ЗОЛОТАЯ ЖИЛА ИЛИ ЧЕМ ИЗМЕРЯТЬ УСПЕХ

в 8:11, , рубрики: startups, действовать, симкомат, стартап, я пиарюсь, метки: , , , ,

ЗОЛОТАЯ ЖИЛА ИЛИ ЧЕМ ИЗМЕРЯТЬ УСПЕХ
Вот и прошел год после нашей первой выставки, где мы показали общественности уникальный терминал, который продает сим-карты. Столько же времени минуло и с того момента, как я опубликовал на Хабре пост под названием «История одного терминала или как поднять деньги с земли». Название было основано на известном изречении Томаса Алва Эдисона: «Многие известные бизнесмены, рассказывая об истории своего успеха, произносят одну и ту же фразу: «Деньги лежали на земле, их нужно было только поднять».

Выставка. Вступление.

Я прекрасно помню, что обещал написать продолжение этой чудесной для меня и моих коллег истории, и хочу рассказать о том, что произошло за интересный, насыщенный событиями год, и во что все вылилось. Не мудрствуя лукаво, для названия нового очерка я среди огромного количества отзывов на ту статью нашел высказывание wearbo от 17 мая 2012: «Я бы не сказал, что вы подняли деньги с земли. Скорее, вы выкопали глубокую пещеру, вывернули на поверхность тонны грунта и нашли золотую жилу».
Впрочем, лихие «золотоискатели» обычно забывают про эти «тонны грунта», полагая, что золото падает россыпями к ногам бездельников. Перефразирую Маяковского: «Стартапы – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь, единого дела ради, тысячи тонн программной руды».
Признаюсь, самое страшное, с чем приходилось бороться, это лень. Коварная, ленивая осторожность поджидала меня на каждом сантиметре моего пути. Она говорила: ничего не выйдет, расслабься, у тебя и так уже все есть, забей на эту ерунду.
Ежедневная борьба с ней порой выматывала больше, чем тяжелый труд.

Год разработок «с нуля»

После того, как в марте прошлого года мы приехали домой с выставки ВЕНДЭКСПО 2012, то сразу устроили небольшой брифинг. Главным был вопрос: есть ли смысл бросаться с головой в омут?
Печально, но наш программист дал слабину. Он и так работал в довольно успешной по меркам небольшого городка софтверной компании, где все было спокойно и распланировано на несколько лет вперед. Бросать это небольшое благополучие ради непонятного стартапа с его точки зрения было глупо. Я мог его понять, но в итоге у нас теперь не было программиста, зато имелся «непонятный код».

Команда опять стала «тандемом», подражая президентам России.

Наша команда.

Я и Саша – вот и весь состав нашей корпорации. Я живу в Ижевске, Александр – в Воткинске. Между нами – куча полезных сервисов типа basecamp, wechat и т.д. Тем не менее, чрезвычайно сложно сохранять положительную работоспособность, находясь даже на расстоянии всего 50 километров друг от друга.
Однако изо дня в день наш документооборот все увеличивался и увеличивался, все, что мы придумывали, моментально увековечивалось в описании технического процесса, а потом воплощалось в металле или пластике.
Вы понимаете, какой это кайф!? Еще вчера мы обсуждали нечто с Сашей по телефону, а уже завтра я смогу увидеть готовое изделие!
ЗОЛОТАЯ ЖИЛА ИЛИ ЧЕМ ИЗМЕРЯТЬ УСПЕХ

ЗОЛОТАЯ ЖИЛА ИЛИ ЧЕМ ИЗМЕРЯТЬ УСПЕХ

ЗОЛОТАЯ ЖИЛА ИЛИ ЧЕМ ИЗМЕРЯТЬ УСПЕХ

Известно, что мотиваторы всегда создают некую волну мотивированной деятельности по выполнению одной или группы идей. Нашим главным мотиватором стал обмен фотографиями различных узлов нашего терминала: когда ты видишь, что твои мысли – не пустая вибрация нейронов, а вполне готовый продукт, это чертовски заводит!

Программисты.

Распрощавшись с нашим штатным программистом и хорошим другом, мы начали судорожно искать единомышленников для работы над софтом.
Удвоенные молитвы были услышаны, нам попалась великолепная команда под руководством столь же отличного, а главное – обязательного и собранного Романа (нам давно не хватало в команде такого человека).
Код всей системы пришлось переписывать практически с нуля. И теперь над нашим продуктом работает не один человек, а целых пять.

ЗОЛОТАЯ ЖИЛА ИЛИ ЧЕМ ИЗМЕРЯТЬ УСПЕХ
Скорость выпуска релизов, число которых приближается к десяти, очень радует нас с Александром.

СМИ.

С таким большим количеством журналистов, как летом 2012 года, я не общался и за всю жизнь. Это были интервью, заметки в газетах, журнальные статьи, публикации в интернет-изданиях, про нас вспомнили даже местные (Удмуртские) СМИ, которым я рассказывал о непонятных железных ящиках и продаже сим-карт без участия продавцов.
Каждая новая статья, как лавина, тащила за собой большое количество пересказов и перепечаток, а потом – новые звонки от журналистов. А после статьи сыпались обращения от будущих клиентов. И так – изо дня в день.
Сказать, что это не льстило нам, и мы не были рады такому вниманию – значит, нагло соврать. Конечно, мы были рады!

Сайт.

Объяснять на пальцах каждому позвонившему, «какой-такой-крутой» у нас терминал, я быстро устал. Пришлось в срочном порядке запускать сайт. В итоге за пару недель нам разработали «сайт-одностраничник», главной функцией которого была демонстрация фотографий терминала и нашего номера телефона.
Буквально за пару дней посещаемость сайта выросла с 0 до 500-600 человек в сутки. Кто были все эти люди и откуда? Этот вопрос частенько мучил меня. Ведь рекламой сайта мы совершенно не занимались.

Инвестиции.

Работая над терминалом больше двух лет, мы никогда не задумывались о деньгах. Ведь еще в 2009 году я с легкостью расстался с мыслью о покупке квартиры ради одного из своих проектов. (Вот он, для любопытствующих). Так что вкладывать СВОИ средства мне было не привыкать. У Александра в это время тоже была работа с неплохой зарплатой и гибким графиком, поэтому оснований для финансовой паники не существовало.
Но когда от нас потребовались суммы с шестью нулями, мы призадумались.
Нам нужны были инвестиции.
И они моментально нашлись. Один мой хороший друг искал, куда пристроить свободные средства. Он еще не подозревал, что пристроил их в жерло «черной дыры».
И по закону таких «черных дыр» деньги начали уходить в наш многострадальный проект со скоростью несколько тысяч рублей в минуту.
Но зато у нас произошел ощутимый рост производительности. Мы смогли позволить себе полностью переписать софт терминала, начать производство комплектующих на заводе в Китае и много еще чего…

СИМКОМАТ 2.0.

В начале 2012 года мы твердо верили, что наш терминал должен быть очень простой и понятный, и на всякие мелочи типа отсутствия печати абонентского договора, невозможности подписи этого договора и тому подобного почти не реагировали, считая их бюрократическими предрассудками.
Но нет! Каждый, кто хоть немного представлял себе, что такое подключение абонента к сотовой сети, задавал один единственный вопрос: «Ваш терминал позволяет ставить подпись абонента в операторском договоре?».
Нет, отвечали мы… и только хотели продолжить, что это можно обойти, как собеседник вешал трубку.
Ну, что же, если мы хотим играть по правилам, то должны создать новый, более «правильный» аппарат.
Сказано – сделано!
И уже в начале осени появляется новая модификация нашего терминала под кодовым названием «СИМКОМАТ 2.0».
Чем же он лучше?
Весьма многим! Он может выдавать абоненту полноценный операторский договор с уже заполненными паспортными данными клиента. Терминал даже выдает ручку, чтобы абонент мог расписаться в этом договоре, а потом принимает договор обратно, ищет там подпись и определяет подлинность документа.
Да, нам пришлось добавить три дополнительных шага в меню терминала, но, черт возьми, теперь мы чисты перед законом! И клиенты не бросают переговоры.

Операторы.

После того, как мы презентовали некоторым журналистам в интервью и в нашей рассылке версию терминала под названием «СИМКОМАТ 2.0», получили – не побоюсь этого слова(!) – шквал звонков от операторов сотовой связи. Звонила вся Большая Тройка: Мегафон, МТС, Билайн. Кстати, весьма забавно то, что централизованного запроса у них не существует, потому как Мегафон звонил из Владивостока, Нижнего Новгорода, Казани и многих других регионов, а Билайн даже купил у нас один терминал для пробы (сегодня отправляем).

Теле2 просят предоставить терминал бесплатно с целью тестирования. Пишут и звонят такие редкие в наших краях операторы, как «Аквафон» (Абхазия) и «Life» (Беларусь). Звонили и обособленные подразделения операторов, например, мегафоновский ЗАО «МегаЛаб».
Со всеми мы ведем переписку, и со многими сотрудничество неплохо продвигается.
Только родной Удмуртский Билайн не звонит и не пишет, хотя идею я им предлагал еще в далеком 2009 году. «Да, нет в родном отечестве пророков, плечом к плечу – лица не увидать, лишь оглянувшись, узнаём мы цену…».

Гости недоступного Ижевска.

Вместе с операторами нам стали писать и звонить их дилеры. Ребята они конкретные, поэтому, в отличие от операторов, сразу просились в гости. Мы в свою очередь никогда им в этом не отказывали.
Но мы находимся в Ижевске, и добраться до нас – настоящий экстрим-трип, сумасшедшая и дорогая аркада, в которой вам предстоит совершить нереальные трюки. Дело в том, что у нас есть собственный АЭРОПОРТ (именно большими буквами) и самый старый авиапарк в России, который принадлежит компании «ИЖАВИА».
Поэтому билеты в Москву обходятся очень дорого: 7000 рублей в один конец. А если ехать на поезде (сутки в пути), то это будет стоить от 4500 рублей в купе и 3000 рублей в плацкарте.
Но наших «гостей» сии трудности нисколько не смущали. За последние 7-8 месяцев я не помню ни одной недели, чтобы к нам не приехал кто-то посмотреть «чудо-аппарат». У нас даже появилась стандартная программа встречи гостей: к «программистам» в офис, посмотреть терминал, в бар и в музей Калашникова, из АК-47 пострелять.
География наших гостей-экстремалов очень обширна: от Владивостока до Казани.
И спасибо им всем за то, что поверили в нас и приехали!

Первые заказы.

Естественно, люди ехали не просто так – они хотели покупать…
И уже в декабре 2012 года мы решили начать продажу терминалов небольшими партиями (по 1-2 штуки в руки). Установили гигантский срок на подготовку терминала к отправке – 45 рабочих дней. И клиенты ждали!
Буквально завтра/послезавтра мы отправляем терминалы двум заказчикам: один в Нижний Новгород (оператору связи) и один в Москву (крупному корпоративному дилеру).
А предварительных заказов мы набрали уже больше 50. И планируем после мартовской выставки в Москве вплотную ими заняться.

Конкурсы.


Во всей этой суматохе мы совсем забыли, что о себе необходимо иногда напоминать. В изобретательстве, почти как в телешоу, все время надо мелькать среди «поклонников».
Я решил поискать, какие интересные стартап-конкурсы проходят в нашем Рунете.
И первое, что нашел – «Конкурс стартапов Forbes-2012». Куда мы и заявились со своим проектом за несколько дней до окончания приема заявок.
Кстати, организаторы решили продлить прием заявок еще на месяц, так как набрали всего пару десятков конкурсантов. За этот месяц пришло около 200 новых участников, но наша уверенность в том, что мы обязательно попадем в число финалистов, не оправдалась. Признаться, у меня было много вопросов к организаторам этого конкурса. Но я их не высказал – Бог им судья. Тем более что за время участия в конкурсе не было ни дня, чтобы нам не позвонили 3-7 человек.
В результате мы получили столько звонков и писем, что были безмерно счастливы и простили организаторам небольшие оплошности в результатах мероприятия.
Воодушевившись участием в конкурсе от Forbes, я начал ежедневно просматривать новые стартап-конкурсы, которые проводились в России и странах СНГ. И велико было мое удивление, когда одним прекрасным днем я обнаружил наш проект, заявленный совершенно другим участником.
Пришлось регистрироваться и соревноваться со своим же «клоном» (можете даже поддержать нас).
В общем и целом сделал вывод, что конкурсы – это не так уж плохо, а скорее – хорошо и нужно!

Выставка. Эпилог.

Начав разделом «Выставка», хотелось бы им и закончить. Я думаю, что это правильно, когда мы применяем в нашей жизни какие-то «мерила» – хоть в попугаях, но мы должны знать, чем можно измерять успех или неудачу.
Для себя мы решили мерить наш «терминальный трип» в выставках. И если в 2011 году мы просто ходили по ВЕНДЭКСПО и не могли даже представить, что через год будем одними из участников этого действия, то в 2012 году мы собрали последние свободные средства и поучаствовали в ней. А сейчас, в 2013 году, мы, немного расправив крылья и распушив хвост, уже точно знаем, что хотим получить от нее.
Изменения в жизни, прокачка скилов – это удивительная особенность, отличающая бизнесменов, стартаперов и вообще активных людей от тех, кто давит свой (скорее — чужой) диван пятой точкой и медитирует с телевизором.
Давайте действовать! Оторвитесь от своих диванов. HARD SKILLS и SOFT SKILLS – это просто, главное, сделать первый шаг…

Post scriptum: будем рады увидеть тех, кому интересен наш проект, на выставке «Вендинговые технологии»  20-22 марта

Автор: Soratnik

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля