- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как мы запускали в Саранске спецкурс по программированию для студентов

Я достаточно часто вижу громкие анонсы образовательных инициатив больших IT-компаний и, если честно, не припомню статей про активности небольших, а ведь они тоже вкладывают собственные ресурсы в обучение профильных специалистов. Причем сопоставимые с ресурсами, которые вкладывают большие холдинги. Я хочу восстановить справедливость и рассказать, как пять лет назад наш (тогда еще) стартап создал в Саранске сообщество программистов FoxDevs и запустил курсы по веб-программированию в ведущем вузе Мордовии. Сейчас, скорее всего, открыть свои курсы для разработчиков в Москве или Питере маленькой компании вряд ли возможно — слишком велика конкуренция. Но есть еще много других городов и, возможно, самым небезразличным к будущему российской IT-индустрии пригодится наш опыт.

Александр Коваль, президент Codemasters International, основатель TruVisibility.agency

Началось все с того, что пять лет назад, в ноябре 2010 года, я впервые приехал в Саранск, пообщался с несколькими компаниями и обнаружил, что в городе нет никакой площадки для общения IT-специалистов. То есть никто не собирал встреч, не организовывал хакатоны, не проводил конференций и семинаров. Я тогда уже десять лет жил в Америке — сначала в Кремниевой долине, потом во Флориде. И разница в том, как живёт и развивается IT­-комьюнити, конечно же, была колоссальная.

Тогда я только запустил свою первую компанию Codemasters International и решил не просто открыть в Саранске офис компании, но и собрать сообщество — чтобы компания была открыта, и программисты могли приходить к нам не только по делам, но и пообщаться друг с другом. Таким образом устроены лучшие IT-компании в Штатах, и мне хотелось сделать такую же в России. Так появился FoxDevs (лиса — символ города) — площадка, где каждый мог поделиться своими знаниями. Жизнь забурлила очень быстро: сначала собирались сами, чтобы обмениваться опытом и общаться, затем стали приглашать спикеров из других городов, выезжать на крупные конференции, организовывать соревнования. Помощи ждать было неоткуда и не от кого — все делали (как, впрочем, делаем и сейчас) исключительно на свои деньги.

Потом стало очевидно, что для дальнейшего роста только лишь самообразования недостаточно. Да, в Саранске много талантливых ребят, хорошее академическое образование, но реального профессионального обучения как такового не было. Тогда мы открыли первый в Мордовии центр сертификации Microsoft — обучили своих сотрудников, которые, получив сертификаты, стали проводить обучение вовне и работать в нашей юзер-группе. Тогда же впервые возникла мысль о том, что неплохо было бы и со студентами работать — многие после школы уезжают в другие города, а хотелось, чтоб оставались учиться в Саранске и потом работать по профессии в своём же городе.

Я слышал, как многие ИТ-компании жалуются, что с вузами бывает трудно договориться, что они не заинтересованы. Возможно, нам повезло — администрация факультета математики и информационных технологий Мордовского университетазаинтересовалась тем, чтобы студенты получали не только академические знания, но и практические навыки. Возможно, роль сыграло и то, что в университете знали про наш FoxDevs — приходили на занятия, общались с нашими тренерами. Так или иначе деканат не просто принял нашу идею, но и начал подталкивать к тому, чтобы мы запустили свой курс как можно быстрее. И более того, предложил, чтобы наш курс засчитывался студентам как спецкурс.

Первый набор

Скажу сразу, что нам пришлось прилично вложиться перед первым набором — не только деньгами, но, главным образом, временем наших топовых разработчиков. В первую очередь необходимо было составить учебный план, подготовить учебное пространство и, конечно же, регулярно проводить занятия. Денежные затраты были не столько ощутимы: мы купили проектор и экран. Впрочем, второй и третий годы обучения в этом смысле обошлись нам гораздо дешевле — программа отполировалась по ходу, а один из выпускников стал преподавателем, разгрузив штатных программистов.

С учебным планом пришлось повозиться — ребята, которые вызвались вести курсы, не педагоги, а программисты. Они хорошо умеют писать код, а вот с учебной программой столкнулись впервые. Поэтому мы не стали усложнять и без того непростую задачу и расписывать подробную программу занятий. Для начала мы выбрали основные темы, которые должны знать студенты к началу стажировки в компании, и типовые задачи, которые они должны научиться решать. Поскольку мы не хотели изобретать велосипед, мы взяли за основу отлично проработанный материал для подготовки к экзаменам Microsoft.

Как я уже говорил, у нас были сертифицированные сотрудники, которые могли обучать технологиям Microsoft. Ну, а в остальном позволили себе немного импровизации. При этом у нас было определённое расписание занятий и список заданий, которые мы готовили постепенно в течение всего года. Почему именно Microsoft? Во-первых, технологии этой компании занимают примерно половину мирового рынка, а это значит, что специалисты будут востребованы. И во-вторых, у нас есть возможность и квалификация создать тренинг мирового уровня, который заканчивается получением престижного сертификата.

Сейчас нас иногда упрекают, что мы привязываем студентов к стеку Microsoft/.NET/C#. Но, во-первых, знания, которые мы даем, не всегда привязаны к этому стеку и переносимы на другие платформы (Java, к примеру), а, во-вторых, один из курсов (HTML5/JS/CSS) вообще не связан с технологиями Microsoft и посвящен разработке современного фронтенда.

Следующий этап — собеседование и отбор. Даже в первый год желающих было немало, а нам нужно было выбрать всего пятнадцать человек. Как это происходит? В течение нескольких дней мы проводим собеседования и оцениваем перспективы каждого студента. Чётких критериев типа тестов с баллами у нас нет — оценка происходит чисто субъективная. Главное, на что мы смотрим в первую очередь, — желание студента стать профессиональным разработчиком. Кроме этого, мы оцениваем готовность работать в команде и коммуникабельность. Что касается навыков, то здесь мы не слишком требовательны, но преимущество отдается тем, кто уже продвинулся на этом пути.

Сергей Белоусов: Как с помощью университетов ускорить российскую ИТ-отрасль [1]

Учебный процесс

Как я сказал, учебную программу мы составляли в процессе проведения курса в течение года. Хорошо это или плохо — я не знаю. Но для нас это был единственно верный путь, так как по ходу мы могли уточнять и дополнять ту или иную тему, корректировать количество времени на теорию или практику. Наш курс, в основном, имеет практическую направленность, а лекционная часть представляет собой разбор сложных моментов, с которыми сталкиваются студенты, или обсуждение лучших практик, сложившихся в индустрии разработки.

В процессе прохождения курсов студенты выполняют лабораторные работы, которые включают в себя все темы, входящие в состав официального курса Microsoft. К работе же в компании Codemasters International студенты приступают, успешно пройдя один или несколько курсов и показав хорошие результаты. Задания бывают не только индивидуальные, но и командные, поскольку перед нами стоит задача не просто обучить студентов азам программирования, но еще и привить им навык работы в команде в условиях, приближенных к боевым, чтобы придя в проект, они сразу могли полноценно включиться в работу. Системы постановки задач и багтрекер, системы контроля версий, мощная IDE и единый стиль кодирования — всё как в жизни.

Кстати, студенты решают задачи не с потолка — мы стараемся подключать их к работе над реальными проектами. В этом годумыпривлекали студентов к решению сложных задач в рамках построения нашего стартапа — платформы для создания сайтов TruVisibility.com [2]. Приходя к нам на практику, студент попадает в команду, где у него есть наставник. Таким образом у ребят появляется уникальная возможность поработать с настоящими экспертами.

По нашим взаимным договоренностям с деканатом, до окончания вуза студенты могут работать только по полдня, чтобы работа не мешала занятиям, и из этой половины дня еще бегают на сессии и дипломы. Но здесь мы, конечно, всегда поддерживаем наших джуниоров и не ставим их перед выбором: работа или учёба. Лично я всегда при приеме на работу новых сотрудников смотрю, где он учился и как — потому что убеждён, что без полноценного образования не может быть хорошего специалиста.

Сейчас у нас заканчивают обучение студенты третьего набора. К сожалению, до конца курса доходит обычно процентов 10 из тех, кто изначально хотел на него попасть — сказывается сложность заданий и высокая степень самоорганизации, необходимая для прохождения.

Когда школы забывают про интровертов [3]

В чём профит?

Часто нам говорят — вы ведете курсы, чтобы растить себе сотрудников. Если честно, в самом начале мы про это не думали. Cейчас я не могу сказать, что мы имеем большой HR-профит. Мы ничего не требуем от студентов взамен, сами курсы бесплатны, и мы всегда стараемся быть на связи с теми, кому интересно получать новые знания. За три года мы приняли мы приняли на работу в Codemasters International пятерых — из них трое студентов являются нашими разработчиками (два выпускника первого года обучения и один второго), и один из выпускников, как я уже упоминал, преподает.

Но в конце концов, в этой истории выигрывают все: факультет получает уверенность в будущем своих выпускников, студенты — опыт и знания практикующих разработчиков, а IT-индустрия — несколько десятков неплохо подготовленных джуниор-разработчиков, которые займут достойное место в любой компании и не только в Саранске. Ну, а еще в 2014 года Мордовский университет вошёл в ТОП-50 технических вузов, имеющих наилучшую репутацию в России. Думаю, что отчасти в этом и наша заслуга.

Источник [4]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/sovety/112003

Ссылки в тексте:

[1] Сергей Белоусов: Как с помощью университетов ускорить российскую ИТ-отрасль: https://roem.ru/03-12-2015/214183/sb-top-university/

[2] TruVisibility.com: http://truvisibility.com/

[3] Когда школы забывают про интровертов: https://roem.ru/05-10-2015/209191/instroverts-schools/

[4] Источник: https://roem.ru/11-02-2016/219041/saransk-students/