Как мы выбирались из «Минусинска» и что мы по этому поводу хотим сказать «Яндексу»

в 15:12, , рубрики: seo, кейсы, Минусинск, Нам пишут, Оценка трафика, поиск, советы, яндекс

Наша компания «101 Отель» работает в сфере онлайн-бронирования гостиниц уже более шести лет. Может мы и не на таком слуху, как наши конкуренты, но определенных успехов достигли. К примеру, среди каналов продаж в системе TravelLine мы находимся на втором месте, опережая ostrovok.ru.

Сайт компании находился под Минусинском с 19 часов 18 сентября до 20 часов 4 декабря (вот такие веселые пятничные вечера у Яндекса). Наш ссылочный профиль:

Как мы выбирались из «Минусинска» и что мы по этому поводу хотим сказать «Яндексу» - 1

Далеко не всем будет интересна полная история нашей борьбы с санкциями, поэтому хотим поделиться только некоторыми выводами.

1. Минусинск реально приносит пользу

Тот, кто никогда вплотную не занимался seo, с трудом сможет вообразить до каких масштабов разросся рынок продажи ссылок и к каким последствиям это приводит. Неприятно думать, что люди до сих пор тратили столько денег и времени на захламление рунета. После начала работы Минусинска ситуация стремительно изменяется в лучшую сторону, люди перестают платить за откровенный мусор, который теперь не дает ничего, кроме увеличения вероятности получить санкции. Спонсирование значительной части псевдосайтов сходит на нет.

Узнав о появлении Минусинска мы действительно обрадовались. И еще больше обрадовались, когда в первые две волны санкций с горизонта смыло двух наших конкурентов.

2. Минусинск очень опасен

Если вы попали под санкции, то вы уже сильно проиграли. Если на ваш проект ведут арендные SEO-ссылки или когда-либо закупались «вечные ссылки», то вас могут настичь санкции. И что важно: никто заранее предупреждать об этом не будет!

При обнаружении Минусинска 2−4 месяца страданий вам обеспечено. Вы потеряете много посетителей и, вероятно, много денег и времени, в том числе на снятие ссылок. Но главное: пострадают ваши нервы. Вам неожиданно понадобиться:

  • выискивать контакты владельцев кучи заброшенных сайтов;
  • выслушивать требования перевести 3−5 тысяч рублей за удаление статьи, потому что «дешевле это как-то несерьезно», не смотря на то, что за размещение когда-то было заплачено всего 150 рублей;
  • снимать ссылки с тех же сайтов, на которых стоят такие же ссылки на ваших конкурентов;

и еще много разных неприятных вещей.

Вот так было у нас (визиты на сайт из Яндекса):

101minusinsk1

Очень помогало, что Яндекс забрал не весь трафик, но всё равно это была катастрофа.

А тут всё особенно красиво:

Как мы выбирались из «Минусинска» и что мы по этому поводу хотим сказать «Яндексу»

Да, в данный момент видимость сайта в Яндексе по самым важным для нас запросам уменьшилась на 20% (их мы продвигали наиболее активно). Но по остальным ситуация лучше. В Google по основным запросам ничего не поменялось, а по второстепенным наблюдается заметный рост.

В итоге:

  • За более чем 5 лет покупки ссылок мы потратили около 2.15 млн рублей (это включая зарплату сотрудникам).
  • Всего за менее чем три месяца на борьбу с Минусинском мы потратили почти 1.5 млн рублей.
  • Упущенная прибыль из-за отсутствующего трафика исчисляется миллионами рублей;
  • На время было заморожено развитие сайта — было не до этого.

3. Одни правила для всех

Даже если вы тратите десятки миллионов рублей в месяц в Яндекс.Директе, не надейтесь на какие-то привилегии. К вам будут относится так же, как и ко всем остальным. Максимум вы можете рассчитывать на откровенную фразу от вашего озадаченного менеджера в Яндекс.Директе: «Вы сняли много ссылок, сотрудники «Яндекс Поиска» видят это, но всё же ссылок осталось еще очень много, они говорят нужно удалять еще, всё в ваших руках; очень сожалеем, но больше ничем не можем помочь». А это не информативнее ответов от тех. поддержки.

