Юрий Синодов: Почему российский e-commerce не может быть дешёвым

в 11:19, , рубрики: aliexpress, e-commerce, JD.COM, lamoda, аналитика, инвестиции, кейсы, маркетплейс, Нам пишут, почта россии, Россия, советы, Юрий Синодов, метки: , , , , , , , , , , , , , ,

Ефим Алдухов опубликовал колонку в «Секрете фирмы» о том, что российский торговый интернет-бизнес неэффективен. Один из основных тезисов автора — если в стоимость товара на Aliexpress зашита себестоимость товаров, доставка, маркетинг, комиссия Aliexpress и при этом продавцу остаётся ещё 50 рублей — продавец доволен.

Российские же продавцы, по мнению Ефима:

  • имеют ту же самую себестоимость (скидка за опт уравновешивает НДС и таможенные сборы);
  • ту же самую стоимость доставки (но курьерскую, а не почтовую);
  • а вот на маркетинг, на привлечение клиентов, они легко могут тратить 500−1000 рублей.

Ефим считает, что это происходит из-за перегретости российского рынка — компании привлекли слишком много инвестиций и сейчас затраты на маркетинг превышают разумный предел.

Отчасти это правда. Если в дорогой российский рынок проинвестировали миллиарды рублей, то не для того, чтобы их радостно разбрасывали с вертолёта: рано или поздно эти деньги надо будет вернуть. Возвращать их, кроме как пользователям сервисов, некому.

Тот, кто вчера радовался инвестициям в условную Lamoda сегодня заплатит этой компании вдвое дороже за платьишко — поскольку инвестиции надо отбивать. Однако на более высоком уровне абстракции, оказывается, что в России такая инфраструктура, что иначе торговый бизнес вести невозможно.

Я возьму две наибольшие по расходам статьи: доставка и маркетинг.

Доставка в успешных с точки зрения электронной торговли странах — это читерство, подогревающее экономику. Международные почтовые отравления типа «Мелкий пакет» стоят от 150 рублей:

Внутри РФ таких тарифов, доступных всем и каждому, нет. Хотя «Почта России» сейчас пытается их сделать, почёт и хвала им за это, но доступны они будут далеко не всем — есть ограничения по минимальному количеству заказов.

Очевидно, что если мы видим на Aliexpress товары дешевле 150 рублей (а мелких штук для DIY в этой ценовой категории, да даже дешевле — существенное количество), то китайцам доставка этих мелких пакетов обходится существенно дешевле, чем 150 рублей.

Почта США (USPS), которую продвинутая общественность любит приводить в пример, генерирует убытки в 5−5,5 млрд долларов каждый год. Для примера — вся выручка Почты России в 2015-м году ожидается на уровне около 150 миллиардов рублей. Около двух миллиардов долларов.

Естественно, такие щедрые инфраструктурные игроки рынка «греют» экономику и любимые в качестве примеров россиянами Amazon и другие подобные компани. Если вы знаете о существовании в России партнёров по доставке, которые работают в убыток — расскажите об этом, это интересно. Я о таком не слышал. Замечу, что сейчас JD.com вовсю договаривается о перевозке продуктов самолётами в Китай. Есть ощущение, что сейчас самолёты, после перевоза ширпотреба в Россию назад, в основном, летают пустые. Будут летать полные — экономику ещё больше перекосит в сторону китайских продавцов.

Тему разумности политики маркетплейсов в России я уже затрагивал неоднократно. Здесь, например, сравнивал Яндекс.Маркет и Avito.

Российские маркетплейсы ориентированы не на рост экосистемы, а на то, чтобы получить максимум сегодня и сейчас. Ничто не способствует этому больше, чем аукционная система, но она же и убивает участников рынка, которые в погоне хоть за какими-то продажами в ноль убивают рентабельность. Если в песне «победитель получает всё», то на маркетплейсе «победитель получает ничего» — суровая правда жизни. Ни Avito.ru, со своим flat-rate магазинов за присутствие на витрине, ни Яндекс.Маркет со своим аукционом, не являются верхом прозрачности для продавца.

Aliexpress раздаёт всем сёстрам по серьгам, удерживая расходы на маркетинг участников рынка на приличном уровне и позволяя сохранить экономику на сверхконкурентном рынке. В этом, кстати, есть угроза для тех же Avito.ru и «Яндекса» — что они будут делать, когда Aliexpress договорится об отдельной витрине для российских продавцов с условным названием «Доставка — ЗАВТРА!», где выплаты на продажу ограничены 5%, где вопросы с платежами решает сама площадка, а тебе нужно только отгрузить товар и наладить претензионную работу?

Вывод: у российских продавцов нет возможности быть дешёвыми. А при выборе «ничего не делать», раз не получается дёшево, или «помучиться» задорого, выбор очевиден — лучше помучиться.


Вариант данного текста был опубликован в личном канале Юрия Синодова в Telegram.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля