- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Roem.ru продолжает публиковать серию материалов [1] про технологический рынок Юго-Восточной Азии. Сегодня аналитики компании Interweb Pro [2] и международный инвестиционный фонд Digital Media Partners [3] в деталях рассказывают про Вьетнам.
Вьетнам — государство в Юго-Восточной Азии, на восточном побережье полуострова Индокитай.
Значительная часть истории Вьетнама связана с колонизацией. Ещё во 2 веке до н.э. его впервые захватил Китай. Фактически Китай всё время контролировал территорию Вьетнама, а последний раз попытался захватить спорные северные территории в 1979 году. Дипломатические отношения между двумя странами восстановились в 1991 году.
Национальные восстания против разных агрессоров сопровождали Вьетнам почти всю его историю до Нового времени.
Кроме того, Вьетнам с конца 19 века был в колониальной зависимости от Франции. Французы ушли во время второй мировой войны в результате вторжения новых захватчиков — японцев. В августе 1945 года, после капитуляции Японии, к власти пришли местные коммунисты во главе с Хо Ши Мином. Однако, уже в следующем году в страну вернулись французские войска, а также английский и американский корпуса. Это привело к новой, франко-вьетнамской войне.
Лишь в 1954 году Вьетнам получил независимость. При этом страна была разделена на Северный и Южный Вьетнам. Северные территории контролировала компартия, а южную часть проамериканские власти.
После короткого мира в 1959 году снова началась война. Коммунисты создали Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама и стали силовым путём присоединять его территории. В 1965 году в конфликт вмешались США под предлогом остановки коммунистического наступления. Советский Союз, в свою очередь, поддерживал Северный Вьетнам.
Внушительные потери вынудили американцев вывести войска в 1973 году. А 2 июля 1976 года было объявлено объединение обеих частей страны в Социалистическую республику Вьетнам. Столица Юга, город Сайгон, переименован в Хошимин.
Местные власти взяли за образец советскую модель развития, что привело в конце 80-х годов к экономическому кризису. После распада СССР Вьетнам лишился финансовой поддержки и начал реформы по либерализации экономики. В результате реформ темпы роста ВВП в 90-е годы составили около 8% ежегодно.
В структуре экономики Вьетнама доминируют сфера услуг, промышленность (химическая, лёгкая, электроника) и сельское хозяйство.
По объёму ВВП страна занимает 57-е место в мире (из 187). Это весьма высокий показатель, учитывая размеры страны и её тяжелое положение в недавнем прошлом.
Во Вьетнаме проживает 90 миллионов человек, прирост 1−2% в год. ВВП на душу населения 1894 доллара [5], что говорит о низком уровне жизни в стране. Даже Индонезия с огромным населением опережает Вьетнам по этому показателю. Минимальная зарплата 90−128 [6] долларов в месяц. Средний заработок не превышает 145−148 долларов, что значительно ниже не только сверхбогатого Сингапура, но и Индонезии с Таиландом.
Однако положение поправляется, и ВВП стабильно растёт на 5% в год. А вместе с ним и доходы вьетнамцев. Подтверждение тому — появление среднего класса.
В тех же пределах рост промышленного производства, инвестиций и уровня потребления. Инфляция около 6% в год, безработица — 3,6%. Увеличение объёмов импорта и экспорта от 7 до 33% ежегодно.
Вьетнам понемногу теснит Китай на ниве самой дешёвой рабочей силы для лёгкой промышленности, поэтому туда переносят заказы те, кто шил раньше в Поднебесной.
Из 90 миллионов вьетнамцев интернетом пользуются 44% [7] (41 миллион). Статистика также показывает гендерное равенство (50/50 мужчин и женщин) и преобладание сельских жителей (69%). Для Индокитая это хороший показатель урбанизации. В свою очередь, он говорит о хорошей возможности для коммерциализации онлайн-сегмента.
Как было отмечено, более 40 миллионов [9] вьетнамцев регулярно используют интернет. Это число ежегодно увеличивается на 9% (примерно 3 миллиона человек), что говорит о переходе онлайн-аудитории Вьетнама к зрелой стадии развития, при том что ещё в 2001 году страна была на технологической периферии. Например, интернет-аудитория составляла 1 миллион человек. Сегодня Вьетнам — один из лидеров Юго-Восточной Азии, в том числе в информационном плане.
Как и в других странах ЮВА, аудитория во Вьетнаме активно пользуется мобильными телефонами и мобильным интернетом.
Доли возрастных категорий на диаграмме:
Как видите, интернет-аудитория Вьетнама исключительно молодая. Даже в сравнении с соседями, возрастная категория 15−35 лет значительно преобладает.
57% пользователей — мужчины, при том что гендерное соотношение в целом по населению равное.
67% [11] вьетнамских пользователей 25−34 лет ежедневно выходят в сеть.
Интересный факт: Вьетнам лидирует в регионе по просмотрам онлайн-видео.
В стране действует интернет-цензура [13], которая пресекает антиправительственную тематику и контролирует «общественную нравственность». Блокируются блоги, социальные сети и сервисы обмена сообщениями. В местном законодательстве присутствует ряд статей [14], по которым сообщения в интернете грозят тюремным сроком.
Тем не менее средний вьетнамский пользователь проводит в интернете 4,6 часа [15] (десктоп или ноутбук) каждый день. Для сравнения: в Китае — 4,5, а в Японии — 3,5 часа в день.
Основной способ подключения — ADSL [16]. Во Вьетнаме всего 5 кабельных линий [17] для интернет-соединения (в Сингапуре их 21 для 6 миллионов человек). При этом соединения постоянно рвутся [18], а иногда ихперекусывают акулы [19], что служит поводом для сатирических высказываний в местной сети.
Впрочем, для нужд бизнеса существует возможность организации широкополосного доступа с помощью услуги MetroNet.
Мобильный доступ ограничен технологией 2G и в большей степени 3G. Ввод стандарта 4G планируется на 2015 [20], а массовая продажа соответствующей услуги на 2016 год.
На сегодняшний день во Вьетнаме порядка 24 миллионов [21] абонентов мобильной связи. Из них 18−20 миллионов используют мобильный доступ в интернет. 20 миллионов вьетнамцев выходят через стационарный доступ.
Скорость интернета [22] по кабельному подключению составляет 18,5 mbps, по мобильному — 1,6 mbps. Это средние показатели, которые сильно отличаются в разных городах. Например, в Хошимине скорости соединения не уступают российским. Но если сравнивать данные по Юго-Восточной Азии и миру в целом, то развитие интернет-коммуникаций Вьетнама ниже среднего уровня. Единственное, по качеству связи нет замечаний. Местные провайдеры отлично справляются со своей работой на тех мощностях, что есть в наличии.
История вьетнамского интернета началась в 1997 году, но только последние 2−3 года наблюдается резкий скачок в его развитии.
На следующей диаграмме распределение рынка местными провайдерами:
Тарифы низкие, в соответствии с невысоким уровнем жизни в стране.
Всего в зоне .vn зарегистрировано 226000 [21] доменных имен. Однако сегмент быстро растёт, и только в 2013 году появилось 100 000 имен.
Ранее значительная часть сайтов регистрировалась в зоне .com. Это предпочтение до сих пор сохраняется, что затрудняет оценку реального количества вьетнамских сайтов.
Интернет-технологии во Вьетнаме находятся на этапе активного становления, и до насыщения онлайн-рынка ещё очень далеко.
Общий тренд Юго-Восточной Азии — гиперобщительность [24] пользователей, вовлеченность в социальные сети. 38% населения [25] регулярно пользуются социальными сетями, в среднем 2 часа 23 минуты ежедневно.
Вьетнамцы очень лояльны к онлайн-брендам по причине дефицита качественных товарных предложений в стране. Страна на третьем месте в мире по уровню доверия к брендам.
Обратите внимание на высокие места стран ЮВА, которые схожи по уровню развития с Вьетнамом, при этом на отсутствие в рейтинге Сингапура.
Как мы уже отметили, социальные сети занимают особое место в жизни Юго-Восточной Азии. Вьетнамцы — не исключение. 94% пользователей зарегистрированы на Facebook. Вторая по популярности (а до 2012 года первая) — местная сеть Zing [26], основанная местной корпорацией VNG [27]. Эта сеть сохраняет высокую долю аудитории в возрасте от 14 до 21 года благодаря онлайн-играм, музыке и развлекательному контенту.
Остальные соцмедиа пользуются намного меньшей популярностью:
Вьетнамцы особенно любят просматривать страницы знаменитостей как местных, так и звёзд из соседних стран, Европы и США. Многие именно из-за этого регистрируются в соцсетях. Наиболее популярные страницы Facebook Вьетнама [28] иллюстрируют эту тенденцию.
Аналогичным образом Google Trends [29] в 2014 году показывает интересы исключительно в рамках жизни звёзд, новых фильмов и т. п.
На фоне массовой популярности Facebook, в Twitter вовлечено мизерное количество пользователей. Это объясняется [30] желанием вьетнамцев быть на связи с друзьями и близкими, здесь особо трепетное отношение к своему кругу. У Twitter же, как известно, другой формат.
ТОП сайтов Вьетнама [31] в 2014 году:
Лидирует CocCoc [32] со встроенной системой поиска и персонализацией страницы. Из региональных сайтов достойны внимания и попадают в Топ портал для женщин Webtretho [33], новостные порталы vnExpress [34], Ring Ring News [35]. Похожую статистику выдаёт сервис по учёту пользовательских предпочтений SimilarWeb [36].
Довольно интенсивно растёт сегмент онлайн-знакомств. Ведущие сервисы:
Несмотря на экспансию социальных сетей, форумы для общения также собирают многомиллионную аудиторию. Наиболее крупные из них:
Существенная проблема для всего региона с онлайн-платежами актуальна и для Вьетнама. На этом поле работает несколько компаний, в том числе и с российскими инвесторами, однако ниша не занята, и в стране нет признанного лидера сегмента.
Широкую аудиторию имеют купонные сервисы CungMua [42], Hot Deal [43], Muachung [44], маркетплэйс Runhau [45], игровая площадка Soha Store [46]. Но наиболее широкую популярность имеет портал vinaGame [47] — игровой агрегатор, которому также принадлежит популярный новостной сайт Zing [48] и мессенджер Zalo [49].
Во Вьетнаме быстро развиваются малый и средний бизнес, при этом компании фактически не используют интернет-продажи, у большинства даже сайта нет. Поэтому разработка сайтов, реклама и аналитика — перспективный рынок для инвестиций.
Кстати, поисковик CocCoc.com [32] создан российскими программистами, как и его конкурент Wada [50], основанный Игорем Ашмановым и казахстанской инвестиционной группой «Куско». Ресурс рассчитывает зарабатывать на геотаргетированной рекламе для местных предпринимателей.
Кроме того, как и для всей Юго-восточной Азии, актуально создание средств общения: социальных сетей, форумов, маркетплэйсов.
Растёт рынок электронной коммерции, поэтому есть потребность в инструментах онлайн-платежей. И этот сегмент активно осваивается [51] многими компаниями, в том числе с российским капиталом.
Специфическая черта Вьетнама — огромная популярность мобильных игр, и она продолжает набирать обороты.
Выгодные перспективы связаны с туристическим рынком — приложения и порталы для путешественников. У Вьетнама есть шансы стать вторым Таиландом.
Глобальная проблема Вьетнама — настройка партнёрских отношений между мировыми лидерами и местными компаниями. По этой причине не получилось [52] вхождение Google.
Вьетнамцы на удивление восприимчивы к интернет-рекламе, особенно мобильной. Поэтому рекламные площадки и создание рекламных продуктов — ещё один выгодный рынок для инвестиций.
Развитие электронной коммерции связано с общей экономической спецификой Вьетнама. Страна лишь несколько лет назад получила массовый доступ к высокотехнологичным ресурсам, поэтому компетентность рядовых потребителей в онлайн-покупках довольно низкая. Вьетнамцы пока проходят через препоны зарождающегося онлайн-рынка: опасения купить некачественный товар, сложности с оплатой и доставкой, недоверие к товарам, которые нельзя увидеть своими глазами.
На местный рынок активно заходят крупные зарубежные игроки, например, Rakuten и Lazada. 90 миллионов населения при зачаточном состоянии e-commerce и отсутствии конкуренции сулят невероятную отдачу за короткое время.
Не остаётся в стороне и местный бизнес. Самый богатый Вьетнамец Pham Nhat Vuong [14] запустил проект VinEcom, в который привлечены опытные руководители успешных стартапов и выходцы из Lazada.
Весь вьетнамский рынок электронной торговли оценивается в сумму около 1 миллиарда долларов, с ожидаемым ростом до 1,3 миллиардов в 2015 году. Но данные о ёмкости рынка являются очень приблизительными, даже по словам местных лидеров. Более оптимистичные эксперты прогнозируют объём в 2,2 миллиарда долларов США уже в текущем году, с удвоением показателей в 2016.
Текущие расходы на электронную коммерцию во Вьетнаме составляют около 150 долларов в среднем на душу населения.
Как и в других странах ЮВА, мобильный интернет — основной источник трафика в e-commerce. 60% вьетнамцев использовали мобильный телефон для совершения онлайн-покупок в 2013 году.
Предпочтения по категориям:
На первом месте — одежда, обувь, аксессуары (62%).
Способы онлайн-оплаты не изобилуют разнообразием. Кроме того, вьетнамцы больше доверяют платежам наличными (74%). Даже к банковским переводам они относятся с недоверием.
Как мы уже отметили, ведущая категория электронной торговли — одежда и аксессуары. Так же как электроника и гаджеты, билеты и туры, книги.
80% продаж приходится на сегменты моды и технологий. К 2016 году, согласно данным Euromonitor, объёмы торговли вырастут в 2 раза.
Крупнейшие интернет-магазины:
Купонные сервисы:
Маркетплэйсы:
Здесь список [79] лидеров электронной коммерции Вьетнама в 2013 году.
«Горячие» сегменты вьетнамского рынка:
Уровень использования мобильных устройств во Вьетнаме сопоставим с развитыми странами. 135 миллионов [25] человек — абоненты сотовой связи (145% населения). Это говорит о том, что на каждого жителя страны приходится более одного гаджета.
34% интернет-аудитории используют мобильный интернет 1,43 часа в день. 58% посещений соцсетей — через мобильное подключение.
24 миллиона человек работают с 3G, и эта аудитория продолжает расти, несмотря на повышение цен. Аудитория 2G за 2014 год упала на 5 миллионов человек. Услуги 4G пока только в планах на 2015 год, поскольку провайдеры не хотят вкладывать в развитие сети.
Рынок мобильной связи в стране делит местная «большая тройка»: MobiFone, Vinaphone, Viettel.
При этом лишь у 36% вьетнамской аудитории [81] есть смартфоны. По прогнозам к концу 2015 года их число достигнет 50% от общего числа пользователей. Это второе место в Юго-Восточной Азии после Индонезии.
Любопытная черта вьетнамцев — стойкая нелюбовь к самостоятельному закачиванию приложений на свои устройства. Местные магазины делают это перед продажей, в зависимости от пожеланий покупателей.
В целом же Вьетнам в последние годы был второй в мире [82] страной, после Колумбии, по темпам роста числа пользователей смартфонов:
В отношении операционных систем, на первом месте Android:
72% мобильных пользователей — мужчины, 82% из них моложе 35 лет:
Статистика пользовательских запросов:
На первом месте находятся социальные сети, на втором — поисковики, на третьем — музыкальные сервисы.
Во Вьетнаме очень популярны мобильные игры, регулярно играют 28 миллионов [82] пользователей.
С ключевыми характеристиками рынка можно ознакомиться здесь [83].
Ограничивает развитие мобильного сегмента сочетание [82] низких доходов и «пиратская» психология вьетнамцев, которые предпочитают нелегальный доступ к платному контенту.
Площадки для размещения игр:
ТОП приложений для скачивания:
Appota [92] — ведущая платформа для размещения мобильного контента, которая агрегирует самый большой пользовательский трафик по разным направлениям. Существуют определенные сложности [93] для местных разработчиков с переходом от игр к мобильным приложениям. С другой стороны, это отличная возможность для заработка иностранным компаниям.
Наиболее популярные приложения:
ТОП-10 вьетнамских студий по разработке приложений:
Можно отметить, что игры — наиболее «горячий [109]» аспект мобильной разработки во Вьетнаме.
Вьетнамцы сильно вовлечены в соцсети, что делает их наиболее востребованной аудиторией для рекламы. Напомним, что количество пользователей соцсетей растёт до 40% [110] в год и каждый из них проводит там по 3 часа в день.
Согласно исследованиям Google и TNS, в 2013—2014 годах доля возрастной категории от 16 до 24 лет среди владельцев смартфонов была равна 58%. Категория 25−34 лет — 45%.
52% [111] вьетнамских пользователей интернета ежедневно смотрят онлайн-видео. Это потенциальные клиенты интернет-магазинов в частности, и e-commerce в целом. 70% интернет-рекламы приходится на Google и Facebook.
Основная аудитория Facebook в тех же возрастных рамках — 15−34 года:
Образно «карта» интернет-маркетинга во Вьетнаме выглядит следующим образом:
Объём рынка интернет-рекламы в 2014 году составлял всего лишь 38 миллионов долларов. Это очень мало, по сравнению с 620 миллионами в сегменте наружной рекламы.
Вьетнамские рекламодатели работают по схеме «70−20−10», где 70% рекламного бюджета идёт на традиционные носители, 20% - на новые и 10% оставляют для экспериментов с разными каналами.
Рост объема онлайн-рекламы отстаёт от прогнозов [112], что характерно для всех стран региона. Вложения во вьетнамский рынок продиктованы ожиданием стремительного экономического прогресса страны, увеличения доходов населения.
Ещё одна типичная для ЮВА черта — значительная доля иностранных компаний. Более 90% [113] выручки от онлайн-рекламы приходится на зарубежные агентства. Кроме того, крупнейшие вьетнамские агентства куплены иностранцами. Местным рекламщикам остаются мелкие заказы в узких нишах. Плюс ко всему, вьетнамские рекламодатели негативно отзываются о сервисе соотечественников и предпочитают обращаться в международные компании.
Крупнейшие рекламодатели Вьетнама:
Наиболее востребованные площадки:
Для мировых брендов Вьетнам — это плацдарм для выхода на более богатые рынки Юго-Восточной Азии. Как самостоятельный рынок он не столь привлекателен. Ещё раз подчеркнём характерную особенность — высокий отклик пользователей на мобильную рекламу, при том что эта ниша практически свободна.
Крупные digital-агентства:
Полный список [127] крупнейших агентств.
Зарубежные эксперты [128] оценивают Вьетнам как второй, после Сингапура, рынок ЮВА по динамике развития. 90% экономики — предприятия малого и среднего бизнеса. В IT-отрасли занято 440 000 человек.
В 2013 году правительство создало [129] фонд поддержки предприятий МСП в надежде увеличить их число до 350 000.
Экосистема для стартапов развивается быстро, работают несколько бизнес-акселераторов и фондов поддержки, например, TOPICA [130], Vietnam Sillicon Valley [131], Founder Institute [132].
Следующая карта наглядно показывает стартап-систему Вьетнама. А здесь её интерактивный [133] вариант:
Подробное описание ключевых элементов можно найти здесь [134].
Все стартап-проекты работают в трёх крупнейших городах: Хошимине, Ханое и Дананге. Хошимин — финансовый и деловой центр страны, Ханой (при том что это столица) не настолько продвинут в hi-tech. Наконец, Дананг пытается вырастить собственную экосистему и стать «smart-city» в противовес мегаполисам.
Власти Вьетнама не прикладывают особых усилий к развитию стартапов, из-за чего они испытывают проблемы. В 2014 году не проводилось [135] ни одного раунда финансирования. На сегодняшний день лишь 30 компаний получили финансовую поддержку.
Во Вьетнаме серьёзный кадровый голод в сфере ИТ, при том что в индустрии занято около 440 000 человек. Поэтому для инвесторов велики риски, связанные с профессионализмом команд.
В целом ситуацию можно назвать положительной: бизнес-среда развивается, проходят серьёзные мероприятия. Например, в Хошимине состоялся один из туров поиска стартапов в Азии Echelon [136].
Бизнес-эксперты Юго-Восточной Азии отмечают следующие стартапы из Вьетнама:
А в этом списке Топ-9 [146] вьетнамских стартапов.
Коворкинги работают в основном в Хошимине с иностранными посетителями. Впрочем, очень быстро растёт сообщество местных фрилансеров, а также иностранцев из Малайзии и Таиланда. По большей части они оказывают услуги американским и австралийским компаниям.
Крупные коворкинги:
Главным фактором успеха во Вьетнаме эксперты считают [151] социальные сети и возможности взаимодействия покупателей.
Проблемы местных стартапов не отличаются от других стран региона:
Впрочем, по сравнению с соседями, возможности для стартапов во Вьетнаме вполне приемлемые. Только рассчитывать им приходится на собственные силы.
Позиции стартапов Вьетнама в мировом рейтинге:
Таким образом, принимая во внимание демографию, уровень жизни и свободные ниши в IT, Вьетнам — одна из наиболее перспективных стран для стартапов в Юго-Восточной Азии.
Что касается бизнеса в целом, то значительная часть местных компаний принадлежит иностранцам. По уровню развития инфраструктуры и уровню коррупции Вьетнам на одинаковых позициях с Россией.
Рабочая сила здесь обходится дешевле, чем в Китае. Расходы на бизнес ниже, налоговая система достаточно лояльна к инвесторам, и это привлекает российских бизнесменов.
Общие условия работы в стране можно изучить здесь [154].
Вьетнам — перспективный рынок для иностранных компаний.
Плюсы: высокий объём рынка сбыта (более 90 миллионов населения); устойчивое экономическое развитие страны; бурный рост интернет-аудитории; увеличение доходов населения и доли среднего класса; хорошая среда для стартапов с большим количеством свободных ниш; относительно мягкий климат и очень низкие цены.
Минусы: низкие доходы населения и, как следствие, низкие показатели ёмкости рынков; сложности с финансированием проектов и монополия зарубежных брендов в некоторых нишах.
Таким образом, минимальную окупаемость инвестиций следует ожидать через несколько лет, когда Вьетнам сравняется по капитализации с рынками соседних стран (и даже стран СНГ). При этом те, кто вкладывает в местную экономику сегодня, будут контролировать значительные финансовые потоки.
Источник [156]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/sovety/99867
Ссылки в тексте:
[1] серию материалов: https://roem.ru/sea2015/
[2] Interweb Pro: http://iwpro.ru/
[3] Digital Media Partners: http://digitalmedia.vc/
[4] Image: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/vn/about_vn/eco_vn/
[5] 1894 доллара: http://www.focus-economics.com/countries/vietnam
[6] 90−128: http://www.thanhniennews.com/society/vietnams-minimum-wage-to-increase-1418-per-month-in-2015-29590.html
[7] 44%: http://www.internetworldstats.com/stats3.htm
[8] Image: http://www.slideshare.net/johnyvo/vietnam-digital-landscape-2015-46108960
[9] 40 миллионов: http://www.internetlivestats.com/internet-users-by-country/
[10] Image: http://www.emarketer.com/Article/Internet-Users-Vietnam-Have-Youth-on-Their-Side/1010028
[11] 67%: http://www.statista.com/statistics/348252/daily-internet-usage-age-group-vietnam/
[12] Image: http://iwpro.ru/vietnam.html#
[13] интернет-цензура: http://en.wikipedia.org/wiki/Internet_censorship_in_Vietnam
[14] присутствует ряд статей: http://www.forbes.com/fdc/welcome_mjx.shtml
[15] 4,6 часа: http://wearesocial.sg/blog/2014/01/social-digital-mobile-apac-2014/
[16] ADSL: http://broadbandtoolkit.org/Case/vn/3
[17] 5 кабельных линий: https://www.techinasia.com/vietnam-internet-cable-cut-yet-again/
[18] постоянно рвутся: http://thestack.com/vietnam-asia-america-gateway-break-outage-internet-050115
[19] перекусывают акулы: http://www.independent.co.uk/life-style/gadgets-and-tech/news/sharks-are-eating-the-internet-in-vietnam-9962747.html
[20] планируется на 2015: http://digital.asiaone.com/digital/news/vietnam-set-4g-service-2015
[21] 24 миллионов: http://www.thanhniennews.com/tech/vietnam-has-33-million-internet-subscribers-33226.html
[22] Скорость интернета: http://explorer.netindex.com/maps
[23] Image: http://www.slideshare.net/hhm207/vietnam-internet-statistic
[24] гиперобщительность: http://www.tigermine.com/2014/02/13/southeast-asia-leads-world-online-brand-engagement/
[25] 38% населения: http://wearesocial.net/tag/vietnam/
[26] Zing: http://login.me.zing.vn/
[27] VNG: https://www.vng.com.vn/
[28] Facebook Вьетнама: http://www.socialbakers.com/statistics/facebook/pages/total/vietnam/
[29] Google Trends: http://www.google.com/trends/topcharts?hl=ru#date=2014&geo=VN
[30] объясняется: https://www.techinasia.com/vietnam-loves-facebook-not-twitter/
[31] ТОП сайтов Вьетнама: http://www.alexa.com/topsites/countries/VN
[32] CocCoc: http://coccoc.com/
[33] Webtretho: http://www.webtretho.com/
[34] vnExpress: http://vnexpress.net/
[35] Ring Ring News: http://ringring.vn/
[36] SimilarWeb: http://www.similarweb.com/country/vietnam
[37] Cupidlinks: http://cupidlinks.com/
[38] Blossoms: http://www.blossoms.com/
[39] Dateinasia: http://www.dateinasia.com/
[40] Tinhte: https://www.tinhte.vn/
[41] vozForum: http://vozforums.com/
[42] CungMua: http://www.cungmua.com/ho-chi-minh
[43] Hot Deal: http://www.hotdeal.vn/
[44] Muachung: http://muachung.vn/
[45] Runhau: http://www.runhau.vn/
[46] Soha Store: http://sohastore.vn/
[47] vinaGame: http://vinagame.vn/
[48] Zing: http://news.zing.vn/
[49] Zalo: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.zing.zalo
[50] Wada: http://wada.vn/
[51] осваивается: https://www.techinasia.com/complete-list-18-payment-players-vietnam/
[52] не получилось: http://www.therunet.com/news/1977-rossiyskiy-poiskovik-stal-vietnamskoy-internet-kompaniey-1
[53] Image: http://www.vietnam-briefing.com/news/vietnam-online-understanding-vietnams-e-commerce-market.html/
[54] Image: http://vn.ecommercemilo.com/2014/04/e-commerce-ky-8-slides-sharing-so-lieu-phan-tich-ecommerce-cho-thi-truong-dong-nam-a-va-vietnam-cai-nhin-toan-canh.html#.VTYEdSG8PRZ
[55] Vinabook: http://www.vinabook.com/
[56] EasySale24h: http://www.cucre.vn/
[57] Lazada: http://www.lazada.vn/
[58] Tiki: http://tiki.vn/
[59] Solo: http://www.solo.vn/
[60] Cho Dien Tu: http://www.chodientu.com/
[61] Muafast: http://www.muafast.com/
[62] Hula: http://hula.vn/
[63] Noyyo: http://www.noyyo.com/
[64] Giaytot: http://www.giaytot.com/
[65] Zalora: http://www.zalora.vn/
[66] 5giay: http://www.5giay.vn/
[67] Muare: http://www.muare.vn/
[68] NhomMUA: http://www.nhommua.com/
[69] Vietnamese Store: http://www.vietnamese-store.com/
[70] NinhHiep: http://ninhhiep.com.vn/
[71] Groupon: http://groupon.vn/
[72] CungMua: http://cungmua.com/
[73] Chondeal: http://chondeal.com/
[74] Vatgia: http://www.vatgia.com/home
[75] Enbac: http://enbac.com/
[76] Rong Bay: http://rongbay.com/
[77] Mua ban: http://muaban.com.vn/
[78] Cho Dien Tu: http://chodientu.vn/
[79] список: https://www.techinasia.com/ecommerce-vietnam-big-players-2013-part-3/
[80] Image: http://www.infocom-de.com/press.php?t=infocom-features-key-challenges-and-opportunities-in-the-vietnamese-market&jsP=3
[81] 36% вьетнамской аудитории: https://www.techinasia.com/36-of-vietnams-population-now-uses-smartphones-but-where-are-the-mobile-services/
[82] второй в мире: http://www.applift.com/blog/vietnamese-mobile-games-market-flappy-bird.html
[83] Image: http://www.slideshare.net/appota/vietnam-online-mobile-game-market-insights-and-guide
[84] Apkviet: http://apkviet.com/
[85] Appvn: http://appvn.com/
[86] Download: http://download.com.vn/
[87] Apkvn: http://apkvn.net/
[88] Vimarket: http://vimarket.vn/
[89] Cleverstore: http://cleverstore.vn/
[90] 365app: http://365app.vn/
[91] Codengo: http://www.codengo.com/
[92] Appota: https://appota.com/
[93] определенные сложности: https://www.techinasia.com/mobile-vietnam-frontiers-not-game/
[94] Greengar: http://greengar.com/
[95] Notabasement: http://www.notabasement.com/
[96] Divmob: http://divmob.com/
[97] Moneylover: http://moneylover.me/
[98] Colorbox: http://colorbox.vn/
[99] Greengar: http://2359media.com/
[100] Notabasement: http://alphapod.com/
[101] Applancer: http://applancer.com/
[102] Appscyclone: http://appscyclone.com/
[103] Buoistudio: http://www.buoistudio.com/
[104] Floatingcube: http://floatingcube.com/
[105] Gloops: http://gloops.com/en
[106] Guava7: http://www.guava7.com/
[107] Longcatlabs: http://www.longcatlabs.com/
[108] Savvycomsoftware: http://savvycomsoftware.com/
[109] горячий: http://e27.co/pocket-guide-vietnams-mobile-market-2014/
[110] 40%: http://www.slideshare.net/johnyvo/vietnam-digital-social-mobile-2015?next_slideshow=1
[111] 52%: http://digitalinasia.com/2013/11/20/vietnam-digital-landscape/
[112] прогнозов: http://bdg-vietnam.com/de/about/news/details/items/digital-ad-market-booming-in-vietnam/
[113] Более 90%: http://www.vietnam-briefing.com/news/foreign-firms-dominate-vietnam-advertising-market.html/
[114] Clevernet: http://clevernet.vn/
[115] Goldsunfocusmedia: http://goldsunfocusmedia.com.vn/
[116] Sosmart: http://sosmart.vn/
[117] Muaban: http://www.muaban.net/
[118] Ambient Digital: http://www.ambientdigitalgroup.com/
[119] Ozerside: http://ozerside.com/
[120] Golden AdGroup: http://www.goldenadgroup.com.vn/
[121] DTrack: http://www.dtrack.vn/
[122] Ringier: http://www.ringier.com/vn
[123] eBrand: http://www.ebrand.vn/
[124] April+: http://www.april.com.vn/home
[125] Go4Branding: http://www.go4branding.com/
[126] Lowe Vietnam: http://www.lowevietnam.com/
[127] Полный список: http://digitalk.vn/agency-directory
[128] Зарубежные эксперты: http://www.wsj.com/articles/SB10001424052702303796404579100200896926512
[129] создало: http://www.vietnam-briefing.com/news/vietnam-establishes-sme-development-fund.html/
[130] TOPICA: http://tfi.topica.edu.vn/
[131] Vietnam Sillicon Valley: http://www.siliconvalley.com.vn/
[132] Founder Institute: http://fi.co/
[133] интерактивный: https://www.mindmeister.com/ru/342436678/startup-ecosystem-in-vietnam
[134] здесь: http://e27.co/vietnam-accelerators-incubators-watch-20150211/
[135] не проводилось: http://ventureview.eu/pochemu-vo-vetname-ne-populyarnyi-pervonachalnyie-investitsii/
[136] Echelon: http://e27.co/echelon/top100/
[137] Triip: https://www.triip.me/
[138] Cloudjet Solutions: http://www.cjs.vn/
[139] KoolTechs: http://www.kooltechs.com/
[140] babyMe: http://www.babyme.vn/
[141] Sieuweb: http://sieuweb.vn/
[142] mRaovat: http://mraovat.vn/
[143] Appota: http://appota.com/
[144] Wiindi: https://wiindi.com/
[145] Виктор Лавренко: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
[146] Топ-9: https://www.techinasia.com/9-startups-vietnamese-government-incubating/
[147] Work Saigon: http://www.worksaigon.com/
[148] Saigon Coworking: http://saigoncoworking.com/
[149] Start Saigon: http://start-saigon.com/
[150] hub.IT: https://www.facebook.com/hubITasia
[151] считают: http://e27.co/closer-look-vietnams-changing-startup-landscape-20150227/
[152] охладевают: https://www.techinasia.com/go-global-vietnam/
[153] запрещено: http://ventureview.eu/venchurnyie-kapitalistyi-vo-vetname/
[154] здесь: http://www.vietnamrussia.ru/business.htm
[155] Image: https://roem.ru/tag/sea2015/?utm_source=banner&utm_medium=banner&utm_campaign=sea2015
[156] Источник: https://roem.ru/01-10-2015/208911/vietnam-sea/
Нажмите здесь для печати.