На эффект от заказных писем с жалобами и завуалированными угрозами, или помощь от знакомых, работающих в Яндексе — тоже не надейтесь. Лично мы и в офис к ним приезжали, нас приняли, послушали — но это совершенно никак не помогло.

4. Ссылок придется снять больше, чем кажется, если не ещё больше

Если вы выбрали стратегию снимать только часть купленных ссылок, то вы рискуете остаться под фильтром на более длительный срок.

Можем лишь порекомендовать следить за количеством снятых ссылок, которые остались в индексе Яндекса — это поможет адекватно оценивать ситуацию и вовремя предпринять дополнительные меры.

У нас же вышло целых семь этапов осознания, что придется снимать еще больше ссылок. От первого лица это было примерно так:

  • последние 2.5 года мы следили за высоким качеством покупаемых ссылок, поэтому давайте снимем только самые убогие (и с самых заспамленных ссылками сайтов); процентов 40 снимем и хватит; примеры выраженной убогости:

Как мы выбирались из «Минусинска» и что мы по этому поводу хотим сказать «Яндексу» - 4

  • ого, как много вечных ссылок в биржах с псевдосайтов, давайте их все удалять;
  • ого, как много ссылок, отсутствующих в биржах, можно найти с помощью яндекс вебмастера; давайте отфильтруем вручную все SEO-ссылки и удалим еще;
  • ого, техническая поддержка Яндекса присылает в примерах SEO-ссылок неплохие тематические статьи с незаспамленных сайтов, и со свежими ссылками за 2015 год тоже, причем некоторые из них безанкорные. Еще и говорят, что «ссылок осталось очень много». Беда! Нужно удалять намного больше!
  • ого, страницы, которые не работали, спустя время могут начать работать;
  • ого, если ссылка была не в индексе яндекса, то в течение следующей недели она может туда попасть;
  • ого! Яндекс вебмастер показывает не все ссылки, которые присутствуют в индексе яндекса; давайте соединять анализ с выгрузкой из ahrefs.com и найдем еще дерьмоссылок.

В итоге за 5 дней до снятия санкций из найденных 1880 «вечных» SEO-ссылок было решено не трогать лишь 40 самых качественных и адекватных (кроме них у нас более 1000 хороших естественных ссылок), и еще 60 нам просто не удалось удалить. То-есть в итоге мы достигли более чем 96 процентную эффективность! (но лучше не думать какой ценой). Что касается биржевых ссылок с помесячной оплатой — мы не оставили ни одной, хоть и не сразу пришли к этому.

5. Размещение ссылок старыми методами не поможет разбавить ссылочный профиль естественностью

Мы наблюдали как наш конкурент, надолго застрявший под санкциями, пытался разбавить ссылочную массу, размещая обыкновенные статьи с ссылками через miralinks со средней стоимостью (1 000 — 2 000 рублей) в то время, как мы с них удалялись. Из-под Минусинска они вышли одновременно с нами, но попали туда на несколько месяцев раньше.

Мы не рекомендуем делать как они. Если невооруженным взглядом с ходу видно, что ссылка покупная, скорее всего это также очевидно и роботу, и это не может разбавить ссылочную массу естественностью. Может и негативно она не повлияет, но зато её может увидеть сотрудник Яндекса, что в свою очередь теоретически может повлиять на решение не снимать санкции (объяснение смотрите в пункте № 6).

Еще один довод: в переписке с технической поддержкой Яндекс присылал нам в примерах SEO-ссылки (ведущие на наш сайт), размещенные в июле 2015 года.

6. Рассказывайте технической поддержке Яндекса о проделанной работе

При переписке с технической поддержкой Яндекса складывается впечатление, что они знают меньше, чем вы сами можете найти на официальных конференциях о Минусинске.

Самое полезное произойдет, когда вы напишете сердечное письмо, что очень постарались и считаете, что сняли достаточно ссылок, с подробным описанием результатов — тогда вам могут прислать примеры еще не снятых SEO-ссылок. На большее не рассчитывайте. Это же письмо можете отправить через 3−6 дней (мы делали так с одним и тем же письмом семь раз, на четыре из них в ответ прислали примеры ссылок; а шаблонный ответ последовал всего 2 раза).

Нам показалось, что сотрудники технической поддержки всё-таки могут быстро (но грубо) оценить количество оставшихся SEO-ссылок на сайт в индексе Яндекса и вручную проверять, остались ли они на месте. Учитывая это, пытаться их как-то обмануть нет смысла. В случае обмана вы вероятно будете получать лишь неинформативные шаблонные ответы.

7. Самое подходящее время для оптимизации контекстной рекламы

Наложение санкций поставило нашу компанию в сильную зависимость от эффективности контекстной рекламы. Мы принялись за её оптимизацию. Раньше этим занимался отдел из двух человек, теперь он расширился до пяти, плюс подкорректировали методику. В результате ROI вырос на 7.5%.

Это частично компенсировало санкции, а главное — эффект остался и после их исчезновения.

8. Проверяйте вручную ссылки с сайтов под фильтром АГС

  • Встречали несколько раз, что под фильтром АГС находились качественные сайты и с них стояли естественные ссылки. К примеру, так было с сайтом travel.drom.ru; фильтр с них вскоре сняли, а ссылку по нашей просьбе они уже удалили (зря мы поручили обзвон всех сайтов под АГС обычным менеджерам, предварительно не изучив ссылки).
  • Встречали много раз, что с одного и того же сайта под АГС присутствовали и SEO-ссылки, и естественные. В таких случаях мы удаляли только SEO-ссылки.

9. Не переплачивайте за ускорение индексации

Средств мы не жалели и всеми способами пытались ускорить индексацию. Вот наши опробованные методы в порядке убывания эффективности:

  1. Размещение ссылок на главной странице нашего сайта и сайтов некоторых партнеров (ставили по 250 ссылок и периодически их меняли, на семи сайтах). Ссылки были скрыты от пользователей.
  2. Под конец использовали сервис getbot.guru. Эффективность адекватно оценить не успели (спустя неделю использования сервиса санкции уже сняли), но цены там очень демократичные, мы прогоняли одни и те же ссылки сразу на двух тарифах для надежности.
  3. Твиты мы покупали сначала по 15−30 рублей за штуку в блогуне (хорошо, что много купить не успели), потом нашли другой сервис и платили по 3−5 рублей. Размещали от 5 до 15 твитов на каждую страницу. Эффективность нам показалось очень низкой.
  4. Еще мы истратили 77 000 рублей на аренду ссылок в sape.ru с главных страниц сайтов с ТИЦ от 20, SR от 4 и еще некоторыми параметрами. Параллельно с остальными способами покупали по 2−5 ссылок на каждую страницу и ждали неделю; и так несколько раз. Кажется всё это было зря, но руководство настояло на использовании всех возможностей для ускорения результата. Ссылки с нашего и партнерских сайтов ускоряли индексацию лучше (это были более качественные сайты, чем в sape). В итоге: это дорогой и неэффективный способ, либо его нужно использовать как-то хитрее.

10. Появился рынок снятия ссылок

Чуть меньше половины людей действительно снимают ссылки бесплатно. Остальные просят заплатить от 100 до 5000 рублей! Причем когда мы только попали под санкции — просили от 100 до 200 рублей, под конец чаще называли суммы в 300−500 рублей и выше (1000−3000 руб, два раза просили еще больше). Вероятно тенденция увеличения цен продолжится. Люди часто раздраженные. Один бедный сайтовод откровенно рассказал, что Яндекс полностью перекрыл ему доход, а эти копейки его не интересуют.

С таким положением дел старые «вечные ссылки» на псевдосайтахсайтах превращаются в неплохой актив и они получают причину на жизнь. Яндекс не обращает на это внимание.

Кстати, нам раз 10 предлагали снять санкции за 50−250 тысяч рублей в течение двух месяцев. Многие заявляли, что мы занимаемся глупостью и удаляем слишком много ссылок. Но нам нужен был 100%-й и быстрый результат. Также многие заявляли, что по их мнению (подчеркиваем — по их, мы тут не причем) Минусинск накладывается и снимается вручную, во многих случаях со скрытыми мотивами.

Обращение к Яндексу

Здесь хочется пожаловаться. Хоть уже и нет таких отрицательных эмоций, как во время борьбы с Минусинском (после избавления от него мы чувствовали эйфорию и усталость). Но во время неё — мы были очень злые, раздраженные, негодующие. Всё казалось неправильным и непонятным спланированным заговором против нас.

Почему нет предупредительных писем?

Не понимаем почему Яндекс не высылает предупреждение хотя бы за 4 недели до наложения санкций. За месяц ситуацию с трудом можно исправить, но как минимум это уменьшило бы продолжительность отрицательных эффектов и было бы более гуманно. Робот Яндекса обновления на страницах замечает порой даже дольше 4 недель.

Без личного предупреждения санкции принимают резкий и жесткий облик. Почему мы это заслужили? Мы не преступники какие-то и всегда старались выбирать максимально белые методы продвижения (в первую очередь постоянно работаем над улучшением сервиса и сайта, максимально сотрудничаем с сервисами Яндекса; в том числе тратим на рекламу десятки миллионов рублей). С 2010 года мы «баловались» ссылками, но только потому что Яндекс поставил нас в такое положение, когда это приносит стабильный результат.

В течение последнего года мы полностью изменили подход, двигались в верном направлении, хоть и не так стремительно. И тут приходит Яндекс и просто бьет нас по голове, заставляя всю компанию работать в тяжелейших условиях, испытывая нервы десятков сотрудников, заставляя в срочном порядке за счет других ресурсов бросить все силы на удаление тысяч старых «вечных ссылок». Развитие сайта компании на 2 месяца заморозилось — на это не хватало ни физических, ни моральных сил.

На конференциях представители Яндекса в ответ на вопрос об отсутствии предупреждающих писем отвечают, что о санкциях уже все знают и этого достаточно. Что если бы хотели — все ссылки давно бы уже сняли. Так вот, постепенно снимать ссылки мы начали давно. И никто из наших конкурентов их особо не снимает (тем более резко), кроме тех, кто попал под санкции.

Яндексу остается действовать с позиции силы, но её можно было бы смягчить с помощью предупредительного взаимодействия. Мы подозреваем, что и для самого Яндекса автоматически выслать одно предупреждение, проявив таким образом вежливость, лояльность и заботу, куда лучше, чем отвечать на сотню гневных обращений в техническую поддержку и принимать в своих офисах гостей по неприятным поводам.

Почему сотрудники технической поддержки так мало знают?

Они не могли внятно ответить, нужно ли удалять «вечные nofollow SEO-ссылки», нужно ли удалять ссылки с каких-то сомнительных интернет-каталогов на которых мы не сами размещались, ни как высчитать процент SEO-ссылок, ни почему в Яндекс Вебмастере отображается настолько неактуальная информация и далеко не все SEO-ссылки, которые есть в индексе того же Яндекса, и, самое главное, достаточно ли уже снято SEO-ссылок.

Они знают только, что «надо удалять все SEO-ссылки и ждать пока робот это обнаружит». Так вот представьте руководство компании, которое бросило все дела и пытается вместе с остальными сотрудниками уговорить вебмастеров снять ссылки, нанимает для некоторых из них хакеров, чтобы восстановить пароли от старых сайтов и занимается прочей ерундой, потому что нужно «удалять еще ссылки» и никто не знает сколько. Напомню, мы добились удаления 96% вечных ссылок. Помимо нас, благодаря нашим стараниям, страдали вебмастера, юристы, и даже полиция.

Яндекс.Вебмастер как помощник слабоват

Повторимся, мы замечали, что в Яндекс Вебмастере выгружаются не все актуальные ссылки из индекса поисковика. А каждое обновление поисковой базы приходится анализировать весь файл со ссылками целиком. Информации в нем крайней мало, из-за чего этот процесс очень усложняется. Нам больше понравилось работать с ahrefs.com.

Уважаемые сотрудники Яндекса, пожалуйста, берегите силы, время и нервы ваших партнеров. Мы же со своей стороны готовы продолжать честное сотрудничество и следовать всем вашим рекомендациям.

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js