FIDO — служба разгона тумана

в 3:37, , рубрики: авиация, климат, Научно-популярное, погода, седая пелена, старое железо, транспорт будущего, туман, экология, метки: ,

До введения Закона о чистом воздухе (The Clean Air Act) густые туманы в Англии не были редкостью.
Самолет, вылетевший во время войны на бомбардировку Германии при хорошей погоде, по возвращению мог попасть в такой туман, при котором не видно посадочной полосы.

По инструкции пилот в этом случае должен направить самолет в сторону моря, а сам вместе с экипажем выброситься на парашютах. Это приводило к значительным небоевым потерям самолетов.

В 1942-м британцы придумали FIDO — огневую систему разгона тумана:
FIDO — служба разгона тумана - 1

Устройство для рассеивания тумана состояло из трех труб, проложенных с обеих сторон взлетно-посадочной полосы (ВПП). Две лежали на земле, верхняя располагалась над ними; в нижних трубах были выполнены отверстия.
FIDO — служба разгона тумана - 2

FIDO — служба разгона тумана - 3

FIDO — служба разгона тумана - 4

В верхний трубопровод нагнеталось горючее, которое перетекало в нижние трубы и через отверстия било струйками вверх. Электрическим путем или вручную струи поджигали, верхняя труба прогревалась, горючее в ней испарялось и система выходила на рабочий режим: из отверстий била не жидкость, а бензиновые пары, образующие факелы высотой 60-180 см.
FIDO — служба разгона тумана - 5

Тепло от пламени испаряло капельки тумана, и тот рассеивался.
Когда система прогревалась, то черный дым исчезал и оставалось относительное чистое пламя.
До и после включения системы (через 9 минут):
FIDO — служба разгона тумана - 6

Использование системы при различных направлениях ветра:
FIDO — служба разгона тумана - 7

После первой ночной тестовой посадки пилот сказал, что ощущал себя цирковым львом, которому надо прыгнуть в горящий обруч. Была небольшая турбулентность от горячего воздуха, но проблем она не доставила.

Боевое крещение система получила ночью 19 ноября 1943 года в местечке Fiskerton, когда она за 10 минут улучшила видимость в тумане со 100 ярдов до 2-4 миль. Приземления в ту ночь сопровождались комментариями летчиков типа «Казалось, мы спускаемся в ад, но в итоге оказалось не так плохо».
FIDO — служба разгона тумана - 8

C этого дня и до конца 1943 года в Fiskerton было совершено 39 успешных посадок в тумане. Весной 1944-го уже восемь английских аэродромов оборудованы FIDO, еще семь были в процессе. В случае сильного тумана возвращавшиеся бомбардировщики садились на ВПП с FIDO, заправлялись, и после наступления летной погоды разлетались по своим базам.
Свет от пламени иногда был настолько сильным, что зарево было видно с голландского побережья.

Горючее находилось в баках на краю аэродрома, закопанных или защищенных кирпичной кладкой.
FIDO — служба разгона тумана - 9

FIDO — служба разгона тумана - 10

Расход топлива был громадный — 450 куб.м/час на полосу средней длины. Систему обслуживало 20 человек.
Насосная:
FIDO — служба разгона тумана - 11

Всего с 1943 по 1945 год в Британии, используя FIDO, успешно приземлилось 2486 самолетов, из них 79 при видимости менее 100 метров. Использовали эту систему и американцы на Алеутских островах.

Стоимость одной посадки самолета в тумане составляла 625-1500 фунтов по оценкам британцев или $4000-5000 по оценкам американцев.

Были попытки послевоенного применения системы, в частности, в аэропорту Хитроу. Позже были эксперименты в парижском Орли и пекинском Наньюане с установкой вдоль полосы реактивных двигателей для тех же целей. Но то ли это оказалось слишком дорого, то ли туманов стало меньше, а может автоматика «подтянулась», но на гражданке система не прижилась.

Фильм 1946 года с грифом «Secret» с устройством системы, видами с воздуха и т.д. (англ.):

Автор: 22sobaki

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js