Бегтин: Как заработать на открытых данных

в 14:57, , рубрики: Иван Бегтин, инвестиции, кейсы, колонка, Нам пишут, открытые данные, советы, Стратегия, эффективность бизнеса, метки: , , , , , , , ,

По наблюдениям, многим людям, решившимся начать стартап, неясно, как могут пригодиться открытые данные. А открытые государственные данные даже немного настораживают: для кого проводится огромная работа по переводу данных, находящихся в распоряжении разных органов власти, в открытый формат, и есть ли среди этих наборов вообще что-то полезное. Однако во всём мире бизнес охотно использует открытые данные (в том числе -государственные) как фактически бесплатный источник, который можно превратить во вполне конкретные продукты (в том числе — платные).

Бегтин госплан данные, стартап

Почему мы ничего не слышим о проектах, основанных на открытых данных?

Тут несколько простых и одновременно важных причин:

  1. Многие бизнес-проекты, использующие в своей работы открытые данные, не знают, что это такое. Они просто используют данные, находящиеся в открыто доступе, которые легко скачать.
  2. Часто открытые данные дополняют базы данных из закрытых источников, чтобы получился конечный пользовательский продукт. Здесь сложно понять, какую роль сыграли именно открытые данные. Например, каков вклад качественных справочников КБК и ОКТМО в успешность банк-клиента ?
  3. Компании, использующие именно открытые данные в качестве основы своей бизнес-модели, редко говорят об этом. Обоснованно опасаясь, что те источники (в том числе — ресурсы органов власти), из которых они берут информацию, сами начнут зарабатывать деньги и перекроют доступ к своим базам для других.

Что вообще это может быть?

Тем не менее, стартапов, основанных на открытых государственных данных, довольно много, можно говорить о тысячах проектов по всему миру. Например, на портале «OpenData 500» от TheGovLab собрано по 500 проектов по 6 странам: США, Канада, Австралия, Мексика, Корея, Италия. Ресурс AngelList включает 47 компаний-стартапов по теме «Open Data».

Примеры стартапов и небольших бизнес-компаний, зарабатывающих на открытых данных, можно найти на сайте ODINE (Open Data Incubatore Europe). Это бизнес-инкубатор для предпринимательских проектов, собранных со всей Европы и основанных на открытых данных. Здесь в течение полугода можно получать поддержку и развивать свой проект. Стартапы и компании, поддержанные ODINE, делают как продукты для бизнеса (юридических лиц), например, проект Farm Dog предоставляет решения для малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса, а Brightbook — для упрощения работы с бухгалтерской отчётностью, так и сервисы для отдельных потребителей (например, портал CommoPrices позволяет пользователям легко отслеживать цены на товары, Bike Citizens упрощает жизнь горожан-велосипедистов, планируя маршрут и совместное использование велосипедов).

Откуда брать данные?

В разделе портала «OpenData500», посвящённом США, можно посмотреть, компании из каких отраслей используют государственные открытые данные. Здесь есть почти все сферы экономики — от технологий и здравоохранения до страхования и транспорта (не говоря уже о научных исследованиях). По специальной диаграмме можно проследить, какие именно данные (из источников каких органов власти) используют компании. Например, данные казначейства используют проекты в консалтинге, исследованиях, финансах и инвестициях, управлении, фирмы, оказывающие юридические услуги и услуги в сфере обслуживания.

В России государство довольно значимый поставщик открытых данных. На сайте data.gov.ru находится больше 8700 наборов открытых данных. Больше всего — в разделах «Государство», «Экономика», «Образование». Конечно, к их качеству и полноте можно предъявлять претензии, но над качеством государство старается работать. Плюс — постоянно появляются новые наборы данных.

Зачем нужны независимые операторы больших данных, которые будут хранить цифровую личность человека

Где брать деньги?

Там же, где их берут все остальные стартапы (не имеющие дело с открытыми данными и с интернетом как основной сферой деятельности) — в венчурных компаниях, в фондах, акселераторах, на конкурсах. Нельзя сказать, что в России их очень много, но если немного подумать, то можно найти достаточно.

Например, фонд «Умник» предлагает 400 тысяч рублей — приз за лучшую R&D идею, победителям хакатона по нейроисследованиям, Минфин России второй год подряд проводит конкурс для разработчиков BudgetApps, использующих государственные открытые данные, где победитель может получить 100 000 рублей (неплохо для тестирования прототипа). Время от времени даже некоммерческие организации (например, Теплица социальных технологий) предлагают небольшие деньги на реализацию той или иной идеи (мини-призы по несколько десятков тысяч для участников хакатонов) — это отличный способ, прежде всего, протестировать идею проекта и получить обратную связь от потенциальных потребителей и экспертов рынка.

Кроме того, в России сформирована, возможно, недостаточная, но хоть какая-то среда для поддержки стартапов (причём как со стороны государства, так и со стороны «умного бизнеса»). Наконец, инвестиции можно найти самостоятельно, обратившись к компаниям, которые могли бы быть заинтересованы в вашей идее.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля