12 вещей, которые я узнал за 12 лет работы во фрилансе

в 23:52, , рубрики: консалтинг, Развитие стартапа, советы, управление проектами, фриланс

Оказывается, проекту Cogeian Systems в этом месяце будет 12 лет. Вот я и решил поделиться своим накопленным за это время опытом. Надеюсь, кому-нибудь он поможет.

1) Иногда полезно отказываться от работы

Я верю, что фриланс и консалтинг — это как солнечный свет. Его хватит всем. Но иногда это не очевидно. Иногда ипотека поджимает, а доходов нет. В такие моменты всегда появляется «адский клиент», почуяв вашу слабость и отчаяние, приманивая вас крупным чеком — если только вы сможете справиться с его наглостью, идиотизмом и склонностью к микроменеджменту.

Я бы не стал советовать пропускать платежи по ипотеке, но посоветую следующее: если вам сразу сильно не понравился клиент, спросите себя, насколько вам действительно нужна эта работа? Иногда она оказывается не настолько критичной, чтобы из-за неё страдать. Конечно, легко так говорить, если у вас большая клиентская база – и я надеюсь, что она у вас появится.

2) Иногда полезно расстаться с клиентом

Отказ от прибыли? Угу. Некоторые клиенты не стоят полученной прибыли. Если ваш клиент вас подводит, нужно прислушаться к себе, приглядеться к бизнесу и решить – чего он стоит для вас.

Теряете сон? Постоянно напряжены? Испытываете постоянные наезды от клиента? Плохо платит? Постоянно докапывается до мелочей? Спросите себя – что продуктивное вы могли бы делать вместо того, чтобы копаться в этом мусоре? Каждая минута, которую вы потратили на плохого или недоходного клиента, никогда к вам не вернётся.

Не тратьте время на ужасных клиентов. Соберитесь и порвите с ним.

3) Спите больше, сколько бы вы не спали

Это больше совет не по фрилансу, а по поддержанию здоровья, нужного для того, чтобы фрилансить. Очень многие системы организма зависят от хорошего ночного отдыха.

Если вам 25 лет и после бессонной ночи вы бодры – не обольщайтесь. В 25 лет так любой может. Но после каждой такой ночи вы добавляете мозгу «пробег», который откликнется вам в 40 возрасте. Выработайте привычку хорошо работать и хорошо спать.

4) Оставайтесь в теме

Этот совет противоречит «раздайте работу заместителям и отправляйтесь потягивать коктейли на пляж».

Консультирование – сложная вещь в смысле работы со всякими новейшими и интересными игрушками. Компании тратят время и деньги на обучение сотрудников. Если вы занятой фрилансер или консультант, вы этим не занимаетесь. Но вам нужно планировать время на обучение новым технологиям так же, как вы планируете рабочее время.

Вы тренируете мозг, изучая новое. Вы поддерживаете хороший профессиональный уровень. Если вы программист – изучая новое, вы не теряете интерес. Конечно, не нужно забывать и об остальных умениях, которые требуются для вашей работы – просто не забывайте технически совершенствоваться.

5) Получайте помощь как можно раньше

То, что вы поддерживаете ваш технический уровень, не означает, что вы должны быть единственным, кто работает над проектами для клиентов. Получайте помощь как можно раньше и как можно больше. Если вы прождёте слишком долго, то в одиночку можно так закопаться в работе, что у вас не останется времени на обучение помощников в будущем. Но если вы слишком рано начнёте нанимать помощников, у вас может не хватить средств для этого.

Существует золотая середина, для каждого своя. Если б я знал всё это раньше, я бы стал искать помощь гораздо раньше, чем я это сделал в своей работе. Обычно все ждут слишком долго. Не ждите – идите на oDesk, eLance, другие сайты, и ищите там помощников. Работайте с персональными сетями в LinkedIn, Facebook или Twitter.

6) Бегите к доходам вместо того, чтобы бежать от расходов

В бизнесе полезно экономить (но не быть дешёвкой). В какой-то момент вы почувствуете свой необходимый уровень расходов, опускаться ниже которого будет бессмысленно и неэффективно.

Имея выбор между экономией расходов и поиском доходов, ищите доходы. Суть процесса в получении доходов. Можно разориться, вводя экономию, но вряд ли можно обанкротиться, получив слишком много крупных платежей.

7) Просите больше

Многие фрилансеры неохотно запрашивают нормальную стоимость за свою работу. Частично из-за того, что считается, будто надо конкурировать с другими по цене. Частично из-за неверия в себя, типичной гиковской проблемы. Частично – из-за ощущения, что наша работа достаточно лёгкая, чтобы просить за неё много денег.

Это фигня.

Это для вас она лёгкая или не очень ценная – но не вы же нанимаете людей. Не вас пугают простые вещи типа SquareSpace, Twitter или FTP. Не вы мучаетесь с реализацией проектов из-за отсутствия технических навыков.

Наоборот, это вас вызывают для решения этих проблем. Ваш клиент получает доход от инвестиций в вашу работу, получает психологическое удовлетворение от того, что работа выполнена вами, и экономит своё время. И всё это чего-то стоит для клиента. Осознайте эту стоимость, и запрашивайте её.

8) Не будьте слишком доступными

Да-да. Не подскакивайте от каждого телефонного звонка и емейла, не бросайте все дела, если клиент требует от вас сделать что-то ПРЯМЩАЗ! Разве ваш рабочий процесс улучшается от постоянных прерываний?

Попробуйте быть не слишком доступными, это поможет вам сфокусироваться на рабочем процессе и усилит границы вашего профессионализма (см. №10)

Профессионалы иногда говорят «нет». Клиент вас потому и нанял, что вы знаете больше, чем он.

9) Будьте вежливыми

В мире фрилансеров полно козлов. Их все ненавидят – клиенты, производители, пресса, другие фрилансеры.

Старайтесь работать вежливо в любых ситуациях. Не теряйте спокойствия. Отношения, которые вы строите, строят для вас бизнес – те, которые вы ломаете, ломают его. Доброта вам обходится бесплатно, а грубость может стоить вам возможности.

10) Но соблюдайте профессиональные границы

Вежливый – не значит услужливый. Не надо поддаваться на давление от клиентов, сотрудников, партнёров.

Соблюдайте границы – например, всегда берите деньги за увеличение объёмов работ, или никогда не работайте по выходным, или не терпите неприемлемое поведение заказчиков. Это формирует уважительное отношение к вам.

11) Будьте терпеливы, но не тормозите

Противоречие? Вот что я имею в виду:
— ваши действия обуславливаются необходимостью торопиться
— результатов работы нужно ожидать терпеливо

Можно торопиться, выполняя ежедневные бизнес-задачи, но даже если вы всё делаете правильно, нет никаких гарантий, что результат вы получите так быстро, как хотите.

Вселенная смеётся над вашими планами. Управляйте бизнесом – но помните, что в этом бизнесе нужно очень долго качать насос, прежде чем пойдёт «нефть».

12) Не забывайте играть

«All work and no play makes Jack a dull boy» (поговорка, рекомендующая не только работать, но и отдыхать). Не забывайте отдыхать от работы. Не забивайте работой всё свое время в жизни. Такая работа тяжела и приносит много стресса, заставляя вас скакать по эмоциональным американским горкам.

Сохраняйте ваше душевное спокойствие и сделайте так, чтобы вы жили полной жизнью, а не жизнью, полной работы.

Бонусный совет:

13) Выбирайтесь из офиса и встречайтесь с клиентами

Называйте это маркетингом или представлением себя сообществу, или заведением друзей. Неважно, как назвать – важно заниматься этим.

При прочих равных люди наймут известного им человека, того, кто им понравился, того, кому они доверяют. Вас должны знать, вы должны нравиться и вызывать доверие.

Можно ходить в гости к клиентам просто чтобы поддерживать отношения в тонусе. Можно попробовать проводить семинары, появляться на благотворительных мероприятиях, заниматься благотворительностью. Пригласить клиента на обед и попросить его позвать с собой друга. Размещать статьи в разных изданиях.

Всё это оформляет вас как члена бизнес-сообщества и даёт вам преимущества перед другими конкурентами. И вам это тоже помогает.

* * *

Это не всё, что я узнал за 12 лет. Но если отбросить эго, гордость, страх и другие эмоции – это те вещи, которые выделяются из остальных.

5 лет назад я бы написал ерунду типа «самый крупный заказ всегда выигрывает», «я не выиграл, если ты не проиграл» и «лучший способ работать – опередить другого». Буэ.

За 12 лет вполне можно избавиться от всей этой фигни, окружающей работу фрилансера/консультанта. Некоторые вещи, которые я считал жизненно важными, перестали быть таковыми, а некоторые, о которых я не думал – вышли на передний план (сон).

Никогда не узнаешь, каково это, пока не попробуешь. Искренне надеюсь, что мои 12 лет опыта как-нибудь помогут и вам.

Автор: SLY_G

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js