Борис Пастухов, MedAboutMe.ru: «Многие инвесторы понимают, что медицина – это здорово»

в 12:00, , рубрики: big data, MedAboutMe.ru, Борис Пастухов, ЕМИАС, законотворчество, здоровье, инвестиции, интервью, кейсы, Москва, Подмосковье, советы, Текучка, метки: , , , , , , , , , , , ,

Использование технологий на благо здоровья – одна из самых «горячих» тем. В этой сфере ежедневно появляется множество сервисов и устройств. Часть из них не «взлетает», зато другая заметно меняет то, как мы заботимся о себе. О том, как сфера Digital Health выглядит с точки зрения специалиста в здравоохранении и страховании, roem.ru поговорил с предпринимателем и инвестором Борисом Пастуховым.

Какими бывают медицинские проекты в интернете, чем они занимаются?

Понятно, что все проекты на стыке медицины и IT так или иначе касаются системы здравоохранения. Медицинские учреждения сейчас стоят перед необходимостью автоматизировать и структурировать свои рабочие процессы. Так что первая группа проектов – те, которые решают такие задачи. Сюда относится разработка медицинской информационной системы (МИС), электронных медицинских карт, механизма записи на прием к врачу.

Вторая группа – проекты, обеспечивающие «считывание» информации о самочувствии человека. Речь идет о гаджетах, которые позволяют понимать, как чувствует себя человек при физических нагрузках или в течение дня (умные часы, фитнес-трекеры).

Третья группа связана с Big Data. Большие массивы данных возникают в интернете сами собой, но с ними возникает и задача их анализа и использования на благо пользователей. Например, в социальной сети «Доктор на работе» генерируется огромное количество контента. Вся эта информация, если ее правильно структурировать, может помочь усовершенствовать существующие методики лечения.

Какие рунет-проекты в этой области кажутся вам наиболее интересными?

Мне интересны проекты с наиболее востребованными у пользователей сервисами – консультированием у врачей через интернет и записью на прием к специалисту.

Со вторым сервисом все понятно – человек записывается на прием к врачу в удобное ему время (наиболее удачное решение такой услуги, на мой взгляд, у ЕМИАС). С первым немного сложнее: есть опасность, что консультирование может быть неэффективно, если под рукой нет необходимых данных о пациенте. Однако услуга явно востребована – судя, допустим, по Health@Mail.ru, вопросов у пациентов много, и они требуют ответа.

Еще один интересный и перспективный сервис – удаленный мониторинг, который бы позволял врачам и медицинским учреждениям получать необходимую информацию о пациентах. Он дает возможность врачу получить более объективную и динамическую информацию о самочувствии человека. Такой сервис уже внедрен в Москве и Московской области в некоторых клиниках. Например, в МОНИКИ, ГНИЦПМ. Услугу удаленного мониторинга предлагают и некоторые частные проекты («МедТелеСервис»).

Какие тренды в Digital Health вы сейчас наблюдаете?

В США активно развиваются сервисы, позволяющие получить помощь врача удаленно. В 2016 году аналитики ожидают резкий рост количества крупных компаний, которые будут предлагать своим сотрудникам возможность пользования телемедицинскими сервисами. Например, телемедицинскими киосками компании American Well, которые позволяют пациентам общаться с сертифицированными специалистами, не покидая офиса. В сравнении с услугами обычных клиник, подобные киоски помогают корпорациям значительно снизить затраты на лечение своих сотрудников.

Не менее перспективный тренд в Digital Health – использование фитнес-гаджетов в медицинских целях. Пример – проект компании Intel по удаленному круглосуточному мониторингу пациентов с болезнью Паркинсона. В ходе исследований ученые собирали данные с помощью «умных» часов, а для структурирования полученной информации использовали метод анализа Big Data.

Совпадают ли российские тренды с западными? Есть ли интересные российские разработки, не имеющие западных аналогов?

Тренды в развитии сервисов зависят от нужд потребителей, для которых они реализуются. В России и на Западе у потребителей разные потребности, разные финансовые возможности, разная культура отношения к собственному здоровью. Использовать гаджеты для отслеживания показателей своего здоровья в Америке в порядке вещей, поэтому там активно развивается направление, связанное с использованием носимых устройств. У нас же гаджеты не пользуются такой высокой популярностью, зато активно развиваются сервисы.

Есть и схожие моменты. У нас, как и на Западе, востребованы две категории сервисов – бесплатные и не требующие ручного ввода данных в процессе их использования.

Что касается технологий, которые опережают западные… Наша отечественная разработка – браслеты Healbe GoBe, которые, по словам производителей, автоматически измеряют количество потребленных и потраченных калорий. Если это так, то это действительно уникальное устройство.

Сложно ли быть медицинским проектом в России?

Скажем так: медицинским проектом быть очень нелегко. По многим причинам. Первое – непонятно, кто должен быть инициатором этого проекта. Если есть человек, который имеет опыт в области медицины и не имеет опыта в области интернет-технологий, он может легко попасться на простых вещах. Например, на SEO-оптимизации, когда неопытный SEO-специалист загоняет твой сайт под спам-фильтр. Если же ты – айтишник и не знаешь медицины, сгоришь на непонимании того, какого качества контент нужен сейчас потребителю, отвечает ли он требованиям законодательства или Минздрава.

Кроме того, есть еще и юридические нюансы. Например, до сих пор нет четких правил по оказанию телемедицинских услуг, не проработан механизм защиты данных о пациентах и т.п. Но процесс не стоит на месте. Некоторое время назад специалисты ФРИИ при участии комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации и Минздрава подготовили текст законопроекта по оказанию телемедицинских услуг, в котором были прописаны механизмы их внедрения.

Сейчас рядовых пользователей не особенно волнуют проблемы телемедицины, а вот запрет на доставку препаратов из интернет-аптек вызвал негативную реакцию в обществе. Как вы, возможно, знаете, 1 июля вступил в силу закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г.N 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 61 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»». Фактически, изменения ограничили возможность доставки лекарств интернет-аптекам, у которых есть лицензия на их продажу. Будем надеяться, что в скором времени в этот законопроект будут внесены поправки, учитывающие юридический статус аптек.

Готовы ли инвесторы вкладываться в медицинские стартапы? Что их привлекает или, наоборот, отталкивает?

Здесь я отметил бы несколько моментов. Первый: многие инвесторы понимают, что медицина – это здорово! За ней – будущее: очень много интересных вещей, которые можно было бы развивать. Но возникает вопрос, будет ли развитие благотворительным, или сервисы можно будет монетизировать. И здесь есть проблемы, связанные поиском ниши для этой самой монетизации. Успешные примеры проектов, приносящих прибыль, есть (например, DocDoc с записью в частные клиники), но их немного. Зато, если ниша найдена, то ваш проект с большой вероятностью станет лидером рынка.

В тоже время, если ваш проект не приносит прибыли, то, что вы делаете – это уже Большое Дело. В конце концов, существуют социальные и благотворительные инициативы. А кому, как не частным инвесторам, их реализовывать.

Отмечу важный момент по поводу финансирования: на Западе есть практика, когда медицинские IT-проекты получают материальную поддержку со стороны страховых компаний. У нас о таком опыте я не слышал.

Почему вы инвестировали в проект MedAboutMe.ru, чем он актуален?

Миллионы людей ежедневно ищут медицинскую информацию, а интернет – это большое количество контента самого разного качества. Задача портала MedAboutMe – дать пользователям актуальную медицинскую информацию и полезные, востребованные сервисы. Для удобства MedAboutMe разделен на три части, каждая из которых рассчитана на определенную целевую аудиторию: «Здоровье», «Образ жизни» и «Мать и дитя».

Отмечу главное: мы – против самолечения. Наша задача – отправить человека к специалисту, если это необходимо, и обеспечить своевременную профилактику. Особенно эффективны для этого мобильные приложения, поэтому мы создали приложение «МетеоДоктор» – чтобы метеочувствительные люди могли своевременно защититься от капризов природы. Также в планах мобильное приложение для путешественников и трекер питания.


О спикере: Борис Пастухов – предприниматель, инвестор, академик, кандидат экономических наук. Автор механизма страхования военнослужащих, используемой Правительством РФ. Был основателем и генеральным директором Военно-страховой компании, затем Промышленно-страховой компании (ныне Страховая Группа «УралСиб»), а позже Страховой компании правоохранительных органов. Основатель и генеральный директор «Национальной Медицинской Компании». Инвестор проекта MedAboutMe.ru.

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js