Интервью с техническим директором стартапа Fo.ru

в 6:58, , рубрики: инвестиции, история стартапов, стартап, я пиарюсь, метки: , ,

image

— Расскажите, с какими трудностями вы столкнулись во время запуска конструктора сайтов Fo.ru?

С инвестором была договоренность, что в течении 6 месяцев мы разработаем и опубликуем проект в интернете. Основные проблемы были связаны с персоналом. И, изначально, самой первой проблемой оказалось найти этот самый персонал. Сам по себе проект имеет высокий уровень технологий, так как конкуренты на рынке конструкторов достаточно сильные, и в технологическом плане очень продвинуты.

Требовалось в кратчайшие сроки набрать толковых, высококвалифицированных программистов. Но такие люди обычно имеют минимум 3 года опыта работы с серьезными проектами и уже давно сидят на теплых местах в больших командах с полным социальным пакетом. Мы не могли сразу предложить им аналогичные условия, тем более, что у любого стартапа всегда не ясное будущее. Выяснилось, что многие специалисты обзавелись кредитами на машины, квартиры, поэтому в работе их в первую очередь интересовала стабильность.

Худо-бедно команда постепенно была укомплектована. Но, как вы понимаете, к нам пришли люди не от хорошей жизни. Как следствие, уже во время запуска проекта начались проблемы. Например, за месяц до сдачи сервиса один из программистов просто перестал появляться на работе. Он оказался скрытым наркоманом, который держался год и внезапно сорвался. Вскоре после запуска проекта несколько программистов сменили место работы, устроившись в более социально обеспеченные фирмы. Попробуйте представить, с какой продуктивностью работали эти люди, зная что вот-вот покинут проект. Приходилось лавировать, думать, уговаривать, в общем проявлять чудеса менеджмента и использовать опыт, накопленый мной за 10 лет работы в сфере IT.

— Какой объем инвестиций получил ваш проект и каким образом вам он был доступен?

На данный момент в проект вложено более 1 млн $. В течении трех лет мы эту сумму получали этапами. Условно можно представить следующие этапы: разработка и публикация сервиса в сеть, продвижение и набор ядра аудитории, монетизация проекта. Сейчас проект переходит в фазу самоокупаемости и, как вы понимаете, тут на смену инвестиционным вливаниям должен прийти период возврата инвестиций.

— Расскажите как вы продвигали ваш сервис, были ли с этим какие-то проблемы?

Сначала было все очень просто. Мы покупали контекстную рекламу, баннерные показы и т.д. В общем шли по классической схеме. Первый год у нас был достаточно быстрый рост ядра аудитории. Но потом мы столкнулись с тем, что ядро уже не маленькое, и рекламные вложения приносят слишком мало новых пользователей по сравнению с тем, что мы уже набрали. До определенного уровня мы увеличили наши рекламные расходы. Но это было больше похоже на жжение денег в топке. Тогда мы свернули агрессивную маркетинговую политику.

Далее мы пошли путем интенсивного развития через партнерские программы. Сначала мы предложили простую реферальную программу ( fo.ru/affilate ): получай процент или фиксированную сумму за привлеченных в наш сервис пользователей. Далее мы запустили франшизу ( fo.ru/partners ). Предлагали на домене партнера и под его брендом легко запустить клон Fo.ru и разделить доходы с этим партнером.

Оказалось не просто бороться с мошенниками и накрутчиками, которые постоянно совершенствуют способы обмана и накручивают регистрации. Это можно сравнить с игрой в пинг-понг. Как только мы вычислим один способ накрутки и добавим его автоматическое детектирование, так они начинают применять новые алгоритмы мошенничества.

— Расскажите, как проходила монетизация Fo.ru? Известно, что многие условно бесплатные продукты не смогли пережить эту фазу и были закрыты.

Монетизацию можно сравнить с форсированием двигателя вашей машины. Либо он не тянет, либо ты перегнул палку, и двигатель сгорел. Сначала было просто, так как любые изменения давали рост продаж в разы. Но дальнейшее увеличение дохода на вашем потоке клиентов становится уже не таким значительным. Тогда, продолжая аналогию с машиной, в ход идут: другая резина, спойлер, внешний тюнинг аэродинамики. Соответственно, мы добавляли новые услуги, другие платные возможности и постепенно увеличивали средний чек с клиента. Это долгая и кропотливая работа, которую можно продолжать бесконечно, и до сих пор мы ей занимаемся.

Например, у нас есть свой маркет для владельцев сайтов ( fo.ru/market ), где можно купить дизайны, фоны или виджеты на сайт. Маркет является открытой площадкой для вебмастеров и дизайнеров, которые тут могут продавать свои наработки. Наличие маркета тоже увеличивает средний чек с клиента.

— Есть ли что-то новое или особенное в вашем конструкторе сайтов?

У нас есть довольно интересное решение по интеграции с соцсетями. Мы подошли к этой проблеме с двух
сторон. С одной стороны, мы предлагаем при регистрации сразу сделать сайт на основе Вашего профиля ВКонтакте или Facebook ( fo.ru/vkontakte ). Пользователь выбирает нужный ему шаблон сайта, например, сайт-резюме, и наша система на основе его данных из профиля ВКонтакте заполняет уже готовый сайт-резюме. Это быстро и удобно.

С другой стороны, у нас есть возможность настроить синхронизацию вашего сайта с вашими профилями в соцсетях. Это же очень удобно. Например, вы добавляете фотографию себе на сайт и она автоматически появляется в ленте новостей на соцсетях ( help.fo.ru/blog/39938/42592 ).

— Какие у вас планы по развитию Fo.ru? Что вы считаете перспективным?

Условно мы выделяем два направления работы. Первый — это выход на другие языковые рынки, где не такая большая конкуренция, как в рунете. Второй — это поднятие уровня сервиса клиентов.

С первым направлением все ясно. Мы пытаемся занять пустые ниши, иначе их займут локальные игроки или мировые бренды. А вот с саппортом вопрос интереснее. Мы постоянно совершенствуем систему, что бы все было интуитивно понятно, но это не отменяет необходимости службы техподдержки. Дело в том, что у нас сервис условно бесплатный. Соответственно, у нас большое количество бесплатных пользователей и меньше платных. Довольно легко отделу саппорта заниматься вопросами платных пользователей, тем более, это финансово логично и окупаемо. С другой стороны, если оказывать техническую поддержку бесплатным пользователям, то они реже бросают наш продукт, не разобравшись в нем и не дождавшись помощи, а со временем переходят в категорию платных.

Сейчас мы занимаемся разработкой автоматизированной панели управления SEO и контекстной компанией. Главная цель — дать нашим пользователям простой пошаговый визард, что бы они могли легко настроить свою рекламу. Проще говоря, создаешь сайт и тут же запускаешь рекламную компанию, которая обеспечивает поток посетителей на твой новый сайт. Так сказать, продукт полного цикла.

— Какой на Ваш взгляд сейчас рынок конструкторов сайтов и какие у него перспективы? И какое место на рынке занимает ваш сервис Fo.ru?

На мой взгляд, будущее рынка — это интеграция сайтов с мобильными платформами. Другими словами, сейчас клиенты хотят иметь обычный сайт, мобильный сайт и приложение в соцсетях и на смартфонах. Это действительно нужно, так как объем обычного интернета сокращается, а мобильный растет. И любой интернет-магазин желает быть максимально доступным и посещаемым. Конструктор Fo.ru позволяет это делать ( help.fo.ru/blog/39938/66102 ). Те конструкторы, которые смогут набрать аудиторию в растущем мобильном сегменте, смогут войти в новую эру мобильного интернета. Я уж молчу, что Google Glass уже на подходе. И там, скорее всего, будут представлены и интернет-магазины с привязкой к геолокации пользователя.

На текущий момент Fo.ru занимает твердую позицию среди стартапов конструкторов, которые были запущены 2-3 года назад. Но, к сожалению, ни один из этих конструкторов пока не выбился в лидеры. Пока главным крупным игроком рынка остается Ucoz.ru. Но я думаю, что время покажет, и кто-нибудь из новичков займет сначала второе место после Ucoz, ну и со временем -первое. Надеюсь, что это будем мы.

Краткая информация о стартапе

  1. Адрес в сети: fo.ru
  2. Сфера бизнеса: конструктор сайтов
  3. Объем инвестиций: более 1 млн $
  4. Возраст проекта: 3 года
  5. Суточная посещаемость: 200 тыс чел
  6. Число зарегистрированных пользователей сервиса: 1,5 млн человек
  7. Текущее состояние проекта: выход на самоокупаемость
  8. Технический директор: Евгений Игумнов ( evgeny.igumnov.com )

Автор: igumnov

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля