Социальная сеть, как инструмент преображения человека и общества

в 8:10, , рубрики: развитие личности, социальное проектирование, социальные сети, Социальные сети и сообщества

Проблемы общества и состояние человека напрямую коррелируют друг с другом. И, судя по их остроте и масштабу, можно сказать, что это состояние далеко от нормального. Но что есть норма? Увеличивающийся в последние годы поток информации о древних цивилизациях, об истинной истории человечества позволяет примерно представить, каким был, каким должен быть и может быть человек. Чтобы разрешить накопившиеся проблемы, нужно вернуть человека в нормальное состояние, при котором он был бы способен работать со всеми энергиями (полями) природы. Именно для этого нужно создать нормальную жизненную среду. И возможности интернет-технологий и социальных сетей здесь могут хорошо помочь. В статье предлагается такое направление дальнейшего развития социальных сетей, которое бы способствовало развитию человека, решению его насущных проблем, восстановлению утраченных им способностей, гармоничному его сосуществованию с природой и, как следствие, оздоровлению общества в целом.

Введение


За последние 10 лет, прошедших с создания всемирно известной социальной сети «Facebook», появилось множество других социальных сетей, из которых не более десятка могут сравниться между собой по количеству пользователей и популярности. Задуманные изначально больше как электронные записные книжки, социальные сети быстро освоили сегмент развлекательных услуг и сравнительно недавно начали экспансию из мира виртуального в мир реальный, которая с каждым годом только усиливается. Сегодня без преувеличения можно сказать, что для миллионов пользователей соцсеть уже настолько сильно проникла в их жизнь, что стала её неотъемлемой частью. Можно ли было представить, например, ещё 20 лет назад, как повлияет развитие персональных компьютеров и интернет-технологий на общение людей между собой?! Очевидно, в крайне общих чертах и далеко не всё. Но что же, все-таки, представляет собой социальная сеть? Просто средство общения в 21 веке или качественно новый этап в развитии социальных отношений? Или, возможно, преддверие создания глобальной системы контроля над каждым человеком? Безусловно, всё это и даже больше.

К настоящему времени многие фундаментальные общечеловеческие проблемы, которым ещё в недавнем прошлом были посвящены многочисленные тома книг, резко обострились и их решение уже не терпит отлагательств и не может быть осуществлено за счет будущих поколений. Перечислим некоторые из них, лежащие в основе многих других проблем:

  • Фундаментальная, мировоззренческая проблема: кто мы, откуда пришли и куда идем? Ответ на этот «извечный» вопрос предопределяет многие взаимоотношения в обществе и тесно связан с фальсификацией мировой истории.
  • Проблема перенаселения. Следует из первой проблемы, характеризуя её масштаб. Ключевые вопросы: чем определяется и как контролировать количество населения планеты?
  • Проблема истощения природных ресурсов. Очевидным образом связана с предыдущей проблемой, усугубляется недостаточными знаниями об окружающем мире.
  • Проблема загрязнения окружающей среды. Непосредственно связана с двумя предыдущими, обуславливая и обостряя их.
  • Социальные проблемы: падение уровней воспитания, образования, управления, обострение отношений в обществе и т.д.

Как «решаются» в настоящее время перечисленные проблемы? Мировоззренческая проблема – через институт религии, имеющий в своем основании понятие «веры», заменившее истинное знание. Науку здесь нельзя рассматривать как путь решения проблемы, противоположный религиозному, так как она играет роль «веры» на другом, атеистическом, конце «палки». Проблему перенаселения «решают» через войны, «культурную» революцию, алкоголизацию населения, наркоманию, вакцинацию, использование трансгенных (межвидовых) сельскохозяйственных культур в производстве продуктов питания и т.п. Истощение природных ресурсов практически никак не решается за частным исключением применения трансгенных технологий в сельском хозяйстве, как попытку компенсации увеличивающихся потерь от ухудшающихся природных условий и роста числа насекомых-вредителей. Но по суммарному эффекту данный подход является больше вредительством, чем решением проблемы. Решение же социальных проблем выглядит, скорее, их намеренным обострением, цель которого, по всей видимости, заключается в ещё большем ухудшении и осложнении ситуации. При использовании таких «решений» трудно представить, что ещё через 100 лет, если не раньше, в человеке останется ещё что-то человеческое.

В то же время, стремительное развитие интернет-технологий, затруднивших манипуляцию людьми, является, по всей видимости, косвенным свидетельством если не слома вектора деградации человечества, то, по крайней мере, его пробуксовки. Несмотря на ложные представления в науке о происхождении человека и древней истории человечества, во многом благодаря пытливым исследователям-одиночкам и возможностям интернета масса людей в настоящее время имеет доступ к информации, которая показывает, что реальная история человечества кардинально отличается от официальной точки зрения. Наличие этих процессов позволяет предполагать, что время старых антигуманных структур, определявших социум и управляющих им на протяжении столетий, заканчивается, а их методы, основанные на насилии над человеком и природой, перестают работать. Однако, инерция негативных процессов настолько велика, что в ближайшие десятилетия мир будут сотрясать неутихающие социальные конфликты, перманентные революции и локальные войны, и каким он будет через 10-20-30 лет – вопрос открытый. В этой связи в ближайшие годы и десятилетия представляется исключительно важным создать среду и условия, способствующие формированию гуманного и целостного мировоззрения у будущих поколений, которые смогут уже в ближайшие десятилетия показать другой образ жизни и путь развития общества.

Цель настоящей работы заключается в попытке показать, как могут социальные сети помочь решить существующие проблемы в обществе, вернув человека к своей истинной природе. Данная задача представляется разрешимой, поскольку ключи к решению всех проблем находятся в самом человеке, и чтобы ими воспользоваться, необходимо только создать соответствующие условия.

Социальная сеть – новая форма общения

Обозначая предмет дальнейшего рассмотрения, дадим ему определение: социальная сеть (или кратко соцсеть) – это средство организации и отображения социальных взаимоотношений в виртуальном интернет-пространстве, удовлетворяющее следующим требованиям: наличие персональных профилей пользователей, возможность передачи между пользователями разнообразной информации (фото, музыка, видео, сообщения и т.п.).

Появление социальных сетей было предопределено общей тенденцией развития способов связи. По сравнению с предшествующими средствами связи и передачи информации (письмо, телефон, факс, аудио- и видеокассеты, диски и т.п.) затраты на поиск и передачу информации между людьми в соцсетях на порядки меньше. При этом скорость обмена информацией многократно выше. Другими словами, посредством соцсетей стало проще обмениваться информацией друг с другом.

Возможность обмениваться фотографиями, фильмами и музыкой, находить старых и новых знакомых, вести с ними переписку, объединяться в группы по интересам, оперативно получать новости – всё это и многое другое определили успех развития социальных сетей. В конечном итоге именно наличие этих возможностей и привело к большому ажиотажу (особенно среди молодежи) и взрывному росту количества пользователей первых социальных сетей. Это потребовало скорейшей доработки имеющегося функционала и разработки новых возможностей, которые добавлялись на основе пожеланий пользователей и существующих в обществе тенденций.

По мере развития социальных сетей менялось и отношение к ним в обществе. Стартовая модель развития «найти давних добрых знакомых» хорошо работала на первом этапе, давая бурный рост посещаемости. Но впоследствии оказалось, что первоначальный заряд воодушевления от возможностей найти знакомых, посмотреть их фото и видео с очередного отпуска, а также играть в самые разнообразные игры быстро проходит. Так же, как и проходит подспудная надежда пользователей на то, что социальная сеть, как новая форма общения, как-то изменит их жизнь. Безусловно, есть и яркие примеры перемен, но они единичны и не меняют общую картину.

Нужно сказать, что сам факт наличия массового потока людей в социальные сети на начальном этапе их развития говорит об имеющейся неудовлетворенности в обществе. Именно поэтому в тот период массово регистрировалась молодежь в возрасте 20-30 лет, как наиболее дезориентированная и неопределившаяся часть общества. Но по мере исчерпания стартовой модели привлечения пользователей требовалась новая, рассчитанная на другие слои общества. Поэтому успех первых социальных сетей и понимание ограниченности модели их развития через некоторое время привели к появлению новых соцсетей, нацеленных на узкие прослойки общества, – социальные сети начали делить рынок. Так, после соцсетей, нацеленных, главным образом, на поиск людей («Facebook», «ВКонтакте», «Одноклассники»), появились соцсети для развлечений («МойМир»), для поиска работы и работников («МойКруг», «LinkedIn»), для профессиональных кругов (IT-специалистов, ученых, бизнесменов), а также соцсети, специализирующиеся на работе с одним видом медиа-контента: видео («youtube»), фото («instagramm»), музыка («lastfm»).

Оставляя за рамками рассмотрения специализированные социальные сети (хотя предлагаемые нововведения также могут быть использованы и в них), рассмотрим развитие массовых (общественных) социальных сетей более подробно. Несмотря на то, что в последующие годы происходило совершенствование их функционала, качественно новой идеи (модели их развития) предложено не было. Поэтому сложившееся к настоящему времени развитие таких социальных сетей можно считать стихийным. В итоге это привело к тому, что наряду с проблемами, обусловленными самой социальной сетью (существование персональных страниц людей, нерегистрировавшихся в соцсети; взломы персональных страниц; утечка личной информации через уязвимости самой соцсети или через обслуживающий персонал; скрытый доступ к закрытой информации правоохранительных органов и др.), в неё перешли проблемы, существующие в реальном обществе. Нередко соцсети оказывались и продолжают оказываться в центре скандалов, связанных с распространением наркотиков, психотропных веществ, педофилии, порнографии и т.п.

Само общение в социальной сети произвело, скорее даже, обратный эффект. После того, как все друзья были найдены, а их фото отсмотрены по десятому разу, пользователи осознавали, что находятся в том же состоянии и испытывают те же чувства неудовлетворенности и одиночества, которые их и привели в социальную сеть. Социальная сеть, которая, по идеи, должна была бы ещё сильнее сблизить людей, не сблизила их, а, напротив, – даже в чем-то отдалила. Пришло понимание того, что соцсети – это всего лишь новая форма, в которой отразилось старое содержание, т.е. всё то, что и так было хорошо известно, о чем знали, но особо и не говорили, но оно теперь ещё сильнее проявилось в свете новых возможностей. Это хорошо понимают взрослые и слабо понимает молодежь. Поэтому сегодня ни для кого не является секретом, что молодежь сутками пропадает в социальных сетях. Но и для взрослых создаются свои социальные сети и различные порталы с элементами соцсетей – процесс заполнения нишей «рынка», где человеку отводится роль средства обогащения, продолжается. В итоге, вместо того, чтобы быть реальным помощником человеку, социальная сеть, в частности, и интернет, в целом, делает его зависимым, сродни наркоману. Когда у человека нет успехов в реальной жизни, он уходит в жизнь виртуальную. Эта известная мысль, но на фоне соцсетей она приобрела ещё более осязаемые черты.

Казалось бы, уже одного осознания сложившейся ситуации достаточно, чтобы понять в какую сторону нужно развивать социальные сети. Но социальные гиганты1 проявляют в этом вопросе на редкость удивительную медлительность. И это, безусловно, является печальным свидетельством транслируемого в общество потребительского отношения к человеку, использующее его естественные потребности и самые искренние стремления. В результате подобного отношения в интернете не перестают появляться различного рода проекты (в том числе и соцсетей), которые предлагают быстрое и практически бесплатное обогащение, но по факту разоряют его участников, убивая тем самым в них надежду на лучшее. Особенно многочисленными в последнее время стали проекты с пирамидальным принципом организации, где обещают финансовую независимость, прикрываясь идеями глобального переустройства мира.

1Крупные социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», «MySpace», «LinkedIn», «Мой мир», «Мой круг»

В то же время осознание тупиковости направления движения современных соцсетей и понимание того, что этот инструмент может помогать людям не только в общении, но и в решении их реальных проблем, проблем и задач коллективов, различных сообществ и общества в целом, меняя их жизнь в лучшую сторону, заставляет искать другие варианты приложений возможностей соцсетей. И такие варианты с разной степенью социализации (использования функционала социальных сетей) уже появляются. Например, «С-Миру-По-Нитке»2, «Домосайт»3, «Демократор»4, «Сообщай»5, «РОИ»6, «Лифт в будущее»7, «Педсовет»8, «ЗдороваяРоссия»9 и т.д. Кроме того в последнее время набирают популярность проекты, в которых реализуются схемы совместного финансирования (краудфандинга) и использования совместных ресурсов (краудсорсинга). Это свидетельствует о росте понимания в обществе того, что серьезные и масштабные проблемы сами собой не рассасываются, а их решение невозможно без объединения заинтересованных людей.

2 «С-Миру-По-Нитке», smipon.ru – платформа, помогающая организовать сбор денежных средств для выполнения разнообразных проектов.
3 «Домосайт», domosite.ru – платформа, позволяющая жильцам автоматизировать управление их домами в тесном взаимодействии с управляющими компаниями.
4 «Демократор», democrator.ru – платформа для регистрации обращений граждан к чиновникам и контроля выполнения принятых решений.
5 «Сообщай.рф», сообщай.рф, всероссийская жалобная книга – портал для ведения диалога между гражданами и чиновниками, аналог «Демократора».
6 «Российская общественная инициатива», roi.ru – платформа, созданная по указу президента России, для размещения любых предложений граждан с целью их дальнейшего рассмотрения на уровне экспертных групп (при количестве подписей под инициативой от 100 тысяч) и возможного их принятия на законодательном уровне.
7 «Лифт в будущее», АФК «Система», lifttothefuture.ru – платформа с элементами социальной сети и института кураторства, помогающая молодым людям определить направление своего обучения и способствовать их дальнейшей карьере.
8 «Педсовет», pedsovet.org – платформа с элементами социальной сети для профессиональных работников в сфере довузовского образования; «средство массовой информации, которое создается усилиями самих работников образования, выступающих гражданскими журналистами».
9 «Здоровая Россия», www.takzdorovo.ru – платформа, помогающая следить за собственным здоровьем и вести здоровый образ жизни.

Стоит также отметить, что понимание потенциальных возможностей и преимуществ социальных сетей сейчас активно происходит в крупных компаниях. Например, в Google, Cisco и Apple внедрены свои корпоративные социальные сети, которые позволяют им сохранять наработанные материалы и знания (блоги, википедии, обучающие курсы), способствуя их лучшей передаче и освоению, а также помогают более эффективному взаимодействию сотрудников между собой. Поэтому в будущем следует ожидать увеличения числа компаний, имеющих собственные социальные сети.

В отличие от корпоративных соцсетей, существование которых имеет четкую и понятную цель, новые массовые соцсети создаются вне рамок реализации каких-то глобальных идей или концепций. Поэтому их появление носит, скорее, авантюрный характер и зачастую выглядит, как попытки их создателей заработать на проблемах общества10. Причиной отсутствия единой концепции создания интернет-проектов с разной степенью социализации является отсутствие общепринятой идеи, в рамках которой их существование было бы целесообразным11. Даже, напротив, существует другая идея, которая, что называется, витает в воздухе, – это получение максимальных прибылей с минимальными затратами, когда вместо понятных целей по развитию страны предлагается увеличивать одни показатели и уменьшать другие, значение которых второстепенно. В рамках подобного подхода экономическая модель развития страны оптимизируется по этим двум параметрам, а все остальные перекосы в экономике и обществе компенсируются сверхприбылями, не суть важно, откуда полученными: будь-то продажа собственных природных богатств, разграбление стран второго-третьего мира или граждан своей страны. Поэтому интернет-проекты, возникающие в рамках подобной идеологии, не оказывают практически никакого влияния на общество, а существующие социальные сети отражают реальность лишь в той её части и в той степени, которые позволяют получать им прибыль. При этом обратное действие (положительная обратная связь) социальных сетей на общество ничтожно мала и не носит системного и структурного характера. Хотя они могут и должны стать инструментом по изменению жизни общества и жизни каждого человека в лучшую сторону.

10 Некоторым исключением здесь является проект «Лифт в будущее», изначально созданный для выявления способных молодых людей и их подготовки в тех областях знаний, в которых заинтересованы создатели-спонсоры проекта, решающие, таким способом, свои стратегические задачи.
11 Например, в России фундаментальная причина такого положения заключена в отсутствии общей жизнеутверждающей идеологии развития государства, что законодательно закреплено в конституции (см. п. 2 статьи 14 конституции РФ: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»).

Несмотря на сложившуюся ситуацию, отдельными группами энтузиастов предлагаются различные проекты (в том числе и без элементов социальных сетей) и организуются всевозможные движения по развитию страны и общества. Например, проект «Россия 2045»12, который, очевидно, был создан под влиянием научных и технических достижений за последние десятилетия. Целью данного проекта является создание человека-киборга, которому не страшны смерть (сознание может быть перенесено из старого тела в новое) и болезни (устаревший или больной орган заменяется на новый, выращенный специально для больного). Портал общественных действий по развитию страны «Проектное государство»13, где каждый желающий может предложить свой проект по решению имеющихся проблем в обществе или принять участие в существующих. Многочисленные сообщества по созданию экологических поселений, как протест против существующего уклада жизни и попытка вернуться к гармоничному сосуществованию человека с природой. Как понять какой вариант верный и не приведет к ещё большему разобщению в обществе или даже его гибели?

12 «Россия 2045», 2045.ru – общественное движение, главный научный мегапроект которого направлен на «создание технологий переноса личности на более совершенный небиологический носитель и продление жизни вплоть до бессмертия».
13 «Проектное государство», proektnoegosudarstvo.ru – портал по совместному участию в жизни страны через проекты её развития.

Общество, как и дом, можно строить на разном фундаменте: правила, принципы, кодексы, законы. Последние основываются на ценностной базе, которая напрямую зависит от природы человека и его связи с окружающим миром. Таким образом, знание о человеке лежит в основе схемы построения общества. Но если взять за пример современного человека, чтобы понять, кем он является, то мы очень быстро придем к печальным выводам. Окажется, что в своей массе это запуганное, замкнутое и ограниченно образованное существо. Общество убеждают, что такое состояние человека естественно, от природы. Для весомости привлекают научную точку зрения о происхождении человека от обезьяны, основываясь на которой, считают, что любые поступки человека и его стремление к общности есть лишь проявление поведенческих программ, определяемых его животными инстинктами, и потому его действия не несут какого-либо другого смысла, кроме как выжить в «дикой» природе. Очевидно, такой подход ограничивает его «адептов» в познании возможностей человека, обуславливая их методы построения общества и организации в нем взаимоотношений. Поэтому, для лучшего понимания того фундамента (представления о человеке), на основании которого предлагается сделать нововведения в социальных сетях, обратимся в прошлое.

Вперед в прошлое

За последние годы появилось масса информации о культурах и цивилизациях глубокого прошлого. И сегодня редкий человек не знает о великих египетских пирамидах, пирамидах в Мексике, мегалитических строениях в южной Америке, камнях Икки в Перу, сотнях пирамид в Китае, подводных строениях возле острова Йонагуни, о большом потопе, случившимся примерно 13 тысяч лет назад по окончанию войны богов между собой, и о многом другом. Из этой информации складывается представление, что древний человек в отличие от современного был полноценнее, т.к. его жизнь протекала не только в материальном мире, но и в мире духа. В эзотерическом смысле это означает, что он был более сбалансирован по женским и мужским энергиям соответственно. Это позволяло ему видеть многогранную взаимосвязь процессов природы и жить с ней в гармонии. При этом жизнь могла длиться несколько сотен лет, а уходил человек из жизни по собственной воле, когда задача, для которой он и был призван на Землю, была выполнена. Понимание того, что каждый человек является проявлением вездесущего Духа – Творца во Вселенной – даже к врагу заставляло относиться с пониманием, без злобы, помогая ему измениться в лучшую сторону, двигаться по пути роста духа.

Такие «сверхъестественные» способности как, телепатия, телекинез, телепортация, левитация, ясновидение, восстановление органов и многие другие для древнего человека были естественны. Умея видеть тонкие энергии в окружающем мире, ему не составляло труда понять причины и следствия процессов. Ложь распознавалась моментально. Поэтому тогда она была практически невозможной14. В то же время любые события моментально отражались в общем информационном поле и могли быть легко обнаружены. В этом смысле интернет (социальная сеть) представляет собой аналог информационного поля общества, в котором находится каждый человек от рождения, но не каждый способен в нем работать. При этом эта способность заложена в природе человека и может быть развита. В древней культуре её развитие происходило естественным образом по мере взросления человека. Но со временем круг её обладателей сокращался, пока не стал ограничиваться только лишь представителями жречества.

14 Как в назидание современной цивилизации в Индии сохранились потомки племени Тодов, в культуре которых отсутствуют понятия «неправда» и «ложь».

Работа в информационном поле несравнимо эффективней работы через социальные сети или через какие-либо другие электронные системы. Вероятно, наиболее наглядным для понимания примером работы в информационном поле может быть пример Николы Теслы, сербского изобретателя и гуманиста. Весь процесс проектирования своих многочисленных устройств и приборов Тесла сначала выполнял в уме, буквально видя их в деталях, и только затем воплощал их в реальности. При таком подходе не требуется многочисленных чертежей, компьютерных моделей, численных симуляций и т.п. Конструкция объекта, его характеристики, режимы работы и особенности поведения в различных условиях – всё это моделируется в локальном информационном пространстве ума, организованном самим человеком. Только после того, как объект прошел все испытания и отладки в уме, осуществляется его реализация в «железе». Этот пример, с одной стороны, показывает, насколько сильно современный человек позабыл свою природу, а с другой стороны, указывает на тот минимальный уровень, к которому он должен стремиться. Другой пример может быть найден в древних текстах, где описывается процесс создания жизни на Земле, так называемыми, Мастерами (или, по-другому, Демиургами) – сущностями, способными силой мысли создавать мыслеформы живых организмов, вплетая затем их воплощение в единый процесс терраформирования.

Современное проектирование зданий, техники, различных приборов и много другого представляет собой аналогичное проектирование, но только выполняемое в информационном пространстве компьютеров, которые выступают, таким образом, современному человеку в роли «костылей» для ума. Такими же костылями является возможность общения людей между собой по интернету (в том числе и через социальные сети), что есть отражение утерянной возможности телепатического общения людей между собой на любом расстоянии.

Цельное сознание – основа гармоничного общества

Чтобы проложить мост от знаний о прошлом к тому, какой должна быть новая социальная сеть, зададимся вопросом: как можно научиться работать в информационном пространстве и как восстановить утраченные знания? Человек не может быть полноценным (а общество – гармоничным), будучи неспособным осознано работать со всеми энергиями (полями) природы, т.к. в этом случае достигается только частичное (однобокое) управление её процессами. Поэтому в своем современном состоянии человек не может решить фундаментальные вопросы своего жизнеобеспечения правильным образом. В лучшем случае он является пассивным (безвольным) участником естественного течения жизни, а в худшем – уничтожает природный баланс, ставя под угрозу своё существование и существование жизни на планете в целом. Поэтому решение современных проблем невозможно без обретения человеком целостности, дающей способность работать с тонкоматериальными полями природы.

Способность видеть энергии (духовное видение), понимать их взаимосвязь между собой, их проявление в объектах материального мира неразрывно связана с сознанием человека. Чем более оно гармонично и менее фрагментировано, тем сильнее эта способность может быть развита. И, наоборот: чем больше сознание дробится на части, тем быстрее пропадает данная способность. Поэтому, для современного человека важно обрести целостность сознания, что возможно осуществить через налаживание нормальной жизненной среды по известной формуле: Бытие определяет Сознание, а Сознание – Бытие.

Создание такой гармоничной жизненной среды предлагается на основе универсального принципа, выраженного лемовской максимой из рассказа «Солярис»: «Человеку нужен Человек» (словами Андрея Тарковского). Человек понимается здесь в широком смысле: как воплощенная идея Творца, как ключевой элемент в здании Бытия, как инструмент познания Вселенной, являясь в эзотерическом смысле её отражением. Этот Человек – это Человек-Космос, Человек-Демиург, Человек-Творец Миров, Созидатель. Мы можем заниматься чем угодно, стремится куда угодно, но все это – лишь стремление найти себя, познать себя и понять себя. И помочь это сделать может только другой человек, а ещё лучше – близкий по духу.

Рассматривая с такой позиции какие-либо аспекты жизни человека и общества, соответствующие правила, законы, положения, подходы и кодексы можно вывести естественным образом. Если представить общество, где ложь и лицемерие являются нормой, то, очевидно, Человек в нем не будет стремиться к общению с Человеком-лжецом и Человеком-лицемером. Такое общество обречено на распад. В антиподе этого общества, где честные и искренние отношения являются нормой, стремление Человека общаться будет естественным, поскольку отвечает его природе и обеспечивает устойчивое развитие самого общества.

Осознавая взаимную связь между жизненной средой и целостностью сознания человека, можно сказать какой принципиально должна быть массовая социальная сеть: такой, чтобы максимально способствовать развитию человека и общества. Очевидно, что современные соцсети крайне слабо удовлетворяют этому требованию. В настоящее время в них отражены лишь существующие в реальном обществе социальные связи и реализована функция обмена разнообразной информацией. Поэтому, опираясь на лемовскую максиму, попробуем представить, что необходимо добавить или изменить в этот «костыль» для ума, чтобы он стал той самой средой искреннего общения, которая будет способствовать раскрытию талантов и способностей человека, восстановлению его истинной природы.

Социальная сеть – инструмент развития человека и общества

Из лемовской максимы сразу же следует одна из важнейших функций социальной сети: помощь человеку в поиске другого человека, близкого по духу, взглядам, интересам и занятиям. Реализована ли она в существующих соцсетях? В настоящее время в профиле пользователя есть специальные поля, где он указывает свои интересы, по которым может потом найти других пользователей с такими же интересами. Однако, как следует из отношения пользователей к этой возможности (в поле вписывают всё, что только душе угодно) поиск через эти поля малоэффективен. Другой более детализированный подход, реализованный на различных сайтах знакомств, ситуацию не спасает. Скорее, наоборот, за прошедшие годы развития сервисов знакомств по интернету в обществе сформировалось понимание, что такое знакомство имеет больше минусов, чем плюсов: в действительности человек часто оказывается не таким, каким описывает себя в сети.

Следующая возможность поиска в социальных сетях реализуется через создание групп по интересам. Но их разнообразие даже в рамках одного интереса и отсутствие какой-либо их систематизации, делает поиск действительно нужной пользователю группы затруднительным и обескураживающим – после пары-тройки неудачных попыток пользователь бросает дальнейший поиск. С точки зрения затрат времени и сил общение в таких группах так же сомнительно: можно месяцами в них сидеть, но не установить полезных контактов и не продвинуться ни на йоту в решении насущного вопроса.

Заметим, что речь пока шла только об интересах человека. И если его взгляды могут проявляться через его интересы и, таким образом, косвенно учитываться в соцсетях, то о поиске близкого по духу человека говорить здесь затруднительно. Хотя в иерархии поисков этот поиск является самым фундаментальным, но именно он и оказывается не реализованным.

Что означает «близкий по духу»? Это значит поддерживающий те же мечты, идеалы, ценности, образ жизни и т.д. У людей могут быть разные взгляды на жизнь, основанные на их культурах, разные интересы и занятия, обусловленные приобретенными знаниями, социальной средой, жизненными обстоятельствами и окружающей природой, но в тоже время они едины в своих ценностях, выраженных, например, в стремлении жить честно и справедливо. Вот этой функции, которая бы объединяла людей на уровне их стремлений, мечтаний и желаний, в современных социальных сетях и нет.

Представляется, что есть два способа реализовать объединение пользователей, которое бы способствовало их взаимному развитию. Преследуя одну цель, они при этом имеют принципиально разные подходы. Подход первого способа основывается на объединении пользователей в рамках уже существующих в обществе процессов, второго – объединения пользователей для создания новых процессов (проектная деятельность). Для простоты первый подход можно назвать обменом опытом и знаниями между пользователями и, таким образом, он выполняет консервативную роль в обществе. Второй подход направлен на создание нового и реализует новаторскую роль. Всё, как и в природе: женская и мужская составляющие соответственно. Рассмотрим каждый из подходов по отдельности, чтобы понять, каким функционалом должна обладать социальная сеть для их реализации.

Главной задачей первого способа является помощь пользователю или группе пользователей приобрести необходимые для них знания, навыки или опыт, которые помогут им решить стоящие перед ними задачи. Её решение предлагается осуществлять через организацию образовательных процессов для заинтересованных пользователей. Социальная сеть выступает здесь как платформа, на которой участники, выражая свои интересы, находят друг друга, организуют совместные мероприятия (лекции, мастер-классы, ознакомительные встречи), делятся достигнутыми результатами и т.п. В существующих соцсетях эта задача косвенно решается через общение пользователей в группах, но, как будет понятно из изложенного далее, такое решение для данной задачи неудовлетворительно.

Можно возразить, что есть общественные институты, призванные помогать человеку в решении различных проблем. Однако, во-первых, их помощь всегда ограничена как по виду, так и по объему. Во-вторых, в силу своего исторического развития они, как правило, регулируют различного рода взаимоотношения между людьми, а не работают с конкретным человеком. И даже система образования, которая работает один-на-один с учеником, обучает его для государства, а не для самого ученика. Другими словами, образованный гражданин нужен в первую очередь государству и только потом самому гражданину. И, в-третьих, невозможно государственными структурами охватить все потребности человека. В противном случае, это бы означало отсутствие личной жизни как таковой и развивало бы в человеке тунеядство и перекладывание ответственности на других.

Для успешного развития человека и общества важно, чтобы человек был способен самостоятельно искать и находить решения возникающих задач. Это означает наличие неформатного, творческого мышления. По сути, именно эта идея должна лежать в фундаменте любой образовательной системы. Но, к сожалению, если говорить об образовательной системе России, то тенденции её развития вызывают серьёзные опасения за будущее страны. Если сравнивать её с системой образования Советского Союза, то в последнем она была неотъемлемым элементом социально-экономического развития общества. Разнообразные кружки, клубы и секции во время обучения в школе позволяли подрастающему поколению лучше ориентироваться в выборе будущей профессии. Плановая экономика позволяла управлять требованиями к количеству и качеству специалистов, выпускаемых вузами и профильными институтами. После окончания вуза или училища государство устраивало молодого специалиста на работу, что в итоге в некоторой степени помогало человеку найти своё место в жизни. В современной же России система образования стала органом, оказывающим некие образовательные услуги, что, кстати сказать, естественно в условиях отсутствия внятной цели развития государства, а, соответственно, отсутствия представления и понимания какие стране нужны специалисты, какого качества, но важнее – каким должен быть сам человек. Если в Советском Союзе полученное образование было адекватно будущей работе и определялось её трудоемкостью, то сейчас наличие высшего образования требуется везде, где угодно, независимо от сложности работы, т.е. стало бюрократической формальностью. При этом зачастую полученное образование никак не связано с будущей работой выпускника. Оставляя за рамками дальнейшее сравнение двух систем образования, отметим их общий недостаток: образовательный процесс считается завершенным после окончания образовательного учреждения, так как далее, как полагается, идет профессиональный рост.

Однако человек постоянно сталкивается с различными задачами или проблемами, для решения которых у него может и не быть необходимых знаний и навыков. Безусловно, он может обратиться в соответствующие организации. Но что делать в ситуации отсутствия достаточных ресурсов, но при этом есть возможность и желание приобрести навык, обучиться с тем, чтобы самостоятельно решить вопрос? Или, например, что делать в ситуации, когда происходит смена технологий и часть персонала приходится сокращать? Кого-то можно переобучить, но что делать уволенным? Вероятно, кто-то из них сможет найти работу, где применяют пока ещё старую технологию, но и её замена – это вопрос времени. Получается, уволенным сотрудникам необходимо обучаться другой специальности. Всё это составляет проблему отсутствия эффективной системы образования, позволяющей человеку получать дополнительные специальности или навыки и помогающей адаптироваться к новым жизненным условиям. Поэтому главная идея первого подхода заключается в том, чтобы у человека была постоянная возможность непрерывного образования (в том числе самообразования) в любом возрасте. И социальная сеть здесь может помочь пользователю в поиске и организации процесса обучения, обеспечить необходимыми контактами, предоставить необходимые для этого сервисы.

Для решения вышеописанных задач в социальной сети необходимо создать систему, которую условно можно назвать «Образование». Она бы позволяла со стороны пользователя-учителя рассказать и показать другим пользователям, чему он может их научить, и организовывать процесс обучения. Со стороны пользователя-ученика – помочь в поиске интересных ему занятий. Войдя в раздел «Образование» на своей странице, пользователь, как ученик, мог бы найти курсы, семинары, лекции, тренинги и т.п., которые проводят другие пользователи, в качестве учителей. Отметим, что здесь идет речь не об обычных мероприятиях, для которых в существующих соцсетях уже есть функционал (через организацию событий), но о мероприятиях, где предполагается образовательный процесс: пользователь-ученик выполнил задание, которое было оценено пользователем-учителем. Чему обучится пользователь-ученик, как будут оцениваться его успехи, какие условия и график обучения – всё это описывается на странице пользователя-учителя, соответствующей обучающему мероприятию. На этой же странице может быть список пользователей с достигнутыми их результатами, которые уже прошли обучение. Контролировать свой процесс обучения пользователь-ученик может через соответствующий раздел на своей странице, где он видит какие курсы или семинары он уже прошел, в каких участвует сейчас и какие, возможно, его заинтересуют в будущем (о чем ему подсказывает соцсеть). Все достижения, которые пользователь приобретет в ходе обучения, будут аккумулироваться с помощью системы «Результаты» (подробнее о ней ниже) и в дальнейшем могут послужить практически готовым материалом для составления резюме.

То же самое касается и организаций-работодателей, которые могли бы через эту систему рассказать пользователям о своих достижениях, о возможностях и перспективах работы в их компаниях. Например, производственная компания описывает свои потребности в кадрах (фактически публикуя вакансии), наглядно описывая, какой опыт приобретет соискатель, чему научится, какие задачи и перспективы его ожидают. Через социальную сеть компания может организовывать ознакомительные встречи, презентации, познавательные экскурсии, проводить стажерские программы, мастер-классы. Такой тесный контакт компаний с заинтересованными пользователями способствовал бы обеим сторонам большему взаимопониманию и более эффективному поиску работы – для пользователей, и поиску ценных сотрудников – для компаний.

С этой точки зрения не удивительно, когда появляются такие проекты, как «Лифт в будущее», где потенциально будущего работника ведут уже со школьной скамьи. Но если подобные компании могу себе позволить подобные проекты, то что говорить о небольших организациях? Именно здесь роль социальной сети, как площадки для контактов молодежи (и не только) с реальным сектором экономики, а также с различными общественными организациями и движениями, была бы неоценимой. С одной стороны есть люди (или компании), которые хотели бы поделиться своими знаниями (соответственно, найти эффективного работника), с другой стороны – десятки тысяч неопределившихся юношей и девушек, которые днями напролет проводят время в социальных сетях. Несомненно, среди них есть те, кто готов пробовать себя в различных областях, учиться и перенимать опыт и знания. Поэтому крайне важно создать такие условия, когда обе заинтересованные стороны смогли бы найти друг друга. Эту задачу и берет на себя новая система «Образование».

Теперь представим ситуацию, когда у пользователя (или группы пользователей) есть желание создать нечто новое, но он не нашел в социальной сети нужную организацию, заинтересованную группу или человека. Или ситуация, когда необходимо найти партнеров для проработки идеи и возможной её реализации, или найти единомышленников для воплощения мечты. В таких случаях социальная сеть могла бы помочь пользователям выразить им свои мечты, желания, стремления и идеи. Помогла бы найти единомышленников, предоставила бы площадку для совместного обсуждения способов реализации их идей, обеспечила бы им информационную и сервисную поддержку в последующей проектной деятельности, способствовала бы сохранению и приумножению накопленного опыта и знаний, а также поддержке успешных проектов. Всё вышеперечисленное является основными задачами второго способа объединения людей. Для наглядности попробуем представить, как мог бы выглядеть соответствующий функционал социальной сети.

Управлением своими устремлениями и мечтами пользователь осуществляет через раздел «Мечты». В нем в виде списка приведены его мечты, в которых он состоит. Рядом с каждой мечтой приведено количество пользователей-единомышленников, групп обсуждений и активных проектов(об этом подробнее далее). Также в этом разделе отображаются приглашения присоединиться к другим мечтам. Есть возможность найти мечту, которую, возможно, кто-то из пользователей уже озвучил (создал в соцсети). При поиске соцсеть автоматически дает подсказки с близкими формулировками, позволяя пользователю лучше сориентироваться в информационном пространстве мечтаний пользователей социальной сети. Если подходящей мечты ещё нет, то пользователь создает новую. При этом мечта не привязана непосредственно к создавшему её пользователю и потому является свободным объектом информационной системы. Пользователи, поддерживающие её, могут присоединиться, становясь единомышленниками.

Мечты могут быть самыми разными. Например, у пользователя есть мечта строить комфортные, качественные и недорогие индивидуальные дома, развивать строительство малоэтажных поселений. Или, например, есть пока только идея разработать экологичный и экономичный транспорт на замену существующему. Лучше, когда мечта будет сформулирована просто, как обобщающий образ, как идея. Например, то же строительство индивидуальных домов не является самоцелью, а является частью некого более масштабного образа. Например, «Счастливые жители». А стремление создать новый вид транспорта – частью образа «Чистый город». В то же время другие мечты, например, «Здоровые жители» и «Безопасная еда» могли бы быть подчинены образу «Счастливые жители». Подобным образом в социальной сети формировался бы единый образ общества, который показывал бы то, чем оно живет и к чему стремится, и также символизировал бы тот ценностный базис, на котором оно стоит. Каждая часть такого единого образа будет представлять один из аспектов общества. Один из аспектов Человека.

Объединение пользователей на уровне их мечтаний и стремлений само по себе уже дает положительный организующий эффект и то, что называется «чувство локтя». Пользователь видит и понимает, что у него есть единомышленники, поддерживающие его мечты. Это дает естественный повод для организации обсуждений в группах или встреч, налаживания контактов, согласования общих мероприятий. Социальная сеть через систему «Мечты» будет помогать пользователю найти единомышленников в своем городе, увидеть, о чем мечтает город, к чему стремиться, какие мероприятия в нем осуществляются или планируются в рамках реализации какой-либо мечты. При этом страницы компаний через связь с общими мечтами-устремлениями общества отражали бы их миссии, что позволяло бы им лучше позиционировать себя в едином информационном пространстве соцсети, а пользователям – быстрее ориентироваться.

В пространстве мечты у её единомышленников будут различные её представления и понимания и, соответственно, различные идеи и взгляды по её реализации. Все такие представления озвучиваются и раскрываются пользователями на форуме мечты. Для кого-то осуществление мечты «Счастливые жители» означает строительство качественного и недорогого жилья, для другого – обустройство парков отдыха, для следующего – изменение формы преподавания в школах и т.д. Мечта «Здоровые дети» для одних означает, в первую очередь, обустройство детских площадок, для других – наличие достаточного количества мест в детских садах, для третьих – обеспечение всем необходимым детских домов и т.д. Поэтому очевидным образом среди единомышленников возникнет множество предложений по её воплощению в реальность, что приведет к созданию в социальной сети различных групп, подчиненных мечте, – начнется процесс аспектирования мечты. В этих группах будет уже предметно обсуждаться, как воплотить в жизнь конкретный аспект мечты. На этом этапе опять же возможны различные варианты её реализации и именно здесь определится: кто из пользователей что знает, умеет, имеет опыт, какую помощь может и готов оказать, какие управленческие, материальные, финансовые и прочие ресурсы потребуются и т.п. Фактически, таким способом будет осуществляться рабочий процесс выработки будущего проекта, результатом которого станет четкое понимание дальнейших действий и их организация. Создание проекта в социальной сети будет означать уже наличие четкой организационной структуры, распределение в ней ролей, обязанностей и ответственности. И, опять же, проектов подчиненных одному стремлению может быть несколько. Например, проекты, разбитые по территориальному признаку.

Управлением проектами и контролем своего участия в них пользователь осуществляет через раздел «Проекты». В нем будет представлен список проектов пользователя с кратким описанием текущего состояния каждого из них, а также отображаются приглашения в другие проекты. На этой же странице пользователь может создать свой проект, автоматически становясь его руководителем. В качестве руководителя он привязывает проект к соответствующей группе мечты, где проходило его обсуждение и было принято решение о его создании, назначает и распределяет роли, приглашает на них пользователей, определяет цель проекта, этапы его реализации и контролирует ход его выполнения. Пользователь-участник проекта через свою страницу управляет ходом выполнения своим участком работ (задачи, график выполнения, подчиненные и т.п.). Все пользователи, участвующие в проекте, являются коллегами.

Вероятно, по ходу выполнения проекта потребуется привлечь дополнительные ресурсы или найти недостающих специалистов. В этом случае руководитель проекта может оформить соответствующую заявку, которая будет видна, во-первых, всем смежным проектным группам, подчиненным группе, во-вторых, всем единомышленникам в группе, которые не участвуют в проектах, и, в-третьих, всем единомышленникам мечты, к которой привязана группа. Также, используя возможности социальной сети, можно будет осуществлять целенаправленную рассылку таких заявок пользователям, имеющим необходимые компетенции, или сделать их открытыми для внешнего мира.

Проектная работа – далеко непростая работа. Тем более в России отсутствует культура массовой совместной работы (т.к. люди привыкли надеяться либо на себя и своё близкое окружение, либо на государство). Поэтому в первое время большая часть проектов будет завершаться, не достигнув поставленной цели. Но по мере развития проектной деятельности доля успешных проектов будет неуклонно расти. Для оценки полученного опыта в системе «Проекты» при закрытии любого проекта руководитель будет описывать причину закрытия и публиковать материал о достигнутом результате, которым может быть, например, технология, продукт или услуга. Общим же результатом является не только перечисленное, но и приобретенные участниками проекта знания и навыки. О завершении успешных проектов социальная сеть будет в обязательном порядке сообщать всем единомышленникам на соответствующих страницах групп и мечтаний.

Управление информацией о полученном опыте, приобретенных знаниях и навыках, которыми пользователь овладел, пройдя обучение в системе «Образование» или приняв участие в проектах, пользователь осуществляет через систему «Результаты». По завершении обучения или проекта в разделе «Результаты» на странице пользователя будут аккумулироваться его достижения: пройденные курсы, семинары, лекции, проекты и т.п. Социальная сеть на основании имеющихся в ней данных поможет пользователю оформить её в виде справочной информации, которую в дальнейшем он может использовать для составления резюме или портфолио. Отсюда же пользователь управляет доступностью этой информации.

Другая возможность, предоставляемая пользователю в этом разделе, заключается в последующем продвижении (реализации) и совершенствовании достигнутого результата. В случае, например, товара социальная сеть помогала бы организовать его рекламу. Представляется, что она будет особенно эффективная, когда товар был получен в ходе выполнения проекта, т.к. есть четкая целевая аудитория – единомышленники, и их высокое доверие к результату, поскольку его история достижения подробно освещалась в сети, начиная с обсуждения идеи и её воплощения в проекте. Такая реклама способствовала бы более успешной реализации товара, а также эффективному привлечению новых пользователей в социальную сеть. Пользователь-продавец мог бы осуществлять рекламу и реализацию своих достижений, а также организовывать обратную связь с покупателями.

Таким образом, через систему «Результаты» социальная сеть будет помогать пользователям сохранять достигнутый опыт и приобретенные знания, а также способствовать продвижению результатов, полученных ими в успешных проектах. В итоге, каждый результат будет связан со своим образовательным мероприятием или проектом, проект – со своей мечтой-стремлением. Образовательные мероприятия по желанию пользователя-учителя тоже могут быть привязаны к какой-либо мечте. В итоге, такая взаимосвязь будет формировать единую и наглядную информационную структуру жизни социума.

Абстрагируемся и представим ситуацию, в которой оказывается типичный школьник выпускного класса или обычный молодой человек. Он смутно представляет или не знает вовсе, какие у него интересы, и на вопрос – к чему больше всего лежит его душа? – он не может дать определенного ответа. Но попадая в социальную сеть с описанными выше системами, он видит, во-первых, глобальный контекст общества – то, чем оно живет (благодаря системе «Образование»), во-вторых, видит различные мечты, идеи и проекты, как новые, так и осуществляемые (благодаря системам «Мечты» и «Проекты»), видит достигнутые результаты (система «Результаты»). В зависимости от своих предпочтений он может подключиться к обсуждению понравившейся ему мечты или присоединиться к уже конкретному обсуждению по её реализации в группе, или, возможно, сразу же принять участие в каком-то проекте. Знакомясь с мечтами, он будет осознавать уровень своих знаний по отношению к проблеме, что поможет ему в дальнейшем спланировать свои действия: пройти специальные курсы или тренинги, или, возможно, определиться с поступлением в ВУЗ по необходимому профилю и т.п. Причем пройти необходимое обучение или приобрести опыт он опять бы мог с помощью социальной сети. При этом всякое участие в обучении или в проектах автоматически отражается на его личной странице.

Таким образом, для решения описанных выше задач в социальной сети должны быть четыре глобальных системы. Первая – управление образованием, вторая – управления мечтами, третья – управления проектами и четвертая – управления результатом. Соответственно на странице пользователя будут одноименные разделы, где будет информация об образовательных мероприятиях и проектах, в которых он участвует, о его мечтах, а также о достигнутых им результатах. Подытоживая, кратко опишем предназначение каждой системы.

Новые глобальные системы социальной сети

Социальная сеть, как инструмент преображения человека и общества
Система управления образованием. Предназначение: способствовать всестороннему развитию пользователя через познание и сотворчество с другими пользователями. Система позволяет пользователю организовать свои образовательные процессы, в которых он может быть как в роли ученика, так и в роли учителя. В роли ученика он проходит обучение у другого пользователя, в роли преподавателя – проводит обучение других пользователей. В качестве пользователя может быть как человек, так и организация. Данная система является ключевой в социальной сети, поскольку функционально интегрирует социальную сеть с реальным обществом, а структурно проникает в остальные три её системы. Система может работать независимо от остальных.

Система управления мечтами. Предназначение: помощь пользователю в поиске, формулировке и воплощении своей мечты, проработки различных аспектов мечты путем создания инициативных групп, где и происходит её обсуждение между единомышленниками. Главными результатами таких обсуждений является ясное понимание сути мечты у всех единомышленников и образование инициативных групп (наиболее заинтересованных групп пользователей), готовых взяться за реализацию того или иного аспекта мечты. Конечным результатом работы инициативных групп является документированный план, конкретизирующий этапы реализации мечты. В идеальном случае такой план должен представлять собой предпроектную документацию, которая в дальнейшем может быть использована при создании проекта другими заинтересованными группами единомышленников. Такой подход обеспечивает сохранение наработанного материала и обмен им между заинтересованными пользователями.

Система управления проектами. Предназначение: помощь пользователям в управлении проектами. Данная система – инструмент, который позволяет единомышленникам: создавать проекты на основе подготовленного плана (формирование организационной структуры, определение материального и финансового обеспечения, распределение сфер обязанностей и ответственности, адаптация документов к имеющимся условиям), управлять проектами (подготовка: планирование этапов, определение сроков и критериев оценки их выполнения, назначение исполнителей и ответственных; исполнение: оперативный обмен информацией между участниками, контроль выполнения задач каждого участника и проекта в целом), завершать проекты (оценка реализации проекта: успехи и промахи, советы и пожелания другим группам, заинтересованным в реализации подобных проектов).

В настоящее время существует масса программных продуктов предлагающих различные возможности в области управлении проектами15. Поэтому представляется разумным не изобретать «велосипед», а адаптировать наиболее подходящее готовое решение к социальной сети. В систему также необходимо включить две подсистемы, обусловленные её использованием в социальной сети: краудфандинг (совместное финансирование) и краудсорсинг (совместные ресурсы). Первая подсистема должна предоставлять возможность руководителю проекта привлекать денежные и материальные ресурсы пользователей соцсети, вести их учет, обеспечивать прозрачные управление и контроль расходов. Вторая – привлекать специалистов, имеющих необходимые специализацию, образование, опыт работы и навыки.

15Например, boomstarter.ru, bootb.com, kickstarter.com, symbid.com, advanta-group.ru

Система управления результатом. Предназначение: сохранение приобретенных знаний и опыта пользователями, помощь в публикации и продвижении достигнутых ими результатов. Результат здесь понимается в широком смысле. Это и знания и материальные продукты, полученные в ходе образовательного процесса. И достигнутая цель проекта, которая может быть выражена в разработке новой технологии, или в организации нового производства, или в повышении эффективности, экономичности и экологичности существующих технологий, а также это и приобретение каждым участником проекта практических знаний и навыков.

Ожидаемый результат

Почему всё это будет работать?
Потому что человек в силу своей природы стремится к лучшему. Предложенные нововведения в социальной сети дадут ему возможность быстрее и эффективнее найти близких по духу, взглядам и интересам людей, что многого стоит. Проходить обучение, участвуя в интересных и полезных занятиях, находить ответы на свои вопросы и обучать других пользователей. Мечтать совместно с другими пользователями, ставить общие цели и задачи, создавать и осуществлять проекты, добиваться общих и в то же время личных успехов. На деле (а не в пустых разговорах в сети) познать, на что способен лично сам пользователь, какие в нем есть способности и таланты, а также какие они есть у его единомышленников и коллег, что позволит ему лучше понимать и ценить окружающих людей. И при этом получать удовольствие и удовлетворение от затраченных усилий. Всё это задает определенную базу для личностного роста пользователя и его дальнейших успехов.

Личный непосредственный контакт участников в подобной среде создает условия для продуктивных и полноценных знакомств в противовес сегодняшнему «шапочному» знакомству. Обучение, совместная работа людей разных возрастов будет способствовать диалогу между поколениями, их взаимопониманию, укреплению культуры и гармоничному развитию общества.

Участие в образовательных процессах и проектах позволит пользователю получить самый разнообразный опыт и приобрести различные навыки, вырабатывая бережное отношение к труду. При этом использование личного времени пользователем будет максимально эффективно (что особенно актуально в отношении молодежи), т.к. участие в интересных проектах само по себе создает условия, когда пропадает желание терять время на игры и пустое времяпрепровождение.

Осознание пользователем того, что он не одинок, что есть люди готовые ему помочь в поисках ответов на вопросы и реализации его стремлений, ещё больше будет стимулировать его к дальнейшему всестороннему обучению и творческой работе. С другой стороны, пользователи, проводящие обучение и передающие свой опыт, получают удовлетворение от осознания того, что их труды не пропадут даром, а приняты достойными учениками, поддерживающие их взгляды и устремления. Всё это наполнит жизнь смыслом и даст чувство уверенности в завтрашнем дне.

Празднование успешного окончания обучения или проекта, реализация достигнутого результата и тиражирование успешных проектов даст пользователю важное внутреннее чувство уверенности в себе, в своих силах и в способности меняться самому и вместе с собой менять окружающий мир. Осознание этого чувства в группе пользователей произведет эффект «самоиндукции», который ещё больше будет сплачивать сработавшихся участников проекта и заряжать верой в успех участников смежных проектов, стремящихся к одной мечте. Пользователи будут делиться между собой реальными, а не виртуальными, успехами. Всё это даст неоценимые чувства всеобщей поддержки и поможет выстроить созидательный взгляд на жизнь.

Место и роль новой социальной сети

Понимание преимуществ, которое дает внедрение различных элементов социальных сетей, уже сейчас заставляет крупные компании развивать собственные закрытые соцсети. Другими словами, всё больше и больше компаний выстраивают свои социальные миры в общем информационном пространстве. Открытые массовые социальные сети находятся в этом пространстве отдельно от социальных сетей компаний, но взаимодействие между ними в ближайшем будущем будет только нарастать (например, поиск сотрудников, поиск работы, проведение различных мероприятий).

Новая социальная сеть – это общественная система социального развития и проектирования, в которой может принять участие не только каждый пользователь, но и каждый объект информационного пространства (закрытая социальная сеть, компания, госорган и т.д.). Она призвана связать все объекты в информационном пространстве между собой, задавая взаимоотношения между ними и предлагая им универсальные инструменты совместной работы, в результате которой выстраивается единая структура целей, устремлений и миссий.

Основная цель предлагаемых нововведений в социальной сети заключается в помощи человеку в познании самого себя. Другие цели заключаются в помощи поиска близких по духу и взглядам людей и выполняют в системе объединяющую роль. Как следствие реализации этих целей будет налаживаться атмосфера взаимоотношений в обществе и нормализация условий жизни. Лучшее взаимопонимание в обществе, осознание людьми общих целей и совместная над ними работа неминуемо уменьшит количество различных стрессов, страхов и переживаний, положительно отразившись на общем здоровье общества. Восстановление созидающей атмосферы остановит потерю времени и сил человека, что позволит перенаправить их в гармоничное развитие и творчество. Неминуемым образом такая среда будет способствовать воспитанию детей с расширенным и гармоничным восприятием окружающего мира. Это в свою очередь позволит открыть новые технологии, которые позволят изменить жизнь общества в направлении гармоничного сосуществования человека с природой и природы с человеком. Данный процесс будет происходить поэтапно и со скоростью, которая зависит от многих факторов. Представляется, что в настоящих условиях для появления людей, способных осознано работать с энергетическими полями природы, необходимо два-три поколения (40-70 лет).

Естественным следствием происходящих преобразований в человеке и в обществе будет понимание человеком непосредственной цели и смысла своей жизни в данное время и общей своей роли в жизни вселенной. Новые понимание и отношение в обществе восстановят позабытые знания о гармоничной жизни, восстановят связь с источником жизни (Бытия как такового), которая позволит получить ответы на «вечные» вопросы и даст направление дальнейшего развития человечества в целом. Как только такая связь проявится, религии и различные верования уйдут в прошлое естественным образом. В корне измениться отношение между полами, восстановятся их истинные роли. Понимание того, что рождение ребенка это не просто акт появления нового человека на свет, но вызвано задачами, стоящими перед обществом и человечеством в целом, изменит отношение между мужчиной и женщиной, их отношение к зачатию и рождению ребенка, что нормализует численность населения и решит проблему перенаселения. Само по себе гармоничное отношение к природе снизит нагрузку на экологию и загрязнение окружающей среды. Постепенно изменяемая среда приведет к изменению сознания человека, что неминуемым образом отразится на всех сферах человеческой деятельности. И через некоторое время в новых поколениях будут проявлены силы мироздания, которые, став достойными руководителями человечества, и закончат процесс преобразования современной цивилизации.

Вместе с тем, как ранее было сказано, социальная сеть – это всего лишь «костыль для ума», который со временем станет не нужен человеку и затем обществу. Это произойдет по естественным причинам и главным образом в силу того, что в природе человека есть абсолютно всё, что может предоставить социальная сеть. В то же время нельзя сказать, что человечество вовсе откажется от разнообразных инженерных приспособлений, машин и техники, хотя бы потому, что они позволяют на порядки сократить время терраформирования и заселения новых планет – создания новых миров. Поэтапный процесс создания жизни, использующий только полевое воздействие на материю, требует значительно большего времени.

Заключение

Вопреки своим впечатляющим возможностям IT-технологии и, в частности, социальная сеть представляют собой лишь «костыли» для ума, в то время как все возможности, предоставляемые ими, потенциально заложены в самом человеке и могут быть им развиты. Подтверждений этому уже достаточно много и их количество со временем будет только увеличиваться. Автор убежден, что имеющиеся технологии – лишь бледная тень технологий, которыми обладал человек в прошлом. Также не следует испытывать радужных надежд, что появление какой-либо новой технологии способно кардинально изменить жизнь общества в лучшую сторону, как об этом наивно полагали инженер Альфред Нобель, изобретатель Никола Тесла, авиаконструкторы братья Уилбур и Орвил Райт и многие другие гении науки и техники. Новые технологии меняют форму отношений в обществе, но сами отношения – крайне слабо.

Например, технология 3D-печати, ажиотаж вокруг которой в последнее время только нарастает, при всех её потенциальных возможностях неминуемо спровоцирует появление черных рынков 3D-печати: оружия, внутренних органов, продуктов питания, предметов быта и т.д. Потребуется ужесточить законодательство, изменить нормы правопорядка, переписать регулирующие инструкции и т.д. Поэтому, чего будет больше от новой технологии: пользы или вреда – это вопрос того, под чьим контролем они окажутся. Подобные технологии, как и сами социальные сети, могут быть использованы, как и любой другой инструмент, как для решения проблем, так и для их усугубления. Поэтому не хотелось бы, чтобы через 10-20 лет всё было бы так же, как и сейчас: старшее поколение не видит, чтобы за последние 20-30 лет люди в своей массе изменились в лучшую сторону (а, скорее, наоборот), и с опаской смотрит в будущее, которое уготовано их детям и внукам. При этом молодежь их искренне не понимает, т.е. всё та же проблема «отцов и детей».

Многие поднятые проблемы в статье не являются откровениями и прекрасно осознаются большинством людей. В настоящее время трудно представить, что для их решения у социальных сетей есть адекватные и достойные альтернативы. Если говорить о государственных учреждениях, то именно по причине отсутствия реальной заинтересованности со стороны государства в решении насущных проблем общества использование социальных сетей представляется наиболее оптимальным и эффективным способом для самоорганизации общества и решения его проблем. Если же говорить о многочисленных общественных организациях, то для консолидации их усилий и эффективного взаимодействия между собой им, в первую очередь, не хватает единого идейного, концептуального пространства, которое и предлагается создать в новой социальной сети.

Завершая, автор благодарит явных и неявных участников, вдохновивших на написание статьи, надеется, что статья вызовет у читателей живой интерес и обсуждение предложенных нововведений, и готов принять активное участие в дальнейшем их развитии.

Автор: kochetkov_ii

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля