Кленин, CEO Wikimart: У нас нет тех проблем, которые сейчас испытывает большинство ритейлеров

в 8:33, , рубрики: e-commerce, E-commerce и кризис, Enter.ru, O2O, Tiger Global Management, wikimart, Андрей Кленин, инвестиции, интервью, кейсы, логистика, маркетплейс, Москва, советы, СПСР-Экспресс, Юлмарт, метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Андрей Кленин — новый гендиректор Wikimart — пришел в компанию весной 2015 года. И сразу же все заговорили о том, что Wikimart пойдет в оффлайн. Сам Кленин — человек из традиционного ритейла, экс-гендиректор МТС-Ритейл, а потом операционный директор Юлмарта. Так и вышло. Первым большим проектом нового руководителя Wikimart стало открытие огромного по меркам e-commerce торгового центра в центре Москвы. Андрей рассказал Roemюкг о своих дальнейших планах, об отношениях с основателями Wikimart, а также о том, почему он не считает Юлмарт своим конкурентом.

***

Roem: Хочу первым делом поздравить вас с грандиозным открытием (Wikimart-Центр, 12 тысяч кв. метров, круглосуточный ТЦ — Roem.ru). Почему в Москве? Почему такой большой? Wikimart теперь пойдет в оффлайн глобально?

Андрей Кленин: Если говорить про нашу оффлайновую стратегию, это, безусловно, будущее Wikimart. Оффлайн — это тренд, и мы мимо него проходить не можем. Москва — наш любимый и исторически домашний регион, нас здесь больше всего знают и любят; так что это такой наш подарок москвичам: возможность 24 часа в сутки приехать и забрать товар. Мы взяли отдельностоящее здание с большой парковкой, так, чтобы всем было удобно.

Он, наверное, будет не только сам магазин обслуживать, это промежуточный склад будет такой, да?

Это не просто магазин, это огромный хаб, и большая часть площади предназначена для складских помещений. Он будет работать как хаб в том числе для сети выдачи заказов Wikimart Express, которые мы разворачиваем сейчас. Мы уже открыли 15 таких точек и планируем увеличить их количество в несколько раз.

Все наоборот стараются в кризис вывести складские помещения за пределы города, чтобы аренда подешевле была. А вы в самом центре…

Здесь нужно разделять. Есть товары, которые пользуются регулярным спросом и имеют высокую оборачиваемость. Для таких товаров имеет смысл держать их на площадях внутри города. Габаритные товары — мебель, крупногабаритная электроника — их да, возможно имеет смысл держать за городом. Мы сейчас для этого используем мощности нашего партнера СПСР.

Где еще, в каких городах, будете выходить в оффлайн?

Пока фокус на Москве. Планируем сейчас пилотно выйти еще в один регион, чтобы потестировать. На основании этих данных будет принято решение о дальнейшей экспансии в регионы.

Вы стали гендиректором Wikimart чуть больше 4 месяцев назад. С чего начали? Что сделали первым делом?

Чтобы осуществить такие масштабные преобразования, мне первым делом потребовалось усилить команду. Я привлек часть людей, которых я знаю еще по МТС Ритейлу, и часть топ-менеджеров мы взяли с рынка. Например, заместителем ко мне вышел Евгений Прохоров, с которым мы знакомы и дружим уже 8 лет. Последнее время он работал в Enter и в конце даже был ее генеральным директором. Также мы взяли очень хорошего директора по логистике, Евгения Соколова, он пришел к нам из сети Окей, а до этого работал в Дикси.

А из Юлмарта кого-то взяли?

Пока нет. Но не будем загадывать.

Какие еще задачи стоят перед вами как перед новым руководителем до конца года?

Кроме оффлайн-проекта до конца года у нас по планам серьезный выход в новые товарные категории. Из ближайшего это мебель и ювелирные изделия. Также у нас есть среднесрочная задача сделать компанию прибыльной в 2016 году. Времени на раскачку совсем мало, нужно бежать изо всех сил.

Но Максим Фалдин кажется уже в прошлом году говорил, что Wikimart операционно прибыльный…

Прибыльность для меня, как для бывшего финансиста, — это чистая прибыль в отчете о прибылях и убытках.

А что будет с маркетплейсом? Его будете дальше развивать?

Развитие собственной розницы не нужно воспринимать как отказ от концепции маркетплейса. Мы из нее выросли, и мы будем и дальше развивать маркетплейс, предлагать новые сервисы, чтобы стать более привлекательным каналом привлечения клиентов для наших партнеров. Собственная розница в данном случае выступает как один из интернет-магазинов на платформе, она так же конкурирует за ресурсы, за трафик, получает баллы с точки зрения клиентского опыта.

Реально конкурирует? То есть в поисковой выдаче вы можете первыми показать не себя, а другой магазин?

Конечно, а какой смысл тогда партнерам оставаться на площадке, если мы не будем этого делать. Другой вопрос, что к собственной рознице мы предъявляем очень высокие стандарты. Другим магазинам, чтобы конкурировать с нашей розницей, необходимо тоже улучшать стандарты, работать над сервисом доставки, клиентским опытом, над своим чекаутом.

Что сейчас из себя представляет этот самый маркетплейс? Это большие магазины? Или мелкие?

Ядро активной аудитории — это мелкие и средние магазины, которые рассматривают Wikimart как один из основных для себя каналов продвижения. Помимо этого мы пытаемся привлечь на площадку крупных игроков, потому что видим в этом большой потенциал для развития площадки. Почти со всеми ведем переговоры, со многими уже договорились.

С кем, например?

Скоро можно будет объявить о первых результатах этих переговоров.

Помнится, был момент, когда целый ряд крупных игроков заявили о прекращении сотрудничества с площадкой — в том числе в связи с открытием вами собственной розницы. Получается, вы сейчас пытаетесь их вернуть?

Мы пытаемся предложить им такие условия, которые будут им выгодны. И мы пытаемся стать важным каналом продаж для них.

Каков процент собственной розницы в общем обороте компании?

На розницу приходится около 30% - это еще один показатель, говорящий о том, что мы пока больше маркет-плейс, а не ритейл.

Как Wikimart чувствует себя в кризис, падение спроса сильно заметили?

Wikimart чувствует себя хорошо. Стабильно. Ситуация, которая была в прошлом году в связи со сменой акционеров, благополучно завершилась. То есть теперь у нас все стабильно. С точки зрения переживания плохих времен помогает эффект низкой базы. Мы мало подвержены проблемам плохой оборачиваемости, по сравнению с другими ритейлерами, потому что у нас — относительно других крупных компаний — не очень большие товарные запасы. У нас нет внешних заимствований. То есть у нас нет тех проблем, которые сейчас испытывает большинство ритейлеров.

В СМИ писали, что вы даже хотели помочь справиться с кризисом другому известному интернет-проекту — Enter. Почему не сложилось? И о чем конкретно шла речь, о каком сотрудничестве?

Я пришел в компанию Enter, когда у нее начались первые сложности с поставщиками. Тогда ее как раз возглавлял Евгений Прохоров. Мы начали дума вместе, что можно для них сделать. В какой-то момент акционеры приняли решение команду поменять. В этот момент эти проекты встали на паузу, и новая команда из них отказалась. Самое масштабное, что мы смогли реализовать, это перевод части менеджеров в компанию Wikimart. Если новая команда готова будет продолжить реализацию этих проектов, мы будем рады сотрудничеству. Мы обсуждали сотрудничество в области сайта — мы могли бы дополнить сайт Enter функционалом маркет-плейса. Мы обсуждали проект, связанный с фулфилментом, с доставкой наших товаров в торговые точки Enter. Мы обсуждали использование логистики Enter для нужд Wikimart. То есть там был комплекс мер, которые могли бы улучшить экономику компании, мы могли бы их так поддержать.

В этом году вы потеряли одного из ключевых акционеров — фонд Tiger Global Management. Что изменилось с уходом этого фонда?

С точки зрения денег — ничего. Акционерный капитал одного инвестора был замещен акционерным капиталом другого инвестора. В лице новых инвесторов мы получили отличную экспертизу, большую поддержку, желание активно участвовать в формировании стратегии компании. Так что эти перемены, я считаю, произошли к лучшему. С другой стороны, ту экспертизу, которую мы имели в сотрудничестве с Tiger, мы не потеряли. Они открыты к общению, просто ушли из России по разным причинам, закрыли позиции на российском рынке. Мы не исключаем того, что они вернутся в компанию.

А новые деньги привлекать не планируете?

Такой потребности сейчас у нас нет. У нас достаточно капитала, и мы пока планируем развиваться на собственные средства.

Какие у вас взаимоотношения с инвесторами, есть ли у вас достаточная свобода принятия решений? Какие отношения с фаундерами Wikimart? Они как-то пропали из публичного поля.

Что касается свободы принятия решений, есть достаточно большой запас доверия акционеров к новой команде менеджеров, и мы собираемся этот кредит доверия оправдать. Оба кофаундера, Максим Фалдин и Камиль Курмакаев, вошли в совет директоров компании и принимают участие в формировании стратегии и в обсуждении результатов нашей работы. У нас дружеские отношения и с Максимом, и с Камилем. Мы много общаемся и стараемся все обсуждать. Но по большому счету ни кофаундеры, ни акционеры сильно в текущую деятельность компании не вмешиваются.

Андрей, вас не упрекают, что вы перешли из Юлмарта в Wikimart и теперь фактически строите оффлайнового конкурента своей бывшей компании? Насколько это согласуется с негласной бизнес-этикой?

Мы не строим конкурента Юлмарту. Мы одним из первых отправили им предложение о сотрудничестве — как в части использования Wikimart как площадки для них, так и в части использования логистических мощностей Юлмарта для нас. У нас прекрасные отношения с командой Юлмарта. Думаю, обид тут быть не должно.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля