15 заповедей 16 российских стартапов — на примере «Яндекса», «Мегаплана», Ecwid и LinguaLeo

в 16:18, , рубрики: бизнес, кейсы, колонка, Нам пишут, советы, Стратегия, эффективность бизнеса, метки: , , , , , ,

100% успешных российских ИТ-стартапов продуктового типа начинали бизнес не ради денег, а чтобы решить актуальную проблему, и 100% осознанно выбрали продуктовую модель после опыта работы по сервисной модели. Три четверти знаменитых успешных компаний «выстрелили» в кризис, а четыре основателя из пяти любят и хорошо знают математику. К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании GreenBusiness, проанализировав российские IT-стартапы 1990−2015 годов. Roem.ru приводит выводы и примеры из исследования.

***

1. Успейте занять растущую нишу, в которой мало кто понимает и мало кто разбирается

Именно смелость «сделать шаг в неизвестность», протестировать новую и слабо изученную нишу, помогло занять лидерство таким компаниям из нашей выборки, как AmoCRM, Битрикс, Ecwid, Jelastic, Livetex, Мегаплан, Veeam и «Яндекс».

2. В команде должен быть «коммерс» и «технарь», они не должны лезть в епархии друг друга

Успех «Яндекса» и Veeam во многом зависел именно от наличия в ключевой команде проекта талантливых коммерсантов — Ильи Сегаловича в Яндексе и Ратмира Тимашева в Veeam. Были талантливые коммерсанты и в ключевых командах Agnitum, Livetex и Мегаплан.

3. Команда должна дружить с математикой и с математиками

В 85% из выбранных нами компаний основатель (или основатели) имеет математическое образование либо увлекается математикой. Потдверждение этому: Евгений Касперский, Аркадий Волож, Сергей Белоусов, Андрей Баронов — сильные математики, а их компании поддерживают математические факультетов ведущих вузов России.

4. Первая версия должна быть сделана на свои деньги. Финансы должны быть здоровыми на 100%

По такой формуле были созданы первые версии продукта FreshOffice, Parallels, UMI.CMS, Veeam и «Яндекс». Абсолютно здоровые финансы и четкая финансовая дисциплина помогла компании «Битрикс» совершить переход от сервисной к продуктовой модели, а компании Ozon — выжить в жесточайший кризис 1998 года. Наличие работающего бизнеса в смежной сфере либо собственного капитала помогло выпустить первые версии продукта компаниям «Битрикс», Livetex, «Мегаплан», Parallels, UMI.CMS, Unius, Veeam и Яндекс.

5. Хороший вариант — при запуске компании есть заказчик, деньги от которого обеспечивают R&D в продукт

По такой формуле были созданы первые версии продукта ABBYY, AmoCRM, «Битрикс», FreshOffice, Kaspersky, «Мегаплан», Ozon, UMI.CMS, Unius и Яндекс.

6. Проекту полезно совершить «круг почета» по венчурным капиталистам, чтобы получить полезные советы, известность и, возможно, деньги

Эту тактику с успехом применили стартапы 2000-х годов, в том числе Ecwid, FreshOffice, Jelastic, LinguaLeo, Livetex, Ozon и даже «Яндекс», получившие венчурное финансирование от ряда российских и международных фондов.

7. Важно выиграть конкурсы стартапов ради создания своего бренда и известности

Так в нашей подборке поступили Ecwid, Jelastic, LinguaLeo, «Мегаплан», Unius, существенно повысив узнаваемость своих брендов и получив ценную обратную связь от опытных экспертов. Сегодня это нормальная практика для ИТ-стартапов.

8. Для роста и развития проекта следует привлекать экспертов, хотя и не всегда полезно брать в штат людей из крупных компаний

Этот шаг помог FreshOffice, Jelastic, LinguaLeo и Unius для развития их продукта и выбора стратегии выхода на рынок и выстраивания системы продаж.

9. Драйвером развития проекта должно быть не желание заработать денег, а вера в то, что это нужно и полезно

Основатели всех из выбранных проектов в личных интервью в разное время, в той или иной форме признавались, что при запуске своих проектов думали о решении важной проблемы, а не о скором зарабатывании денег. Многие из них не думали о деньгах вообще и не верили, что решаемая ими проблема станет основой для их бизнеса. Яркие примеры — основатель ABBYY Давид Ян и основатель Parallels, Acronis и Runa Capital Сергей Белоусов.

10. Внимательно изучайте ваших конкурентов и находите вашу нишу

За счет внимательного анализа конкурентов и четкой фокусировки добились успеха в условиях жесткой конкуренции Agnitum, AmoCRM, Parallels, Veeam и Яндекс.

11. Принимайте решение о развитии в пользу масштабируемого бизнеса

100% исследованных компаний выбрали продуктовый путь развития после того, как в том или ином виде поработала в модели outsourcing / service provider.

12. Используйте все доступные и уместные способы вовлечения и игрофикации вашего продукта

Боритесь за внимание вашего пользователя! Не отпускайте его. На этом постулате основан успех LinguaLeo и Livetex, обращают особое внимание на эффективное вовлечение своих пользователей в дальнейшее пользование системой FreshOffice и «Мегаплан».

13. Используйте «модные» тренды в решениях дизайна и тарификации, пусть ваш сервис кажется знакомым пользователю

Эту тактику с успехом применяют AmoCRM, Ecwid, FreshOffice, LinguaLeo, Livetex, «Мегаплан», UMI.CMS, Unius и Veeam.

14. Желательно иметь отдушину, которая позволяет не зациклиться на одной теме и замылить взгляд

Основатели таких компаний как ABBYY, Parallels, Veeam и Яндекса — люди с широчайшим кругом интересов. Так Давид Ян помимо ИТ занимается ресторанным бизнесом, Сергей Белоусов поддерживает научные лаборатории, Ратмир Тимашев проводит обучающие курсы для стартаперов, а Аркадий Волож заведует кафедрой «Анализ данных» на факультете инноваций и высоких технологий МФТИ.

15. Кризис — самое лучшее время для запуска перспективного проекта

Этот тезис подтверждают реальные истории сразу двух волн успешных российских ИТ-стартапов. В 1998 году первые шаги делали Agnitum, Kaspersky, Ozon, Parallels и Яндекс. Сергей Котырев, директор «Битрикc», в интервью признается, что в 1998 году «если бы не кризис — может быть, и не ушел бы» из банка. После кризиса 2009 года стартовали или «выстрелили» AmoCRM, Ecwid, FreshOffice, LinguaLeo и Veeam.

Совет Выполнило компаний в выборке Условный Must-Do процент
Успейте занять растущую нишу, в которой мало кто понимает и мало кто разбирается. 9 60%
В команде должен быть «коммерс» и «технарь», они не должны лезть в епархии друг друга. 5 30%
Команда должна дружить с математикой и с математиками. 12 80%
Первая версия должна быть сделана на свои деньги. Финансы должны быть здоровыми на 100%. 8 50%
Хороший вариант — при запуске компании есть заказчик, деньги от которого обеспечивают R&D в продукт. 10 70%
Проекту полезно совершить «круг почета» по венчурным капиталистам, чтобы получить полезные советы, известность и деньги. 7 50%
Важно выиграть какие-то конкурсы стартапов ради создания своего бренда и известности. 5 30%
Для роста и развития проекта следует привлекать экспертов, но не всегда полезно брать в штат людей из крупных компаний. 4 25%
Драйвером развития проекта должно быть не желание заработать денег, а вера в то, что это нужно и полезно. 16 100%
Внимательно изучайте ваших конкурентов и находите вашу нишу. 5 30%
Осознанно выбирайте масштабируемую модель бизнеса 16 100%
Используйте все доступные и уместные способы вовлечения и игрофикации вашего продукта. 4 25%
Используйте «модные» тренды в решениях дизайна и тарификации, пусть ваш сервис кажется знакомым пользователю. 9 60%
Желательно иметь отдушину, которая позволяет не зациклиться на одной теме и замылить взгляд. 4 25%
Кризис — самое лучшее время для запуска перспективного проекта. 11 75%

Ecwid

Платформа для быстрого создания интернет-магазинов по модели SaaS. Создателями данной платформы являются Руслан Р. Фазлыев и Дмитрий Негода разработчики из Ульяновска, авторы популярного и известного движка для электронной коммерции X-Cart. Основан Эквид на технологии Ajax, в связи с чем его интерфейс является достаточно презентабельным. В добавок ко всему Ecwid почти бесплатен. В третьих его можно встроить на любой сайт как счётчик или блок социальных закладок. Последний факт является его основным преимуществом, так как это действительно удобно. Очень часто, когда сайт уже имеется в наличии, а движок не позволяет создать полноценный магазин или же вообще отсутствует такая возможность, то такой SaaS сервис является весьма полезным. Запуску проекта предшествовал запуск и успешная раскрутка другого сервиса из сегмента e-commerce — проекта X-Cart. После запуска Ecwid эти два проекта стали конкурентами.

Что компания применила из «русского рецепта»:

  • решение четкой проблемы — достижение низкой стоимости разработки и владения интернет-магазина
  • основатели проекта дружат с математикой
  • наличие free версии
  • опыт запуска похожего проекта до Ecwid (X-Cart)
  • разработка базовой версии продукта за свой счет
  • наличие заказчиков, окупавших R&D
  • «Круг почета» по ИТ-инвесторам, начиная с Runa Capital

LinguaLeo

LinguaLeo — образовательная платформа для изучения и практики иностранного языка, построенная на игровой механике. Первоначально русскоязычный сервис локализован для турецкого и бразильского рынка. У LinguaLeo более 10 миллионов зарегистрированных пользователей.

Сервис доступен через приложения для iOS, Android и Windows Phone, как веб-приложение и расширение для браузеров Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera и Safari.

Что компания применила из «русского рецепта»:

  • Решает нетрадиционную, но актуальную проблему: «люди устали от сухого скучного обучения»
  • Активно используется геймификация и другие способы вовлечения
  • Популярная, «модная» модель тарификации по курсам, ощущение, будто ты в интернет-магазине
  • Минимизация расходов на R&D путем вывоза команды в Тайланд
  • Последовательное участие и выигрыш конкурсов стартаперов
  • Наличие «запасных аэродромов» — зарубежных рынков

«Мегаплан»

Одна из первых облачных систем комплексной автоматизации бизнеса высокой степени готовности на облачной платформе.

Что компания применила из «русского рецепта»:

  • продукт решает четкую проблему неудобные и дорогие системы автоматизации бизнеса. Нужна была одна понятная простая система.
  • Мегаплан разрабатывался для большого клиента компании Utinet.
  • после выполнения заказа Ютинета компания сознательно отказывается от заказной разработки и следует продуктовой стратегии.
  • успешное использование «эффекта платформы» объединения блоков функционала в рамках одной системы
  • «модная» и доступная тарификация по модели SaaS
  • активная работа с малым и средним бизнесом, которая позволила выйти на крупные внедрения в именитые компании
  • основатель — математик (мехмат МГУ)
  • активно использовали игрофикацию при первом использовании появляются симпатичные подсказывающие стрелочки, текстовые подсказки, нового пользователя встречает всплывающее обучающее видео
  • компания пиарила и продвигала себя, выигрывая конкурсы стартапов
  • компания обращала внимание на привлекательность пользовательского интерфейса.

«Яндекс»

Что компания применила из «русского рецепта»:

  • Основатель компании отлично дружил с математикой и математиками, привлекая сильных программистов из московских математических вузов;
  • До основания Яндекса команда занималась торговым и сервисным бизнесом — компания CompTek, которой руководил Волож, продавала компьютеры и монтировала сетевое оборудование, став к 1999 году одной из лидирующих компаний в РФ в данном сегменте;
  • Основатель решал актуальную проблему, связанную с поиском информации в растущем российском сегменте интернета; поисковые машины в то время не отличались совершенством возможностей;
  • Первая версия продукта была написана в 1996 в рамках развития компании CompTek и демонстрировалась как рекламный ход на выставке;
  • При запуске проекта в команде был талантливый «коммерсант» Илья Сегалович;
  • В определенный момент основатель проявил стратегическую дальновидность и не отдал контроля над компанией в обмен на инвесторские деньги;
  • Компания сумела успешно конкурировать с мировым гигантом Google за счет детального конкурентного анализа и четкой фокусировки по территориям и функциональным возможностям своего продукта;
  • Основатель компании Аркадий Волож помимо бизнеса ведет научную работу, являясь заведующим кафедрой анализа данных МФТИ.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля