- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта

Roem.ru продолжает публиковать серию материалов [1] про технологический рынок Юго-Восточной Азии. Сегодня аналитики компании Interweb Pro [2] и международный инвестиционный фонд Digital Media Partners [3] в деталях рассказывают про Вьетнам.

Vietnam

ВВЕДЕНИЕ

Вьетнам — государство в Юго-Восточной Азии, на восточном побережье полуострова Индокитай.

Значительная часть истории Вьетнама связана с колонизацией. Ещё во 2 веке до н.э. его впервые захватил Китай. Фактически Китай всё время контролировал территорию Вьетнама, а последний раз попытался захватить спорные северные территории в 1979 году. Дипломатические отношения между двумя странами восстановились в 1991 году.

Национальные восстания против разных агрессоров сопровождали Вьетнам почти всю его историю до Нового времени.

Кроме того, Вьетнам с конца 19 века был в колониальной зависимости от Франции. Французы ушли во время второй мировой войны в результате вторжения новых захватчиков — японцев. В августе 1945 года, после капитуляции Японии, к власти пришли местные коммунисты во главе с Хо Ши Мином. Однако, уже в следующем году в страну вернулись французские войска, а также английский и американский корпуса. Это привело к новой, франко-вьетнамской войне.

Лишь в 1954 году Вьетнам получил независимость. При этом страна была разделена на Северный и Южный Вьетнам. Северные территории контролировала компартия, а южную часть проамериканские власти.

После короткого мира в 1959 году снова началась война. Коммунисты создали Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама и стали силовым путём присоединять его территории. В 1965 году в конфликт вмешались США под предлогом остановки коммунистического наступления. Советский Союз, в свою очередь, поддерживал Северный Вьетнам.

Внушительные потери вынудили американцев вывести войска в 1973 году. А 2 июля 1976 года было объявлено объединение обеих частей страны в Социалистическую республику Вьетнам. Столица Юга, город Сайгон, переименован в Хошимин.

Местные власти взяли за образец советскую модель развития, что привело в конце 80-х годов к экономическому кризису. После распада СССР Вьетнам лишился финансовой поддержки и начал реформы по либерализации экономики. В результате реформ темпы роста ВВП в 90-е годы составили около 8% ежегодно.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ

В структуре экономики Вьетнама доминируют сфера услуг, промышленность (химическая, лёгкая, электроника) и сельское хозяйство.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 2 [4]

По объёму ВВП страна занимает 57-е место в мире (из 187). Это весьма высокий показатель, учитывая размеры страны и её тяжелое положение в недавнем прошлом.

Во Вьетнаме проживает 90 миллионов человек, прирост 1−2% в год. ВВП на душу населения 1894 доллара [5], что говорит о низком уровне жизни в стране. Даже Индонезия с огромным населением опережает Вьетнам по этому показателю. Минимальная зарплата 90−128 [6] долларов в месяц. Средний заработок не превышает 145−148 долларов, что значительно ниже не только сверхбогатого Сингапура, но и Индонезии с Таиландом.

Однако положение поправляется, и ВВП стабильно растёт на 5% в год. А вместе с ним и доходы вьетнамцев. Подтверждение тому — появление среднего класса.

В тех же пределах рост промышленного производства, инвестиций и уровня потребления. Инфляция около 6% в год, безработица — 3,6%. Увеличение объёмов импорта и экспорта от 7 до 33% ежегодно.

Вьетнам понемногу теснит Китай на ниве самой дешёвой рабочей силы для лёгкой промышленности, поэтому туда переносят заказы те, кто шил раньше в Поднебесной.

ОНЛАЙН-ДЕМОГРАФИЯ

Из 90 миллионов вьетнамцев интернетом пользуются 44% [7] (41 миллион). Статистика также показывает гендерное равенство (50/50 мужчин и женщин) и преобладание сельских жителей (69%). Для Индокитая это хороший показатель урбанизации. В свою очередь, он говорит о хорошей возможности для коммерциализации онлайн-сегмента.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 3 [8]

Как было отмечено, более 40 миллионов [9] вьетнамцев регулярно используют интернет. Это число ежегодно увеличивается на 9% (примерно 3 миллиона человек), что говорит о переходе онлайн-аудитории Вьетнама к зрелой стадии развития, при том что ещё в 2001 году страна была на технологической периферии. Например, интернет-аудитория составляла 1 миллион человек. Сегодня Вьетнам — один из лидеров Юго-Восточной Азии, в том числе в информационном плане.

Как и в других странах ЮВА, аудитория во Вьетнаме активно пользуется мобильными телефонами и мобильным интернетом.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 4 [8]

Доли возрастных категорий на диаграмме:

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 5 [8]

Как видите, интернет-аудитория Вьетнама исключительно молодая. Даже в сравнении с соседями, возрастная категория 15−35 лет значительно преобладает.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 6 [10]

57% пользователей — мужчины, при том что гендерное соотношение в целом по населению равное.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 7 [8]

67% [11] вьетнамских пользователей 25−34 лет ежедневно выходят в сеть.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 8 [12]

Интересный факт: Вьетнам лидирует в регионе по просмотрам онлайн-видео.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 9 [12]

В стране действует интернет-цензура [13], которая пресекает антиправительственную тематику и контролирует «общественную нравственность». Блокируются блоги, социальные сети и сервисы обмена сообщениями. В местном законодательстве присутствует ряд статей [14], по которым сообщения в интернете грозят тюремным сроком.

Тем не менее средний вьетнамский пользователь проводит в интернете 4,6 часа [15] (десктоп или ноутбук) каждый день. Для сравнения: в Китае — 4,5, а в Японии — 3,5 часа в день.

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Основной способ подключения — ADSL [16]. Во Вьетнаме всего 5 кабельных линий [17] для интернет-соединения (в Сингапуре их 21 для 6 миллионов человек). При этом соединения постоянно рвутся [18], а иногда ихперекусывают акулы [19], что служит поводом для сатирических высказываний в местной сети.

Впрочем, для нужд бизнеса существует возможность организации широкополосного доступа с помощью услуги MetroNet.

Мобильный доступ ограничен технологией 2G и в большей степени 3G. Ввод стандарта 4G планируется на 2015 [20], а массовая продажа соответствующей услуги на 2016 год.

На сегодняшний день во Вьетнаме порядка 24 миллионов [21] абонентов мобильной связи. Из них 18−20 миллионов используют мобильный доступ в интернет. 20 миллионов вьетнамцев выходят через стационарный доступ.

Скорость интернета [22] по кабельному подключению составляет 18,5 mbps, по мобильному — 1,6 mbps. Это средние показатели, которые сильно отличаются в разных городах. Например, в Хошимине скорости соединения не уступают российским. Но если сравнивать данные по Юго-Восточной Азии и миру в целом, то развитие интернет-коммуникаций Вьетнама ниже среднего уровня. Единственное, по качеству связи нет замечаний. Местные провайдеры отлично справляются со своей работой на тех мощностях, что есть в наличии.

История вьетнамского интернета началась в 1997 году, но только последние 2−3 года наблюдается резкий скачок в его развитии.

На следующей диаграмме распределение рынка местными провайдерами:

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 10 [23]

Тарифы низкие, в соответствии с невысоким уровнем жизни в стране.

Всего в зоне .vn зарегистрировано 226000 [21] доменных имен. Однако сегмент быстро растёт, и только в 2013 году появилось 100 000 имен.

Ранее значительная часть сайтов регистрировалась в зоне .com. Это предпочтение до сих пор сохраняется, что затрудняет оценку реального количества вьетнамских сайтов.

Интернет-технологии во Вьетнаме находятся на этапе активного становления, и до насыщения онлайн-рынка ещё очень далеко.

ВЕДУЩИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ

Общий тренд Юго-Восточной Азии — гиперобщительность [24] пользователей, вовлеченность в социальные сети. 38% населения [25] регулярно пользуются социальными сетями, в среднем 2 часа 23 минуты ежедневно.

Вьетнамцы очень лояльны к онлайн-брендам по причине дефицита качественных товарных предложений в стране. Страна на третьем месте в мире по уровню доверия к брендам.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 11 [12]

Обратите внимание на высокие места стран ЮВА, которые схожи по уровню развития с Вьетнамом, при этом на отсутствие в рейтинге Сингапура.

Как мы уже отметили, социальные сети занимают особое место в жизни Юго-Восточной Азии. Вьетнамцы — не исключение. 94% пользователей зарегистрированы на Facebook. Вторая по популярности (а до 2012 года первая) — местная сеть Zing [26], основанная местной корпорацией VNG [27]. Эта сеть сохраняет высокую долю аудитории в возрасте от 14 до 21 года благодаря онлайн-играм, музыке и развлекательному контенту.

Остальные соцмедиа пользуются намного меньшей популярностью:

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 12 [12]

Вьетнамцы особенно любят просматривать страницы знаменитостей как местных, так и звёзд из соседних стран, Европы и США. Многие именно из-за этого регистрируются в соцсетях. Наиболее популярные страницы Facebook Вьетнама [28] иллюстрируют эту тенденцию.

Аналогичным образом Google Trends [29] в 2014 году показывает интересы исключительно в рамках жизни звёзд, новых фильмов и т. п.

На фоне массовой популярности Facebook, в Twitter вовлечено мизерное количество пользователей. Это объясняется [30] желанием вьетнамцев быть на связи с друзьями и близкими, здесь особо трепетное отношение к своему кругу. У Twitter же, как известно, другой формат.

ТОП сайтов Вьетнама [31] в 2014 году:

vietnam-img12[1]

Лидирует CocCoc [32] со встроенной системой поиска и персонализацией страницы. Из региональных сайтов достойны внимания и попадают в Топ портал для женщин Webtretho [33], новостные порталы vnExpress [34], Ring Ring News [35]. Похожую статистику выдаёт сервис по учёту пользовательских предпочтений SimilarWeb [36].

Довольно интенсивно растёт сегмент онлайн-знакомств. Ведущие сервисы:

Несмотря на экспансию социальных сетей, форумы для общения также собирают многомиллионную аудиторию. Наиболее крупные из них:

Существенная проблема для всего региона с онлайн-платежами актуальна и для Вьетнама. На этом поле работает несколько компаний, в том числе и с российскими инвесторами, однако ниша не занята, и в стране нет признанного лидера сегмента.

Широкую аудиторию имеют купонные сервисы CungMua [42], Hot Deal [43], Muachung [44], маркетплэйс Runhau [45], игровая площадка Soha Store [46]. Но наиболее широкую популярность имеет портал vinaGame [47] — игровой агрегатор, которому также принадлежит популярный новостной сайт Zing [48] и мессенджер Zalo [49].

В КАКИХ ОНЛАЙН-СЕРВИСАХ НУЖДАЕТСЯ ВЬЕТНАМ

Во Вьетнаме быстро развиваются малый и средний бизнес, при этом компании фактически не используют интернет-продажи, у большинства даже сайта нет. Поэтому разработка сайтов, реклама и аналитика — перспективный рынок для инвестиций.

Кстати, поисковик CocCoc.com [32] создан российскими программистами, как и его конкурент Wada [50], основанный Игорем Ашмановым и казахстанской инвестиционной группой «Куско». Ресурс рассчитывает зарабатывать на геотаргетированной рекламе для местных предпринимателей.

Кроме того, как и для всей Юго-восточной Азии, актуально создание средств общения: социальных сетей, форумов, маркетплэйсов.

Растёт рынок электронной коммерции, поэтому есть потребность в инструментах онлайн-платежей. И этот сегмент активно осваивается [51] многими компаниями, в том числе с российским капиталом.

Специфическая черта Вьетнама — огромная популярность мобильных игр, и она продолжает набирать обороты.

Выгодные перспективы связаны с туристическим рынком — приложения и порталы для путешественников. У Вьетнама есть шансы стать вторым Таиландом.

Глобальная проблема Вьетнама — настройка партнёрских отношений между мировыми лидерами и местными компаниями. По этой причине не получилось [52] вхождение Google.

Вьетнамцы на удивление восприимчивы к интернет-рекламе, особенно мобильной. Поэтому рекламные площадки и создание рекламных продуктов — ещё один выгодный рынок для инвестиций.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ E-COMMERCE

Развитие электронной коммерции связано с общей экономической спецификой Вьетнама. Страна лишь несколько лет назад получила массовый доступ к высокотехнологичным ресурсам, поэтому компетентность рядовых потребителей в онлайн-покупках довольно низкая. Вьетнамцы пока проходят через препоны зарождающегося онлайн-рынка: опасения купить некачественный товар, сложности с оплатой и доставкой, недоверие к товарам, которые нельзя увидеть своими глазами.

На местный рынок активно заходят крупные зарубежные игроки, например, Rakuten и Lazada. 90 миллионов населения при зачаточном состоянии e-commerce и отсутствии конкуренции сулят невероятную отдачу за короткое время.

Не остаётся в стороне и местный бизнес. Самый богатый Вьетнамец Pham Nhat Vuong [14] запустил проект VinEcom, в который привлечены опытные руководители успешных стартапов и выходцы из Lazada.

Весь вьетнамский рынок электронной торговли оценивается в сумму около 1 миллиарда долларов, с ожидаемым ростом до 1,3 миллиардов в 2015 году. Но данные о ёмкости рынка являются очень приблизительными, даже по словам местных лидеров. Более оптимистичные эксперты прогнозируют объём в 2,2 миллиарда долларов США уже в текущем году, с удвоением показателей в 2016.

Текущие расходы на электронную коммерцию во Вьетнаме составляют около 150 долларов в среднем на душу населения.

Как и в других странах ЮВА, мобильный интернет — основной источник трафика в e-commerce. 60% вьетнамцев использовали мобильный телефон для совершения онлайн-покупок в 2013 году.

Предпочтения по категориям:

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 14 [53]

На первом месте — одежда, обувь, аксессуары (62%).

Способы онлайн-оплаты не изобилуют разнообразием. Кроме того, вьетнамцы больше доверяют платежам наличными (74%). Даже к банковским переводам они относятся с недоверием.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 15 [53]

Как мы уже отметили, ведущая категория электронной торговли — одежда и аксессуары. Так же как электроника и гаджеты, билеты и туры, книги.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 16 [54]

80% продаж приходится на сегменты моды и технологий. К 2016 году, согласно данным Euromonitor, объёмы торговли вырастут в 2 раза.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 17 [54]

Крупнейшие интернет-магазины:

Купонные сервисы:

Маркетплэйсы:

Здесь список [79] лидеров электронной коммерции Вьетнама в 2013 году.

«Горячие» сегменты вьетнамского рынка:

  • мобильная коммерция: от маркетплэйсов до объявлений, на которые хорошо реагируют местные пользователи;
  • обычные интернет-магазины в наиболее ходовых категориях с возможностью общения пользователей друг с другом.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Уровень использования мобильных устройств во Вьетнаме сопоставим с развитыми странами. 135 миллионов [25] человек — абоненты сотовой связи (145% населения). Это говорит о том, что на каждого жителя страны приходится более одного гаджета.

34% интернет-аудитории используют мобильный интернет 1,43 часа в день. 58% посещений соцсетей — через мобильное подключение.

24 миллиона человек работают с 3G, и эта аудитория продолжает расти, несмотря на повышение цен. Аудитория 2G за 2014 год упала на 5 миллионов человек. Услуги 4G пока только в планах на 2015 год, поскольку провайдеры не хотят вкладывать в развитие сети.

Рынок мобильной связи в стране делит местная «большая тройка»: MobiFone, Vinaphone, Viettel.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 18 [80]

При этом лишь у 36% вьетнамской аудитории [81] есть смартфоны. По прогнозам к концу 2015 года их число достигнет 50% от общего числа пользователей. Это второе место в Юго-Восточной Азии после Индонезии.

Любопытная черта вьетнамцев — стойкая нелюбовь к самостоятельному закачиванию приложений на свои устройства. Местные магазины делают это перед продажей, в зависимости от пожеланий покупателей.

В целом же Вьетнам в последние годы был второй в мире [82] страной, после Колумбии, по темпам роста числа пользователей смартфонов:

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 19 [83]

В отношении операционных систем, на первом месте Android:

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 20 [12]

72% мобильных пользователей — мужчины, 82% из них моложе 35 лет:

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 21 [12]

Статистика пользовательских запросов:

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 22 [8]

На первом месте находятся социальные сети, на втором — поисковики, на третьем — музыкальные сервисы.

Во Вьетнаме очень популярны мобильные игры, регулярно играют 28 миллионов [82] пользователей.

С ключевыми характеристиками рынка можно ознакомиться здесь [83].

Ограничивает развитие мобильного сегмента сочетание [82] низких доходов и «пиратская» психология вьетнамцев, которые предпочитают нелегальный доступ к платному контенту.

Площадки для размещения игр:

ТОП приложений для скачивания:

vietnam-img22[1]

Appota [92] — ведущая платформа для размещения мобильного контента, которая агрегирует самый большой пользовательский трафик по разным направлениям. Существуют определенные сложности [93] для местных разработчиков с переходом от игр к мобильным приложениям. С другой стороны, это отличная возможность для заработка иностранным компаниям.

Наиболее популярные приложения:

ТОП-10 вьетнамских студий по разработке приложений:

Можно отметить, что игры — наиболее «горячий [109]» аспект мобильной разработки во Вьетнаме.

DIGITAL-РЫНОК

Вьетнамцы сильно вовлечены в соцсети, что делает их наиболее востребованной аудиторией для рекламы. Напомним, что количество пользователей соцсетей растёт до 40% [110] в год и каждый из них проводит там по 3 часа в день.

Согласно исследованиям Google и TNS, в 2013—2014 годах доля возрастной категории от 16 до 24 лет среди владельцев смартфонов была равна 58%. Категория 25−34 лет — 45%.

52% [111] вьетнамских пользователей интернета ежедневно смотрят онлайн-видео. Это потенциальные клиенты интернет-магазинов в частности, и e-commerce в целом. 70% интернет-рекламы приходится на Google и Facebook.

vietnam-img23[1]

Основная аудитория Facebook в тех же возрастных рамках — 15−34 года:

vietnam-img24[1]

Образно «карта» интернет-маркетинга во Вьетнаме выглядит следующим образом:

vietnam-img25[1]

Объём рынка интернет-рекламы в 2014 году составлял всего лишь 38 миллионов долларов. Это очень мало, по сравнению с 620 миллионами в сегменте наружной рекламы.

vietnam-img26[1]

Вьетнамские рекламодатели работают по схеме «70−20−10», где 70% рекламного бюджета идёт на традиционные носители, 20% - на новые и 10% оставляют для экспериментов с разными каналами.

Рост объема онлайн-рекламы отстаёт от прогнозов [112], что характерно для всех стран региона. Вложения во вьетнамский рынок продиктованы ожиданием стремительного экономического прогресса страны, увеличения доходов населения.

Ещё одна типичная для ЮВА черта — значительная доля иностранных компаний. Более 90% [113] выручки от онлайн-рекламы приходится на зарубежные агентства. Кроме того, крупнейшие вьетнамские агентства куплены иностранцами. Местным рекламщикам остаются мелкие заказы в узких нишах. Плюс ко всему, вьетнамские рекламодатели негативно отзываются о сервисе соотечественников и предпочитают обращаться в международные компании.

Крупнейшие рекламодатели Вьетнама:

vietnam-img27[1]

Наиболее востребованные площадки:

vietnam-img28[1]

Для мировых брендов Вьетнам — это плацдарм для выхода на более богатые рынки Юго-Восточной Азии. Как самостоятельный рынок он не столь привлекателен. Ещё раз подчеркнём характерную особенность — высокий отклик пользователей на мобильную рекламу, при том что эта ниша практически свободна.

Крупные digital-агентства:

Полный список [127] крупнейших агентств.

СТАРТАПЫ И БИЗНЕС-ВОЗМОЖНОСТИ

Зарубежные эксперты [128] оценивают Вьетнам как второй, после Сингапура, рынок ЮВА по динамике развития. 90% экономики — предприятия малого и среднего бизнеса. В IT-отрасли занято 440 000 человек.

В 2013 году правительство создало [129] фонд поддержки предприятий МСП в надежде увеличить их число до 350 000.

Экосистема для стартапов развивается быстро, работают несколько бизнес-акселераторов и фондов поддержки, например, TOPICA [130], Vietnam Sillicon Valley [131], Founder Institute [132].

Следующая карта наглядно показывает стартап-систему Вьетнама. А здесь её интерактивный [133] вариант:

Подробное описание ключевых элементов можно найти здесь [134].

vietnam-img29[1]

Все стартап-проекты работают в трёх крупнейших городах: Хошимине, Ханое и Дананге. Хошимин — финансовый и деловой центр страны, Ханой (при том что это столица) не настолько продвинут в hi-tech. Наконец, Дананг пытается вырастить собственную экосистему и стать «smart-city» в противовес мегаполисам.

Власти Вьетнама не прикладывают особых усилий к развитию стартапов, из-за чего они испытывают проблемы. В 2014 году не проводилось [135] ни одного раунда финансирования. На сегодняшний день лишь 30 компаний получили финансовую поддержку.

Во Вьетнаме серьёзный кадровый голод в сфере ИТ, при том что в индустрии занято около 440 000 человек. Поэтому для инвесторов велики риски, связанные с профессионализмом команд.

В целом ситуацию можно назвать положительной: бизнес-среда развивается, проходят серьёзные мероприятия. Например, в Хошимине состоялся один из туров поиска стартапов в Азии Echelon [136].

Бизнес-эксперты Юго-Восточной Азии отмечают следующие стартапы из Вьетнама:

  • Triip [137] — сервис для туристов, позволяет найти гида из местного населения;
  • Cloudjet Solutions [138] — облачное решение по аналитике продаж для малого и среднего бизнеса;
  • KoolTechs [139] — система управления умным домом, домашними и медицинскими исследованиями с помощью телефона;
  • babyMe [140] — информационное приложение для беременных женщин;
  • Sieuweb [141] — аккумуляторы солнечной энергии;
  • mRaovat [142] — маркетплэйс;
  • Appota [143] — мобильный маркетплэйс;
  • Wiindi [144] — агрегатор цен из интернет-магазинов;
  • CocCoc [32] — поисковая система, соучредитель Виктор Лавренко [145];

А в этом списке Топ-9 [146] вьетнамских стартапов.

Коворкинги работают в основном в Хошимине с иностранными посетителями. Впрочем, очень быстро растёт сообщество местных фрилансеров, а также иностранцев из Малайзии и Таиланда. По большей части они оказывают услуги американским и австралийским компаниям.

Крупные коворкинги:

Главным фактором успеха во Вьетнаме эксперты считают [151] социальные сети и возможности взаимодействия покупателей.

Проблемы местных стартапов не отличаются от других стран региона:

  • менталитет жителей страны не располагает к риску и бизнес-деятельности в целом. Хотя и не в такой степени, как у малазийцев, например;
  • инвесторы быстро охладевают [152] к местным проектам, что снижает их финансовые возможности;
  • законодательством запрещено [153] владение иностранцами более 20% капитала в сфере финансовых услуг, что сильно ограничивает инвесторов;
  • крайне сложно получить финансирование местным компаниям.

Впрочем, по сравнению с соседями, возможности для стартапов во Вьетнаме вполне приемлемые. Только рассчитывать им приходится на собственные силы.

Позиции стартапов Вьетнама в мировом рейтинге:

vietnam-img30[1]

Таким образом, принимая во внимание демографию, уровень жизни и свободные ниши в IT, Вьетнам — одна из наиболее перспективных стран для стартапов в Юго-Восточной Азии.

Что касается бизнеса в целом, то значительная часть местных компаний принадлежит иностранцам. По уровню развития инфраструктуры и уровню коррупции Вьетнам на одинаковых позициях с Россией.

Рабочая сила здесь обходится дешевле, чем в Китае. Расходы на бизнес ниже, налоговая система достаточно лояльна к инвесторам, и это привлекает российских бизнесменов.

Общие условия работы в стране можно изучить здесь [154].

ВЫВОДЫ

Вьетнам — перспективный рынок для иностранных компаний.

Плюсы: высокий объём рынка сбыта (более 90 миллионов населения); устойчивое экономическое развитие страны; бурный рост интернет-аудитории; увеличение доходов населения и доли среднего класса; хорошая среда для стартапов с большим количеством свободных ниш; относительно мягкий климат и очень низкие цены.

Минусы: низкие доходы населения и, как следствие, низкие показатели ёмкости рынков; сложности с финансированием проектов и монополия зарубежных брендов в некоторых нишах.

Таким образом, минимальную окупаемость инвестиций следует ожидать через несколько лет, когда Вьетнам сравняется по капитализации с рынками соседних стран (и даже стран СНГ). При этом те, кто вкладывает в местную экономику сегодня, будут контролировать значительные финансовые потоки.

Аналитика: Вьетнам — много свободных ниш и большой рынок сбыта - 32 [155]

Источник [156]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/sovety/99867

Ссылки в тексте:

[1] серию материалов: https://roem.ru/sea2015/

[2] Interweb Pro: http://iwpro.ru/

[3] Digital Media Partners: http://digitalmedia.vc/

[4] Image: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/vn/about_vn/eco_vn/

[5] 1894 доллара: http://www.focus-economics.com/countries/vietnam

[6] 90−128: http://www.thanhniennews.com/society/vietnams-minimum-wage-to-increase-1418-per-month-in-2015-29590.html

[7] 44%: http://www.internetworldstats.com/stats3.htm

[8] Image: http://www.slideshare.net/johnyvo/vietnam-digital-landscape-2015-46108960

[9] 40 миллионов: http://www.internetlivestats.com/internet-users-by-country/

[10] Image: http://www.emarketer.com/Article/Internet-Users-Vietnam-Have-Youth-on-Their-Side/1010028

[11] 67%: http://www.statista.com/statistics/348252/daily-internet-usage-age-group-vietnam/

[12] Image: http://iwpro.ru/vietnam.html#

[13] интернет-цензура: http://en.wikipedia.org/wiki/Internet_censorship_in_Vietnam

[14] присутствует ряд статей: http://www.forbes.com/fdc/welcome_mjx.shtml

[15] 4,6 часа: http://wearesocial.sg/blog/2014/01/social-digital-mobile-apac-2014/

[16] ADSL: http://broadbandtoolkit.org/Case/vn/3

[17] 5 кабельных линий: https://www.techinasia.com/vietnam-internet-cable-cut-yet-again/

[18] постоянно рвутся: http://thestack.com/vietnam-asia-america-gateway-break-outage-internet-050115

[19] перекусывают акулы: http://www.independent.co.uk/life-style/gadgets-and-tech/news/sharks-are-eating-the-internet-in-vietnam-9962747.html

[20] планируется на 2015: http://digital.asiaone.com/digital/news/vietnam-set-4g-service-2015

[21] 24 миллионов: http://www.thanhniennews.com/tech/vietnam-has-33-million-internet-subscribers-33226.html

[22] Скорость интернета: http://explorer.netindex.com/maps

[23] Image: http://www.slideshare.net/hhm207/vietnam-internet-statistic

[24] гиперобщительность: http://www.tigermine.com/2014/02/13/southeast-asia-leads-world-online-brand-engagement/

[25] 38% населения: http://wearesocial.net/tag/vietnam/

[26] Zing: http://login.me.zing.vn/

[27] VNG: https://www.vng.com.vn/

[28] Facebook Вьетнама: http://www.socialbakers.com/statistics/facebook/pages/total/vietnam/

[29] Google Trends: http://www.google.com/trends/topcharts?hl=ru#date=2014&geo=VN

[30] объясняется: https://www.techinasia.com/vietnam-loves-facebook-not-twitter/

[31] ТОП сайтов Вьетнама: http://www.alexa.com/topsites/countries/VN

[32] CocCoc: http://coccoc.com/

[33] Webtretho: http://www.webtretho.com/

[34] vnExpress: http://vnexpress.net/

[35] Ring Ring News: http://ringring.vn/

[36] SimilarWeb: http://www.similarweb.com/country/vietnam

[37] Cupidlinks: http://cupidlinks.com/

[38] Blossoms: http://www.blossoms.com/

[39] Dateinasia: http://www.dateinasia.com/

[40] Tinhte: https://www.tinhte.vn/

[41] vozForum: http://vozforums.com/

[42] CungMua: http://www.cungmua.com/ho-chi-minh

[43] Hot Deal: http://www.hotdeal.vn/

[44] Muachung: http://muachung.vn/

[45] Runhau: http://www.runhau.vn/

[46] Soha Store: http://sohastore.vn/

[47] vinaGame: http://vinagame.vn/

[48] Zing: http://news.zing.vn/

[49] Zalo: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.zing.zalo

[50] Wada: http://wada.vn/

[51] осваивается: https://www.techinasia.com/complete-list-18-payment-players-vietnam/

[52] не получилось: http://www.therunet.com/news/1977-rossiyskiy-poiskovik-stal-vietnamskoy-internet-kompaniey-1

[53] Image: http://www.vietnam-briefing.com/news/vietnam-online-understanding-vietnams-e-commerce-market.html/

[54] Image: http://vn.ecommercemilo.com/2014/04/e-commerce-ky-8-slides-sharing-so-lieu-phan-tich-ecommerce-cho-thi-truong-dong-nam-a-va-vietnam-cai-nhin-toan-canh.html#.VTYEdSG8PRZ

[55] Vinabook: http://www.vinabook.com/

[56] EasySale24h: http://www.cucre.vn/

[57] Lazada: http://www.lazada.vn/

[58] Tiki: http://tiki.vn/

[59] Solo: http://www.solo.vn/

[60] Cho Dien Tu: http://www.chodientu.com/

[61] Muafast: http://www.muafast.com/

[62] Hula: http://hula.vn/

[63] Noyyo: http://www.noyyo.com/

[64] Giaytot: http://www.giaytot.com/

[65] Zalora: http://www.zalora.vn/

[66] 5giay: http://www.5giay.vn/

[67] Muare: http://www.muare.vn/

[68] NhomMUA: http://www.nhommua.com/

[69] Vietnamese Store: http://www.vietnamese-store.com/

[70] NinhHiep: http://ninhhiep.com.vn/

[71] Groupon: http://groupon.vn/

[72] CungMua: http://cungmua.com/

[73] Chondeal: http://chondeal.com/

[74] Vatgia: http://www.vatgia.com/home

[75] Enbac: http://enbac.com/

[76] Rong Bay: http://rongbay.com/

[77] Mua ban: http://muaban.com.vn/

[78] Cho Dien Tu: http://chodientu.vn/

[79] список: https://www.techinasia.com/ecommerce-vietnam-big-players-2013-part-3/

[80] Image: http://www.infocom-de.com/press.php?t=infocom-features-key-challenges-and-opportunities-in-the-vietnamese-market&jsP=3

[81] 36% вьетнамской аудитории: https://www.techinasia.com/36-of-vietnams-population-now-uses-smartphones-but-where-are-the-mobile-services/

[82] второй в мире: http://www.applift.com/blog/vietnamese-mobile-games-market-flappy-bird.html

[83] Image: http://www.slideshare.net/appota/vietnam-online-mobile-game-market-insights-and-guide

[84] Apkviet: http://apkviet.com/

[85] Appvn: http://appvn.com/

[86] Download: http://download.com.vn/

[87] Apkvn: http://apkvn.net/

[88] Vimarket: http://vimarket.vn/

[89] Cleverstore: http://cleverstore.vn/

[90] 365app: http://365app.vn/

[91] Codengo: http://www.codengo.com/

[92] Appota: https://appota.com/

[93] определенные сложности: https://www.techinasia.com/mobile-vietnam-frontiers-not-game/

[94] Greengar: http://greengar.com/

[95] Notabasement: http://www.notabasement.com/

[96] Divmob: http://divmob.com/

[97] Moneylover: http://moneylover.me/

[98] Colorbox: http://colorbox.vn/

[99] Greengar: http://2359media.com/

[100] Notabasement: http://alphapod.com/

[101] Applancer: http://applancer.com/

[102] Appscyclone: http://appscyclone.com/

[103] Buoistudio: http://www.buoistudio.com/

[104] Floatingcube: http://floatingcube.com/

[105] Gloops: http://gloops.com/en

[106] Guava7: http://www.guava7.com/

[107] Longcatlabs: http://www.longcatlabs.com/

[108] Savvycomsoftware: http://savvycomsoftware.com/

[109] горячий: http://e27.co/pocket-guide-vietnams-mobile-market-2014/

[110] 40%: http://www.slideshare.net/johnyvo/vietnam-digital-social-mobile-2015?next_slideshow=1

[111] 52%: http://digitalinasia.com/2013/11/20/vietnam-digital-landscape/

[112] прогнозов: http://bdg-vietnam.com/de/about/news/details/items/digital-ad-market-booming-in-vietnam/

[113] Более 90%: http://www.vietnam-briefing.com/news/foreign-firms-dominate-vietnam-advertising-market.html/

[114] Clevernet: http://clevernet.vn/

[115] Goldsunfocusmedia: http://goldsunfocusmedia.com.vn/

[116] Sosmart: http://sosmart.vn/

[117] Muaban: http://www.muaban.net/

[118] Ambient Digital: http://www.ambientdigitalgroup.com/

[119] Ozerside: http://ozerside.com/

[120] Golden AdGroup: http://www.goldenadgroup.com.vn/

[121] DTrack: http://www.dtrack.vn/

[122] Ringier: http://www.ringier.com/vn

[123] eBrand: http://www.ebrand.vn/

[124] April+: http://www.april.com.vn/home

[125] Go4Branding: http://www.go4branding.com/

[126] Lowe Vietnam: http://www.lowevietnam.com/

[127] Полный список: http://digitalk.vn/agency-directory

[128] Зарубежные эксперты: http://www.wsj.com/articles/SB10001424052702303796404579100200896926512

[129] создало: http://www.vietnam-briefing.com/news/vietnam-establishes-sme-development-fund.html/

[130] TOPICA: http://tfi.topica.edu.vn/

[131] Vietnam Sillicon Valley: http://www.siliconvalley.com.vn/

[132] Founder Institute: http://fi.co/

[133] интерактивный: https://www.mindmeister.com/ru/342436678/startup-ecosystem-in-vietnam

[134] здесь: http://e27.co/vietnam-accelerators-incubators-watch-20150211/

[135] не проводилось: http://ventureview.eu/pochemu-vo-vetname-ne-populyarnyi-pervonachalnyie-investitsii/

[136] Echelon: http://e27.co/echelon/top100/

[137] Triip: https://www.triip.me/

[138] Cloudjet Solutions: http://www.cjs.vn/

[139] KoolTechs: http://www.kooltechs.com/

[140] babyMe: http://www.babyme.vn/

[141] Sieuweb: http://sieuweb.vn/

[142] mRaovat: http://mraovat.vn/

[143] Appota: http://appota.com/

[144] Wiindi: https://wiindi.com/

[145] Виктор Лавренко: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

[146] Топ-9: https://www.techinasia.com/9-startups-vietnamese-government-incubating/

[147] Work Saigon: http://www.worksaigon.com/

[148] Saigon Coworking: http://saigoncoworking.com/

[149] Start Saigon: http://start-saigon.com/

[150] hub.IT: https://www.facebook.com/hubITasia

[151] считают: http://e27.co/closer-look-vietnams-changing-startup-landscape-20150227/

[152] охладевают: https://www.techinasia.com/go-global-vietnam/

[153] запрещено: http://ventureview.eu/venchurnyie-kapitalistyi-vo-vetname/

[154] здесь: http://www.vietnamrussia.ru/business.htm

[155] Image: https://roem.ru/tag/sea2015/?utm_source=banner&utm_medium=banner&utm_campaign=sea2015

[156] Источник: https://roem.ru/01-10-2015/208911/vietnam-sea/