FlightCar: peer-to-peer обмен автомобилями и борьба с бюрократами

в 7:13, , рубрики: airbnb, IT-Биографии, startup, История ИТ, стартап, метки: , ,

FlightCar

Около года назад начал свою работу стартап FlightCar.com предлагающий сдачу собственной машины в прокат. Подобная бизнес-схема в США известна как “peer-to-peer car sharing”. Основатели стартапа – трое молодых людей, 18-летний (на тот момент) Rujul Zaparde и 19-летние Shri Ganeshram и Kevin Petrovic. Ради создания своей компании Руджул отказался от обучения в Гарварде, Кевин бросил Принстон, а Шри – MIT.
Надо сказать, это не первый совместный проект Руджула и Кевина. Еще в средней школе они основали некоммерческий фонд, в задачу которого входил сбор средств и строительство колодцев в деревнях Индии, имеющих ограниченный доступ к чистой воде.

Кевин, Руджул и Шри

Несмотря на то, что компании с подобной бизнес-моделью существовали и ранее, например Getaround была основана в 2009, RelayRides в 2010, FlightCar нащупал специфическую нишу. Бизнес-идея оказалась довольно проста: люди, прилетающие в другой город, нередко вынуждены арендовать машину. При этом их собственная машина в это время не используется, а во многих случаях хозяин еще и платит деньги за парковку аэропорту. Так почему бы не оптимизировать этот процесс?

Зайдя на сайт FlightCar или воспользовавшись приложением, владелец машины может уведомить компанию о дате своего отлета и прилета. Когда он приезжает на парковку FlightCar, находящуюся всего в нескольких километрах от аэропорта, клиента уже ждет комфортный Lincoln или Ford Excursion, который отвезет его к нужному терминалу. Буквально пара минут на формальности, пока сотрудник FlightCar вносит в свое приложение информацию о внешнем виде машины и дает владельцу на подпись условия соглашения. Каждому автомобилю компанией предлагается страховка на миллион долларов и бесплатная мойка, даже если в отсутствие владельца ее никто не возьмет в прокат. Если же машину арендуют, владелец получит от 5 до 20 центов за милю, в зависимости от возраста и класса машины. Судя по сайту, средний клиент оставляющий у них машину, зарабатывает около $30. Вероятно, наш опыт не является «средним», за те раз 7, что мы воспользовались услугами FlightCar, нашу машину взяли в аренду всего один раз. Впрочем, экономия на парковке и мойке машины оказалась, пожалуй, существеннее.

По возвращении, владелец автомобиля отмечает в приложении когда он готов к тому, чтобы его забрали из аэропорта. Водитель приезжает в течение 10 минут, так что имеет смысл сообщать о прилете уже после получения багажа. В случае, если все водители в данный момент встречают или провожают других пассажиров, приложение сообщит клиенту об этом и предложит взять такси до парковки FlightCar. По прибытии набежавшие $10-15 за проезд оплатит сотрудник компании.

Подобным же образом работает и схема для желающих арендовать машину: их заберут в аэропорту и привезут на парковку, где уже будет ждать выбранная машина, оснащенная GPS, и включающая бесплатную страховку. Стоимость аренды составит от $15 до $60 в день, с лимитом пробега не более 90 миль в день. Традиционные компании проката, позволяющие арендовать машину в аэропорту, обычно предлагают цены в два раза выше.

Основатели компании приняли участие в Y-Combinator в начале 2013 года и собрали $570 000 в качестве seed funding. Запустившись в феврале 2013, уже в апреле они получили еще 5,5 миллионов долларов в раунде А от таких инвесторов как Brian Chesky (основатель и СЕО AirBnB), Alexis Ohanian (со-основатель Reddit), Erik Blachford (бывший СЕО Expedia) и несколько других известных инвесторов и фондов.

Несмотря на то, что основатели родом из Бостона, первым аэропортом где запустился проект стал Сан-Франциско. image
Возможно, потому что это традиционно наиболее geek-аудитория, а возможно потому, что AirBnB также стартовал из Сан Франциско. Однако довольно быстро, несмотря на весьма скромный оборот молодой компании, аэропорт почувствовал, что созревает прецедент при котором его лишают дохода. Арендует ли человек в аэропорту машину, берет такси, использует шаттл или оставляет собственную машину на долгосрочной парковке аэропорта — со всего этого аэропорт получает свою комиссию. Единственное исключение — если путешественника отвозят или встречают кто-то из его семьи и друзей. В США даже есть расхожее выражение о том, что легко отличить друзей от просто знакомых — только настоящий друг повезет тебя в аэропорт. А тут вдруг у пассажиров объявился «друг» с 6-миллионным финансированием, непорядок!

В результате угрозы судебного иска и запрета на работу на территории аэропорта, спустя несколько месяцев переговоров FlightCar и аналогичным компаниям пришлось признать себя «компанией по аренде автомобилей, оперирующей вне аэропорта» и платить соответствующие взносы: $20 с каждой транзакции и 10% от общего дохода, связанного с работой в аэропорту, что в общей сложности поглощает около 17% дохода компании. Для аэропорта, впрочем, подобные сборы составляют также весомую часть дохода не связанного с авиацией — до 20%.

Однако на этом неприятности не закончились. Городские службы Сан Франциско также решили подать на FlightCar в суд ввиду недополучаемых пошлин, налогов и практику высадки пассажиров на обочине, ведь за использование остановок общественного транспорта или такси, компании пришлось бы заплатить городу. Бостон, где стартап открыл свое второе представительство, пока занял выжидательную позицию, наблюдая как разрешится дело в Сан-Франциско. В третий город, Лос Анджелес, FlightCar вышел уже наученный горьким опытом и сразу договорился о сотрудничестве с авторизованными городскими транспортными агентствами. Также немного помогли и оперативно принятые изменения в законодательстве, регуламентирующие работу подобных компаний, включая Uber, Lyft и прочих, которые калифорнийские законодатели провели в сентябре 2013.

Впрочем, и даже тут приключения не закончились. В городке Millbrae, пригороде Сан Франциско, куда парковка стартапа перебралась во второй половине 2013, тоже решили не дать им спокойной жизни, и 4 ноября проголосовали за отмену условного разрешения на ведение работы. Тут уж стартап не выдержал, и сам решил судиться, возмутившись тем, что местная администрация не пошла путем предварительных предупреждений и переговоров, а сразу решила «избавиться» от молодого бизнеса.

Между тем, ситуация с судебным иском от Сан Франциско еще не завершена. Пару недель назад стороны встретились в суде, однако детали заседания общественности неизвестны. СЕО FlightCar 23 января написал в заметку, в которой призвал бюрократов образумиться, и не бить по рукам молодые компании, а прийти к единому знаменателю и выработать унифицированный свод правил для бурно развивающейся peer-to-peer экономики.

Автор: Julles

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля