Мобильному эквайрингу идет на пользу внимание властей к малому и среднему бизнесу — Дмитрий Богдашев, директор по развитию 2can & ibox

в 12:55, , рубрики: 2can, iBoxPro, Дмитрий Богдашев, кейсы, мобильный эквайринг, Нам пишут, советы, Текучка, метки: , , , , , , ,

Недавно СМИ сообщили о планах по объединению платежного сервиса Pay-Me и оператора мобильного эквайринга LifePay. Это может показаться странным, но я считаю слияние и, как следствие, усиление наших главных конкурентов, положительной новостью и для нас, и для рынка мобильного эквайринга в целом. Кроме банальных соображений о том, что наличие сильного соперника подстегивает, не дает почивать на лаврах, есть и гораздо более важный вопрос.

Рынок mPOS — очень молодой, быстрорастущий, в том числе и в мировой перспективе. Можно сказать, он толком еще не сформировался. Крупнейшая международная компания Square появилась в США только в 2009 году. Сейчас у нее 3 млн mPOS-терминалов, проданных в Америке и за ее пределами, оборот по которым составляет $30 млрд.

Российский же рынок mPOS появился фактически в конце 2012 года и, конечно, заметно уступает американскому. Годовой оборот отечественного сегмента исчисляется десятками миллиардов рублей, но не дотягивает и до 1% от оборота классического торгового эквайринга за 2014 год, который, по данным Банка России, составил 6,4 трлн рублей. Я вижу в этом большой потенциал развития для профильных компаний.

Рост рынка мобильного эквайринга соответствует росту любого рынка, связанного с мобильными технологиями. Каких-нибудь 15−20 лет назад мало у кого из нас был мобильный телефон, а проникновение сотовой связи составляло менее 1%. Можно предположить, что на таком горизонте любой бизнес будет принимать банковские карты к оплате.

Темп роста оборотов мобильного эквайринга ничуть не уступает росту Square в начале его пути. Если американская компания показала на второй год работы оборот в $100 млн, на третий — $1,5 млрд, то оборот российского рынка в 2013 году составлял 300 млн рублей, в 2014 — уже 2,7 млрд рублей.

Не в последнюю очередь этому способствуют усилия властей по ограничению наличного оборота. Согласно исследованию аудитории онлайн-покупателей в России, предоплата интернет-покупок с помощью банковских карт в 2014 году выросла с 16% до 19% по сравнению с 2013 годом; оплата ими же, но в момент получения товара — с 17% до 23%. При этом расчеты за интернет-покупки наличными снизились с 51% до 44%.

На пользу нашему рынку идет и большое внимание, которое банки и власти уделяют развитию малого и среднего бизнеса — именно на него мобильный эквайринг ориентирован в первую очередь. Между тем интерес к отрасли проявляют в настоящее время и крупные игроки — страховые компании, такси, ресторанный бизнес.

Консолидация на рынке мобильного эквайринга поможет не допустить повторения тех ошибок, которые были совершены его «старшим братом» — классическим торговым эквайрингом. Дело в том, что конкуренция в этом сегменте настолько велика, что привела к демпингу, и бизнес превратился в планово убыточный.

После объединения брендов 2can и ibox на долю нашей компании приходится более половины рынка. Если Pay-Me и LifePay объединятся, то рынок mPOS будет фактически поделен между двумя примерно равными игроками. Если мы не будем увлекаться ценовыми войнами, то, подобно международным платежным системам Visa и MasterCard, сможем построить большой и прибыльный бизнес.

Пока мы не видим, чтобы крупные банки или другие игроки стремились выйти на рынок mPOS самостоятельно. Эта вотчина принадлежит исключительно финтех-стартапам вроде Square или 2can & ibox. Наши партнеры предпочитают не тратить время и деньги на собственные разработки, а пользоваться готовыми решениями. Пусть так и остается.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля