их любимом канале, стене или новостной ленте. Но даже если они и замечают что-нибудь интересное из происходящего, то это зачастую лишь повод записать событие на видео и отправить его в онлайновую реальность быстрее других свидетелей. Психиатры начинают подозревать соискателей работы в антисоциальном поведении, если у них нет профилей в Социальных Сетях, и работодатели даже готовы в это поверить.

Создатель и владелец одной из крупнейших Социальных Сетей недавно был уволен за отказ предоставить властям информацию об активистах восстания, которые использовали его сеть для создания групп поддержки и информации.

Что-то пугающее происходит в этом мире, если ИТ-предприятия достигают такой всепланетной стратегической важности. Представьте, что будет, если Google, Wikipedia или Facebook отключатся на один день?

В общем, хватит. Всё это может звучать, как будто бы я собрался жаловаться о «днях былых и недостижимых» которые ушли в прошлое из-за Социальных Сетей. Нет, изменения двигают эволюцию. Однако, чтобы эволюция привела к высоко-конкурентным решениям, ей важно двигаться без ограничений и без контроля, как естественный отбор в дикой природе.

Теперь пришло время провести некоторые параллели. Помните, как одноранговые файлообменные сети вошли в повседневный быт Интернета? Вначале был Napster. Знаменитый пионер файлообмена, закрытый по решению суда потому, что в те времена никто особо не заботился о выживании сети и подозревал важность децентрализации в будущем. Сеть eDonkey2000 отключена, и её владельцы оштрафованы на $10M по тем же самым причинам, юридическим и техническим.

Не касаясь моральных аспектов файлообмена (всё же, инструменты не совершают правонарушений сами по себе), всё это стало возможным благодаря архитектурным особенностям одноранговых сетей того времени. Наследие «клиент-серверной» архитектуры живёт и по сей день, привнося единые точки управления и сбоя в большинство современных сетевых решений.

Однако, одноранговое сообщество оказалось быстро обучающимся и легко внедряющим инновации. К моменту юридической атаки на The Pirate Bay файлообменные технологии совершили рывок вперёд, убирая саму необходимость управляющей инфраструктуры сети и внедряя методы отказоустойчивости, которые позволяют сети функционировать даже когда значительное количество её узлов отслежено и отключено. Сеть eDonkey стала менее зависимой от центральных индексных серверов — появился Overnet и распределённые серверы. Сети Gnutella были уже изначально разработаны по схеме кустов и листьев, без индексных серверов в принципе. Принцип сети Kademlia на распределённых хэш-таблицах получил ряд применений в других одноранговых решениях.

Общая тенденция такова, что для обеспечения стабильности, долговечности, масштабируемости и отказоустойчивости услуг, требуемых проектом на основе одноранговых сетей, он не должен иметь очевидной точки контроля и сбоя. Другими словами, должна принципиально отсутствовать глобальная кнопка «Выкл».

И сколько же современных Социальных Сетей обходятся без такой кнопки? Ни одной. Причины вполне понятны — объём ресурсов и трудозатрат, требуемых для разработки, внедрения и обслуживания чего-то масштаба Facebook или Twitter требует таких же серьёзных вложений, что вынуждает каждую популярную Социальную Сеть быть коммерческим предприятием.

Суждения о том, хорошо это или нет, выходят за рамки данного дискурса, и, в общем, напоминали бы древние споры между сторонниками свободного и закрытого программного обеспечения, у каждого из которых есть свои недостатки и преимущества.

Теперь, видя картину в целом, можно предложить путь в туман будущего. Рано или поздно, Социальные Сети как закрытый коммерческий продукт встретятся со своими альтернативами. Для начала эти альтернативы будут хилыми и неуклюжими. Но первые версии ядра Linux тоже были хилыми и неуклюжими, а сейчас только 7% веб-серверов Интернет работают не на нём.

Будут попытки закрыть и запретить их, юридически или технически. Чтобы выжить, основной принцип архитектуры будущих Социальных Сетей должен включать что-то вроде однорангового распределённого отказоустойчивого меша взаимозаменяемых узлов. Такой принцип был проверен на практике, показал уверенность и перспективу — вы можете в этом убедиться, проверив сколько мирового Интернет-траффика занимает, например, BitTorrent.

Я намеренно не углубляюсь в технические детали. Мы не знаем какие возможности могут продемонстрировать будущие мобильные, настольные, облачные и какие-нибудь ещё не изобретённые платформы. Сегодня идея разместить несколько FullHD фильмов в прототипной аматорской одноранговой сети может показаться смешной, потому что, в отличие от них, мэйнстримные Социальные Сети справятся с этим очень легко. Но всё-же Torrent-TV уже сейчас на пороге внедрения, а диалапные модемы ушли в прошлое всего лишь десять лет назад.

Разработчики таких Социальных Сетей смогли бы использовать лучшие стороны решений, существующих сегодня — безопасность BitCoin, надёжность Skype, производительность BitTorrent и так далее. Широкое внедрение IPv6 поможет решить проблемы связности сети, вызванные исчерпанием адресов IPv4 и костылями типа NAT и VPN.

Мне бы хотелось видеть этого ещё не рождённого ребёнка Информационной Эпохи не только как очередную «сеть в сети», но как самый большой сдвиг парадигмы, выводящий Социальные Сети не в роль альтернативной реальности для эскапистов, а как инструмент формирования человечества и его будущего в первое истинно распределённое цифровое самоуправляемое общество.

Сопротивление бесполезно.

Автор: Incidence

Источник [1]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/sotsial-ny-e-seti/62052

Ссылки в тексте:

[1] Источник: http://habrahabr.ru/post/225909/