- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Южнодевонширская пневматическая дорога

Пневматический поезд не имел паровоза, а двигался за счёт разрежения, создаваемого в трубе. Вакуум в трубе создавался стационарными компрессорными станциями.
В середине XIX века такая схема сулила ощутимые преимущества и активно обкатывалась.

Пневмопоезд проезжает мимо компрессорной станции:
Южнодевонширская пневматическая дорога - 1

Южнодевонширская пневмолиния (South Devon Railway) в Британии стала самой длинной, но не самой удачной.

Между рельсами проложили трубу, имеющую по всей длине разрез в верхней части. В трубу поместили поршень, соединенный через упомянутый разрез с вагоном. Создание в трубе вакуума приводило поршень, а за ним и вагон, в движение. Разрез в трубе закрывался кожаными клапанами-затворами.
Южнодевонширская пневматическая дорога - 2

Южнодевонширская пневматическая дорога - 3

Еще один вариант пневмопоезда. Здесь локомотивом является первый вагон (к нему прикреплен поршень), в второй вагон служит для «запечатывания» разреза в трубе (кликабельно):
Южнодевонширская пневматическая дорога - 4 [1]

Длина Южнодевонширской линии составляла 32 км (красные точки — компрессорные станции):
Южнодевонширская пневматическая дорога - 5

Некоторые здания компрессорных станций, кстати, сохранились:
Южнодевонширская пневматическая дорога - 6

Чего ждали от поездов с пневматическим движителем? Много чего.
a) способности преодолевать подъемы большей крутизны, чем составы на паровозной тяге, что в перспективе сулило упрощение прокладки дорог в холмистой местности — напрямик, экономя на строительстве;
б) экономичности за счет уменьшения массы поезда (нет массивного паровоза, тендера с углем и водой);
в) безопасности, поскольку при такой системе на участке между компрессорными станциями мог находиться только один поезд и риск столкновения снижался (закон об обязательной путевой блокировке и автоматических тормозах будет принят Парламентом только через 42 года [2], после железнодорожной катастрофы близ Армы).

В 1847-м пневматические составы начинают курсировать по Южнодевонширской линии попеременно с паровозными и постепенно сменяют их совсем. В сутки ходит девять поездов, рекордная скорость движения 28-тонного состава достигает 112 км/ч. Пассажиры довольны: быстро, тихо и нет дыма — красота!
Южнодевонширская пневматическая дорога - 7
(это картинка другой британской пневмодороги, но суть та же)

Не очень довольны проектировщики — тяговое усилие у поездов получилось меньше, чем ждали. Для повышения мощности на холмистых участках 15-дюймовые трубы меняют на 22-дюймовые, а 15-дюймовые переставляют на равнинные перегоны вместо прежних 12-дюймовых.

Расход угля на компрессорных станциях оказывается значительно выше расчетного из-за утечек воздуха и нескоординированности работы станций. Эксплуатация выходит в копеечку: 3 шиллинга 1 пенс на милю пути пневматического поезда против 1 шиллинга 4 пенсов у паровоза. Запущенный вскоре электрический телеграф улучшает слаженность работы компрессоров и поездов, что сразу сокращает топливные затраты на четверть, но… Все равно было дорого.

В морозы возникают трудности с кожаными клапанами на трубе — смазанные рыбьим жиром, они дубеют на холоде и не держат вакуум. Да и вообще, клапаны оказались самым нежным элементом дороги, требовавшим постоянного ухода. А новость о том, что в конце сезона потребуется несколько десятков тысяч фунтов на полную замену клапанов-уплотнителей, акционеров добила совсем. Дискуссия энтузиастов с владельцами была долгой, но закончилась, увы, закрытием проекта. Следует отметить, что главный строитель Южнодевонширской линии (небезызвестный Брюнель [3]), увидев несостоятельность своей реализации, денег за работу не взял.

Фрагмент дороги, оставленный в качестве памятника:
Южнодевонширская пневматическая дорога - 8

Были и другие пневматические дороги [4], более успешные, однако в XX век человечество въехало все-таки на паровозе.

В наше время идея пневмодороги реализовалась в бразильском проекте Aeromovel [5].
Аэромовель в Джакарте:

В определенном смысле дальним родственником пневматических дорог можно считать и проект Hypeloop [6].

Источники: 1 [7], 2 [8].

Автор: 22sobaki

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/100696

Ссылки в тексте:

[1] Image: http://ic.pics.livejournal.com/22sobaki/14753630/46169/46169_original.jpg

[2] будет принят Парламентом только через 42 года: http://svetozarchernov.livejournal.com/73104.html

[3] Брюнель: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%98%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B4%D0%BE%D0%BC

[4] другие пневматические дороги: https://en.wikipedia.org/wiki/Atmospheric_railway

[5] Aeromovel: http://www.aeromovel.com/technology.htm

[6] Hypeloop: http://geektimes.ru/company/icover/blog/262754/

[7] 1: http://www.mybrunel.co.uk/railways/atmospheric/

[8] 2: http://www.exetermemories.co.uk/em/_events/atmospheric_railway.php

[9] Источник: http://geektimes.ru/post/249190/